Этапы становления возрастной психологии за рубежом
Тема 3. История становления зарубежной психологии развития и возрастной психологии
1. Донаучный период развития возрастной психологии.
2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки.
3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития.
Донаучный период в развитии психологии развития и возрастной психологии
Вопросы психологии развития и возрастной психологии, поднимались еще в трудах ученых периода античности. Материалистический подход к развитию человека (Гераклит, Протагор, Демокрит, Аристотель), идеалистический подход (Сократ, Платон).
Психологические особенности развития человека в философских трудах средневековья (Плотин, Августин Аврелий, Ибн Рушдт (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна)).
Вопросы развития человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Р. Бэкон, Хуан Вивес, Хуан Уарте).
Изучение развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж.- Руссо).
Р. Декарт (французский философ)
Философия нативизма (натурализма) – все развитие человека определяется его наследственностью. Подчеркивал существование врожденных идей.
Ж.-Ж. Руссо (французский философ, просветитель)
Теория естественного развития человека (нативизма, натурализма)
Детство занимает особое место в жизни человека, представляет особую ценность для ребенка. Ребенок имеет свое собственное восприятие мира, чувства, особенности мышления. Все развитие происходит в соответствии с планом Природы, имеет естественный характер.
Периодизация развития ребенка:
1. Младенчество – 0-2 г. – период физического развития ребенка, взаимосвязь с миром при помощи непосредственных чувств.
2. Детство – 2-12 лет – период сенсорного развития ребенка, интуитивного мышления.
3. Позднее детство – 12-15 лет – переход между детством и отрочеством, период интенсивного развития когнитивной сферы, начало систематического обучения, освоение точных и естественных наук.
4. Отрочество – от 15 лет до совершеннолетия – период полового созревания, активное развитие абстрактного мышления, изучение гуманитарных наук.
Философия образования – книга «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Необходимость максимально следовать естественному ходу развития ребенка. Образование, обучение приспосабливается к развитию [5].
Дж. Локк (английский философ)
Философия эмпиризма — приоритет фактора среды в развитии ребенка.
Психика ребенка формируется в процессе жизни. Родившийся индивид – «tabula rasa» («чистая доска»), на которой «жизнь пишет свои письмена» (нужные и полезные для общества психологические свойства и способности человека). Существующие наследственные различия не оказывают существенного влияния на развитие.
Механизмы развития человека (воздействия окружающей среды):
4. вознаграждение и наказание.
Подходы Р. Декарта, Ж.-Ж.- Руссо и Дж. Локка явились фундаментом современных биодинамических и социодинамических теорий развития [5].
3.2. Переходный период (период эмпиризма) в развитии науки (конец XIX в.)
1882 г. – опубликование книги Вильяма Прейера «Душа ребенка» — отправная точка возникновения возрастной психологии как отдельной науки. В. Прейер описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына: развитие органов чувств, моторики, воли, речи и т.д. Ребенок был впервые подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же часы. Заслугами автора являются: 1) обращение к изучению самых ранних лет жизни ребенка, 2) введение в возрастную психологию метода объективного наблюдения.
1787 г. – (до В. Прейера) – выход в свет книги Т. Тидеманна «Наблюдение над развитием способностей у детей» — первой работы по психологии детей, представляющей собой дневниковые записи.
1866г. – работы врачей Б. Сигизмунда и А. Куссмауля. Б. Сигизмунд описал особенности психофизиологического, в основном двигательного развития своего ребенка. Выделил пять периодов раннего детства: 1) 0-3 мес. – «грудной», 2) 3-6 мес. – «улыбающийся», 3) 6-9 мес. – «хапун», 4) 9-15 мес. – «пешеход», 5) 15-24 мес. – «говорун». А. Куссмауль провел серию простейших экспериментов, где определялись реакции младенца на стимулы различной модальности (вкусовые, обонятельные, осязательные и др.).
1881 г. – биографические заметки о развитии ребенка Ч. Дарвина. Представлены особенности эмоционального развития младенца: его привязанности ко взрослому.
1878 г.- книга Б. Перэ «Первые три года жизни ребенка», написанная в форме эссе, с иллюстрациями из истории, культуры, философии, этнографии. Автор указывает на необходимость применения сравнительного метода в детсткой психологии, необходимость параллельного изучения развития детей и детенышей животных.
Основные особенности представленных исследований:
1. эмпиризм (направленность на сбор фактов о развитии ребенка),
2. отсутствие концептуальной дифференциации,
3. биологизация психического развития,
4. констатация частных фактов психического развития,
5. отсутствие целенаправленности в исследованиях,
6. исследования часто носят литературно-описательный характер.
3.3. Научный период в развитии возрастной психологии: классификация теорий развития
Начало XX в. — возникновение различных теорий психического развития, дифференциация предмета и задач возрастной психологии, поиск эффективных методов изучения развития детей.
Теории развития | |||
Однофакторные | Двухфакторные | ||
Биодинамические | Социодинамические | Теории конвергенции социальных и биологических факторов | Теории конфронтации социальных и биологических факторов |
Теории | Теории | Теории | Теории |
Ч. Дарвина Ст. Холла К. Бюлера А. Гезелла | Бихевиоризм (И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б.-Ф. Скиннера) А. Бандуры А.В. Петровского | В. Штерна Ж. Пиаже Л. Колберга А. Валлона | З. Фрейда К. Юнга Э. Эриксона А. Адлера К. Роджерса, А. Маслоу |
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 2246 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Основные этапы становления возрастной психологии.
На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой системати ческих научных исследований психического развития в детстве. На протя жении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансфор мировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей). В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс — культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др. В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934).
В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Основные этапы становления возрастной психологии.
Основные этапы становления возрастной психологии.
История становления возрастной психологии
Характеристика этапа | Представители |
1 | 2 |
Донаучный этап | |
Выделение основных проблем развития внутреннего мира и поведения человека. Получены разнообразные описания поведения, особенностей познания и деятельности детей и взрослых | – Философы (Аристотель, Сократ, Платон, Авиценна, К. Лейбниц, Дж. Локк и др.); – врачи (Лесгафт, и др.); – биологи, физиологи (Ч. Дарвин, И. П. Павлов и др.); – педагоги (Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, И. Г. Песта–лоцци и др.); – писатели (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. М. Достоевский и др.) |
Первый научный этап описательный последняя треть ХIX в. – начало XX в. (метод исследования – наблюдение) | |
Накопление научных данных об особенностях психического развития детей и взрослых. Предложены первые периодизации психического развития | В. Вундт, В. Прейер, А. Бине, Ж. Пиаже, В. Штерн, А. С. Симонович, М. Я. Басов, А. Н. Гвоздев, И. М. Сеченов |
Второй научный этап объяснительный начало XX в. – середина XX в. (метод исследования – естественно-научный констатирующий эксперимент) | |
Создание первых теорий психического развития | – Ст. Холл – теория рекапитуляции; – А. Гезелл – теория эмпирического эволюционизма (лонгитюдный метод); – К. Бюллер – теория трех ступеней развития; – В. Штерн – теория конвергенции двух факторов; – Д. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк – бихевиоризм (концепция научения); – З. Фрейд – теория психоанализа; – Ж. Пиаже – операциональная теория интеллекта; – Э. Эриксон – эпигенетическая теория личности; – П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин – культурно-историческая концепция психического развития др. |
Третий научный этап проектировочный (вторая половина XX в. – наст. вр.) (метод исследования– экспериментально-генетический, или формирующий, эксперимент) | |
Проектирование психологически целесообразных методов воспитания и обучения детей дошкольного или младшего школьного возрастов, подростков, юношей и взрослых | – Л. С. Выготский – культурно-историческая концепция психического развития; – А. Н. Леонтьев – теория деятельности; – П. Я. Гальперин – теория поэтапного формирования умственных действий; – Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов – концепция учебной деятельности; – технология развивающего обучения Ш. А. Амонашвили – технология безотметочного обучения или гуманная педагогика и др. |
Лекция 2. Категория развития и его закономерности
Содержание
1. Психическое развитие как особый вид развития: основные характеристики, соотношение с другими понятиями (рост, созревание, формирование).
2. Формы и сферы психического развития.
3. Характеристика основных закономерностей психического развития: неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергенция – конвергенция, культурно-исторический характер.
4. Понятие о норме психического развития: социокультурная, среднестатистическая и индивидуальная нормы развития.
5. Основные теоретические проблемы психологии развития.
Понятие психическое развитие является базовым для возрастной психологии и полагается в качестве ее основной научной категории наряду с категорией “возраст”. Сама идея развития пришла в возрастную психологию из других областей науки. Считается, что ее научное изучение во многом обязано работам Ч. Дарвина, в частности, монографии «Происхождение видов путем естественного отбора…» (1859), которая заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей», как писал И. М. Сеченов.
В 1888 году вышла книга В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых трех лет ее жизни. Она открыла путь биографическому направлению и пробудила подлинно научный интерес психологов к проблеме генезиса человеческого поведения, к проблеме изменений в психической жизни и их движущих сил и условий.
Уже в первой трети ХХ столетия были предприняты попытки построения теорий психического развития, определения его сущности, природы, норм, движущих сил, соотношения биологических и социальных условий и факторов развития. Конкретные теории развития психики, возникшие в зарубежной психологии, принадлежат Ст. Холлу, А. Гезеллу, Дж. Болдуину, В. Штерну, Д. Уотсону, Э. Торндайку, З. Фрейду, А. Адлеру, Э. Эриксону и многим другим исследователям. Единство в понимании учеными сущности и природы психического развития до сих пор не достигнуто, существующие теории принципиально различно трактуют те или иные факты и по-разному понимают саму природу психического развития. Вместе с тем, возможно выделить ряд общепринятых психологических идей, являющихся базовыми для понимания сущности этого явления.
Под психическим развитием понимается процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к количественным, качественным, структурным и функциональным преобразованиям в психике и поведения человека.
Наряду с понятием “психическое развитие” используютсяпонятия “созревание”, “рост” и “формирование психики”. Понятие созревание отражает биологический аспект психического развития, это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума, заключающийся в последовательном разворачивании запрограммированных изменений внешнего вида человека, а также сложности, интеграции и организации его психических функций. Понятие рост отражает количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции. Понятие формированиеподчеркивает влияние внешних факторов на становление тех или иных сторон и функций психики: формирование характера в процессе воспитания, формирование речи в условиях целенаправленного обучения или коррекции и т. д.
Очевидно, что все обозначенные процессы взаимосвязаны так же, как и обозначающие их научные понятия: созревание обеспечивает биологические предпосылки развития; рост отражает количественные изменения в его отдельных проявлениях или сторонах, сферах; формирование позволяет управлять развитием, помогать ему; развитие дает целостную характеристику качественных преобразований в психике.
Основными формами психического развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе – это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или психических функций, свойств и состояний в истории социокультурного развития человека. Психическое развитие в онтогенезе – это процесс индивидуального развития человека, или история преобразования психических структур, внутренней жизни и поведения в течение жизни данного субъекта.
Выделяют основные сферы психического развития, качественно отличающиеся друг от друга и одновременно взаимосвязанные в целостную структуру:
психофизическая (внешние и внутренние изменения тела человека, обеспечивающие изменения в сенсомоторной сфере и в сфере психодинамики);
психосоциальная (изменения в эмоциональной и потребностно-мотивационной областях психики, в личности и способах ее регуляции, в коммуникативной сфере и в области самосознания или Я-концепции);
когнитивная (преобразования во всех познавательных процессах и способностях).
В качестве основных закономерностей психического развития, имеющих универсальный характер и проявляющихся во всех сферах развития в различные периоды жизни, выделяют:
культурно-исторический характер развития.
Неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, процессы, свойства имеют в ходе развития собственные стадии подъема, спада, стагнации. Эти изменения отличаются колебательным, а не устойчиво позитивным характером. Например, в развитии памяти или мышления в онтогенезе можно выделить такие стадии подъема или стабилизации в дошкольном детстве и в подростковом периоде.
Гетерохронность означает, что эти фазы неравномерности асинхронны, т. е. не совпадают во времени, что отчетливо проявляется при сравнении процесса развития различных функций психики, Например, доказано, что в раннем онтогенезе не совпадают фазы развития мышления и воображения.
Неустойчивость как закономерность развития проявляется в наличии двух типов психических возрастов, или периодов развития: стабильных и кризисных.
Сензитивность проявляется в повышенной чувствительности психики человека к определенным воздействиям извне, которая снижается при завершении сензитивных периодов.
Кумулятивность означает, что результат каждой предшествующей стадии развития включается в последующую, преобразуясь или трансформируясь, что ведет к накоплению психических ресурсов по мере взросления. Например, наглядно-действенное мышление, возникнув в раннем детстве, позже функционирует наряду с логическим, превратившись в практическое мышление.
Дивергентность – конвергентность означает, что в процессе психического развития происходит и повышение разнообразия, и свертывание, усиление психических функций, структур, состояний и свойств, Например, уже к 1-му году наблюдается выделение таких познавательных процессов из общей познавательной способности новорожденного и младенца, как мышление и речь, а к 3-м годам, напротив, происходит их объединение на новом уровне и возникновение осмысленной речи и речевого мышления.
Культурно-историческая природа развития, или конкретно-историческая природа детства – закономерность развития, показывающая, что дети разных народов и времен имеют существенные различия в темпах развития, в содержании психических возможностей, в поведении.
Чрезвычайно важной научной категорией для возрастной психологии является понятие возрастной нормы развития. В современной возрастной психологии, при решении теоретических и практических исследовательских задач, используют три типа норм развития:
среднестатистическая, или норматив развития;
Норматив, или среднестатистическая норма, отражает среднестатистические показатели отдельных параметров развития, чаще всего встречающиеся в данной возрастной выборке, например, параметры речевого или двигательного развития ребенка от рождения до 3-х лет, или параметры мышления в возрасте от 1-го года до 18-ти лет. Такая норма носит описательный характер, поскольку выводится из научных и достоверных описаний психического облика людей разных возрастов путем вычисления среднестатистических показателей, но не объясняет причину самих различий.
Социокультурная норма – это идеальный проект развития человека в различные периоды его жизни, который может быть воплощен при наиболее полноценном проживании возраста в условиях, приближенных к теоретически идеальным. Такая норма отражает и объясняет, какой может быть психика человека, его сознание и поведение в различные периоды жизни в полноценных условиях развития. Вот почему она называется объяснительной.
Индивидуальная норма развития позволяет интерпретировать психическое развитие индивида в том или ином возрастном периоде как нормальное, исходя из допустимого среднестатистической нормой диапазона. Она устанавливает наиболее соответствующие параметры для данного индивида, исходя из его неповторимой индивидуальности (целостности психической жизни, природной обусловленности его психики, системно-смыслового строения его сознания). Этот тип нормы позволяет психологу ответить на вопрос что является нормальным для конкретного ребенка? Например, очевидно, что показатели познавательного развития гармонично одаренного ребенка не могут рассматриваться как норма для того ребенка, чьи способности имеют ярко выраженный специфический характер математической или художественной одаренности.
Наряду с возрастной психологией психическое развитие изучается генетической, сравнительной психологией, психологией развития и акмеологией, синергетикой и психогенетикой. Центральными теоретическими проблемами при этом традиционно считаются следующие:
роль среды и наследственности, или биологических и социальных факторов в психическом развитии;
понимание условий и выделение различных факторов психического развития;
выявление предпосылок и движущих сил развития;
трактовка роли активности организма и личности в процессе развития;
построение периодизаций психического развития;
выявление и описание норм развития;
определение отношений обучения, воспитания и развития.