ПСИХОЛОГИЯ

Этапы становления психологии как науки с древнейших времен

Исторические этапы становления психологии как науки

Психология сравнительно молодая наука. Официальное оформление она получила чуть более 100 лет назад. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе и были связаны с анимизмом (лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) – таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н.э. понять природу человека отвергли примитивную идею о существе, заключенном внутри человека, но все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой.

Крупнейший мыслитель Древней Греции Демокрит утверждал, что душа состоит из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Душа – движущее начало, она материальна, то есть умирает со смертью тела. Иное представление о сущности души развивал Платон, который понимал душу как нечто божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует в высшем мире – мире идей, где и познает идеи – вечные, неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает «вспоминать» виденное до рождения. Согласно представлениям Платона, «душа» обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей». Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа или «психе» — это «двигатель», позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к ментальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Так складывался исторически первый этап становления психологии как науки о душе. Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления – математические и одновременно механические – о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

С XVII века начинается новая эпоха или второй этап в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций. Развивается представление о психологии как науке о сознании. Сознанием называли способность человека чувствовать, думать, желать. Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Р. Декарт (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Дж. Локк (1632-1704) и др. Так, Рене Декарт пришел к выводу о полнейшем различии, существующим между телом человека и его душой: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Согласно его модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие. Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума.

Этот декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им душа – надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. Локк также ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основным методом изучения считалась – интроспекция (буквально «заглядывание внутрь») наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века. История психологии как самостоятельной науки начинается в 1979 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Подобную лабораторию в России основал В. М. Бехтерев в 1885 году.

Развитие социальной и экономической сферы в 20 веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи, как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований. Появившиеся концепции, нередко противоречившие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства. Для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную судьбу. Третьи рассматривали его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партнерами или с группой, к которой он принадлежит. Одни придавали главное значение развитию поведения, другие – эмоциональности, третьи – интеллекту или мышлению. Поэтому третий этап развития психологии как науки в начале XX века называют периодом открытого кризиса. Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются базовые категории психологической науки, появляются новые концепции. Однако многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально. Отрыв науки от практики привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология (см. далее).

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Это объясняется сложностью и многоаспектностью внутреннего мира человека, многогранностью его взаимосвязей с окружающим миром.

Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы XX века; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Современное состояние психологической науки, условно обозначаемое как четвертый этап – эклектика – сочетание различных школ и направлений. В общем виде психологию можно определить как науку о психике, изучающую ее проявления, закономерности и механизмы. Это научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Источник

Этапы развития психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Основные направления зарубежной психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Этапы развития психологии как науки

ЭтапОпределение предмета психологииХарактеристика этапа
1-йПсихология как наука о душеТакое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2-йПсихология как наука о сознанииВозникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-йПсихология как наука о поведенииВозникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-йПсихология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психикиПсихология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли.

Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замеча-тельных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оце-нок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым посту-лировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического сущест-вования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как ми-фологический двойник тела и впервые была осмыслена как органи-зующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, мате-матик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две незави-симые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат. dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психо-логии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воз-действия и частота их повторения – стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал клас-сическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Проис-хождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения. В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий
(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наб-людению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть