Этика и психология делового общения конспект
Конспект к уроку этика и психология общения
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ
«ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
Педагог-психолог Социально-технологического техникума
Степина Жанна Александровна
Цель урока: расширение представлений об этике и психологии
Формирование позитивной мотивации к занятиям.
Расширение знаний об этике, психологии и общении.
Ознакомить обучающихся с понятиями этика, мораль, в чём их различие.
Сформировать представление о термине «общение».
Изучение своих личных качеств (общение)
Рефлексия собственных чувств
«Знания определяют лишь 15% успеха.
Остальные 85% успеха достигаются
за счет искусства общения с людьми»
(специалист по психологии человеческих отношений)
Каждый человек вовлечен во взаимоотношения с самого раннего детства. Прекратить общение – то же самое, что перестать дышать. Однако многие из нас знают, как они дышат. А многие ли знают, как строится и развивается людское общение, почему мы с одними людьми быстро находим язык, а с другими не можем договориться.
Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается? На эти вопросы отвечает этика.
Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» был введён Аристотелем, причём этика считалась «практической философией», которая должна была дать ответ на вопрос: что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?
Этика охватывает широкий круг вопросов, её необходимо учитывать в отношениях внутри одной группы и между группами. Без соблюдения этики и культуры поведения большинство людей в коллективе чувствуют себя дискомфортно, незащищенно.
Мораль — это система эстетических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни (в труде, в быту, в личных, семейных отношениях). Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться.
Изначально термины «этика» и «мораль» совпадали, но с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание.
Важнейшими категориями этики являются добро, зло, ответственность, справедливость, долг.
Нормы морали получают своё идейное выражение в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное правило появилось одновременно в Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало называться «золотым», так как ему придавалось большое значение. Конфуций высказался в отрицательной форме «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В наши дни данное правило также остается актуальным и всегда необходимо понимать, что человек только тогда становится человеком, когда признает человеческое в других людях. Потребность относится к другим людям, как к самому себе, и составляет основу морали и нравственности.
Этика общения – это наука о поведении, которое соответствует общественным нормам и моральным устоям общества (социума).
Основной целью дисциплины этика и психология общения выступает формирование нравственных и психологических качеств как важных условий в повседневной деятельности и поведении человека.
1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Психология рассматривает общение как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Главным в общении является не заучивание правил, а овладение культурой взаимоотношений, культурой речи, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль. В общении раскрываются такие человеческие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, сопереживание, понимание.
Прохождение теста «Общительный ли Вы человек?» (см. приложение 1)
Одна из главных особенностей человека – это наша способность передавать друг другу посредством речи информацию о событиях.
У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности. У обезьян существует более 20 сигналов с вполне определённым значением: когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы. Однако во всех случаях сигналы лишь запускают какие-то врождённые поведенческие реакции. Иными слов, они связаны с конкретной ситуацией, на которое животные из сообщества реагируют «механически». Такого рода сигналы есть и у человека, очевидными служат крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждения об опасности.
Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление о том, чего в данной ситуации нет. Поэтому с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и прошлых или будущих событиях. Кроме того, с помощью речи мы можем сообщать окружающим нас людям о своих душевных состояниях или чувствах.
Но главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, — это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и составлять из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов.
Таким образом, сигналы для общения существуют у большинства животных, но только у человека выработалась членораздельная речь, позволяющая передавать информацию о текущих, прошлых или будущих событиях.
Наше общение с другими людьми может быть затруднено по причине того, что мы редко воспринимаем людей объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на оценке мотивов его поведения.
Один из психологов Адольф Ульянович Хараш, на вопрос, «можно ли научиться общению? А если да, то как узнать и овладеть техникой общения?» дал очень раздумчивый ответ: «Научиться общению, вероятно, можно. Но техники общения – нет». Данный человек был прав, потому что нет такой техники, которая сама по себе сделала бы человека другим: из колючего и напряженного превратила бы в свободного в общении. Техника начинает работать только тогда, когда начинает меняться сам человек. Всё начинается с души, а не с техники.
Любая техника общения будет бесполезна для вас, пока в вашем сознании не изменятся фундаментальные установки. Пока вы боец, вы будете драться. Пока вы не мудрец, вам хочется победить. И именно поэтому вы в конечном счёте будете проигрывать.
Существуют правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий – не перебивай, слушай, не возражай, старайся согласиться, не обвиняй, найди и скажи доброе, приятное – это техника. У каждого человека есть свой мир, своё пространство, свое мнение, свое зрение и слух.
Старайтесь понять то, что хочет Вам сказать собеседник, помогайте ему сформулировать своим мысли, даже если вы с ним не согласны. Нередко, как ни странно, это оказывается самым эффективным способом переубедить собе5седника.
Ищите то, в чем он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить.
Признавайте возможность своей неправоты и просите критического обсуждения. Чаще используйте «Слушай, может быть, я не прав, но давай посоветуемся… Мне кажется… Как ты считаешь…Давай обсудим».
Не давите. Убеждайте какими-либо аргументами, доказательствами, фактами.
Если вы не согласны и хотите возразить, то удостоверьтесь в том, что вы собеседника поняли «Вы хотите сказать, что»
Тактично выразите свое несогласие с тем, с чем несогласны. «А вот с этим мне согласиться трудно» или «Мне это непонятно». Поясните, почему вы не можете согласиться с его мнением, и, если ему интересно, выскажите свою позицию.
Вспомните Басню Крылова: «Лебедь рак и щука»
«Когда с товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука»
Ежедневно человек общается с большим количеством людей дома, в гостях, в магазине, вступает с ними во взаимодействие и пытается делать выводы о поведении людей, об их характере. Например, мы «читаем» человека по внешним проявлениям – мимике, голосу – и стараемся определить его эмоциональное состояние. Повседневный опыт подсказывает нам разные тактики поведения с людьми, ведь большинство из нас умеют различать настроение других людей, выделять особенности проявления их характера, и в этом смысле мы можем смело назвать себя психологами. Но эти умения относятся к областям житейской психологии.
Слово «психология» впервые появилось в XVI века. Оно образовалось от двух греческих слов: psyhe – душа и logia – наука, т.е. означает «наука о душе» . Психология как официальная наука появилась конце Х I Х века, когда в 1879 году немецкий психолог Вильгельм Вундт в Лейпциге основал первую лабораторию экспериментальной психологии. В России подобная лаборатория была основана в Казани в 1885 году русским ученым Владимиров Михайловичем Бехтеревым (невропатолог, нейрохирург, психиатр и физиолог), в лаборатории проводились первые работы по психологии, анатомии и физиологии мозга.
Современная психология является обширной и разветвленной научной области и практической деятельности. Существует её множество разделов и отраслей психологии: общая, социальная, возрастная, педагогическая, военная, юридическая, психология управления, психология труда и т.д.
Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
В настоящее время психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предметом изучения психологии является психика. Психика – это свойство мозга, которое заключается в его способности отражать окружающую действительность.
План-конспект занятия по теме: «Этика делового общения»
Министерство образования и науки Самарской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
План — конспект занятия по теме:
«Этика делового общения»
Дисциплина: ОП. 04 Менеджмент
Специальность 22.02.06 Сварочное производство
Преподаватель: Мутовалова Е.В.
преподаватель экономических дисциплин
В данной методической разработке описана методика и ход проведения занятия по теме «Этика делового общения» дисциплины «Менеджмент». Приведен поурочный план проведения занятия, подробно описан сценарий урока.
Проведение урока по предложенной методике позволяет спланировать психологические аспекты общения, его культуру, этику и тактику, п ознакомить студентов с правилами ведения деловой беседы, переговоров и совещаний, изучить условия эффективного общения, научиться составлять план беседы, переговоров и совещания, спланировать управленческие коммуникации продуктивного сотрудничества .
Цель данной методической разработки – оказать помощь преподавателю при проведении занятий по дисциплине «Менеджмент».
Список использованной литературы……………………………………………..23
Самая большая роскошь на свете –
это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент -Экзюпери
Важнейшая форма взаимодействия людей — общение.
Способность к общению всегда относилась к числу наиболее существенных человеческих качеств. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджмент-та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль. От того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации.
Деловое общение – это сложный, многоплановый процесс взаимодействия между людьми на основе обмена информацией в сфере профессиональной деятельности и бизнеса.
Деловое общение это очень актуальная и распространенная тема на сегодняшний день. Люди, которые занимаются бизнесом им деловое общение очень необходимо. Так как умение вести переговоры с деловыми людьми, уметь правильно подбирать слова, принимать правильные и стандартные решения это является их главной задачей, от этого зависит карьера делового человека в будущем.
Специфической особенностью делового общения является та или иная степень его официальности, то есть подчиненности установленным ограничениям, которые определяются множеством факторов: национальными и культурными традициями, профессиональными особенностями деятельности, требованиями организации, этическими принципами.
В методической разработке «Этика делового общения» мной сделана попытка познакомить студентов с правилами, этапами и стадиями делового общения. Определить закономерности, существующие в процессе передачи информации, выработать навыки эффективного взаимодействия.
«Этика делового общения»
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Применять различные метолы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами
ПК1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций
ПК1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами
ПК 1.4 Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами
ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций
ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях
ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции
— Применять методику принятия эффективного решения
— Организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей
— Организацию производственного и технологического процессов
— Условия эффективного общения
Цели учебного занятия
Создать условия для достижения образовательных результатов («уметь», «знать»).
Формировать общие, профессиональные компетенции.
Формировать профессионально-ориентированную мотивацию к обучению.
Задачи учебного занятия
1. Раскрыть смысл понятия «деловое общение»
2.Спланировать психологические аспекты общения, его культуру, этику и тактику.
3.Познакомить студентов с правилами ведения деловой беседы, переговоров и совещаний
4. Изучить условия эффективного общения
5. Научиться составлять план беседы, переговоров и совещания
1. Проанализировать особенности делового общения
2.Спланировать управленческие коммуникации продуктивного сотрудничества
3.Развитие умений составлять план беседы, переговоров и совещания;
4. Формирование мыслительной деятельности, умения слушать другого;
1.Развитие познавательного интереса;
2.Воспитание сознательного и осмысленного применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности
Ознакомиться с этикой делового общения, получить опыт проведения деловых бесед
Развивать умения извлекать, анализировать и систематизировать информацию.
-Развивать общие, профессиональные компетенции.
Технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
технология развития критического мышления;
технология программированного обучения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Принцип связи теории с практикой в обучении.
Принцип сознательности и активности в обучении.
Принцип прочности усвоения знаний, умений.
Принцип воспитания в процессе обучения.
Принцип доверия и поддержки.
Методы и формы обучения
Метод самостоятельной работы (работа с картами различной тематики).
Интерактивная учебная игра.
Критический анализ результатов деятельности (рефлексивный метод).
Самоконтроль (по заданным критериям).
Взаимоконтроль (по заданным критериям).
Вид используемых на уроке средств ИКТ
(универсальные, ОЭР на CD , ресурсы Ин тернет)
Для проведения опыта: гальванометр, катушка индуктивности, провода, магнит.
Для демонстрации возникновения направления индукционного тока: два кольца, магнит.
— Бланк для фиксации результатов работы на уроке по изучению новой темы.
Учебные столы в кабинете сгруппированы для работы 4 групп студентов.
1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебное пособие для сред. проф. образования, 2-е изд. — М., Академия, 2016.
2. Егоршин А.П. Основы управления персоналом – 2-е изд. – М.: ИНФРА–М, 2015.
1. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2010.
Организация начала занятия
Информирование о присутствующих и отсутствующих студентах.
Разбивка студентов по группам.
Деятельность преподавателя на данном этапе
Объявление темы урока.
Определение (совместно со студентами) цели и задач урока.
Объявление формы работы на уроке.
Разбивка студентов по 4 группам (роль молодых ученых)
Определение руководителей группы, которые будут направлять работу группы и оценивать каждого участника.
На экран вывести название дисциплины, название темы, цели и задач урока, а также формы работы.
Деятельность преподавателя на данном этапе
Объявление итоговой цели урока и задач (конечного результата изучения новой темы).
Цель формулируется совместно со студентами, в ходе эвристической беседы
Цель: . Приобрести опыт проведения деловой беседы, знать этику деловых отношений
На экран вывести цель урока
Объявление формы работы на уроке (групповая форма работы)
Составление плана урока
Вопрос преподавателя: н а какие вопросы Вы должны будете найти ответы, чтобы достичь цель урока и дать понятия основным свойствам и характеристикам магнитного поля.
На основе вариантов ответа совместно со студентами составляется план урока
Экспресс-диагностика готовности к изучению нового материала.
Проверка выполнения опережающей внеаудиторной самостоятельной работы.
Задание студентам на дом на предыдущем уроке: .Подготовить сообщение по теме « Этика делового общения»
Цель: развить познавательный интерес применения данной темы к деловому общению
При ответе разрешается пользоваться тетрадью (но лучше головой).
На экран вывести план урока ( Приложение 1 ).
Разбивка по «группам роль молодых ученых », определение руководителей группы.
Руководитель группы – сменная должность. Не назначается раз и навсегда. При проведении подобного урока по другой теме определяется/выбирается другой студент для выполнения роли «руководитель группы».
Аудиовизуальная фиксация конечной цели урока.
Совместная работа с преподавателем по составлению плана урока.
Вопросы для первой группы:
Скажите, что такое общение?
Что из себя представляет деловое общение?
Вопросы для второй группы:
Как вы считаете деловое общение-это искусство или наука, которой можно овладеть?
Какие формы делового общения вы знаете?
Вопросы для третьей группы:
С чего начинается любая подготовка проведения деловой беседы?
Что должен включать в себя план беседы?
Промежуточный контроль (при необходимости)
Заполните листы самооценки по пункту 2. « Участие в проверке домашнего задания (вопросы/ответы по плану)».
Используемые формы и методы обучения
Активные и интерактивные
Кратко повторяет порядок работы на данном этапе.
Выдает задание каждой группе и бланки для фиксации результатов работы
Наблюдает за работой групп.
Отвечает на вопросы (при необходимости).
Корректирует ответы (при необходимости).
Задачи, стоящие перед студентами на 1 этапе:
развивать умения по практическому проведению деловой беседы
обсуждать, принимать коллективные решения;
уметь приводить аргументы.
Ответы на вопросы по группам.
Обмен информацией по своим вопросам.
Подготовка к презентации результатов работы «руководителей».
Результат 1 этапа: каждый участник должен владеть общей информацией для всей группы!
Деятельность руководителя отдела:
Распределяет работу в группе.
Организует работу по подготовке общей информации по заданию группы.
Контролирует процесс понимания всеми участниками группы содержания вопроса.
Преподаватель дает задание: заполните листы самооценки по пункту 3. «Самостоятельная работа в группе (1 этап)».
Используемые формы и методы обучения
Метод самостоятельной работы (работа с картами различной тематики).
Интерактивная учебная игра.
Проверка знаний обучающихся по вопросам:
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами урок по дисциплине «Менеджмент».
Знаменитый летчик и писатель Антуан де Сент -Экзюпери однажды сказал: « Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Тема нашего урока «Этика делового общения».
Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому сегодня на уроке мы р аскроем смысл понятия «деловое общение», п ознакомимся с правилами делового общения, научимся составлять план деловой беседы.
Скажите, что такое общение? (спросить 1-2 студентов)
Общение-это сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека .
Что из себя представляет деловое общение? (спросить 1-2 студентов)
Деловое общение- это сложный, многоплановый процесс взаимодействия между людьми на основе обмена информацией в сфере профессиональной деятельности и бизнеса.
Как вы считаете деловое общение-это искусство или наука, которой можно овладеть? (спросить 1-2 студентов)
Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились некоторые приемы и наработки, рекомендующие как правильно, умело его вести.
Какие формы делового общения вы знаете? (спросить 1-2 студентов)
Формами делового общения являются: собрание, совещание, деловая беседа, телефонный разговор, собеседование.
А вы сталкивались с этими формами делового общения, и в каких ситуациях? (спросить 1-2 студентов)
Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик из кинофильма «Красотка», сцена проведения деловой беседы в неформальной обстановке. Обратите внимание на следующие моменты:
Форма делового общения
Место проведения и атмосфера
Форма одежды и поведение участников общения
Как разговаривают участники?
Как реагируют на слова и поступки друг друга.
Как главные участники проталкивают свою точку зрения?
Какие этапы деловой встречи вы заметили?
Какую роль играет этикет в деловых отношениях?
Как быстро меняется эмоциональная обстановка?
Чем заканчивается встреча?
(После просмотра фильма студенты с преподавателем отвечают на поставленные вопросы).
Представьте ситуацию: после окончания колледжа, вы пойдете устраиваться на работу, и вам предстоит собеседование с работодателем — это тоже деловое общение. Я вам немного помогу :
Александр Сергеевич Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Пон говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Вспомните этот видеоролик и попытайтесь составить план беседы. Перед вами лежит лист № 1 «Технология организации и проведения деловой беседы», которая вам поможет подготовиться к собеседованию.
Таблица 1. -Технология организации и проведения деловой беседы
1. Определение цели
2. Составление профиля собеседника
3. Выработка стратегии и плана беседы
5. Определение и согласование места и времени встречи
Создание благоприятного климата (приветствия, представления);
Изложение своей позиции ее обоснования;
Выяснение позиций собеседника;
Совместный анализ проблемы;
Принятие решения, выяснение позиций собеседника.
3. Подведение итогов и принятия решения.
1. Формулировка выводов, следующих из главной цели и основной идеи беседы
2. Принятие решения
4. Критический разбор беседы
1. Все ли было сказано, насколько чётко формулировались
мысли;
2.Всегда ли удавалось получить удовлетворительные ответы и не инспирировались ли последние желанием кому-то угодить;
3. Могли ли собеседники быть более откровенными;
не оказывалось ли на них психологическое давление;
насколько непринуждённо и комфортно они себя чувствовали;
4 Можно ли считать результаты беседы удовлетворительными;
необходимо ли, а если да, то когда, продолжить обсуждение затронутых вопросов.
Прежде чем идти на собеседование, к нему необходимо подготовиться.
С чего начинается любая подготовка? (спросить 1-2 студентов)
Подготовка начинается с определения цели, которую в результате необходимо достичь.
Запишите, какие цели вы преследуете?
Как вы считается для чего необходимо изначально определить цель? (спросить 1-2 студентов)
При определении цели становится ясным круг обсуждаемых вопросов. Но он должен включать и интересы партнера.
Запишите, пожалуйста, ваши цели: цель работодателя и цель человека, желающего найти достойную работу.
А что будет вторым шагом в подготовке к беседе? (спросить 1-2 студентов)
Вторым шагом, если есть в запасе время, является составление предварительного представления о других ее участниках.
Для чего это необходимо, и какие сведения могут понадобиться в вашей ситуации? (спросить 1-2 студентов)
Информация правит миром. Опытные менеджеры собирают сведения о служебном положении, взглядах, отношении к окружающим, общественной деятельности и заслугах, любимых и запретных темах для разговоров. Иметь такую информацию необходимо для более успешного проведения беседы и достижения поставленных целей.
А что же дальше делать, что будет третьим шагом в подготовке к деловой беседе? (спросить 1-2 студентов)
Третий шаг состоит в выработке стратегии и плана беседы, а также различных творческих «заготовок», необходимость в которых может возникнуть по ходу дела или к которым необходимо подвести ход дела.
Что должен включать в себя план беседы? (спросить 1-2 студентов)
План включает схему изложения материала, предопределяющую во многом структуру беседы. В серьёзной беседе схемой допускается пользоваться открыто, но насколько близко ей следовать, определяется конкретными обстоятельствами: например, запасом времени и опытом.
Помимо плана на подготовительном этапе составляется предварительный текст выступления, состоящий из набора ключевых понятий и детально проработанных фрагментов, полной формулировки деловых предложений.
А что дальше делать при подготовке к деловой беседе? (спросить 1-2 студентов)
Четвертым шагом на подготовительном этапе деловой беседы может быть ее репетиция.
Нужна ли репетиция? Что она дает, какие преимущества? (спросить 1-2 студентов)
Репетиции предшествует осмысление материала, запоминание его очерёдности, отдельных фрагментов текста с таким расчётом, чтобы ими можно было при необходимости свободно оперировать, в том числе воспроизводить по памяти.
Беседу мы отрепетировали. А что дальше? (спросить 1-2 студентов)
Дальше необходимо согласовать место и время встречи, с учетом его возможного влияния на результат.
Как вы считаете, влияет ли время и место встречи на исход деловой беседы? Каким образом? (спросить 1-2 студентов)
Существует так называемая теория переговоров, одно из правил которой заключается в том, что если перед началом переговоров обстоятельства складываются не в вашу пользу, лучше вести переговоры лицом к лицу. И наоборот, если у вас сильная позиция, предпочтительнее вести разговор по телефону, тогда вы будете выглядеть жёстким и неуступчивым партнёром. Но т.к. сложившиеся обстоятельства одного из участников всегда будут менее предпочтительными, то всегда будут попытки избежать встречи.
На исход деловой беседы влияет и окружающая обстановка: объем и форма помещения, цвет, запах, освещенность и т. д.
Где может происходить деловая беседа? Вы где будете беседовать со своим партнером? (спросить 1-2 студентов)
Если участниками беседы являются сотрудники одной организации, то она может происходить в кабинете, на рабочем месте подчинённого, в зале заседаний, а также во внеслужебной обстановке, вплоть до домашней. С посторонними лицами беседы проводятся в кабинете пригласившего их или в специальной комнате для переговоров.
Как начинается беседа? (спросить 1-2 студентов)
Сама беседа начинается с приветствия и осмысления первых личных впечатлений о партнерах с учетом знаний о них, приобретенных на подготовительном этапе.
Скажите, пожалуйста, какие факторы влияют на первое впечатление? (спросить 1-2 студентов)
Нужно иметь в виду, что на первое впечатление влияет ряд объективных и субъективных обстоятельств. Например, доминирующая в данный момент потребность(тот, кто поможет в трудную минуту, будет казаться самым прекрасным человеком в мире), гало-эффект, т. е. целостная оценка людей как приятных так и неприятных и т. д. Кроме того, не забывайте, что «встречают людей по одежке, а провожают по уму»
Как вы считаете, что является основным моментом в процессе «вхождение в контакт»?
В этой фазе менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться сам и дать возможность сориентироваться собеседнику – это самонастройка. Здесь очень важно сразу расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало общения. Этот период завершается установлением психологического контакта.
Кроме того, нужно учитывать, что большинство людей даже в общении с ближними стремятся скрыть сове «Я» под различными масками, которым психологи дали название соответствующих животных: «черепахи, прячущейся в панцирь»; «дикобраза, ощетинившегося колючками»; «льва, рычащего на окружающих»;, «хамелеона, приспосабливающегося к любой обстановке».
Как вы думаете, есть ли разница в беседе между мужчинами и женщинами? Как они слушают собеседника? (спросить 1-2 студентов)
Мужчины в большей мере сосредотачиваются на содержании переговоров, но довольно быстро отвлекаются и начинают вести с собеседником внутренний диалог, спорить, дополнять, делать выводы не дослушав, критиковать. Женщин больше занимают не столько слова, сколько личность и чувства говорящих, поэтому они реже мужчин перебивают собеседника и готовы снисходительно относиться к его ошибкам.
Нужно ли вести записи во время беседы? Почему? (спросить 1-2 студентов)
Записи во время беседы, переговоров настолько прочно вошли в деловой обиход, что тот, кто не записывает, воспринимается негативно: неужели ничего полезного он от меня не услышал? Поэтому хоть какие-то записи надо делать, по крайней мере, чтобы не обидеть партнера.
Как правильно необходимо излагать свое мнение? (спросить 1-2 студентов)
Во время деловой беседы важно стараться от начала до конца придерживаться выбранного основного направления путем постепенного, но настойчивого проведения собственных идей и последовательной постановки вопросов. Свое мнение надо навязывать. Информация излагается с помощью простых и точных понятий, соответствующих уровню подготовки и образованию собеседников. При изложении своей точки зрения не рекомендуется приводить излишне много доводов в ее защиту (их должно не больше 3-4) или повторять много раз одно и тоже утверждение- это не прибавляет убедительности.
Как вы считаете от умения слушать зависит эффективность общения? (спросить 1-2 студентов)
Древний философ Плутарх изрек интересную мысль: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
Объясните, как правильно слушать? (спросить 1-2 студентов)
Важно слушать активно, а это значит:
сконцентрироваться на собеседнике (обращать внимание на его состояние, жесты и другие невербальные компоненты общения);
в процессе слушания выделять главную информацию;
задавать уточняющие вопросы;
в процессе слушания не давать оценку услышанному;
Условием успешной аргументации считается достаточно эмоциональная, экспрессивная, умеренно громкая и быстрая речь.
Почему? Объясните . (спросить 1-2 студентов)
Очень громкая и очень быстрая создает впечатление уговоров; а тихая и медленная — ведет к затягиванию времени, вынуждает переспрашивать и раздражает).
Говорить нужно твердо и уверенно, правильно расставляя акценты и паузы (иногда несущие больше информации, чем слова). Знаток человеческих отношений писатель С. Мо-эм в своем романе «Театр» советует: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделал, тяни ее, сколько сможешь» .
Поясните, пожалуйста, совет писателя. (спросить 1-2 студентов)
В целом темп изложения материала приспосабливается к особенностям личности темперамента слушателей.
Необходимым условием восприятия является сходство позиций говорящего и слушателя. Необходимо помнить, что близкие позиции воспринимаются как верные, а близкие взгляды — как более объективные- и наоборот. Поэтому начинать убеждение хорошо с нахождения близости позиций, интересов и их подчеркивания.
Различными исследованиями установлено, что в беседе подавляющая часть информации передается с помощью невербальных средств. К ним относятся:
— пространственная организация общения.
Какие вы знаете невербальные (несловесные) средства общения? (спросить 1-2 студентов)
Движения человека- мимика, позы, жесты, взгляд и походка.
Что они означают? (спросить 1-2 студентов)
Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению.
«Закрытые позы»-недоверие, несогласие.
Какие вы знаете «закрытые позы»?
Скрещенные на груди руки, обе руки упираются в подбородок, руки в замке и др.
Какие вы знаете «открытые позы», что они означают? (спросить 1-2 студентов)
Открытые, наоборот, — доброжелательность, психологический комфорт.
В беседе очень важны язык тела, открытая поза, показывающие интерес к собеседнику. Скорость речи, паузы во время разговора, различные психофизические проявления — смех, плач, вздохи, покашливания и т. п.- также несут определенную смысловую нагрузку.
Например, если речь очень быстрая — взволнованность и обеспокоенность; медленная речь свидетельствует о высокомерии или усталости.
Как вы считаете можно ли влиять на собеседника, контролируя свои позы и жесты, управляя звуком и интонацией, правильно расставляя паузы? (спросить 1-2 студентов)
Можно усилить свое воздействие на других людей, контролируя следующее:
следить за правильной осанкой. Высоко поднятая осанка, прямая спина создают впечатление уверенности в себе и непринужденности;
сохранять темп движений, соответствующий вашему имиджу. Спешащий человек создает впечатление суетливого, медлительный увальня;
избегать нелепых позиций;
использовать краткое и крепкое рукопожатие как верное средство установления конструктивного контакта;
контактировать глазами. Таким образом, вы демонстрируете свою искренность и убедительнее излагаете свою точку зрения.
Как вы считаете, что является наиболее эффективной формой общения — монолог или диалог и почему? (спросить 1-2 студентов)
Наиболее эффективной формой общения является диалог. В его основе лежит умение задавать вопросы.
Наиболее эффективны для ведения вопросы, например:
Каково ваше мнение?
Что вы думаете по поводу?
Вы высказали свое мнение и выслушали партнера, как заканчивается деловая беседа? (спросить 1-2 студентов)
В заключении инициатор беседы подводит итоги, показывает, как может быть использована полученная информация, призывает остальных к ее осмыслению и последующим активным действиям. Если продолжительность беседы специально не регламентировалась, что чаще всего имеет место при приеме посетителей, это является сигналом к ее завершению.
После беседы проводится ее критический разбор, для чего он нужен? (спросить 1-2 студентов)
На основе сделанных записей проводится критический разбор, который позволяет определить:
— все ли было сказано, насколько четко формулировались мысли;
— всегда ли удавалось получить удовлетворительные ответы, и не были ли они приняты в угоду кому-либо,
— могли ли собеседники быть более откровенными;
-можно ли считать результаты беседы удовлетворительными;
— стоит ли назначить дополнительную встречу.
Поменяйтесь планами и посмотрите насколько верно ваш собеседник составил план проведения беседы (пока студенты оценивают работу друг друга, преподаватель готовит отрывок № 2 из к/ф «Красотка»). Поставьте оценку. (спросить 1-2 студентов)
1. Выдержана ли структура плана
2. Насколько подробно описан план
3. Есть ли краткое содержание разговора
4. Как вы думаете цель достигнута?
Теперь с учетом полученной информации и составленного плана давайте посмотрим второй видеоролик, и также оценить эффективность делового общения.
Просмотр отрывка № 2 из к/ф «Красотка»
Где происходит встреча?
Что является целью встречи? Как ведут себя герои?
Почему Мистер Льюис попросил своих сотрудников выйти?
Почему Мистер Морс попросил внука выйти.
В какой обстановке происходила беседа?
Как вы считаете, что повлияло на принятое решение?
Предлагаю вам оценить свои коммуникативные способности. Перед вами лежит лист № 2 «Психологический тест на выявление коммуникативных способностей» Проверьте себя по нему.(3 минуты)
На сегодняшнем уроке мы с вами изучили понятия «деловое общение», п ознакомились с правилами ведения деловой беседы, составили план деловой беседы, проверили свои коммуникативные способности.
Для дальнейшего изучения темы и заинтересовавших вас вопросов рекомендую вам следующие источники:
Казначевская Галина Борисовна. Менеджмент – М.: Феникс, 2015, страницы 287-300
Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА, 2016.
Браун Л. Имидж — путь к успеху / Л. Браун. — СПб.: Питер, 2000.
Вудкок М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. – М.: Дело, 2015.
На листе № 3 анкета «Оцени урок», поставьте, пожалуйста, оценку нашему уроку.
На листе бумаги обведи свою ладошку, каждый палец-это какая-то позиция, по ней необходимо высказать свое мнение:
Большой- для меня это важно и интересно…
(важно узнать, как готовиться к деловым беседам, интересно узнать о жестах и позах во время делового общения и т. д.)
Указательный — я получил конкретные рекомендации…
(рекомендации как планировать, готовиться и проводить деловые беседы, как правильно вести себя на собеседовании и т. д.)
Средний- мне было трудно (не понравилось)…
(мне было трудно высказывать свое мнение, мне не понравилась тема т. д.)
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы…
(Психологическая обстановка была положительная или напряженная)
Мизинец –для меня было недостаточно…
(Для меня было недостаточно времени на …, недостаточно информации по какому-то вопросу)
В завершении хочется вернуться к словам Антуана де Сент Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения».
Желаю вам всегда жить в такой роскоши.
Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятия решений играет общение. Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня.
На уроке студенты раскрыли смысл понятия «деловое общение», познакомились с правилами ведения деловой беседы, переговоров и совещаний, изучили условия эффективного общения, научились составлять план беседы, проанализировали особенности делового общения, работая в паре, реализовали коммуникации продуктивного сотрудничества.
Технология организации и проведения деловой беседы
1. Определение цели
2. Составление профиля собеседника
3. Выработка стратегии и плана беседы
5. Определение и согласование места и времени встречи
Создание благоприятного климата (приветствия, представления);
Изложение своей позиции ее обоснования;
Выяснение позиций собеседника;
Совместный анализ проблемы;
Принятие решения, выяснение позиций собеседника.
3. Подведение итогов и принятия решения.
1. Формулировка выводов, следующих из главной цели и основной идеи беседы
2. Принятие решения
4. Критический разбор беседы
1. Все ли было сказано, насколько чётко формулировались мысли;
2.Всегда ли удавалось получить удовлетворительные ответы и не инспирировались ли последние желанием кому-то угодить;
3. Могли ли собеседники быть более откровенными;
не оказывалось ли на них психологическое давление;
насколько непринуждённо и комфортно они себя чувствовали;
4 Можно ли считать результаты беседы удовлетворительными;
необходимо ли, а если да, то когда, продолжить обсуждение затронутых вопросов.
Тест на выявление коммуникативных способностей
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0
Общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 очка . Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилии. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков . Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очка . Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков . У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков . Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков . Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!
3 очка и менее . Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее откоситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
На листе бумаги обведи свою ладошку, каждый палец-это какая-то позиция, по ней необходимо высказать свое мнение:
Большой- для меня это важно и интересно…
(важно узнать, как готовиться к деловым беседам, интересно узнать о жестах и позах во время делового общения и т. д.)
Указательный — я получил конкретные рекомендации…
(рекомендации как планировать, готовиться и проводить деловые беседы, как правильно вести себя на собеседовании и т. д.)
Средний- мне было трудно (не понравилось)…
(мне было трудно высказывать свое мнение, мне не понравилась тема т. д.)
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы…
(Психологическая обстановка была положительная или напряженная)
Мизинец –для меня было недостаточно…
(Для меня было недостаточно времени на …, недостаточно информации по какому-то вопросу)