ОТНОШЕНИЯ

Этическое отношение к природе

Отношение к природе как цель нравственного воспитания

Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». Л. Леонов

В условиях развитого социализма все большее значение приобретают вопросы нравственного воспитания. Возникает задача оптимизации этого процесса, необходимость решения которой диктуется целым рядом причин, одной из которых является обострившаяся за последние годы проблема взаимодействия общества и природы, охраны окружающей среды, рационального природопользования.

Воспитание нравственного отношения к природе невозможно вне общественных связей и отношений. Это марксистское положение подчеркивает взаимообусловленный характер связи человека с природой. Совокупность правовых, экономических и управленческих предпосылок в области природопользования, сложившаяся в последнее десятилетие, создает возможность для решительного улучшения взаимодействия общества и природы. Вместе с тем проблема рационального и экономного природопользования выдвигает важные воспитательные задачи. Дело в том, что целый ряд объективных факторов и предпосылок, создающих возможности для улучшения социалистического природопользования, с большей полнотой реализуется тогда, когда становится достоянием сознания и подкрепляется соответствующим поведением людей. Переводу принципов рационального природопользования на уровень индивидуального сознания личности способствуют нравственно-воспитательные воздействия. Их цель заключается в том, чтобы забота о сохранении природы превратилась в ясно осознанное чувство, в привычку, в непререкаемый принцип поведения всех людей. На XXVI съезде КПСС наряду с проблемой бережного отношения к природным ресурсам страны была выдвинута и проблема ответственности за то, чтобы огромный потенциал, созданный советским народом, использовался по-хозяйски, с полной отдачей. Бережливость и ответственность — это те качества личности, которые должны определять нравственное отношение к природе в условиях социалистического общества. На воспитание этих качеств важно направить всю силу педагогического воздействия.

Вместе с тем заметим, что сама по себе внешне наблюдаемая бережливость по отношению к природным богатствам — еще не достаточное свидетельство высокого уровня нравственного развития личности. Бережливость может быть не только положительным, но и отрицательным моральным качеством. Она мелеет быть корыстной, ограниченной эгоистическими интересами личности или коллектива. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы воспитывать коммунистическую бережливость как высокое нравственное качество личности. Как уже отмечалось, нравственное отношение к природе предполагает и высокое чувство ответственности. В последние годы все чаще говорят об «экологической ответственности», «экологическом поведении». Действительно, охрана природы невозможна без высокой личной ответственности каждого человека, занятого в общественном природопользовании. Именно поэтому воспитание ответственного отношения к окружающей природе, как и чувства любви к ней, является важной воспитательной задачей. Проблема воспитания нравственного отношения к природе тесно связана и с вопросами формирования «экологического мышления». Все это обусловливает необходимость выявления нравственного содержания «экологического воспитания», что очень важно не только для решения экологических проблем, но и для нравственного совершенствования личности.

Природа всегда оказывала на человека большое духовное воздействие. В настоящее время она из средства воспитания превращается и в его цель. Точнее не природа сама по себе, а отношение к ней со стороны человека становится целью воспитания. Причем на передний план выступает воспитание нравственное, которое пронизывает всю систему коммунистического воспитания. Объектом нравственного воспитания является личность, поступки, поведение людей, в данном случае их поведение в системе природопользования.

Обратимся к понятию «экологическое воспитание». «Целью экологического воспитания, — пишет один из исследователей данной проблемы В. С. Липицкий, — должно быть глубокое осознание людьми идеи оптимального взаимодействия общества и природы (социально-экологического идеала), своей взаимосвязи с природной средой и ответственности за ее состояние, реализующейся в соответствующей деятельности и образе поведения» * .

* ( См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 377-378.)

Выделение особого направления в воспитательной работе — экологического воспитания — вполне оправданно и актуально. Как и всякое воспитание, оно невозможно без усвоения определенной суммы знаний, в данном случае знаний основ экологии. Заметим, что и традиционное, веками складывавшееся воспитание любви и уважения к природе, животным и растениям, также основывается на определенном знании. Любовь к животным, например, воспитывается через изучение их повадок, образа жизни, среды обитания. Однако экологическое воспитание предполагает более высокий уровень знаний, который способствовал бы формированию «экологического сознания», т. е. осознанию экологической целостности природы, пониманию единства человека и природы.

Вместе с тем экологическое воспитание нельзя ограничивать экологическим образованием. Здесь необходимо найти гармоническое соединение рациональной и психологической сторон воспитания. Думается, что психологическая сторона отношения к природе, т. е. чувство любви к ней, не компенсирует отсутствия экологических знаний. Так же как и знания не заменят любви к природе. Поэтому не следует удивляться, что «поклонники красоты» родной природы могут захламлять ее отбросами, обрывать цветы. Этот упрек в одинаковой степени можно отнести и к людям, прекрасно знающим законы экологии, «экологически образованным». Одной экологической неграмотностью вряд ли возможно объяснить факты варварского отношения к природе. А если речь идет об оценке конкретного поступка, в результате которого нанесен вред природе, то следует принимать во внимание не только уровень экологических знаний субъекта или степень развития эстетических чувств, но и моральную мотивацию, уровень нравственной культуры личности. Другими словами, экологическое воспитание должно иметь четкую нравственную направленность. Для этого надо воспитывать не просто чувство любви и уважения, бережливость и ответственность, а и умение и потребность личности видеть за природой другого человека с его интересами и потребностями. Отношение к природе, лишенное морального содержания, сведенное воспитанием только к экологическому или эстетическому отношению, не может служить достаточным средством воспитания нравственной личности.

В экологическом воспитании необходимо добиваться правильного сочетания рационального и эмоционального содержания в сознании человека, в его отношении к природе. Требование «Берегите природу!» часто не срабатывает в силу того, что в воспитании был допущен разрыв между эмоциональным и рациональным восприятием природы. Очень важно, чтобы эмоционально-эстетическое отношение к природе не отрывалось от нравственного отношения к ней, а внутри последнего нравственные чувства дополнялись и подкреплялись рациональным осознанием моральной ценности природы. С другой стороны, в воспитании может допускаться и такая крайность, когда упор делается на утилитарное значение природы для человека. В этом случае нравственному воспитанию также наносится ущерб, поскольку из поля зрения воспитателя выпадают такие цели, как воспитание чувства жалости, милосердия, сострадания, т. е. тех чувств и качеств, без которых невозможно воспитать нравственную личность. При таком воспитании скорее возможно сформировать расчетливого дельца, видящего в природе только утилитарную ценность, а следовательно, нравственно неполноценную личность.

В настоящее время настоятельно необходимо выдвижение социально-экологического идеала, поскольку речь идет о формировании нового типа природопользования. Очень важно, чтобы такой идеал включал в себя представление, о необходимости, с одной стороны, социального и научно-технического прогресса, всестороннего и гармонического развития человека, с другой стороны — нормального функционирования и улучшения биосферы планеты. Безусловно, что содержание социально-экологического идеала требует дальнейшей подробной разработки.

Процесс экологизации сознания характеризуется осознанием и усвоением норм научно обоснованного социалистического природопользования, способностью выявлять экологическое содержание норм техники и технологии, хозяйственной деятельности в целом, знанием природоохранительного законодательства, пониманием самого человека как части природы, являющейся для него источником жизни и здоровья, осознанием природы как источника нравственно-эстетического воздействия на личность, воспитания подлинного гуманизма. Таким образом, акцент в воспитательной работе переносится на ценность природы для человека в противовес представлениям о волюнтаристском «могуществе» и «всесилии» человека по отношению к природе. И в этом плане экологическое воспитание позволяет глубже осознать аксиологическое содержание взаимодействия общества и природы, составляющих единую социально-экологическую систему, что способствует выработке навыков экологически обоснованного поведения.

Экологическое воспитание как составная часть процесса формирования нового отношения к природе призвано обогатить мировоззренческие установки личности, способствовать развитию более широкого и углубленного представления о единстве биосферы и месте в ней человека. Формирование материалистического, марксистско-ленинского мировоззрения является главным условием воспитания нравственного отношения к природе. Во-первых, это объясняется тем, что марксистско-ленинская теория дает подлинно научное решение проблемы взаимодействия общества и природы, вскрывает социальную сущность этого взаимодействия. Во-вторых, она вооружает личность знанием социальных законов, влияние которых во многом объясняет противоречивый характер взаимодействия общества и природы в условиях современного мира, в эпоху перехода от капитализма к коммунизму. В третьих, формирование марксистско-ленинского мировоззрения является важной задачей в условиях современной идеологической борьбы, развернувшейся вокруг проблем экологии.

В этой борьбе буржуазные идеологи пытаются противопоставить проблемы окружающей среды классовой борьбе пролетариата, вольно или невольно стремятся замаскировать социальные причины экологического кризиса капиталистического общества, объясняя их «эгоистической природой человека», «морально-экономическим» несовершенством личности и т. д. Все это еще раз указывает на необходимость формирования у советских людей коммунистических нравственно- мировоззренческих установок личности. Следовательно, экологическое воспитание нельзя проводить в отрыве от нравственного и идейно-политического воспитания.

Ориентация системы нравственного воспитания на охрану окружающей природной среды предполагает учет разнообразных субъективных и объективных факторов, влияющих на формирование нравственного отношения к природе, представляющего собой особый вид опосредованного общения людей. Так, современное состояние «оторванности» многих людей от природы, которое обусловливается развивающимися процессами урбанизации, определенным образом влияет и на воспитание нравственного отношения к природе. Случается так, что этот «урбанизированный» человек врывается в природу, испытывая естественный «голод общения» с ней. И нередко этот «голод» удовлетворяется за счет разрушения природы, вопреки общественным интересам, экологическим нормам, моральным запретам и т. п. Экологически необразованный и невоспитанный человек ломает ветки сирени и черемухи, собирает охапками цветы, с корнем вырывает грибы, совершенно не задумываясь о том ущербе, который он наносит не только природе, но через нее другим людям, а в конечном счете и себе самому. Отрыв городского жителя от природы порой приводит к «атрофии чувств», а порой и к жестокости.

Действительно, в современных условиях городской жизни человек оказывается в той или иной мере изолированным от естественной, живой природы искусственными сооружениями, асфальтом и т. п. Тяга к природе, к ее тишине и покою превращается в острую потребность горожан. И массы туристов в выходные дни или во время отпусков едут на природу, в лес, в горы, на реки и озера. Этот многолюдный и зачастую неорганизованный туризм оказывает на природу отрицательное воздействие. Некоторые ученые называют эту массовость «болезнью века». Именно из-за варварского отношения туристов к природе теряет свою уникальность, например, Долина гейзеров на Камчатке. Советская писательница М. Ганина в книге «Дороги России» с горечью пишет: «Великан прекратил свою деятельность: консервными банками забили. Действительно забили, загадили и Долину, и дорогу к ней, повырубили реликтовую рощу пихты грациозной на нелепые сувениры: веточка этой пихты для глаза неспециалиста ничем не отличается от ветки обыкновенной пихты. А главное, смысл путешествия, мне кажется, в том, что идущий должен остановиться мысленно, отключиться от ритма двадцатого века, постигнуть красоту и медленность природы. Стать выше, лучше, чем был до этого, подумать о том, что земля прекрасна, что не надо ее топтать, гадить, не надо «покорять» природу, нужно просто научиться разумно пользоваться ее благами, подчиняясь ей, потому что она наша Мать».

М. Ганина права, говоря, что нельзя в заповедные места пускать абы кого. А для лечения «болезни века» необходим целый комплекс мероприятий. Во-первых, целесообразно создавать привлекательные для туристов, выезжающих на природу, специальные зоны отдыха, располагая их в живописных местах. Во-вторых, немаловажное значение имеет и воспитательная работа, обучение людей основам экологических знаний. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, например, на факультете общественных профессий Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова открыто отделение инструкторов но охране природы. Студенты, обучающиеся на этом отделении, призваны непосредственно вести воспитательную работу среди туристов. Во многих других вузах страны созданы специальные дружины по охране природы. Подобное начинание широко распространяется среди молодежи, которая составляет подавляющее большинство туристов, выезжающих на природу.

Общение с природой воспитывает в человеке лучшие нравственные качества. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский создал целую систему воспитания, основным содержанием которой стало общение детей с природой, познание ее законов, ценности и красоты. «Природа, — писал В. А. Сухомлинский, — является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой — добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу» * . Уроки среди природы, которые проводились в Павлышской средней школе, стали важным средством нравственного воспитания учащихся, средством облагораживания мыслей чувствами.

* ( Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971, 288-289.)

Однако нередко деяния взрослых ведут к утрате нравственных ценностей в сознании детей. Вот, к примеру, плакат: «Уважаемые товарищи! Приглашаем вас принять участие в промысле крота. Этот ценный зверек встречается всюду-в лесах, огородах, садах, на лугах. Лучшие месяцы для добычи крота июль — август. Промысел крота прост и доступен даже школьникам. Охотничьего билета для этого не требуется. Зверьков ловят проволочными кротоловками, которые можно приобрести в ларьках заготовительных контор райпотребсоюзов». Мало того, взрослые внушают детям мысль, что добыча кротов выгодна. За один сезон можно поймать столько-то животных и получить от продажи шкурок столько-то рублей. Вот вам и цена шкуродерства! Немалый вред приносит и другой призыв: «Собирайте лекарственные растения и травы!»

В воспитании нравственного отношения к природе есть главное, ведущее направление — это формирование высоконравственной личности. Сформировать такое отношение к природе возможно только через воспитание целостной нравственной культуры личности, ее морального сознания и поведения. Нравственная культура не является прирожденным свойством личности, она воспитывается и, как правило, имеет неодинаковую степень развития у разных людей. Моральное сознание индивида формируется в процессе его жизнедеятельности, на протяжении всей жизни. В этот процесс включается и формирование представлений о морально должном, ценном и антиценном поведении по отношению к природе. Известно, что в устно-поэтическом народном творчестве воспевается бережное отношение человека к природе, животным. Добрый человек по-доброму относится к «меньшим братьям», к природе в целом. За добро ему и воздается добром — таков моральный сюжет большинства русских народных сказок, в котором находит свое выражение представление о нравственном идеале, добродетелях человека. Слушая такие сказки, ребенок усваивает народную мудрость, познает подлинное значение моральных добродетелей, получает первые уроки нравственного воспитания, в которое включается и формирование нравственного отношения к природному миру.

Признавая воспитательное значение словесного воздействия на личность, нельзя забывать о том, что основное влияние на ее сознание и поведение оказывает все же практика, реальные нравственные отношения, в которых она участвует. И именно практика прежде всего нуждается в совершенствовании.

Не впадая в излишний сентиментализм по отношению к природе, все-таки хочется еще и еще раз сказать о нетерпимости такого положения, когда в практике природопользования некоторые люди и особенно хозяйственные руководители привыкают не брать природу, среду обитания в расчет. Потравили рыбу, вырубили лес, погубили лося. Ну и что? Рыба, лось, леса и рощи в этом случае рассматриваются как щепки, которые, как известно, летят, когда лес рубят. Это уже целая философия, основанная на узости мышления, на несовершенстве экономических расчетов, на безнравственности, на ложно ориентированном рационализме. Бездушный, черствый в своем равнодушии, ограниченный «валовой» подход к природе воспитывает и ограниченную психологию сиюминутной выгоды, а ведь природа, повторим, не предоставляет человеку безграничных средств к существованию.

Разумеется, в отношении к природе надо избегать крайностей — как нереалистичного сентиментализма, так и бездушного рационализма. Опасность последней крайности может, на наш взгляд, скрываться в теоретических положениях, утверждающих необходимость беспристрастности по отношению к природе. Так, В. С. Линицкий склонен считать, что всякая жалость и сострадание к животным недопустимы, ибо они могут способствовать нарушению качества популяции, а это-де приведет к экологическому дисбалансу. Из данного положения выводится требование экологического мышления, которое, по мнению этого автора, означает, что в своих отношениях с окружающей природой человек должен руководствоваться якобы только принципом экологического равновесия, расчетливостью и беспристрастностью к природе * . Думается, что экологически грамотный, но равнодушный человек не способен быть подлинным защитником природы. Как писал выдающийся советский педагог, такой человек будет в состоянии только размышлять: «Возмущаться или не возмущаться, если на глазах творится беззаконие?» «Он может научиться управлять чувствами с точки зрения собственной выгоды и удобства» ** .

* ( См.: Липицкий В. С. Человек, природа, воспитание, с. 45.)

** ( Сухомлинский В. А. Рождение гражданина, с. 282.)

Воспитание нравственного отношения к природе, включая в себя воспитание сознания, формирование «экологического мышления», в качестве конечной задачи имеет в виду обеспечение морально ценного и экологически целесообразного поведения. Речь идет о степени усвоения, укорененности нравственных ценностей в индивидуальном сознании, о выработке привычек к поведению, определяемому глубоко усвоенными требованиями общественной морали. Такого рода привычки формируются в деятельности субъекта, в том числе и деятельности, направленной на природу во всей системе природопользования.

Нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе. То, чем станет природа для человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственной позиции личности. Истинно нравственное отношение к природе — это и результат активного самовоспитания. Следовательно, одной из важных задач нравственно-экологического воспитания является выработка у индивида потребности в нравственном самосовершенствовании и, в частности, самостоятельного стремления к гуманному отношению к животным, к природе в целом.

Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что акцент на воспитании нравственного поведения во взаимоотношениях человека с природой объясняется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. Во-первых, экологическая ситуация требует от людей активных природоохранных действий. Для решения современных экологических проблем уже недостаточно только воспитания эстетических чувств, «любования природой», необходимо не только морально-экологическое просвещение, требуется и морально-экологическая деятельность. Во-вторых, воспитание нравственно-экологического поведения обусловлено и самим характером взаимосвязи общества и природы, которая осуществляется через деятельность людей. В-третьих, воспитание поведения призвано ликвидировать тот разрыв, который еще существует между словом и делом, в том числе и по отношению к проблемам природопользования.

Для решения задачи воспитания личности, которая занимала бы активную и высоконравственную позицию, в частности по отношению к природе, в условиях социалистического общества, как уже отмечалось, имеются широкие возможности, разнообразные средства и приемы нравственно-экологического воспитания. Прежде всего это организация нравственно-экологического просвещения, обсуждение острых проблем природопользования в прессе, на радио и телевидении. Все больше издается художественной литературы, научно-популярных книг и брошюр, создаются кинофильмы и телепередачи, в которых отражаются современные проблемы природопользования. Важную роль в этой работе призван сыграть и недавно учрежденный журнал «Природа и человек». Большой популярностью пользуются книжные серии «Человек и природа», выпускаемая издательством «Знание», «Человек и окружающая среда» — издательством «Наука». Большое значение для воспитания нравственного отношения к природе имеют народные университеты охраны природы, созданные в различных регионах нашей страны. Этим целям служит и совершенствование системы образования и подготовки кадров, все содержание природопользования, соответствующего сути социализма. Принципы коммунистического созидания безусловно включают в себя гуманистические требования. В наше время нельзя именоваться созидателем и при этом не думать о природе, о том, что дает сегодня и что может дать людям завтра наша непреходящая ценность — земля. Таким образом, отношение человека к природе является целью нравственного воспитания постольку, поскольку служит формированию всесторонне развитой нравственной личности, способной к бережному и ответственному обращению с природой.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector