ОТНОШЕНИЯ

Этичное отношение к животным

Этичное отношение к животным

Основные принципы этичного отношения к животным. Дискуссия о самостоятельной ценности животных в религии, признание перехода души (реинкарнации) из одного существа в другое. Понятие долга человека по отношению к живым существам по А. Швейцеру и Э. Линзи.

РубрикаЭтика и эстетика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.05.2016
Размер файла17,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Принципы этичного отношения к животным

2. Проблема права и долга в отношении к животным

Раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам — это биоэтика. Данное определение возникло недавно, несколько десятилетий назад, однако, за это время биоэтика сделала быстрые шаги вперед. В ряде стран имеются центры по биоэтике; в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Биоэтика рассматривает этичность поведения человека по отношению к животным. Другое направление биоэтики — этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой — деонтологией.

В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова «антропос» — человек). Но протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

1. Принципы этичного отношения к животным

Наиболее развитая духовно часть человечества протестовала против жесткого обращения с животными давно; однако подход к этой проблеме был различен. Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ «благополучия животных», которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. С XVIII века философы и богословы начали предлагать другие аргументы в пользу пересмотра отношения человека к животным. Они выдвинули идею справедливости (X. Приматт), идею долга человека — быть милосердным к живым существам. Идея справедливости в отношении животных получила свое развитие в концепции «Прав животных», согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей.

Указывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности, животных.

Антропоцентрический подход к оценке животного в течение многих веков заставлял человека воспринимать животное через призму его полезности для людей. Даже если речь не шла о пользе животного, как продукта питания, исходного сырья для одежды или биологической модели в экспериментах, а говорилось об узах привязанности между человеком и животным или о сострадании к животному, — ситуация рассматривалась только с точки зрения пользы для человека. Указывалось, что животные ценны для нас тем, что скрашивают одиночество, помогают сохранить здоровье, благоприятно влияют на нервную систему, помогают воспитывать детей отзывчивыми. Ни слова не говорилось о том, что извлекают животные из контактов с человеком, легко ли им дается роль объекта милосердия со стороны детей, тем более роль живой игрушки.

Особый характер носит дискуссия о самостоятельной ценности животных в религии. Ряд религий признают перевоплощение — реинкарнацию -, т. е. переход души последовательно из одного существа в другое, от одного животного к другому, затем к человеку, после чего душа опять может перейти к животному. В этих религиях вопрос о ценности человека, как единственного существа, имеющего душу, отпадал. Положение о том, что животные не имеют души, содержащееся в догмах христианской религии, отрицательно сказывалось на статусе животных, на оценке их самостоятельной ценности в христианских странах. Современные теологи нашли основания для того, чтобы взглянуть на ценность животных с другой точки зрения, но в соответствии с богословскими учениями. Известный религиозный философ, богослов нашего времени Д-р Эндру Линзи пишет: «Вся вселенная создана любовью, а то, что создано любовью, не может не иметь ценности. Бог своею милостью сделал все существа на земле драгоценными в его глазах». «Если все твари существуют для Бога, если Бог стоит за каждой из них, то как могут человеческие существа идти против Бога?» Кратко выраженная идея теологических или богословских прав животных звучит так: если Бог стоит за ними, то мы не может быть против них. этический отношение животное религия

Одно из положений Корана гласит, что животные имеют душу, хотя оговаривается, что их душа более низкого порядка, чем человеческая. В христианстве же считается, что животные в принципе душой не наделены.

В связи с отношением различных религиозных учений к животным просто невозможно не упомянуть восточные традиции. Одна из древнейших мировых религий — индуизм — говорит о том, что все животные: четвероногие, пернатые, покрытые чешуей — являются братьями и сестрами человека, а Бог — наш общий отец. Индийские Веды -религиозно-философские и научные труды, созданные в II-I веках до н. э., — утверждали необходимость гуманного отношения к животным. Все живое на земле считалось одной семьей. Из этих представлений вытекала необходимость вегетарианства, как одно из следствий принципа «ахимсы» — непричинения вреда. Этот принцип проповедовали все святые, мудрецы и пророки Индии.

Гуманное отношение к животным считалось высокой формой этики поведения; в санскритских рукописях этот принцип назывался «сарва — бхута — хита», — «доброта ко всем существам», в противоположность более ограниченной морали — «лока — хита», предполагавшей доброту только к человеческому виду. Приверженцам ведических традиций рекомендовалось следовать первому, более всеобъемлющему принципу. Индуизм подчеркивает родственную близость человека с природой, со всеми животными, а это делает невозможным враждебное или даже безразличное отношение к животным, с которым человек образует единство.

Говоря о богословских аргументах в пользу самостоятельной ценности животных, следует вспомнить философа XVI века Мишеля де Монтеня, который писал: «Помня, что один и тот же творец. поместил все существа в свой чудесный дворец, чтобы служить ему, и что они, так же, как и мы, принадлежим ему, я говорю, что у нас есть основания проявлять и уважение, и любовь к ним».

2. Проблема права и долга в отношении к животным

Э. Линзи приводит в своих работах диссертацию богослова XVIII века X. Приматта — «О долге сострадания и грехе жестокости по отношению к животным». Приматт писал: «Поскольку сам Создатель добр и мудр, то и каждое его создание должно быть добрым, или лучше сказать, это его долг — быть добрым».

«Боль есть Боль, независимо от того, кто ее терпит, человек или животное; и существу, которому она причиняется, человек это или животное, и которое страдает, пока длится боль, наносится зло». Приматт считал, что человеку никто не давал права жестоко обращаться с животными. Он говорил: «Но если среди людей различие в умственных способностях, цвете кожи, в положении, в их удачах не дают права одному человеку плохо обращаться с другим человеком или оскорблять его из-за этих различий, то по той же причине человек не имеет естественного права обижать и мучить животное, потому лишь, что животное не имеет умственных способностей человека. Животное есть существо не менее чувствительное к боли, чем человек. У него такие же нервы и органы чувств». По мнению Примата, различия между людьми, касающиеся их ума, их внешности, их положения, не дают права одному человеку жестоко обращаться с другим, и по той же причине никакой человек не имеет естественного права жестоко обращаться с животными только потому, что у животного нет столь организованного ума, как у нас с вами. Более того, существование животных оправдано само по себе, а вот человеку нужно к этому стремиться, и он может это сделать, в том числе, и проявляя милосердие.

В своей универсальной этике А. Швейцер также предусматривает понятие долга человека по отношению к живым существам. Человек должен почувствовать свою близость и свой долг в отношении любой формы жизни, с которой он входит в соприкосновение. Швейцер считает, что добро заключается в том, чтобы поддерживать жизнь, сохранять ее, и зло в том, чтобы разрушать жизнь и препятствовать ей. Таким образом, Швейцер вменяет в нравственную обязанность человеку заботу о живых существах, о сохранении их жизни (Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером. — М.: Наука, 2007, с. 64.)

Выраженная более сухим языком, эта мысль получила в настоящее время признание: человек ответственен за то, что происходит на земле; как существо, обладающее наиболее высоко развитым разумом, человек должен жить по этическим законам и защита живого на земле является нравственным долгом человека. Страдания и гибель животных, прирученных человеком, гибель диких животных и разрушение природной среды — во всем этом вина человека, он несет моральную ответственность за судьбу живого на планете.

Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха — должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки.

Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные — тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, — и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Воспитывающим моментом для ребенка может служить не только обращение с домашними животными; взрослые должны всегда комментировать поведение или состояние животных, которых ребенок наблюдает в природе. Взрослый должен рассказать о жизни животного: муравья, червя, жука, гусеницы, вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого; отметить ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость причинения им боли или умерщвления их. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

1. Вернадский, В. И. Живое вещество и ноосфера/В. И. Вернадский. — М.: Наука, 2007. -102с.

2. Гуревич, П. С. Этика/П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 351 с.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector