ПСИХОЛОГИЯ

Этапы становления соц психологии

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально» психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Предмет — это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. (Бехтерев)

Задачи:

1) Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике

2) «Достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

— личность в группе и системе отношений;

— взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.);

— малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.);

— взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.);

— взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.);

— большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.).

Методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

1) Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);

2) Метод моделирования;

3) Методы управленческо-воспитательного воздействия;

4) Методы социально-психологического воздействия.

Источник

Этапы развития и первые школы социальной психологии.

Этапы развития социально-психологического знания

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

СоциоцентризмПлатона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

ЭгоцентризмАристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты.(Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизмаО.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание,Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке.На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Школы

Функционализм(или функциональная психоло-

гия) возник под влиянием эволюционной теории

в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории со-

циального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер по-

лагал, что основным законом социального развития

является закон выживания наиболее приспособлен-

ных обществ и социальных групп. Представители

функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр

и др.) изучали людей и социальные группы с точки

зрения их социальной адаптации — приспособления

к сложным условиям жизни. Главная социально-пси-

хологическая проблема функционализма — проблема

наиболее оптимальных условий социальной адапта-

ции субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм(позднее необихевиоризм) — пове-

денческая психология, изучающая проблемы за-

кономерностей поведения человека и животного

[И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,

Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как

объективная, наблюдаемая реальность, которую мож-

но исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма — проблема на-

учения, т. е. приобретения индивидуального опыта по-

средством проб и ошибок. Выделены четыре закона

научения: закон эффекта, закон упражнения, закон го-

товности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направлениесвязано

с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессоз-

нательных, иррациональных процессов в личности

и в ее поведении. Полагал, что центральной движу-

щей силой человека выступает совокупность влече-

ний. Некоторые из аспектов данного направления

\/ получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера

Социально-психологические проблемы направления:

конфликт человека и общества, проявляющийся

в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт,

А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала челове-

ка как полноценно развивающуюся личность, которая

стремится реализовать свои потенциальные возмож-

ности и достигнуть самоактуализации, личностного

роста. В каждом нормальном человеке заложена тен-

денция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизмтрактует социальное поведение че-

ловека как совокупность преимущественно позна-

вательных процессов и делает акцент на процессе

познания человеком мира, постижении им сущности

явлений посредством основных когнитивных психи-

ческих процессов (памяти, внимания и т. д.). Пробле-

ма когнитивизма — принятие решений человеком.

Представители когнитивной школы <Ж. Пиаже,

Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое

внимание на знание человека и способы его форми-

Интеракционизм(позднее символический инте-

ракционизм) исследовал проблемы социального ас-

пекта взаимодействия между людьми в процессе

деятельности и общения. Основная идея интеракцио-

низма: личность всегда социальна и не может фор-

мироваться вне общества. Особое значение прида-

валось коммуникации как обмену символами

и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разгра-

ничить лишь с известной долей условности, посколь-

ку все они исследуют человека в группе, обществе,мире.

Источник

Становление и развитие социальной психологии

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии. Становление и развитие социальной психологии.

Социальная психология родилась на стыке двух наук : социологии и психологии. Произошло это в силу того, что ряд явлений общественной жизни для полного своего объяснения требовал знаний как из области психологии, так и из области социологии.

Понятие социальной психологии трактуется разными авторами различно, в силу сложности содержания социальной психологии.

Социальная психология— это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы поведения, общения личности, обусловленные включенностью личности в социальные общности и психологические особенности этих общностей.

Определения социальной психологии:

Д. Майерс — «наука о том, как люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу».

Т. Шибутани — «наука о закономерностях поведения людей, обусловленных их участием в группах».

Г. Олпорт — «наука, в рамках которой люди пытаются понять, объяснить и предсказать, как на мысли, чувства, и действия индивидов влияет воспринимаемое, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей».

А.Л. Свенцицкий — «наука, занимающаяся изучением влияния различных общностей людей на сознание и поведение индивидов, а также психологические особенности различных общностей людей, рассматриваемых, как целое. Изучает психологические закономерности социального познания, взаимовлияния и взаимоотношения между людьми».

Соответственно предметом социальной психологии являются факты, закономерности поведения, общения отдельных личностей и групп.

Социальная психология изучает феномены общения: как зарождается симпатия или антипатия по отношению к окружающим, межличностные отношения, взаимодействие в группах ( т.е. механизмы группового взаимодействия ). Также социальная психология исследует такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, сплоченность и конфликтность, заражение, групповую динамику, психологические особенности масс, толпы, классовые и национальные психологические особенности.

Предмет социальной психологии также можно раскрыть через основные разделы социальной психологии:

1. психология совместной деятельности и общения;

2. социальная психология личности;

3. психология межличностных отношений;

4. психология социальных групп.

1. Психология совместной деятельности и общения изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности.

2. Социальная психология личности изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей ( личность рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением ).

3. Психология межличностных отношений рассматривает психологические взаимосвязи, симпатии, совместимость.

4. Психология социальных групп изучает механизмы и процессы возникновения. Функционирования и развития различных социальных групп.

Социальная психология связана с социологией. Общими (пограничными) для изучения обеих наук являются социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально-психологический климат, общественное мнение, групповые феномены: идентификация, адаптация, внушение.

Социология рассматривает природу и характер общественно-групповых и индивидуальных норм и ценностей.

Социальные психологи рассматривают конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом окружения человека, микро- и макро- сред.

Любая наука проходит несколько этапов развития:

В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:

1. период накопления знаний в сферах философии и общей психологии ( 6 век до н. э. – середина 19 века );

2. период выделения социальной психологии из философии в самостоятельную общность знаний ( 50 гг. 19 века – 20 гг. 20 века );

3. период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и ее современное развитие.

История возникновения и развития социально-психологического знания

Платон (V-IV вв. до н. э.): Источник познания — мир идей. Почему люди исполняют определенные социальные роли? Считал, что есть физиологическая обусловленность поведения. В зависимости от доминирования той или иной основной части тела: живот — ремесленник, земледелец; сердце — воин, полководец; голова — философ, правитель.

Аристотель (IV-III вв. до н. э.): Считал, что человека формируют окружающие люди. Впервые сказал, что человек — общественное животное.

Э. Холландер: Выделил периоды развития социального знания.

1. Социальная философия

2. Социальный эмпиризм (конец XIX — начало XX в.)

3. Социальный анализ (уже наука)

Часть философов считала, что человек изначально добр, другие — что он изначально испорчен (до XVII-XIX в.).
Пессимисты:
Н. Макиавелли (XV-XVI вв.). Источник социального поведения — стремление к власти. Цель оправдывает средства.
Т. Гоббс (XVII в.). Человек изначально агрессивен. Необходимо сдерживать его поведение с помощью «Левиафана» — многоглазого морского чудовища по легенде. В реальной жизни его роль играет государство. Оно должно держать людей в узде, всех против всех.
И. Бентам. Человек стремиться к минимизации страданий и увеличению удовольствий. Главное- стремление к получению удовольствий. «Философия утилитаризма».
А. Смит. Придумал рыночную экономику. Главное — экономический интерес, стремление к выгоде. Экономическое равенство производителя и потребителя.
Оптимисты:
Ж-Ж. Руссо: Главное- возврат к естественному человеку.
Дж. Локк: Теория чистой доски.
И. Кант: Отличие человека от животного — у человека есть чувство долга — категорический императив.

О. Конт. «Истинный отец социальной психологии» (Олпорт). Автор труда «Основы позитивной философии», «Основы позитивной политики». Пытался дать определение позитивной морали. Человек — объект и субъект социальных отношений. Дал науке методологию исследования — позитивизм. Придумал социологию.
Ч. Дарвин. Некоторые элементы социального поведения человека имеют природную основу (сравнивал эмоции человека и животных).
Ч. Спенсер. Естественный отбор нужен и в социальном мире.
Г. Лебон. Главное — внушение.
Г. Тард. Главное — подражание.
У. Джеймс. Главное- привычка.
1860 г. — некоторые считают годом основания социальной психологии. Философы-лингвисты Лацарус и Штейнталь выпустили в Берлине журнал «Вопросы психологии народов и языкознание», где заявили, что наряду с душой индивида есть душа народная и ее тоже нужно изучать. Журнал выходит до 1890. Исходил из идеи Гегеля об абсолютном духе, закономерности в развитии исторического процесса.
В. Вундт. 1900 г. Выпускал каждые 2 года новый том «Психологии народов» до 1920 года.
З. Фрейд. Главное — инстинкты созидательные и разрушительные. Личность конфликтует с обществом.
1897 г. — проведен первый социально-психологический эксперимент. Н. Триплет. Наматывание лески на катушку. Сравнил показатели работы в одиночестве и работы-соревнования. Второе — быстрее.
1908 г. — Вышло два учебника по социальной психологии: «Социальная психология» Э. Росс и «Введение в социальную психологию» У. Мак Дугал. В 1924 г. — Ф. Олпорт выпустил третий учебник.
1918 — 1920 гг. — У. Томас и Ф. Знанецский «Польский крестьянин в Европе и Америке» в 5-ти томах. Широко использовали метод анализа документов.
1924 г. — Несколько ученых занялись влиянием групп или людей на деятельность человека (В. Мёде, В.М. Бехтерев, Ф. Олпорт, М. де-Ланге). Интеллектуальным трудом лучше заниматься в одиночку, а физическим в группе.
1921 г. В США вышел первый социально-психологический журнал «Журнал клинической и социальной психологии». В России нечто подобное появилось лишь в 2001 году.
1925 г. Появилась первая шкала для измерения социальных отношений Э. Богардуса. Шкала социальной дистанции (максимальная приемлемость между американцами и англичанами, минимальная — между американцами и китайцами; чем меньше знаешь, тем хуже относишься и боишься). Это было первым измерительным инструментом и первой шкалой в социальной психологии.
1926 г. Шкала (Л. Тернстоун) равных интервалов для измерения социальных установок.
20-е годы — Хоторн — первые эксперименты.
1924 г. Социальные эксперименты в полевых условиях (влияние физических факторов на рабочих). Но никаких определенных выводов не было сделано.
1927-1932 гг. Э. Мейо продолжил эксперименты. На группе из пяти женщин производил манипуляции с освещенностью, интервалами работы и пр. И при увеличении и при уменьшении освещенности производительность труда повысилась. В контрольной группе она так же стала больше. Был сделан вывод, что на производительность влияют не только факторы внешней физической среды, но и социальные, влияние которых даже более важно. Почему? 1) Работать им приходилось малыми группами, возникали неофициальные отношения, появлялась взаимопомощь. Старательность увеличилась. 2) Профессор-психолог ежедневно посещал их, работой руководили симпатичные психологи в белых халатах, а не злые мастера. 3) Руководство предприятия позволило работницам самим регламентировать свой рабочий день. 4) Работницы почувствовали к себе больше доверия; на них обратили внимание, что привело к росту самооценки.
1925 г. Дж. Морено (США) разработал социометрию. Изучал отношения в малых группах. Использовал психодраму и социодраму, где индивид изображал себя в разных ролях в малой группе. Он считал, что это помогает человеку осознать свои внутриличностные конфликты.
1936 г. Курт Левин создает общество психологического исследования социальных проблем.
1938 г. Первые эксперименты К. Левина по изучению социальной атмосферы в различных группах. Изучение лидерства.
1946 г. Двухтомник под редакцией Страуффера «Американский солдат».

Особую роль в становлении социальной психологии сыграло появление первых социально-психологических концепций:

1. психология народов;

2. психология масс ( толпы);

3. теория инстинктов социального поведения.

1. Психология народов, как теоретическая школа сложилась в Германии в середине 19 века. Родоначальниками этой концепции явились Лацарус и Штейнталь.

Они считали, что у каждого народа имеется свой особый склад мыслей и чувств, своя « духовная физиология », называемая народностью, т.е. у каждого есть свой дух или душа.

Задача психологии народов – это познание духа народа, раскрытие законов, по которым протекает духовная деятельность.

Эта концепция продолжилась Вельгельмом Вундтом, который подчеркивал необходимость учета психологии индивидов при развитии психологии народов.

2. Психология толпы, масс. Данная концепция развивалась в 90 гг. 19 века. Родоначальник – Густав Лебон, он первым признал огромную роль масс в развитии общества, предсказал, что будущая эпоха будет эпохой масс.

Лебон рассматривал поведение личности в толпе, подчеркивал бессознательный, иррациональный характер поведения личности. Толпа таит в себе опасность, в ней эмоции преобладают над разумом, существует тенденция к немедленной реализации внушенных вождем идей. Индивид перестает быть самим собой, становится подверженным различным влияниям, утрачивает ответственность за свои поступки и действия, становится «дикарем».

4.концепция инстинктов социального поведения была развита англичанином Мак Дугаллом в 20 гг. 20 века. В качестве базовой теории он рассматривал фрейдизм (как теорию о врожденных инстинктах). Под социальными инстинктами он понимал внутреннюю прирожденную способность к целенаправленным действиям, т.е. по его мнению поведение определяется бессознательным. Инстинкты выражаются при помощи эмоций. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический, определенный характер. Действие инстинкта предполагает возникновение эмоциональной реакции. Были выделены несколько пар:

инстинкт борьбы – через гнев и страх

инстинкт воспроизведения – ревность

стадный инстинкт – чувство принадлежности.

Однако эта теория не получила широкого распространения.

К 20 гг. 20 века социальная психология окончательно превратилась в самостоятельную науку, она начинает активно развиваться как экспериментальная наука.

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 4989 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector