Этика и психология делового общения практикум
Практикум к теме: «Деловое общение»
Обучающимся предлагаются различные ситуационные задания
по разделу «Деловое общение», что позволит им получить дополнительный опыт в решении возникающих проблем, в общении с будущими коллегами; поможет избавиться от ошибок, мешающих эффективной коммуникации и освоить некоторые приемы, способствующие успешности в сфере делового общения, что будет способствовать формированию положительной мотивации к изучению дисциплины.
А учителю — провести диагностику сформированных коммуникативных и информационных компетенций, в ходе работы в малых группах.
ПРАКТИКУМ ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
Задание 1 . Ознакомившись с ситуацией, Вам необходимо определить: было ли общение, если было, то какое?
Ситуация 1: Руководитель дает распоряжения и указания своим сотрудникам, ставит перед ними задачу, определяет сроки исполнения. Сотрудники внимательно слушают.
Задание 1 . Ознакомившись с ситуацией, Вам необходимо определить: было ли общение, если было, то какое?
Ситуация 2 : При выполнении производственной задачи между сотрудниками и руководителем возникают ситуации партнерских взаимоотношений, желание помочь друг другу, идет активный диалог и обсуждение того, как лучше решить производственную задачу.
Задание 1 . Ознакомившись с ситуацией, Вам необходимо определить: было ли общение, если было, то какое?
Ситуация 3: Руководитель вместе с сотрудниками своего коллектива ищет «слабые» места, противоречия, проблемы в деятельности своего коллектива и подбирают неординарные решения. Сотрудники выдвигают разные версии, подходы, способы решения. Все работают единой командой.
— В ситуации № 1 — осуществлялось лишь жесткое управление, для которого характерным является формальный контакт руководителя с подчиненными. Общения нет.
— В ситуации № 2 — явно выражено общение-сотрудничество.
— В ситуации № 3 – ярко выражено общение-сотворчество.
Руководитель не оказывал давления на подчиненных, а подчиненные были равноправными партнерами.
При второй, а особенно в условиях третьей ситуации, достигается взаимообогащение, взаиморазвитие и руководителя и его сотрудников.
Инструкция учителю: всем группам предлагается одинаковое задание. Какая группа быстрее отметит не менее 10 личностных качеств, помогающих быть успешным в сфере делового общения.
Вам предлагается набор из 20 личностных качеств, тесно связанных с деловым общением.
Выберите , на ваш взгляд, не менее десяти качеств , необходимых для продуктивной совместной деятельности с коллегами или партнерами в области общения.
знание своих возможностей
Сопоставление частоты выбора одних и тех же качеств показывает ценностно-ориентационное единство группы.
Задание 4. Подберите комплимент для данных ситуаций
Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено.
В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам.
Партнеру, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза.
Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией.
Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел их эффективно завершить.
Задание 4. Подберите комплимент для данных ситуаций
Партнеру, который все-таки добился своего.
Партнеру, сделавшему хороший доклад или сообщение.
Организатору хорошо проведенного делового мероприятия.
Партнеру, сумевшему кого-то переубедить.
Задание 4. Подберите комплимент для данных ситуаций
Человеку, нашедшему подход к сложному клиенту.
Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим.
Партнеру, который в ходе дискуссии по памяти привел необходимые данные, интересную информацию.
Сотруднику, справившемуся с неприятной, рутинной работой.
Человеку, нашедшему подход к сложному клиенту.
Инструкция учителю: группам предлагается ситуация. В результате обсуждения, необходимо предложить прием решения проблемы.
Задание 5. Проанализируйте ситуацию (во время беседы). Каким приемом руководитель отдела преодолел сопротивление подчиненного?
Ситуация: Руководитель отдела дает поручение подчиненному, а тот стал спорить и доказывать, что это не входит в его обязанности…
— Вы были на совещании по вопросу о…?
— Вы, конечно, обратили внимание на четвертый пункт решения?
— Этот пункт прямо адресуется Вам: нужно сделать… (дается поручение и определяется срок).
Сопротивление подчиненного руководитель преодолел с помощью закрытых вопросов.
После каждого вопроса, отвечая «да», подчиненный определил свою позицию: стал заложником уже сделанного выбора.
Можно предположить, что подчиненный, возможно, просто увильнул от совещания, или был на совещании, но не слушал, занимался телефоном, читал, или чем-то еще занимался… (эту возможность руководитель не исключает). И ситуацией не владел.
Но отвечая на вопросы, сказать «нет» он не решился, дабы «сохранить свое лицо».
А, уже сказав « да », он отрезал себе путь к отказу от поручения.
В более сложных ситуациях может понадобиться большее число закрытых вопросов, чтобы «загнать в угол» своего собеседника.
Инструкция учителю: каждой группе предлагается ситуация. В результате обсуждения, они должны предложить способы убеждения партнеров, приобрести предлагаемую продукцию.
Задание 6: «Как вы ответите на возражение?»
Ситуация: Цель вашей беседы: заключить соглашение на продажу партии товара. В ответ на ваше предложение по цене, ваш партнер заявляет следующее: «Ваша продукция нас устраивает, но ваша цена очень высока. Мы параллельно «зондировали почву» в другой фирме, они предложили аналогичную продукцию, но по более низкой цене, и срок выполнения заказа меньше…».
Какие приемы вы используете для убеждения? Предложите не менее двух способов.
Задание 7. Ознакомьтесь с ситуацией. Предложите, какие меры нужно предпринять, чтобы получить желаемый результат? Ответ аргументируйте.
Ситуационное задание 1. Вы, являясь руководителем делегации, ведете переговоры по поводу получения весьма крупного контракта. Вдруг в середине переговоров один из членов вашей делегации выступает с инициативой, которая идет вразрез с вашими планами .
Задание 7. Ознакомьтесь с ситуацией. Предложите, какие меры нужно предпринять, чтобы получить желаемый результат? Ответ аргументируйте.
Ситуационное задание 2.
Вы встретились с представителем фирмы, с которой намерены установить длительные деловые отношения. Однако, в ходе переговоров вы обнаружили, что их предложения нереальны, они блефуют. Что делать?
Задание 7. Ознакомьтесь с ситуацией. Предложите, какие меры нужно предпринять, чтобы получить желаемый результат? Ответ аргументируйте.
Ситуация 3. Успешно ведя переговоры, вы соглашаетесь, в том числе и на то, что выходит за рамки ваших полномочий. У вас есть серьезные опасения, что принятое ваши решение ваше руководство может не одобрить. Как быть?
Одно из Правил делового общения гласит: «Говорите и пишите хорошим языком».
Задание: Поставьте ударение в предложенных словах:
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Задание: подберите к ситуациям, в которых выражено манипулирование, способы защиты.
3. Коллега любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, а затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать…
4. Коллега доверительно сообщает Вам о том, как плохо высказался о вас начальник отдела…
5. Дизайнер доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой проект по переоформлению помещений фирмы. И тут же просит именно его проекты показать директору в первую очередь.
6. Ваш коллега не высказывает прямо свою просьбу, а ходит вокруг да около…
Задание 3: вставьте пропущенные слова в определение, чтобы оно приобрело законченный вид:
… … , позволяющие адекватно и правильно вести себя во время делового общения — одно из ключевых составляющих успеха делового человека.
Задание 3: вставьте пропущенное слово в определение, чтобы оно приобрело законченный вид.
… продуктивно реализовывать процесс ОБЩЕНИЯ – одно из первых необходимых навыков для тех, кто хочет добиться успеха в деловой и личной жизни.
Задание 3: вставьте пропущенные слова в определение, чтобы оно приобрело законченный вид.
… … – ЭТО ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С ДЕЛОВЫМИ ПАРТНЕРАМИ, ДОБИВАТЬСЯ ПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ, НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Качества и навыки , позволяющие адекватно и правильно вести себя во время делового общения — одно из ключевых составляющих успеха делового человека.
Умение продуктивно реализовывать процесс ОБЩЕНИЯ – одно из первых И необходимых навыков для тех, кто хочет добиться успеха в деловой и личной жизни.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА – ЭТО ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С ДЕЛОВЫМИ ПАРТНЕРАМИ, ДОБИВАТЬСЯ ПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ, НАПРАВЛЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Зверева Н. Правила делового общения: 33 «нельзя» и 33 «можно». — М.: Альпина Паблишер, 2014.
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – 9-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. – М.: ВК, 2009.
Эрнст О. Слово предоставляется Вам: практические советы по ведению деловых бесед и переговоров/О. Эрнст. — М., 2009.
Выберите книгу со скидкой:
ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Рисуем по клеточкам и точкам
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
Успейте записаться до 17 декабря!
Номер материала: ДБ-393520
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Практические работы по деловому общению
Инструкции к практическим занятиям по дисциплине «Деловое общение» для обучающихся государственных профессиональных образовательных организации
Просмотр содержимого документа
«Практические работы по деловому общению»
Практическая работа. Тема «Невербальные средства коммуникации»
Вопросы для самоконтроля
1. Почему важно понимать язык телодвижений?
2. Почему язык телодвижений неоднозначен?
3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?
4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.
Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.
Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.
В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.
Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.
Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями.
Результаты и ощущения обсудите в группе.
Практическая работа. Тема «Деловой протокол и этикет»
Задание № 1
Сравните столбцы в таблице 1.1 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.
совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях
фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами
знания приличий, умение держать себя в обществе
5. Этикетная формула —
совокупность норм поведения предпринимателя
установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов
У владельца частного предприятия работает 200 человек. Дела у фирмы идут хорошо. Для лучшего объединения коллектива, руководитель решает провести праздник за городом. Выезд назначен на пятницу. В программу праздника входит награждение лучших сотрудников, вручение подарков, обед, развлечение.
Часть подчиненных отпросилась у руководителя, мотивируя это разными причинами. В последствии выяснилось, что они этот день (пятницу) провели на своих дачах. В фирме это вызвало брожения, хотя сам праздник удался. Осенью руководитель хотел бы провести еще одно подобное мероприятие.
Как необходимо провести деловое собрание, чтобы сотрудники не игнорировали подобные мероприятие? Как лучше руководителю внедрить корпоративную культуру в свою фирму?
Задание № 3 Дайте определения понятию невербальное деловое общение.
Задание № 4
Приведите по 3 примера к каждому из следующих выражений:
Социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.
Функционирующие в речи устойчивые формулы, ориентированные на экспрессию и стандарт, паразитирующие на речевой культуре, претендующие на стилистическую окрашенность: красной нитью, жареные факты, желаю счастья в личной жизни, догнать и…
Слово или оборот речи, характерные для стиля деловых бумаг и документов. Документы, акты, заявления, справки, доверенности пишутся согласно принятой форме
Лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов
Это (от лат. vulgaris — простонародный) грубое слово или выражение, находящиеся за пределами литературной лексики.
Задание № 5 Исключите лишнее, официально — деловой стиль характеризуют:
— употребление разговорной лексики;
— использование научной терминологии;
— компактность изложения материала;
— отсутствие невербальной стороны общения;
— использование номенклатурных названий;
— высокая регламентированность речи;
Приведите по два примера к каждому из следующих определений:
— Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
— Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Задание № 7 Дайте определения понятию вербальное деловое общение. Задание № 8
Сравните столбцы в таблице 3.2 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.
система вокализации речи (тон, темп, громкость голоса, тембр, интонация)
средства общения (рукопожатие, объятия, поцелуи)
ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними
это мимика, поза, жесты, взгляд
эмоциональное звуковое сопровождение речи (смех, плач, вздох, покашливание)
В каких деловых ситуациях возможно употребление следующих фразеологизмов:
— делать большие глаза;
— положа руку на сердце;
На стене самого известного древнегреческого храма высечена надпись «Познай самого себя». Напишите, какую ценность этот совет имеет для каждого человека
Объясните, как вы понимаете следующие выражения:
— находить общий язык;
— говорить на разных языках;
Сравните столбцы в таблице 4.1 и подберите правильное сочетание представленных терминов и определений друг к другу.
1. Взаимная коммуникация —
специфическая форма контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе которых происходит обмен мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения
постоянный обмен ролями между адресатом и адресантом в процессе коммуникации
процесс, в котором вырабатываются позиции сторон
4. Взаимоприемлемые переговоры —
обсуждение какого-либо спорного вопроса или исследование проблемы, в котором каждая сторона оппонирует мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели
Практическая работа. Тема «Речевой этикет»
Приведите примеры из личного опыта правильного и неправильного использования Ты- и Вы-общения в деловой коммуникации.
Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Ты-общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?
Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:
1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
2) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
3) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.
Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?
Составьте для себя визитную карточку. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку.
Познакомьте своего руководителя:
1) с прибывшим иностранным партнером;
2) с клиентом вашей фирмы.
Какие этикетные фразы вы используете для вежливой формы отказа:
3) принять предложение;
4) выслать новые каталоги;
5) принять посетителя.
Составьте текст поздравительной речи в честь годовщины деятельности организации.
Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «этикет».
2. Каков общий принцип использования этикетных средств?
3. Чем отличается Вы-общение от Ты-общения?
4. В чем специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений?
5. Являются ли обращения «господин», «господа» универсальными?
6. Чем отличается знакомство в деловой сфере общения от знакомства в личной сфере общения?
Практическая работа. Тема «Невербальное общение»
Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа:
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела выразительнее всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа:
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
1. а – 2, б – 4, в – 3
2. а -1, б – 3, в – 0
3. а – 4, б – 4, в – 3, г – 2, д – 4
4. а – 0, б – 0, в – 1, г – 1, д – 0, е — 1
5. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 2
6. а – 2, б – 1, в – 3, г – 2, д – 3, е – 2
7. а – 1, б – 3, в – 3, г – 2, д – 0
8. а – 3, б – 1, в – 1
9. а – 3, б – 2, в – 2, г – 1
10. а – 3, б – 2, в – 1
11. а – 0, б – 3, в – 1
12. а – 1, б – 4, в – 2
13. а – 0, б – 4, в – 3
14. а – 4, б – 2, в – 0
15. а – 4, б – 0, в – 1
16. а – 0, б – 2, в – 1
17. а – 3, б – 4, в – 1
18. а – 2, б – 4, в – 0
19. а – 3, б – 2, в – 1
20. а – 4, б – 0, в – 2
77-56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жизни, согласны?
55-34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.
33-11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?
2. Что означает организация пространственной среды?
3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?
4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?
Практическая работа. Тема «Дискуссия.
Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего – в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.
Инновационная игра «Есть идея!»
· развитие умений разрабатывать новые идеи и отказываться от стереотипных путей решения проблемы;
· развитие творческого мышления и способности осуществлять экспертизу идей с помощью полярных аргументаций;
· развитие умений аргументированно вести дискуссию;
· развитие и закрепление умений работать в режиме заданных норм и регламента;
· развитие навыков группового сотрудничества, эффективного взаимодействия с деловыми партнерами.
«НОВАТОРЫ». Основная задача группы – представить на защиту и обосновать новые прогрессивные идеи.
«ОПТИМИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно и обоснованно защитить выдвинутую «новаторами» идею; вскрыть конструктивные стороны этой идеи.
«ПЕССИМИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно и обоснованно вскрыть несостоятельность выдвинутой на защиту идеи, отметить возможные негативные последствия ее внедрения, обозначить проблемы, порождаемые этой идеей.
«РЕАЛИСТЫ». Основная задача группы – аргументированно доказать возможность реального внедрения выдвинутой «новаторами» на защиту идеи на основе заданных критериев:
· новизна предлагаемой идеи;
· конструктивность и снятие проблем;
· ресурсная и организационная обоснованность;
· практическая реализуемость в ближайшей перспективе.
Подготовьте дискуссию по одной из данных тем или предложите свою:
1. Реклама: наука или искусство.
2. Женщина и карьера: «за» и «против».
3. Талант: счастье или проблема.
4. Феминизм и современное общество.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему деловой человек должен владеть методами и приемами ведения дискуссий?
2. Что представляет собой спор как вид деловой коммуникации?
3. Что способствует эффективности убеждения?
4. Какие аргументы можно отнести к некорректным?
5. Какие факторы влияют на внушаемость?
6. Охарактеризуйте основные требования к культуре спора.
7. Является ли спор эффективной формой деловой коммуникации? Почему?
8. «В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» — чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору?
Практическая работа. Тема «Слушание в деловой коммуникации»
Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.
Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?
Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать?
Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат обсудите с ними.
Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот.
Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения.
Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.
Вопросы для самоконтроля
1. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?
2. Что дает людям умение слушать?
3. Каковы трудности эффективного слушания?
4. Какие ошибки допускают те, кто слушают?
5. Перечислите «вредные привычки» слушания.
6. Как преодолеть крайности мужского и женского стилей слушания?
7. Каковы внешние помехи слушания?
8. В чем особенности направленного, критического слушания?
9. Какова специфика эмпатического слушания?
10. В чем особенность нерефлексивного слушания?
11. Зачем нужна положительная установка по отношению к неприятному собеседнику?
12. «Обратная связь». Каковы ее виды и способы осуществления?
Практическая работа. Тема. «Формы деловой коммуникации
Деловая беседа по телефону»
Предложите новую услугу своего рекламного агентства по телефону различным типам клиентам. Разыграйте ситуации в парах.
Вы звоните новому (старому) клиенту, потребности и вкусы которого вам неизвестны (известны). Вам необходимо:
· расположить к себе клиента;
· убедить его сделать заказ.
Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные функции деловой беседы?
2. Что значит «отработать ход» беседы?
3. На какие вопросы нужно подготовить ответы перед деловой беседой?
4. Что влияет на успех деловой беседы?
5. Каковы особенности делового телефонного разговора?
6. Как правильно подготовиться к деловому разговору по телефону?
Практическое занятие. Тема «Имидж делового человека»
1. Знать культуру одежды делового человека и принципы подбора одежды с учетом индивидуальных особенностей;
2. Понимать основные принципы построения имиджа делового человека, основные формы выражения делового имиджа;
3. Уметь составлять образ делового человека с учетом его индивидуальных особенностей и конкретной профессиональной ситуации.
Краткие теоретические сведения по теме «Имидж делового человека».
Деловой имидж — это то представление, которое вы создаёте сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чисто человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше ваш профессиональный и политический авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоёвывать у них признание и должное уважение.
Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее время говорят у нас всё чаще и серьёзнее. Опыт мирового цивилизованного сообщества убедительно доказал, что без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление как коммерческих, так и политических проектов и пользоваться достойной репутацией в деловых кругах.
Основные формы выражения делового имиджа.
Имидж, как и сама личность человека, весьма многогранен, поскольку в разных деловых ситуациях человек предстаёт перед окружающими в довольно несхожих ипостасях.
Однако при всём своём различии эти ипостаси — лишь разные точки зрения на одну и ту же личность. В каждой конкретной ситуации и для разных групп людей деловой имидж должен быть им адекватен и складываться из возможно большего числа конкретных форм его выражения. Окружающим вас людям не безразлично, как вы смотритесь, в какой мере знаете и соблюдаете правила и условности делового этикета, владеете искусством устной и письменной речи, из каких этических принципов исходите в своей деятельности, как используете средства и приёмы поведенческой техники и тактики, в какой мере проявляете заботу о собственном здоровье.
Культура одежды делового мужчины
Если вы спросите, что такое «деловой мужчина», вам вряд ли скажут что-то конкретное. Но если вы попросите описать, как он должен выглядеть, то подавляющее число ответов будет примерно начинаться так: «Это человек в костюме». Конечно, будут упомянуты и вежливость, и опрятность, подтянутый вид, и многие другие факторы. Но главным, неотъемлемым атрибутом его внешности практически единодушно и без запинки будет назван костюм. И это действительно так. Самая распространённая и наиболее признанная на сегодня одежда настоящих мужчин — это, несомненно, костюм. Можно с уверенностью сказать, что он стал «рабочей одеждой» современного делового человека во всех странах мира.
Культура одежды деловой женщины.
Для женщины, желающей добиться успеха в делах, очень важно помнить о своей внешности, более того, поставить её на службу. Деловая женщина не может прийти на работу просто в брюках и кофточке. В брючном костюме — может, а в обычной кофточке и брюках — не может, поскольку это одежда для дома. Деловая женщина никогда не придёт на работу сильно декольтированная, в платье без рукавов или в майке и без чулок. Во всём мире основная форма женской одежды для работы — это костюм. Платье можно позволить себе только в жару и только однотонное. В гардеробе деловой женщины должно быть две-три юбки, жакеты, две-три блузки. Менять туалеты желательно часто, ведь одна и та же вещь, надеваемая каждый день, надоедает и «гасит настроение».
Деловую одежду отличают классический покрой и многофункциональность. Особенно ценен хороший вкус, который проявляется в умении подбирать для своей одежды ткани по структуре и расцветке. Так худеньким лучше всего шить или покупать одежду из лёгких «торчащих» тканей или из тканей с большим ворсом. Полным, наоборот, пойдут тяжёлые, «падающие» ткани. К тонким фигурам хорошо подходят ткани ярких расцветок с крупным рисунком, с поперечными или косыми полосами, в крупную летку, а также однотонные светлые ткани (белые, голубые, жёлтые и т.д.) с различными блестящими оттенками. Женщинам, имеющим полную фигуру, больше идут ткани с мелким рисунком, продольными полосками и однотонные ткани тёмных расцветок (чёрные, коричневые, красные). Такой подбор цветов и рисунков объясняется их световыми эффектами: в первом случае они как бы укрупняют фигуру, во втором — делают её тоньше.
Создать образ деловой женщины для встречи с выгодными клиентами. Утром она встречает клиентов в аэропорту и сопровождает их в гостиницу. После обеда назначена встреча с клиентами в центральном офисе компании, где состоятся деловые переговоры и подписание документов. На вечер назначен торжественный ужин в ресторане, в честь подписания контракта.
Представить презентацию имиджа женщины, изобразить все составляющие на бумаге, сопроводить презентацию рассказом.
Время года: весна, апрель
Место работы: крупная компания, занимающейся поставками нефти.
Параметры внешнего вида:
• Блондинка, длинные волосы
Составляющие для образа:
• Верхняя одежда (необходимо сопровождать клиентов по городу);
• Одежда для деловых переговоров в офисе;
• Одежда (и другие элементы) для ужина в ресторане.
Создать образ деловой женщины для встречи с партнерами.
Утром она встречает партнеров у дверей здания, сопровождает в офис и там подробно рассказывает о работе своей туристической фирмы.
После деловой беседы сотрудница и партнеры выбирают несколько объектов, которые договариваются посетить в течение следующего дня.
На следующий день состоится встреча в ходе, которой необходимо посетить несколько туристических объектов, составить совместный план работы, а вечером в офисе в торжественной обстановке подписать деловое соглашение о сотрудничестве. Представить презентацию имиджа женщины, изобразить все составляющие на бумаге, сопроводить презентацию рассказом.
Время года: лето, июль
Место работы: крупная туристическая фирма
Параметры внешнего вида:
Составляющие для образа:
• Одежда для деловой беседы в офисе;
• Одежда (и другие элементы) для посещения туристических объектов;
• Одежда (и другие элементы) для торжественного подписания делового соглашения
Используемое оборудование и материалы: бумага, цветные фломастеры, маркеры.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с исходными данными задания;
2. Выполнение задания;
3. Защита выполненного задания.
1. Наименование и цель работы.
2. Ответы на контрольные вопросы.
3. Наглядные изображения.
Форма защиты выполненной работы: устные ответы на контрольные вопросы. Рассказ о составляющих образа делового человека, согласно предоставленному заданию.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое имидж. Что такое деловой имидж?
2. Как создается имидж человека?
3. Как добиться расположения других людей?
4. Как обрести уверенность в себе?
5. Каковы общие требования этикета к культуре деловой одежды?
6. Каковы особенности внешнего вида деловых мужчин и женщин?