ОТНОШЕНИЯ

Этапы реформирования межбюджетных отношений в российской федерации

Характеристика этапов развития межбюджетных отношений в России

ЭтапЦельНормативная базаРезультат
1. Годы стихийной децентрализации 1991—1993 ггСоздание новой бюджетной системы РФ. Формирова- ние основ межбюджет- ных отношенийЗакон РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» Постановление ВС РФ от15.07.1992 № 3304-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» Закон РФ от 15.07.1992 № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» Постановление ВС РФ от 15.04.1993 № 4809-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» Закон РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»Принятие законов, определяющих принципы построения бюджетной системы. Межбюджетные отношения строились стихийно, под воздействием политических и субъективных факторов и вышли за рамки законодательного регулирования
2. Экспери­ментальный бюджетный федерализм 1994-1996 гг.Снижение роли государственного регулирования экономикиФедеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»Введение единых нормативов отчислений от налогов. Расширение налоговых прав для региональных и местных органов власти. Образование в федеральном бюджете Фонда финансовой поддержки регионов
3. Период углубления кризиса меж­бюджетных отношений 1997- 1998 гг.Преодоление кризиса меж­бюджетных отношенийФедеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ Постановление Правительства РФ от 30,07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах» «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998№ 145-ФЗПринятие законов, способствующих реформированию местных финансов. Изменение механизмов межбюджетного регулирования. Увеличение количества «нефинансируемых мандатов»
4. Реформа становления межбюджетных отношений 1999-2000 ггРасширение налоговых полномочий. Решение проблемы «нефинансируемых федераль- ных мандатов»Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»Осуществление перехода к новой методике распределения трансфертов. Подведение итогов инвентаризации федеральных мандатов. Изменение системы перераспределения налогов
5. Развитие бюджетного федерализма 2001-2005 ггУпорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. Разграничение налоговых полномочий и доходных источников. Существенное повышение роли собственных доходов местных бюджетов. Разграничение расходных полномочийПостановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Приказ Министерства финансов РФ от 02.08.2004 № 223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Приказ Министерства финансов РФ от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношенийДальнейшее совершенствование системы финансовой помощи бюджетам других уровней. Законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств
6. Повыше- ние эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами 2006 г. и далееПовышение эффективности межбюджетных отношенийРаспоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р «О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 — 2008 годах и плане мероприятий по ее реализации» Письмо Министерства финансов РФ от 15.12.2006 № 06-04-08/01-161 «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов» Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ»Упорядочение бюджетного устройства в РФ Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятия «бюджетный федерализм» с позиций бюджетного регулирования.

2.Перечислите и охарактеризуйте основные принципы бюджетного федерализма.

3.Охарактеризуйте модели бюджетного федерализма, раскройте их содержание и отличительные черты.

4.Дайте определение понятия « межбюджетные отношения».

5.Перечислите и охарактеризуйте основные функции межбюджетных отношений.

6.Объясните особенности межбюджетных отношений в федеративных государствах.

7.Раскройте содержание действующего в Российской Федерации механизма межбюджетных отношений. Изобразите его на схеме.

Тесты

1. Российский бюджетный федерализм относится к следующей модели бюджетного федерализма:

c)смешанная

2. Принципы построения бюджетной системы государства с либерально-демократической системой управления:

a) единство бюджетной системы

b) разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы страны

c) самостоятельность бюджетов

d) равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с вышестоящим бюджетом

e) автономия бюджетов каждого уровня

g) каждый бюджет выступает как часть единого бюджета государства

3. Принципы построения бюджетной системы государства с административно-командной системой управления (СССР):

a) единство бюджетной системы

b) разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы страны

c) самостоятельность бюджетов

d) равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с вышестоящим бюджетом

e) автономия бюджетов каждого уровня

g) каждый бюджет выступает как часть единого бюджета государства

4.Органы управления финансами, осуществляющие оперативное управление межбюджетными отношениями в РФ:

b) Федеральная налоговая служба

c) Правительство РФ

d) Министерство финансов РФ

e) Счетная палата РФ

5.Методы разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы:

a) делегирование расходных полномочий

b) налоговое регулирование бюджетной обеспеченности

c) разграничение налогов между уровнями управления

d) дотирование нижестоящих бюджетов

e) временная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов

f) поддержка социального и экономического развития

g) перераспределение средств между уровнями бюджетной системы

6. Кооперативная модель бюджетного федерализма характеризуется следующим образом:

a) каждый уровень власти имеет свои «непересекающиеся» налоги по принципу «один налог — один бюджет»

b) ориентирована на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований

c) приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований и конкуренции между ними

d) высокая степень перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы

e) объем перераспределяемых средств между бюджетами разных уровней относительно невелик

f) ограничение самостоятельности региональных и местных властей в области налогообложения

g) более высокая степень децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и уровням бюджетной системы

h) сочетание приоритета федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать целевую финансовую поддержку территориальным образованиям

7.Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется следующим образом:

a) каждый уровень власти имеет свои «непересекающиеся» налоги по принципу «один налог — один бюджет»

b) ориентирована на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований

c) приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований и конкуренции между ними

d) высокая степень перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы

e) объем перераспределяемых средств между бюджетами разных уровней относительно невелик

f) ограничение самостоятельности региональных и местных властей в области налогообложения

g) более высокая степень децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и уровням бюджетной системы

h) сочетание приоритета федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать целевую финансовую поддержку территориальным образованиям

8. Органы управления финансами, осуществляющие оперативное управление межбюджетными отношениями в ЧР:

a) управление Федерального казначейства

b) управление Федеральной налоговой службы

c) Кабинет министров Чувашской Республики

d) Министерство финансов Чувашской Республики

e) управление федерального надзора и финансового мониторинга по ЧР

9.Межбюджетные отношения в Российской Федерации на этапе бюджетного реформирования состоят в виде ________блоков:

10.Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации включает:

a) закрепление федеральным законодательством расходных полномочий между уровнями публичной власти на постоянной основе

b) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

c) иммунитет бюджетов

d) финансирование расходов путем зачета денежных средств

11.Бюджетный федерализм характеризуется понятием:

a) установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, права и обязанности органов государственной власти по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса

b) взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса

c) способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы, обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов

12.Межбюджетные отношения характеризуются понятием:

a) взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса

b) способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы, обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов

c) денежные отношения между органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения интересов общества и его граждан

13. К основным принципам бюджетного федерализма относятся:

d) сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий

14.К основным принципам бюджетного федерализма относятся:

b) ответственность за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения

c)результативность и эффективность использования бюджетных средств

e)активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector