ПСИХОЛОГИЯ

Этапы становления социальной психологии как науки донаучный философский научный

Этапы формирования социальной психологии как науки.

Социальная психология имеет длительную предысторию относительно короткую историю своего существования.

Как свидетельствует история первобытного общества, люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями, и пытались их как-то объяснять и применять на практике в повседневной жизни. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида; из поколения в поколение передавались обряды, табу, что являлось своего рода нравственным регулятором человеческого общения и взаимодействия. Следует сказать, что определенные секреты воздействия на публику с помощью слов, были известны и древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях.

Данный период существования социально-психологических знаний можно назвать донаучным (синкретическим) этапом развития социальной психологии. Здесь воззрения, знания и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.

В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышлении» насчитывает тысячелетия, тогда как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в различных философских концепциях. Так, О. Клайнберг считает, что большинство социально-психологических проблем зародилось в философских системах древности. С точки зрения Г.Оллпорта, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, на протяжении всех эпох развития философского знания, внутри него разрабатывались, оформлялись идеи социальной психологии: в античности это были взгляды Платона, Аристотеля; в философии нового времени – Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля.

То есть, условно, этот этап можно обозначить как философский. Его характерной чертой является постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).

Период непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина Х1Хв.), связан, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительного количества фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов.

На этом этапе — феноменологическом, социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (таких, как, поведение толпы, подражание, внушение, психологическое заражение и др.). Для их изучение разрабатываются специальные способы и приемы исследования. Следует отметить, что в этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной и экспериментальной проверке. Другими словами, формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии большинство исследователей считают 1859г., когда Х.Штейнталь и М. Лацарус выпускают первый номер журнала по этнической психологии и языковедению («Психология народов и языкознание»). Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., в этом году появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американского социолога Э.Росса «Социальная психология», следует сказать, что именно в работах этих авторов впервые появляется словосочетание «социальная психология».

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции: «психология народов», авторы: немецкий философ М. Лацарус, языковед Г. Штейнталь, В.Вундт. В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней; «психология масс», авторы: Г.Тард, итальянский юрист С.Сигеле, французский социолог Г.Лебон; «теория инстинктов социального поведения», автор: английский психолог У. Мак-Дугалл.

Феноменологический этап развития социальной психологии имел множество положительных моментов: выделение социально-психологических явлений в особый класс; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям; выявлению психологических различий первобытных народов.

В 20-е годы ХХ в. оформляется новый научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В. Мёде, Г. Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

На этом этапы развитии социально-психологических знаний завершаются и начинается становление социальной психологии как науки, то есть самостоятельной отрасли знания.

С конца XIX века появляются работы, посвященные социаль­но-психологическим проблемам, исходя из современного опреде­ления предмета социальной психологии как науки. Эти исследо­вания оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом еще более пристального внима­ния в связи с попыткой социально-психологического анализа многих историко-политических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э.Дюркгейм «Метод социологии» (1899); Г.Лебон «Психология народов и масс» (1895); Г.Тард «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1892); М.Вебер «О категориях понимающей социологии» (1913); В.Вундт «Психология народов» (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология». В начале XX века термин «социальная психология» становится общеупотребительным и служит для обозначения но­вого направления в науке.

Выделяют основные этапы развития социальной психологиикак науки.

Первый этап становление социальной психологии как науки — охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Оп­ределяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам соци­альной психологии. На этом этапе решение и теоретический ана­лиз социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, фи­лософов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство выше­перечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этаппродолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода яв­ляется К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он иссле­довал проблемы социальных факторов воли как целенаправлен­ного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разраба­тывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузов­ские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое при­стальное внимание к социально-психологическим вопросам вы­звано потребностями совершенствования и стабилизации общест­венных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: соци­ально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология фор­мирования общественного мнения и др.

Следует отметить, что развитие социальной психологии как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частным, практическим.

Первые теоретические концепции в облас­ти социальной психологииразрабатывались во второй половине XIX — первой трети XX века. В 1859 году в Германии выходит в свет новое издание: «Журнал психологии народов и языкозна­ния». Его авторы, языковед Х.Штейнталь и философ М.Лацарус, за­явили о психологии народов или народной психологии как нау­ке. В первом номере журнала они сделали попытку раскрыть сущность новой науки, заключающейся в открытии тех законов человеческого духа, которые проявляются там, где живет и дей­ствует много людей. Это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций — психологии на­родов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим на­званием.

В.Вундта принято считать родоначальником эксперименталь­ной психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого фи­зиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить ее в отдельную науку. При этом Вундт параллельно занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспек­ция); проблемой влияния психологии народа на сознание кон­кретного индивида.

В.Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Он считал, что необходимо изучать те явления общест­венной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких осно­вополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме живущие в духе наро­да представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вно­сит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов — таких устойчивых словосочетаний, значение кото­рых не выводимо из значений составляющих их компонентов. В любом случае «неправильности» языка отражают специфику представлений точно так же, как и основные его компоненты. Язык может иметь высокую степень конкретизации, как, напри­мер, русский, или быть относительно абстрактным, как, напри­мер, японский. Рассматривая язык как уникальную знаковую сис­тему, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понима­ния психологии данного народа по сравнению с другим.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное содержание представле­ний в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, свя­занные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и цен­ности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней ста­дии развития человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе как на уровне обще­ственного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологиче­ские представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете. Они могут помогать человеку пости­гать истину, но могут также и искажать ее. В любом случае ми­фологическое восприятие формируется непроизвольно в процес­се социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые яв­ляются наиболее типичными в стандартных социальных ситуаци­ях у данного народа. Они регулируют поведение человека в раз­личных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях во вступ­лении в брак, рождении ребенка, похоронах и др.

Выделив язык, мифы и обычаи — три основополагающих явле­ния, определяющих психологию народа, В.Вундт сделал важный шаг в разработке фундаментальных социально-психологических проблем. Значение исследований психологии народов заключает­ся в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека.

Один из главных выводов, который был сделан на первом этапе развития социальной психологии, заклю­чался в том, что различные формы социальной психики являются не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, а ка­чественно новым образованием. Основная сила истории — народ, или, по выражению В.Вундта, «дух целого». «Дух целого» выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуаль­ное сознание есть только продукт этого целого.

Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концепции психологии масс,исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г.Тард рассматривал народ как гигант­скую аудиторию, воспринимающую определенную информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриаль­ном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, т.е. потребите­лями массовой культуры являются практически все цивилизован­ные люди, и само ее производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры — стандартизация жизни, ко­торая не может не влиять на психологию человека в обществе.

Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита — составная часть общества, в которую входит высший, при­вилегированный слой, осуществляющий функцию управления, -люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности; пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, бо­гатством; обладающие интеллектуальным и моральным превосход­ством; творческое меньшинство в отличие от нетворческого боль­шинства. Психологическое состояние общества изучалось в зави­симости от доминирующего влияния на него либо элиты либо мас­сы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Рассматривались социально-психологические феномены перехода доминирования от элиты к массам на примерах революций, гражданских войн, стихийных бунтов. Изучались изменения индивидуального поведения человека в толпе.

Г.Лебон один из родоначальников социальной психологии полагал — что вслед за промышленной революцией, ростом горо­дов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь все больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу. Особенно в ситуации соци­альных изменений. Г.Лебон дал социально-психологический анализ многих феноменов Французской буржуазной революции. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психиче­ских процессов и поведения индивида под влиянием толпы, что и происходило во Франции во время революции. Эти изменения заключаются в следующем:

* Во-первых, повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей.

* Во-вторых, снимается ответственность за свое поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертро­фированный конформизм — «быть как все».

* В-третьих, усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения.

* В-четвертых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает мно­гие свои положительные качества. Так, вероятность помощи чело­веку, попавшему в беду, обратно пропорциональна количеству сви­детелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможность помощи, и наоборот.

* В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г.Тардом и Г.Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для анализа больших слабо организо­ванных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определенных усло­вий может очень быстро превратиться в стихийную. Закономер­ности функционирования стихийных социальных групп были ис­следованы при разработке вышеназванных концепций.

Одной из наиболее консервативных первых концепций в об­ласти социальной психологии считается концепция инстинктов социального поведения Мак-Дугалла.Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособитель­ном значении психики как важнейшего средства адаптации к сре­де; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежат изменчивость вида, естественный отбор и наслед­ственность. У. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея заключалась в том, что причины поведения человека связаны с врожденными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегст­ва, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизве­дения рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связан­ный с чувством принадлежности к социальной группе и др. Наи­большее значение У. Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, ко­торый удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделе­нии некоторых биологических факторов, определяющих социаль­ное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин «социальная психоло­гия». Позднее данная концепция повлияла и на развитие психо­аналитического направления в психологии.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector