ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология общения лекции программа на 34 часа

Программа интегрированного курса «Этика и психология общения»
элективный курс по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Цель интегрированного курса:

Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанная с предпрофильной подготовкой и формированием культуры общения у школьников через овладевание психологическими знаниями, умениями и системы этически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение системы человеческих взаимоотношений.

Программа интегрированного курса «Этика и психология общения» разработана с целью предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов и необходима при выборе будущей профессии.

Данный курс разработан с использованием нетрадиционных учебных технологий и включает не только образовательно-воспитательную, но и развивающую функцию. Он поможет учащимся предпрофильных классов оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и определить мотивацию обучения на данном профиле.

Скачать:

ВложениеРазмер
etika_i_psihologiya_obshcheniya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этика и психология общения

Составители: Заварыкина О.В.- учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №8 им. Алексеева

Климина Н.В. – педагог- психолог

Программа интегрированного курса « Этика и психология общения» предназначена для преподавателей, ведущих предпрофильную подготовку в 9-11 классах.

Содержание программы ориентировано на развитие культуры коммуникативных навыков учащихся, формирование у школьников общих представлений о психологии и этике взаимоотношений людей, правил поведения в обществе, овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и регулирования межличностных отношений.

Программа интегрированного курса «Этика и психология общения» разработана с целью предпрофильной подготовки учащихся 9-11 классов и необходима при выборе будущей профессии.

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны специалистов- практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила деловых и личных взаимоотношений. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле значительно в меньшей степени зависят от его профессиональных знаний. Основа удачи — в его умении общаться с людьми.

Актуальность изучения этого курса определяется тем, что в современном, сложном, многообразном динамичном, полным противоречивых тенденций глобальный масштаб. А ведь профессиональный выбор многих людей связан именно с коммуникативной направленностью. И как правило деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь ,придающих деловым отношениям нравственный характер. В настоящее же время общение строится на других принципах, противоречащих нравственным устоям, выработанным годами, в результате чего происходят непоправимые ошибки, губящие души и судьбы людей.

Данный курс разработан с использованием нетрадиционных учебных технологий и включает не только образовательно-воспитательную, но и развивающую функцию. Он поможет учащимся предпрофильных классов оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и определить мотивацию обучения на данном профиле.

Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических занятий. На лекциях учащиеся получают в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначены для демонстрации психологических явлений. Практические занятия включают психодиагностику, освоение правил общения, способы разрешения конфликтных ситуаций, особенности профессионального поведения людей разных профессий.

Применяются различные формы текущего контроля знаний и умений учащихся: ответы на вопросы, тренинги, свободные сочинения, контрольные работы, проектная деятельность.

Цель интегрированного курса :

Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанная с предпрофильной подготовкой и формированием культуры общения у школьников через овладевание психологическими знаниями, умениями и системы этически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение системы человеческих взаимоотношений.

  1. Самопознание.
  2. Осознание учащимися своего места в системе человеческих отношений.
  3. Овладение элементарными приёмами психологической саморегуляции и регулирования человеческих взаимоотношений, норм и правил общения.
  4. Актуализация и формирование потребности учащихся в саморазвитии.
  5. Оптимизация учебного процесса.
  6. Помощь учащимся в осуществлении реального выбора дальнейшего обучения на планируемом профиле.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

1. Устанавливать прочные отношения с окружающими,

2. Ориентироваться в системе жизненных ценностей.

3. Управлять личными и деловыми взаимоотношениями.

4. Воздействовать на окружающих.

5. Создавать свой имидж.

6. Разрешать конфликтные ситуации.

7. Владеть навыками этикета.

8. Использовать нормы этикета в различных ситуациях.

9. Распространять свои знания и умения в социуме.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

1.Виды взаимоотношений людей.

2. Особенности различных видов человеческих отношений.

3. Основы взаимоотношений людей.

4. Содержание образа человека как личности.

5. Методы оценки личных и деловых отношений.

6.Психологическая совместимость людей.

7. Способы решения конфликтных ситуаций.

8. Структура и динамика отношений в малой группе.

9. Основные правила этикета.

10. Современные принципы этикета.

11. Этикет в культуре деловых отношений.

12. Этикет в общественных местах.

13. Этикет в культуре внешности.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа ( 1 час в неделю)

Содержание программы курса «Этика и психология общения» (16 часов)

Тема. 1 . Общее представление о взаимоотношениях людей.

Взаимоотношения. Особенности различных видов отношений. Основы взаимоотношений людей. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений.

Тема.2. Восприятие и понимание людьми друг друга.

Содержание образа человека как личности. Восприятие человеком самого себя. Понимание людьми друг друга. Причины ошибок в межличностном восприятии. Практические упражнения в восприятии и понимании людей.

Тема.3 . Личные и деловые взаимоотношения.

Виды личных и деловых отношений. Деловые отношения. Методы оценки личных и деловых взаимоотношений.

Тема.4 . Семейные отношения.

Виды. Психологическая совместимость людей в семье. Становление и развитие семейных отношений. Конфликты во внутрисемейных отношениях, способы их решения.

Тема.5 . Взаимоотношения в малых группах.

Групповой образ жизни. Структура и динамика отношений в малой группе. Отношения индивида и группы. Межгрупповые отношения. Практический анализ взаимоотношений в группе как в коллективе.

Тема.6 . Отношения человека и общества.

Общество и человек. Государства, нации, религиозные общины как разновидности больших социальных групп, их особенности. Социальные установки. Методы изучения социальных установок.

Виды конфликтов. Причины, приводящие к конфликтам, способы их разрешения.

Тема.8 . Управление личными и деловыми взаимоотношениями.

Ошибки в общении. Факторы, помогающие и мешающие человеку понравиться и завоевать доверие. Убеждение, ведение споров и дискуссий. Критика и самокритика.

Тема.9 . Сущность, принципы и функции этикета.

Этикет. Современные принципы этикета. История развития.

Тема.10 . Этикет в культуре общения.

Типы жизненных ситуаций. Правила этикета в различных ситуациях. Зависимость поведения от пола, возраста, социального статуса. Этике в культуре внешности.

Тема.11 . Этикет в профессиональной деятельности.

Особенности трудовой деятельности людей. Коммуникативная компетентность. Правила общения в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Тема.12 . Этика семейных отношений.

Семейные праздники, традиции. Правила общения взрослых и детей. Увлечения, ценности.

Тема.13 . Деловое общение.

Принципы делового общения. Влияние личностных качеств на общение. Темперамент в мире профессиональных отношений.

Тема.14 . Групповые формы делового общения.

Диалоговые и групповые формы делового общения. Совещание. Общение по телефону. Визитные карточки.

Тема.15 . Деловые беседы и переговоры.

Значение бесед и переговоров. Подготовка к переговорам. Этапы переговорного процесса. Правила налаживания отношений между партнёрами на предварительных переговорах. Организационные вопросы. Этические нормы и принципы.. Деловые завтрак, обед, ужин.

Тема.16 . Вербальные и невербальные способы делового общения.

Источник

Элективный курс «Психология общения и этикет» Дорогая НВ
рабочая программа по психологии (7 класс) на тему

Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целью курса является повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

  • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
  • развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта

нравственных взаимоотношений в коллективе;

Программа курса продолжительностью 34 часа. Элективный курс рассчитан на подростков 12-13 лет, программа простроена с учетом возрастных возможностей и интересов подростков. Этот курс поможет подросткам правильнее понять себя и окружающих.

Еженедельные занятия по курсу позволят учащимся сориентироваться в особенностях психологического взаимодействия, его целях и результатах.

Занятия проходят в форме семинаров-практикумов. Работа на занятиях проходит в круге, но при изучении отдельных тем, где требуется дополнительный материал, работа проводится за партой.

В структуре занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового возраста:

Ритуал приветствия (обозначается совместно с группой на первом занятии). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной темой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения.

Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
  • диагностирование, ситуационно-ролевые, развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов;

Механизм оценивания результатов:

Оценка – входящая/выходящая диагностика

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Мир эмоций и чувств

Вербальное и невербальное общение

Осознание своих эмоций

Распознавание чужих эмоций

Управление своими эмоциями

Управление чужими эмоциями

Проекции и интроекции

Поведение в конфликте

Стратегии и стили конфликтного поведения

Конструктивное разрешение конфликтов

Аргументация и убедительность

Самоактуализация личности

Образ Я и самооценка

Этика и этикет

Культура внешнего вида

ИТОГО

Методическое обеспечение программы

Формы организации учебного процесса

РАЗДЕЛ I. Мир эмоций и чувств

Вербальное и невербальное общение

Лекция с элементами беседы, подвижная игра

Объяснительно-иллюстративный метод, игровой, вопросно-ответный.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Тестирование. Подвижные игры

Метод самостоятельной работы, вопросно-ответный.

Осознание своих эмоций

Лекция с элементами беседы, упражнения

Объяснительно-иллюстративный, игровой, вопросно-ответный.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Распознавание чужих эмоций

Беседа, интерактивные упражнения

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Управление своими эмоциями

Беседа, интерактивные упражнения

Раздаточный материал: карточки с заданиями, бланки с текстом практической работы.

Управление чужими эмоциями

Лекция с элементами беседы, упражнения

метод групповой работы

Карточки с разным эмоциональным состоянием

Проекции и интроекции

Лекция с элементами беседы, демонстрация компьютерной презентации

Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный

РАЗДЕЛ II. Работа с барьерами успешного выступления.

Поведение в конфликте

Лекция с элементами беседы

вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы

Раздаточный материал: бланки с информацией по теме.

Стратегии и стили конфликтного поведения

метод групповой работы

Дидактические наглядные пособия не требуются

Конструктивное разрешение конфликтов

Лекция с элементами беседы, практические упражнения

Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы

бланки с информацией по теме.

Аргументация и убедительность

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Беседа, интерактивные упражнения

вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой

Образ Я и самооценка

Лекция с элементами беседы

Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы

Лекция с элементами беседы

Объяснительный метод, вопросно-ответный

Дидактические наглядные пособия не требуются

Культура внешнего вида

Лекция с элементами беседы

Объяснительный метод, вопросно-ответный

Дидактические наглядные пособия не требуются

Лекция. Практикум. Тестирование.

Объяснительный метод, вопросно-ответный. Самостоятельная работа

Литература

  1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
  2. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
  6. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
  7. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
  8. Дьяченко Е. И. Этикет и культура поведения. –М: МСХА, 1994

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_elektivnogo_kursa.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. Москва, ул. Суздальская, д.12В, стр.1, тел.: 8-495-701-63-21

Директор ГБОУ школа

Заместитель директора по УВР

на заседании методического объединения

Элективного курса «Основы психологии и этикета»

Составитель рабочей программы :

Педагог-психолог Дорогая Н.В.

Москва, 2015-2016 уч.г.

Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целью курса является повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

  • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
  • развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта

нравственных взаимоотношений в коллективе;

Программа курса продолжительностью 34 часа. Элективный курс рассчитан на подростков 12-13 лет, программа простроена с учетом возрастных возможностей и интересов подростков. Этот курс поможет подросткам правильнее понять себя и окружающих.

Еженедельные занятия по курсу позволят учащимся сориентироваться в особенностях психологического взаимодействия, его целях и результатах.

Занятия проходят в форме семинаров-практикумов. Работа на занятиях проходит в круге, но при изучении отдельных тем, где требуется дополнительный материал, работа проводится за партой.

В структуре занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового возраста:

Ритуал приветствия (обозначается совместно с группой на первом занятии). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной темой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения.

Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
  • диагностирование, ситуационно-ролевые, развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов;

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector