ПСИХОЛОГИЯ

Этапы становления детской психологии кратко

Краткая характеристика основных исторических периодов становления детской психологии

Предмет и задачи детской психологии.

Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.

Предмет детской (возрастной) психологии

По Марцинковской – возрастная (детская) психология изучает закономерности формирования психики ребёнка, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к понимению природы, функций, генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменения в процессе деятельности, при общении, познании.

Также, составляющими предмета детской психологии являются:

— факторы, закономерности и условия психического развития ребёнка;

— периоды развития, их смена и переходы от одного возраста к другому;

— развитие психики в связи с развитием деятельности ребёнка, его общением с другими людьми, познании им окружающего мира и формирование его личности (В.С.Мухина).

Важными задачами детской психологии являются:

— раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

— установление возрастных периодов этого развития;

— выяснение причин перехода от одного периода к другому.

— научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

— определение эталонов зрелости индивида, личности;

— выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни;

— прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов.

Важнейшая задача детской психологии – выяснение условий психического развития.

Детская психология опирается на общую психологию. Сопоставление тех или иных психических явлений в их полной, развернутой взрослой» форме с начальными ранними стадиями дает возможность понять перспективы и содержание их становления и развития в детском возрасте. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важное значение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы развития психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинскии, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

Краткая характеристика основных исторических периодов становления детской психологии.

Сущностное психологическое изучение развития человека сформировалось как ветвь сравнительной психологии довольно поздно — в конце XIX в.

Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях, медицины и философии, пытающейся заложить минимальное обоснование, объяснение развития.

Среди философов были материалисты, считавшие, что развитие психики связано с соединением естественных начал (воды, огня, земли и воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души). Материалисты (Гераклит, Демокрит) считали, что душа и тело едины, и не видели особых различий между душой человека и животных. Идеалисты (Сократ и Платон) рассматривали душу как не связанную с телом и имеющую божественное происхождение. Первые попытки объяснения можно связать с возникновением философских систем, отвечающих на вопрос «почему?», поставленный в отношении хода развития, выраженного в дифференциации на возрасты (развитие = смена возрастов, почему возрасты сменяются?).

Так, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), давая объяснение развитию, соответствующим образом представил и первую возрастную периодизацию, состоящую из трех этапов:

2) от 7 до 14 лет (до наступления половой зрелости);

3) от наступления половой зрелости до 21-го года.

Если ранее предлагаемые возрастные деления не имели под собой иной теоретической основы, то Аристотель взял за основу процессы развития, происходящие в самом человеке. Он был первым, кто выдвинул идею развития.

В Средние века идея развития почти не получила продолжения, будучи подавлена христианскими религиозными догматами.

И только эпоха Возрождения знаменует собой переход от средневековых традиций, в значительной мере сковавших развитие науки, культуры и искусства, к новому мировоззрению.

В основе возрастных делений, как и прежде, лежит педагогический опытобучения лиц определенного возраста.

Специфической формой объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения была философская схоластика, которую более интересовали сами объяснительные категории, а не содержание реальных процессов, стоящих за ними.

Наука на протяжении многих лет по сути безмолвствовала: христианство наложило табу на медико-физиологические исследования и практику.

XVII век не отличается резким поворотом к идее развития, но характеризуется существенным сдвигом в направлении перехода от описания и абстрактных моделей к эмпирической, опытной проверке выдвигаемых гипотез о развитии.

В педагогике появляется фигура Яна Амоса Коменского (1592— 1670), который на педагогической почве возродил идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии.

Осознание наличия в человеческом развитии дифференцированных этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. Коменским, будет с этого момента вплоть до сегодняшнего дня повторяться в трудах педагогов, правда, каждый раз с новыми вариациями (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервег и др.). В философии одним из первых, кто указал на необходимость эмпирических исследований в детском и юношеском возрасте, был Д. Локк : ребенок — это не маленький взрослый и что взрослые совершают грубые ошибки, ложно оценивая возможности и потребности ребенка с точки зрения собственных представлений об их характере.

В XVIII в. идея развития начинает занимать умы многих исследователей. Книга Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», где общество впервые открыло для себя необходимость войти во внутренний мир ребенка, желание прислушаться к таинственному росту его личности, угадать пути его развития.

В конце XVIII в., появилась первая книга, положившая начало научному изучению детской души, врача и философа Д. Тидемана — «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка».

И. Г. Песталоцци хотел бы построить весь процесс обучения ребенка на психологической основе. Теория элементарного образования, предложенная И. Песталоцци, дальше развивает идею дифференциации обучения.

XIX век оказывается очень плодотворным для психологии развития в плане рассмотрения идеи развития, экспериментальных исследований и практики работы с развивающимся человеком.

Ф. В. Шеллинг рассматривал процесс развития с двух сторон — онтологической; (бытие, единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной) и гносеологической. Он доказывает единство живой и неживой природы, раскрывающееся в эволюционном процессе.

Развитие выступает у Ф. Шеллинга как открытое обнаружение того, что еще в неразличимом виде уже имелось в самом «начале».

Гегель разработал систему категорий, из анализа взаимодействия которых можно было бы выводить законы развития бытия, считал, что в природе имеется «дух развития».

В 1882 г. появилась книга физиолога В. Прейера «Душа ребенка»,с ней часто связывают становление детской психологии как самостоятельной научной отрасли.

Источник

Возрастная психология. Этапы развитии детской психологии и педологии в России

I этап – 1900-1907 гг. – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по детской психологии.

II этап – 1907-1917 гг. – разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

III этап – 1917-1924 гг. – период становления советской детской психологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Это происходит на фоне общего подъема и многообразия культурной жизни страны. Особенно важны для детской психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Крупской, СТ. Шацкого и других педагогов.

IV этап – 1925-1928 гг. – период консолидации разных групп и течений в детской психологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. В это время усиливается связь психологи ческой теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершенствованию работы в школах и детских садах.

V этап – 1929-1931 гг. – период интенсивного развития детской психологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Однако в этот же период начинаются и первые нападки на детскую психологию и педологию, связанные с изменением социальной обстановки в обществе, введением единообразия и авторитарности в школьную жизнь. Разрыв между теорией и практикой, до конца не преодоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

VI этап – 1932-1936 гг. – в этот период заканчивается формирование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерархической системой отношений между людьми. Идеологизация науки сказывается и на дальнейшем развитии детской психологии.

Ликвидация в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу привели к еще большему отрыву психологической теории от практики. Усиливаются нападки на педологию, обвинения в игнорировании требований школы.

Эта критика как действительных, так и навязанных педологии ошибок привела и постановлению 1936 г., которое практически запретило как педологию, так и детскую психологию.

В течение первых двадцати лет советской психологии было проведено большое число исследований, развивались и совершенствовались научные теории. В это время были разработаны многие интересные методы изучения детской психики, поставлены основные проблемы детской психологии и намечены пути их решения.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Этапы становления детской психологии кратко

Тема 2. История развития детской психологии

1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи Возрождения.

2. Подход к проблемам детской психологии в философских теориях сознания Нового времени.

1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи Возрождения

Исследования психического развития детей начались со времен античной психологии. Первые работы, связанные с поиском основ психики, основ души, привели психологов к идее о развитии души и необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это развитие, так и его этапы.

Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса) психики, был известный философ Гераклит (ок.520‑ 460 г.г. до н.э.).Им была разработана идея мирового года (по аналогии с временами года), которую он перенес и на развитие души. Он считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Гераклит сравнил душу с огнем, который, по его мнению, является первоосновой мира, степень совершенства и зрелости души он измерял по степени ее огненности.

Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал ее с развитием мышления, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта. Такой подход характерен для многих современных теорий психического развития, в которых предполагается, что формирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей является лишь следствием развития интеллекта.

Впервые вопрос о развитии личности детей и формирования у них нравственного, социально одобряемого поведениябыл поставлен греческим ученым Протагором (491 ‑ 411до н.э.) ‑ одним из основоположников школы софистов. Ему принадлежит изречение: «человек есть мера всех вещей».

Протагор поставил вопрос о том, можно ли человека путем планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. Цель такого воздействия заключается в адаптации ребенка к социальным условиям.

Протагор пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации, наиболее важно внешнее влияние, которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других, в развитии способностей, связанных с ораторским искусством. Главным критерием одаренности считалось наличие способности к красноречию, что давало возможность более активного участия в общественной жизни, помогало достичь более высокого социального статуса.

С точки зрения греческого философа и психолога Демокрита(460 ‑ 370 гг. до н.э) душа является источником активности, энергии для тела.

Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела ‑ в голове (разумная часть души), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и органах чувств.

Демокрит впервые выдвинул идею теории познания. Онсчитал, что существуют две ступени в познавательном процессе ‑ ощущение и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно.

Демокрит выдвинул идею всеобщего детерминизма. Признание необходимости всех совершающихся событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека.

Демокрит считал, что невозможно влиять на поведение ребенка, невозможно направлять его психическое развитие в сторону, не предусмотренную его судьбой. По мнению Демокрита, воспитание должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Демокрит большое значение придавал нравственному формированию ребенка.

Сократ (470 ‑ 300 гг. до н.э) этическому развитию ребенка придавал большое значение. Главная цель воспитания, по Сократу, ‑ личное самосовершенствование, в образовании которого он выделял две ступени ‑ изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Этот подход к воспитанию вытекал из основных положений психологической концепции Сократа.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем размышлении о природе вещей и передать другим. Сократ один из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Сократ одним из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработки метода, при помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом метод «наводящих размышлений», при помощи которых детей подводили к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял знание собеседнику в готовой форме. Сократ постепенно приводил своих слушателей к нужным выводам.

Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, что неправильное допущение приводит к противоречиям и, следовательно, к необходимости выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения.

Платон (427 ‑ 347гг. до н.э),исследуя психическое развитие, пришел к выводу, что существует идеальный мир, в котором расположены души, или идеи вещей, т.е. те совершенные предметы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться к сходству, соответствовать им. Таким образом, душа человека является не только идеей, но и целью реальной вещи. С точки зрения Платона, душа постоянна, неизменна и бессмертна, она является хранительницей нравственности человека.

Он уподоблял душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь(вожделеющая душа) не слушает приказов, стремиться перевернуть колесницу, сбросить в пропасть ‑ она нуждается в постоянной узде. Белый конь (страстная душа) не всегда слушается возницу, нуждается в постоянном присмотре, стремиться идти своей дорогой. И разумная часть души отождествляется с возницей: ищет правильный путь и направляет по нему колесницу. Управляя движением коней.

Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души, которые не всегда можно примирить при помощи разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Он первый стал считать память самостоятельным психическим процессом. Дал памяти определение ‑ «отпечаток перстня на воске» ‑ считая ее одним из основных этапов в процессе познания окружающего мира. Платон также доказал, что мышление есть диалог души с собой (внутренняя речь).

В основе системы обучения Платона лежит принцип передачи знаний путем образования понятий. Процесс формирования любого нового знания Платон понимал как припоминания того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Обучение учит детей не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки, так как именно разум, мышление должны руководить поведением человека.

Платон рассматривал индивидуальные склонности и способности детей с точки зрения их профессиональной пригодности и будущего социального статуса. При этом уже в детстве необходимо осуществлять профессиональный отбор и тестирование детей и воспитывать ребенка согласно его будущему предназначению.

Аристотель (384 ‑ 322 до н.э.) считал, что тело от души отделить нельзя. Благодаря душе тело учится, размышляет и действует. После смерти человека разумная часть души не умирает, но соединяется с «верховным разумом» (Нусом), пополняя его содержание.

Аристотель особое внимание обращал на развитие интеллекта, подчеркивая, что значительную роль играет не только мышление, но и, прежде всего, восприятие. Аристотель, изучая развитие человека, придерживался системного подхода. Он утверждал, что в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названа впоследствии биогенетическим законом.

Аристотель исследовал генезис образования понятий у детей. Он утверждал, что сначала у них формируются общие понятия, а только потом единичные.

Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития детей. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Он разделил детство на три периода ‑ до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Для каждого периода должна быть разработана определенная система воспитания, соответствующая основным закономерностям данного периода.

Вопросы психического развития и формирования социально адаптированной личности получили новое развитие в средние века (с III по XIV вв.).

В этот период серьезное влияние на развитие науки оказывала религия. Поскольку вопросы души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии, изменился и предмет психологии, которая из науки о душе стала превращаться в науку о познавательных процессах.

В детской психологии на первый план вышли проблемы развития познания, исследования основных познавательных процессов как развития познания у детей, динамики их становления и методов их формирования.

Новый подход к пониманию души и ее генезиса одним из первых сформулировал выдающийся греческий философ Плотин. Он ввел важное для современной возрастной психологии понятие единства и целостности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе.

Не менее важным было и положение Плотина о самонаблюдении как основе достижения единства. Плотин понимает психическое действие любого уровня как чисто духовное. Все проявления жизни трактуются как производные души. Память есть не что иное, как знание души о своих прежних действиях, поэтому память является основой единства сознания, соединяя в нем прошлое и настоящее.

Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активности души связано с именем известного римского ученого Августина Аврелия (354 – 430 гг.). Он вошел в историю науки под именем Августина Блаженного. Он считал душу орудием, которое правит телом. Основу души образует воля а не разум, тем самым Августин Блаженный стал основоположником учения, названноговпоследствии волюнтаризмом (от латинского «волюнтас» ‑ воля).

Августин Блаженный ввел понятие о врожденной активности души ‑ основе ее развития. Эта активность, направляя и трансформируя познание и поведение человека, является основой ее воли. Августин Блаженный выдвинул идею о саморазвитии психики. Главная мысль ‑ генезис психики не зависит от внешнего воздействия и направляется собственной, врожденной активностью, устремленной на развитие. Августин резко осуждал насилие над ребенком, утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания ребенка, т.е. ребенок осознает свои возможности и стремления.

Большое значение для детской психологии имели работы выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имя ‑ Авиценна).

Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. Воспитание является активной силой, способно изменять физиологические свойства организма в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций. Ибн Сине приписывают постановку опыта, названного «экспериментальным неврозом».

Вопросы, связанные с практикой воздействия на психическое развитие и формирование личности ребенка встали перед учеными эпохи Возрождения (Х1УXVI века).

В эпоху Возрождения ученые-гуманисты стремились восстановить основы классического образования, развить интерес воспитателей к личности ребенка. Большое значение уделялось разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность.

Эразм Роттердамский выдвинул идею о сочетании наглядности с положительными эмоциями. Он считал, что основой усердия и любознательности учеников является поощрение со стороны учителя и эмоциональное удовлетворение детей во время обучения.

Английский философ и психолог Роджэр Бэкон доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит известный тезис «Знание ‑ сила».

Известный испанский ученый Хуан Вивес предложил новый способ обобщения ‑ индукцию (выведение от частного к общему). Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, являются законы ассоциаций, а ассоциация впечатлений определяет природу памяти. Вивес один из первых пришел к выводу, что наиболее эффективно для подавления негативного переживания не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Другой известный испанский исследователь Хуан Уарте поставил специальную задачу изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект.

Для науки того времени был характерен механический подход, ценность которого заключается в том, что, анализируя этапы развития ребенка, ученые приходили к выводу о наличии соответствующих периодов в психическом развитии человека. Таким образом, уже в то время были заложены основы периодизации.

2. Подход к проблемам детской психологии в философских теориях сознания Нового времени

Развитие общества в Новое время привело к необходимости разрабатывать объективную научную основу под высказанными гуманистическими взглядами о психике ребенка. Для этого важно было обосновать объективные методы исследования содержания души.

Френсис Бэкон(1561 ‑ 1626) ‑ английский психолог, философ и политик, является основателем опытной, эмпирической психологии. Он утверждал, что для превращения знаний в реальную силу, кроме умственной переработки, нужен еще и опыт. Он доказывал, что основа всех знаний заключается в опыте человека. Френсис Бэкон считал, что ощущения несовершенны и эти несовершенства приводят к заблуждениям и ошибкам, затемняющим истину. Поэтому важно не просто опытное, но и экспериментальное знание, так как приборы могут уточнить и исправить ощущения.

Известный французский философ и психолог Рене Декарт (1596 ‑ 1650) познакомился с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана. Религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин. Декарт ввел понятие рациональной интуиции ‑ «понятие ясного и внимательного ума».

Декарт также открыл рефлекс и связал его с положением о необходимости формировать правильные привычки. Эта идея привела Декарта к мысли о способностях целенаправленного влияния на поведение ребенка.

Декарт считал, что душа является главным инструментом познания, а роль тела связана с движением. Тело движется чисто механически, под воздействием рефлекса. Течение рефлекса может нарушаться в двух случаях ‑ под действием ассоциаций и под действием страстей.

Теория страстей служит у Декарта мостом, ведущим его от учения о душе к учению о нравственности. Он считал, что душа никогда не бывает настолько слаба, чтобы не владеть своими страстями. Теория о страстях заложила основы нового понимания психического развития, и дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Воспитание привычки к определенным видам активности основывались на ассоциации, а формирование нравственности и социальной активности ‑ на воспитании страстей, направленном на становление эмоциональной сферы.

Бенедикт Спиноза (1632 ‑ 1716)учил, что имеется единая, вечная субстанция ‑ Природа, которая является единственной реальностью. Душа и тело есть свойства одной и той же субстанции Природы. Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и служит основой познания окружающего мира. Анализируя процесс познания, Спиноза выделил в нем три ступени:

мнение, т.е. знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта;

рассудочное, разумное знание, т.е. знание о родовых, общих понятиях, которое выводится на основе логических рассуждений;

интуитивное знание.

Кроме теории познания, Спиноза внес большой вклад в развитие теории о свободе воли и понимании природы человеческих чувств. Он связывает эмоции с волей, говоря о том, что поглощенность страстями не дает возможность человеку понять причины своего поведения, а потому он не свободен.

Он считал, что необходимо воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, развивая волевую регуляцию поведения. Идеи Спинозы повлияли на взгляды многих психологов, в том числе и на взгляды выдающегося отечественного ученого Л.С. Выготского.

Жан Жак Руссо (1721 ‑ 1778) изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Руссо исходил из теории естественного человека и, так же, как и Коменский, писал о природосообразном характере обучения. Он подчеркивал, что существуют не только индивидуальные но и общие для всех закономерности психического развития, имеющиеся на каждом возрастном этапе. Он создал первую развернутую периодизацию психического развития. Основание, по которому он разделял детство на периоды, так же, как и критерии периодизации, было чисто умозрительным, не связанным с фактами и наблюдениями, но вытекающих из философских взглядов самого Руссо. Он выделяет 4 периода.

Первый период ‑ от рождения до двух лет ‑ с точки зрения Руссо, надо посвятить физическому развитию ребенка. Он считал, что в это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее раннего развития.

Второй период ‑ с двух до 12 лет ‑ необходимо посвятить сенсорному развитию детей. Руссо считал, что развитие ощущений является основой будущего развития мышления. Он выступал против раннего обучения детей, доказывая, что систематическое обучение должно начинаться после 12 лет, когда заканчивается «сон разума».

Третий период ‑ с 12 до 15 лет ‑ необходимо осуществлять целенаправленное обучение, в это время ребенок может адекватно воспринимать и усваивать предлагаемые знания. Эти знания должны быть связаны только с естественными и точными науками, а не с гуманитарными, так как моральное развитие, развитие чувств у детей происходит позже.

В четвертом периоде ‑ от 15 лет до совершеннолетия ‑ происходит развитие у детей чувств после накопления жизненного опыта. Этот период Руссо называл периодом бурь и страстей и считал, что в это время крайне необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

Разрабатываемая в период Нового времени концепция психического развития и сформированные на ее основе подходы к воспитанию поставили вопрос о связи психического развития с окружающей средой, помогли сформулировать новые принципы обучения и воспитания.

Серьезным недостатком позиции большинства ученых психологов Нового времени было то, что ребенок представлен пассивным существом, из которого взрослый, при умелом управлении, как из мягкого куска глины, может вылепить то, что ему надо.

Задание для самостоятельной работы

1. В каких работах философов и психологов Нового времени рассматривались проблемы психического развития детей.

2. Какие еще основные идеи прослеживаются в этих трудах?

Список рекомендуемой литературы

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. ‑ М., 1990.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. ‑ М., 1996.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996.

4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. ‑ М.: ВЛАДОС, 1998.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector