ПСИХОЛОГИЯ

Этапы развития воображения психология

NewPsychologia

Этапы развития воображения в онтогенезе

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии

существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения:

Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок [ 10,с.75].

Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же

с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения [11,с.5 ].

По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценное использование замещений. Выбор предметов

заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер [23,с. 48 ].

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [ 1,с. 67 ].

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный

Понятие личности. Её характеристики
Перед тем как начать рассматривать менеджера в разный состояниях (стресса и т.д.) сначала стоит определиться с таким важным понятием как личность. Стоит отметить, что это понятие играет очень важную роль в такой большой и сложной системе менеджмента и управления организацией. Термин «личность» используется для описания комплек .

Исследование взаимосвязей личности педагога начальных классов и процесса формирования личности ребенка
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель нашего исследования: изучить взаимосвязи личностных особенностей педагога и уровня формирования личностных качеств у детей в условиях класса общеобразовательной школы. Для исследования были взяты учащиеся 3″А» и 3 «Б» класса СШ № 7 г.Пинска и учителя данных классов Куде .

Цели когнитивной психотерапии
Процесс когнитивной психотерапии АРЛ можно представить в терминах иерархии когнитивной деятельности, когда клиницист пытается вести пациента к более высокому, более абстрактному уровню мышления посредством управляемых обсуждений, структурированных когнитивных упражнений и поведенческих экспериментов. Мы начинаем с основной иерархии, кот .

Источник

Функции воображения, этапы его развития

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий. Строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая, как раз и выполняют эту роль.

Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. О.М. Дьяченко и Е.М. Гаспаровой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющей выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких), которые представляли собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.

Результаты экспериментов, проведенных по данной методике, показали, что уже в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение обнаруживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты – кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр.Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей: милиционер, или Баба-Яга, или волк подстерегают непослушных детей, забирают и наказывают их. Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Следует напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает особенно ярко. Рассказы – фантазии детей о том, что они победили самого сильного медведя или поймали руками белочку на высокой сосне, в 2,5-3 года встречаются у многих детей.

Изучая особенности воображения в детском возрасте, О.М. Дьяченко выделила три основных этапа его развития.

Первый этап можно отнести к 2,5- 3 годам. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что ребенок овладевает предметным замещением, благодаря которому он усваивает действия с предметами, пока ему недоступными (например, профессиональные действия взрослых). Воображение ребенка функционирует еще в рамках знакомой ему предметной действительности. Так, в экспериментальной ситуации при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки, т.е. в отдельные предметы. При этом изображенные предметы могут быть очень разными в зависимости от опыта ребенка. Если же детей просят сначала рассказать, что они нарисуют, а потом уже рисовать, многие отказываются от выполнения задания или рисуют что-нибудь рядом с фигурой-эталоном (т.е. спускаются на более низкий уровень выполнения задания).

Второй этап в развитии воображения – 4-5 лет, возраст активного усвоения социальных образцов, ролевой игры, рисования, конструирования. Воображение в этом возрасте опирается на предметы, но, например, при дорисовывании фигур эти предметы дополняются разнообразными деталями, а в игровой ситуации в качестве предметов-заместителей могут выступать и такие, которые вовсе не похожи на реальные предметы.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование. Это проявилось, в частности, в экспериментах на дорисовывание. Если в раннем возрасте предложение сначала рассказать о своих планах, а затем уже рисовать разрушало деятельность ребенка, то с 4-5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Например, ребенок называет первый шаг своего плана (« Я здесь нарисую домик»), довольно точно реализует его (изображает схематично домик), потом начинает дополнять изображение деталями («А теперь трубу и окошечки»), рисовать рядом что-нибудь еще («Рядом с домиком девочку нарисую девочку»)

В 4-5 лет, по данным О.М. Дьяченко, уровень творческого воображения детей несколько снижается. Это, по-видимому, связано с тем, что в этом возрасте ребенок нацелен прежде всего на усвоение и воспроизведение социальных норм и образцов деятельности. В предложенной ситуации с деревянными куклами дети 4-5 лет нередко отказывались от игры, мотивируя тем, что это не куклы, а кубики, а из кубиков нужно строить.

В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и детских фантазий. Аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы.

Например, мальчик 5 лет после перенесенной операции в течение месяцев «оперировал» своего игрушечного медвежонка, проигрывая варианты наиболее травмировавших его моментов (наркоз, снятие швов и пр.). Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении замещающих воображаемых ситуаций: дети начинают придумывать и проигрывать истории про плохого мальчика (или девочку), который вместо них делает все шалости, выдумывает себе друзей и пр.

Познавательное воображение в этом возрасте связано с бурным развитием ролевой игры, рисования конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, так как ребенок 4-5 лет нацелен на следование образцам: дети воспроизводят одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонных графических схем и пр.

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их. Целостный образ начинает строиться способом «включения»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится деталью образа воображения. Например, в том же эксперименте на дорисовывание неоконченных изображений квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран; треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, который рисует мальчик. Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок от начала и до конца строит план действий, ведущих у осуществлению замысла («Я нарисую Новый год.Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а по елкой мешок с подарками»). Речевое регулирование деятельности является очень важным симптомом формирования в старшем дошкольном возрасте произвольного, преднамеренного воображения. Кроме того именно в этом возрасте воображение превращается в особый психический процесс. Особенно отчетливо это проявляется в игре старшего дошкольника, постепенно исчезает необходимость в предметных опорах, ребенок переходит к представлению действий в уме. Игра целиком может проходить в плане представлений. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами.

Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.

4. Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким патологическим (навязчивые страхи, тревожность), или же вести ребенка к аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тенденцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о педагогике воображения дошкольника, т.е. о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческие способности детей. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, взрослый должен помочь ребенку в расширении, уточнении, обогащении этого опыта, кроме того, нужно побуждать его к творчеству. А.В. Петровский отмечал, что воображение возникает в тех ситуациях, неопределенность которых очень велика. Установки же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком, однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения в познании окружающего мира. Практика решения задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов игр и пр.) может быть одной из таких форм. Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и аффективные тенденции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах детей.

Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

В настоящее время, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски истоков креативности (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого воображения.

В ходе исследования О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой выявлена возможность повышения уровня творческого воображения ребенка путем специально организованного обучения. В основе его лежит обучение детей такому манипулированию образами, где заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него, как второстепенная деталь.

Разнообразны приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, своим ученикам разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает хорошие плоды.

Немало интересных приемов, стимулирующих детское воображение, накоплено педагогической наукой, практикой детского воспитания (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина, Л.А. Пеньевская, Н.Ф. Виноградова и др.). Среди них – составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, — нравственно-этическую, познавательную («Маленький, да удаленький», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картине и др.

Интересные приемы, ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Д. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Вот одна из них, которой могут воспользоваться педагоги в работе со старшими детьми, — «бином фантазии»: Ребенку предлагаются слова, которые друг с другом не связаны («лес», «шкаф», «Красная шапочка», «вертолет» и т.п.)». На основе этих слов ему предлагается придумать историю.

Полезны для развития воображения разнообразные игровые методики: «Незаконченные рисунки», «Дополни изображение», «Волшебные превращения», «Представь будто. », «Составь предложение» и т.п.

Особого внимания взрослых требует коллективное творчество детей в разных видах деятельности. Успех его определяется многими причинами: характером взаимоотношений детей, готовностью каждого к творческой деятельности, умением действовать коллективно, интересом к совместной деятельности, общей атмосферой общения. Педагогу важно вовремя направить детское творчество, сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности, вооружить детей необходимыми важными критериями, научить пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, развить готовность к творческому поиску. В этих условиях результаты коллективного творчества оказываются особенно эффективными, кроме того, не теряет своего индивидуального своеобразия личность и продукция каждого члена группа.

Существенно значимо создание атмосферы сотворчества в процессе педагогического общения, которая стимулирует творческие проявления детей. Социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду, школе являются, по мнению психологов, важным фактором в развитии творческого воображения ребенка.

Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремиться к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческих потенциалов своих воспитанников.

Итак, появление зачатков воображения, связанное с зарождением знаковой функции сознания, относится к концу раннего возраста. В раннем возрасте воображение имеет пассивный, воссоздающий непроизвольный характер, развито слабо.

Существенные изменения в развитии воображения ребенка происходят в дошкольном и младшем школьном возрасте. Появляется произвольное и творческое воображение.

Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видов деятельности.

Возникая первоначально под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре, в дальнейшем произвольное воображение ребенка проявляется и в других видах деятельности, осуществление которых невозможно без предварительного планирования (изобразительная, трудовая, музыкальная, бытовая, учебная).

На протяжении детского возраста активно развивается творческое воображение. Он создает образы воображения путем комбинирования и преобразования имеющихся представлений доступными ему способами. Образы воображения ребенка отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью, изменчивостью.

Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование лепка.

Вопросы и учебно-методические задания

1.Рассмотрите особенности развития воображения в соотношении с развитием интеллекта в старшем дошкольном возрасте.

Воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития. Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождением к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, оно переходит в другие виды деятельности дошкольника. Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка.

2.Охарактеризуйте функции воображения.

Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности.

Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.

3. Опишите этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.

Первый этап можно отнести к 2,5- 3 годам. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что ребенок овладевает предметным замещением, благодаря которому он усваивает действия с предметами, пока ему недоступными.

Второй этап в развитии воображения – 4-5 лет, возраст активного усвоения социальных образцов, ролевой игры, рисования, конструирования.

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их. Целостный образ начинает строиться способом «включения».

1.Подберите комплекс заданий, методик, направленных на развитие воображения у дошкольников.

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»). За каждое новое название присваивается один балл.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

Отсутствие ответа – один балл.

Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.

Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.

Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.

2. Понаблюдайте за играми детей третьего и шестого года жизни. Охарактеризуйте выявленные Вами возрастные различия воображения детей дошкольного возраста.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть