ОТНОШЕНИЯ

Этические отношения в социальной работе существуют в следующих формах

Нравственное сознание социального работника, его структура, степень выраженности, формирование. Этические отношения в социальной работе

Фундамент личности социального работника, на котором строятся его личностные качества, составляет ее нравственность.

Нравственные качества социального работника неразрывно связаны с этическими ценностями социальной работы: человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность и гибкость.

Нравственность (фундамент личности социального работника) – внутреннее, духовно-интеллектуальное качество человека, определяющее его возможность поступать в соответствии с законами этики и морали, диктующими потребность творить людям добро, приносить благо.

Нравственность социального работника обеспечивается нравственным сознанием, структура которого включает: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.

Нравственное сознание, вытекающие из убеждений, позволяет обеспечить нравственно-этический самоконтроль за этичностью социального действия в повседневной социальной работе. Но нравственное сознание базируется на основе нравственного знания.

Нравственные знания – комплекс знаний об этике, нравственности, действующих в обществе, обеспечивающих нравственно-этические устои общества.

Нравственные знания формируются в процессе изучения как общей этики, так и профессиональной, что позволяет освоить необходимые этические правила, используемые в повседневной работе. Такими правилами являются, например, известный Кантовский императив, где благом признается то, что составляет благо для большинства. Широко распространено Золотое правило нравственности.

Однако в информационный век иметь знания еще не означает пользоваться ими. В обществе широко распространены понятия – двойная мораль, двойной стандарт, двойное дно, двойное лицо и пр.

Поэтому вторым элементом в структуре нравственного сознания являются нравственные убеждения.

Нравственные убеждения – внутренняя убежденность в необходимости и правильности действующих в обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.

Нравственные убеждения являются, можно сказать, второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми.

Избежать подобных нравственных отступлений в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного сознания – нравственную потребность в этическом действии.

Нравственная потребность в этическом действии – наличие внутренней, подсознательной потребности действовать в соответствии с этическими нормами, сформированными на основе нравственного знания и убеждения. На этой, высшей ступени нравственного сознания человек, не задумываясь, поступает этично. Только в этом случае он чувствует себя в комфортных условиях в процессе своей деятельности. Без нравственного деяния человек с этической потребностью не может спокойно жить. Если специалист как личность оказывается в условиях давления внешних обстоятельств, вынуждающих поступать не в соответствии с нравственным убеждением и нравственной потребностью, он неизбежно вступает в видимый или невидимый конфликт с этими обстоятельствами. Именно эти люди активно защищают нравственные устои общества. Их убеждения и потребность являются той трудноуловимой, но невероятно значимой энергетической силой нравственности, которая дает силы и вдохновение для активных действий по защите нравственности, именно они выводят общество из нравственного тупика.

Таким образом, формирование нравственного сознания в этапах (или фазах) знания, убеждения, потребности в действии являются важнейшими этапами формирования этически зрелого специалиста по социальной работе. Наличие именно таких специалистов создает предпосылки для формирования нравственности в обществе через воздействие на клиентов, образование населения и разработку нормативных и законодательных документов социальной защиты населения на основе истинных, долговременно действующих нравственных ценностей.

Этическое сознание специалиста по социальной работе не формируется быстро, легко, без усилий. Этическое сознание социального работника – отражение его социального бытия и деятельности, возникающее и совершенствующееся в процессе профессиональной деятельности.

Этические отношения в социальной работе – совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе профессиональной этической деятельности. Они заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформации в системе «человек – среда», вызываемой социальными услугами.

Источник

Этика социальной работы: понятие, объект, предмет, цель и задачи, основные категории

Понятие: ЭТИКА (ethos – обычай, характер) имеет два значения.

Во — первых, это учение о морали, ее формах, сущности, эволюции.

Во-вторых, этика означает систему нравственных норм поведения человека, какой-либо социальной или профессиональной группы. Термин «этос»относится к поведению человека, при этом учитывается эволюция, а также генетически обусловленные (наследственные) или культурные приобретенные в процессе социализации) компоненты поведения.

Этика — одна из наиболее древних дисциплин, возникших на основе философии. Термин «этика» был предложен Аристотелем в его работах «Большая этика», «Эвдомова этика», привычка, душевный склад, нрав, характер. Термин, «этика» употребляется в значении «нравственность», «мораль». Главной проблемой этики был вопрос о происхождении морали, и этот вопрос ставился об основании представлений морального сознания, о критериях, нравственной оценке поведения людей. Для современной этики характерен активный процесс взаимообогащения культур, однако и по сегодняшний день во всех культурах самым актуальным становится и остается главный вопрос – что я должен делать? как жить?, как поступать в тех или иных ситуациях?

МОРАЛЬ(от латинского moralis, нравственный), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе,специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общений и взаимоотношений.

Существует две основные теории происхождения морали. Первая «трудовая» заключается в том, что, мораль возникла тогда, когда появилось общественное разделение труда, поскольку коллективная трудовая деятельность порождает необходимость ее этической регламентации. Вторая – «ритуальная», говорит о том, что мораль восходит к обычаю, то есть к более раннему времени, чем то, о котором говорит первая теория.

Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной ситуации, во всех без исключения сферах общественной жизни, в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Моральпредлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого поведения. Все отношения – от «межконтинентальных» до «интимно-личностных» проходят проверку моралью, проникнуты моралью. Основными функциями морали будут являться регулятивная, ценностно-орентационная и социализирующая. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.

Термин «нравственность» воспринимается как идентичный понятию «мораль». Разделение понятий «мораль» и «нравственность» говорит о том, что мораль – это социальные нормы, а нравственность – личностное усвоение и использование правил индивидом.

Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, и в связи с чес можно говорить о феноменепрофессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология, и идеология.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Первые этико-профессиональные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города Птаччеттепа» (3 тыс. до рождения Христа). В числе правил и требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде – это залог будущей высокой должности и богатства.

Профессиональная этика возникла первоначально как явление обыденного сознания, а дальше она развивается на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Профессиональная этика, систематизирует накопленный опыт, обобщает, совершенствуется, поэтому, профессиональная этика, рассматривается, как разновидность нравственности, бытующей в профессиональной среде.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые являются предметом этой деятельности. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах определяющих основное направление их деятельности, но и нуждаются в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовывать моральные нормы и правила, и принципы. Глубокое знание норм и правил профессиональной этики, творческое их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их родственниками, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. слова norma, — правило, образец, одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования. Этика социальной работы требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, интересам клиентов и их групп.

Главной задачей этики социальной работы следует считать стремление недопустить противоречия между корпоративными целями и интересами, задачами профессиональной деятельности, также интересами общества, и каждого его члена.

Задача профессиональной этики – это нормативная регламентация отношений, поведения, и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально, одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.

Цель социального работника улучшить условия жизнедеятельности клиента, решить его проблемы. Цель может быть высокогуманной, но аморальные средства, используемые для ее достижения, могут ее перечеркнуть. Для достижения целей нужно выбирать только узаконенные действия, имеющие высокую моральную оценку в обществе. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности социального работника может быть только благо клиента и общества. Цель деятельности всегда является идеальным образом будущего реального результата.

Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям в общем виде может быть выражена так »способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Объектом изучения этики социальной работы является мораль в целом, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление исторической жизни людей и форма общественного сознания людей. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль ее как социального института, изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности.

Предметом профессиональной этики является возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социального работника.

Основные категории социальной работы: этические отношения, этическое сознание, этические действия, профессиональный долг.

Этические отношения возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Этические отношения в социальной работе существуют в виде требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов-основ, моральных качеств, которыми должны обладать профессионалы; самоконтроля.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали. Собственное поведение рассматривается уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.

Этические действия социальная работа характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиции морали и нравственности. Социальный работник должен стремиться к тому, чтобы его действия соответствовали ценностям морали и нравственности, как сугубо профессиональной, так и общепринятой.

Этические критерии социальной работы

Содействие общественному прогрессу. Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала.

Формирование высоконравственной личности. В процессе социальной работы формируется личность не только социального работника, но и, с помощью его воздействия, личность клиента. В связи с этим, нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности – как его самого в качестве специалиста, так и его клиента.

Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного работника или службы руководствуется критерием социальной целесообразности, основанном на потребностях и возможностях общества, которое определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут предложены.

Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою очередь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.

Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многосторонне влияние в ходе своей профессиональной деятельности. Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте.

Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 17867 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector