ОТНОШЕНИЯ

Этическое поведение социального педагога по отношению к коллегам

Этические обязательства социального педагога перед обществом

Развитие знаний.

Защита чистоты, неприкосновенности профессии.

Этические обязательства социального педагога перед своей профессией

Уважение, честность, вежливость.

Этические нормы социального педагога по отношению к своим коллегам

Социальный педагог должен обращаться к коллегам с уважением, вежливо, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность:

— общаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;

— уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия;

— замещая коллегу, действовать в интересах репутации того, кого он замещает;

— не использовать конфликт между коллегой и руководством в своих интересах и для укрепления своей профессиональной позиции;

— искать арбитраж или объективное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

— выполняя функции эксперта, руководителя, наставника по отношению к коллегам, доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

— отвечая за прием на работу и оценку деятельности других, выполнять эту обязанность в спокойной, деликатной и беспристрастной манере на основе четко сформулированных критериев;

— отвечая за оценку действий других педагогов, студентов, знакомить их с этой оценкой.

Социальный педагог должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии:

— защищать и усиливать чистоту своей профессии, быть ответственным и активным в дискуссиях по совершенствованию профессии;

— предпринимать действия через соответствующие каналы против неэтичного поведения любого из своих коллег;

— предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социально-педагогической деятельности;

— не допускать при рекламе своей компетентности, квалификации услуг и результатов, которые не могут быть достигнуты.

Социальный педагог должен нести полную ответственность за развитие и полное использование своих профессиональных знаний:

— основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях и умениях;

— критически их анализировать и оценивать, быть в курсе новых знаний, относящихся к профессии;

— вносить свой вклад в развитие знаний в области системы служб социально-педагогической помощи населению, делиться опытом, знаниями.

Социальный педагог должен содействовать развитию общества. Он должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также исключить предпочтения, привилегии отдельным категориям населения.

4. Профессии социального педагога и социального работника сопряжены со специфическими рисками. Зачастую в своей профессиональной деятельности они имеют дело с неблагополучными, переживающими стресс, детьми и взрослыми, за жизнь которых специалисты берут на себя моральную ответственность. Отклонения в профессиональном развитии социального педагога, как правило, приводят к депрофессионализации, так и десоциализацииличности. В связи с этим необходимо уделять особое внимание созданию системы профилактики и обеспечению психогигиены труда социального педагога.

Отклонения и нарушения в профессиональном развитии социального педагога имеют сложную структуру и динамику проявления. Как правило, это выражается в отставании в профессиональном развитии по сравнению с возрастными и социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);

— в несформированности профессиональной деятельности, (недостаточный профессионализм и квалификация, мотивационная недостаточность);

— в утрате трудовых и профессиональных умений и навыков, (в результате временной потери трудоспособности);

— в деформации профессионального сознания(эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми).

Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации. Профессиональные деформации личности (стрессы, состояния психической усталости, эмоциональной напряженности) могут привести в целом к негативным изменениям личности. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, должен мобилизовать человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты, подрывающий здоровье человека.

Неблагоприятным фактором в труде социального педагога являются профессиональные кризисы, которые неоднократно проявляются в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при необходимости переквалификации. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей (синдром «конечной остановки»), страх идти даже на оправданный риск, снижение интереса к дальнейшему росту или, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции.

Как показывают исследования, примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающийся в безразличии, равнодушии, черствости, цинизме и депрессии. Как правило, этот профессиональный недуг возникает у тех, кто постоянно имеет дело со страданиями людей.

Социальным педагогам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек-человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом «эмоционального сгорания». Это связано с тем, что в своей деятельности социальный педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска. Термин – «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании им профессиональной помощи. Синдром «эмоционального сгорания» сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению. В результате появляется беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, нарушение сна. Часто в результате такого состояния начинаются семейные проблемы.

Выделяют два основных фактора, которые играют роль в формировании синдрома «эмоционального сгорания»: личностныйи организационный.

При изучении личностного фактора выявили, что этому состоянию подвержены, прежде всего, те социальные педагоги-трудоголики, которые альтруистически и интенсивно работают с детьми. Их характеризуют как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей. Выявилась большая подверженность «сгоранию» социальных педагогов, испытывающих недостаток самостоятельности, поддержки и благожелательности.

Таким образом, личностные качества социальных педагогов играют важную роль в противостоянии синдрому «сгорания».

Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играет организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом. Распространению синдрома может способствовать неопределенность функций или недостаток ответственности, отсутствие творческой автономии, сверхконтроль со стороны руководства, несовершенство управления. Смягчить развитие процесса «сгорания» могут различные виды стимулирования труда, обеспечение возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе.

Важнейшими принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным педагогом. Психогигиена– это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Психогигиена социального педагога обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Социальный педагог должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях. Большое значение в психогигиене труда социального педагога имеет развитие таких психоаналитических качеств, как самоконтроль, самообладание, самооценка, а также стрессоустойчивых качеств – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector