ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология профессиональной деятельности хореографа

Личностные и профессиональные качества педагога-хореографа

Сегодня существует множество учебных заведений, которое готовят педагогов-хореографов как в профессиональную сферу , так и в любительскую. Различия подготовки мы рассматривали в другой статье.

Наверное, каждый из нас проходил когда-то тесты на профориентацию. В них для каждой профессии обозначались примерные черты характера, которыми должен обладать человек, чтобы преуспеть в какой-либо профессии. Конечно, результаты довольно условны, но тем не менее сама идея имеет место: в каждой профессии нужно обладать определенными качествами.

В том числе и в профессии педагога-хореографа . Объединять хореографов и в профессиональной, и в любительской сферах должен характер. Да, у каждого человека он уникальный, как и черты, привычки, темперамент. Но существуют личные и профессиональные качества, без которых человеку будет крайне сложно двигаться в этой профессии. Об этом сегодня и поговорим!

Профессионализм

Первое и самое главное качество, с которого стоит начать разговор. Да, возможно прозвучит банально, но это основа основ! А все почему? Потому что из профессионализма произрастают другие качества, необходимые в этой профессии.

Если хореограф является профессионалом в своем деле, это видит весь коллектив, с которым ему предстоит делать постановку балета или детский танец. Когда хореограф уверен в том, что делает, это заметно всем, хореограф зарабатывает авторитет в коллективе. Профессионального человека хочется слушать, его увлеченность и знание дела подкупает исполнителей.

Уверенность в себе

Это качество косвенно тоже зависит от уровня профессионализма хореографа. Человек, который знает, что делает, уверен в себе — это видно всем. Знания, подкрепленные опытом, дают мощную веру в себя, и это видят окружающие. Такого человека сложно «поймать» на неточности, потому что он знает свое дело досконально, его слова и действия не подвергаются комментариям и осуждению. К уверенному в своем деле профессионалу обычно не бывает вопросов.

Другое дело, что каждый человек должен учиться преподносить свою уверенность в коллективе так, чтобы не вызвать отторжения. Коллектив осудит самовлюбленность, зазнайство и высокомерие. Эту тонкую грань нужно чувствовать: оставаться лидером, но внимательным и чутким, прислушиваться к возможным комментариям, без агрессии вести свою линию. Но в то же время важно уметь признавать свои ошибки: в этом проявляется суть по-настоящему уверенного в себе человека.

Лидерство

Многие скажут, что это качество можно натренировать, но тогда делать это нужно с детства. Потому что истоки лидерских качеств лежат глубоко в детстве. Многое зависит от семьи и от того, насколько здоровая атмосфера была в ней, насколько ребенок был любим, сколько получал похвалы и одобрения от близких людей.

Далее это переносится на взаимоотношения в школе. С первых лет в классе видно лидера — он как будто ничего не делает, но собирает вокруг себя одноклассников, которые готовы следовать за его идеей.

Диана Вишнева была таким лидером в своем классе: если перед уроком в отсутствии педагога занималась она, то занимались все.

Лидер сам искренне увлечен идеей, люди вокруг это чувствуют и подключаются к нему.

В процессе постановки танца это необходимо: нужно передать идею исполнителям там, чтобы они захотели включиться. Некоторым людям ничего не нужно для этого делать: они и так достаточно увлечены и увлекают за собой коллектив. Кажется, что невозможно их не слушать, не повторять за ними и не делать с первого раза, что они просят. При таком руководителе исполнители не переговариваются во время работы, сконцентрированы на работе, внимательны.

Другим же нужно воспитывать в себе это качество: работать над настоем, держать голос позитивным и бодрым, не давать исполнителям ни минуты простоя, уметь отвечать на неудобные вопросы, выкручиваться из неловких ситуаций, касающихся постановки. Далеко не у всех получается выработать в себе эти качества. Но без них невозможна эта работа, поскольку тогда она станет невыносима.

Требовательность

Это качество растет из уверенности в том что ты делаешь, уверенности в своей правоте, осознания, что можно и нужно добиваться от других своего.

Хореограф придумал идею постановки и лексику танца, и он должен отстаивать «интересы» своего произведения до конца, несмотря ни на что. Что это значит буквально?
Добиваться чистоты и точности исполнения хореографии, останавливать, просить повторить еще раз, пока нужный результат не будет достигнут. Возможно, делать это следует не слишком напористо, а естественно по ходу рабочего процесса, не давая исполнителям отвлечься ни на минуту.

Таким образом можно дать понять и детям в ансамбле, и взрослым артистам: пока хореограф не увидит нужного ему результата согласно задумке, пока каждый исполнитель не отработает идеально, паузы не будет. Да, иногда нужно давать артистам перерыв и чувствовать грань, но идея должна остаться прежней: достигать результата здесь и сейчас . Возможно, это можно расценить как манипуляцию, но результат того стоит:

  • чистое и синхронное исполнение задуманной хореографии
  • уважение исполнителей: они видят, что хореограф «болеет» за свою работу и добивается результата, это подкупает

Справедливость и нравственность

Работа с любым коллективом (и взрослых, и детей) — крайне сложная, и требует особого подхода. Руководитель всегда на виду, он просвечивается перед исполнителями как рентгеном, невозможно скрыть свои пороки. Люди чувствуют абсолютно все: равнодушие, черствость, поверхностное отношение.

В ходе постановки танца возникает множество спорных рабочих моментов, и хореографу нужно уметь быстро принимать решения в кратчайшие сроки. Но делать это нужно справедливо, никого не обидев и не наступив на чьи-то интересы. Коллектив отлично видит пристрастное отношение хореографа к одним и неприязненное к другим, легкомыслие в профессиональных оценках, ложные обещания.

Всего этого допускать нельзя. Нужно воспитывать в себе лучшие качества, потому что исполнители не захотят подчиняться человеку, у которого множество пороков и скверных качеств. Бывает, что в таких случаях даже профессионализм не спасает: люди просто перестают воспринимать хореографа как человека, способного вести за собой.

Также люди не пойдут за слабым, неуверенным в себе человеком, который не может отстоять не только своей постановки , но и не может отличить хорошее от плохого или даже не может заявить об этом.

Так, будущему хореографу нужно каждый день работать не только над профессиональными качествами, но и над организацией своей личности. Да, это может показаться противоестественным, но нужно воспитывать в себе лучшие качества, насколько это возможно. Талант, ум, долг и чистая совесть никогда не подведут .

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА- ХОРЕОГРАФА

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА- ХОРЕОГРАФА

Скачать:

ВложениеРазмер
referat22.doc81.8 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА.

Основными задачами профессионального хореографического образования в настоящее время следует считать дальнейшее совершенствование всей систему подготовки танцевальных кадров, обновление содержания обучения, научную организацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса, более широкое использование технических средств в обучении, поиски и эксперименты в области методики преподавания.

Индивидуальное обучение в любой области педагогики всегда имеет самые высокие дидактические характеристики, так как оно в полной мере позволяет учитывать всё – как объективные, так и субъективные наиболее изменчивые условия учебного процесса. Индивидуальное обучение дает возможность приспосабливать темп обучения, конкретное содержание и методику занятий к возможностям ученика, к особенностям его познавательной деятельности.

Воздействие преподавателя в таких условиях значительно возрастает. Вот почему и воспитательный эффект индивидуальных уроков высок. На индивидуальных занятиях всегда есть возможность добиться высокой познавательной активности ученика, ясно видеть трудности усвоения, на ходу исправить и даже предупредить ошибки. Постоянный контакт с учениками обеспечивает преподавателю надежную обратную связь.

В условиях индивидуального урока возрастает роль импровизационности и педагогической интуиции. К такому уроку сложно готовиться. Но всё же существуют определенные требования к уроку, а следовательно и к педагогу. Некоторые из них мы и рассмотрим в данной работе.

За долгие века своего существования танцевально – педагогическая профессия претерпела сильные изменения. Если раньше исполнительскому искусству обучали исполнители и профессии учителя танцев в ее «чистом» виде не было, то со временем она оказалась вполне самостоятельной. Хореографической педагогике люди стали посвящать всю жизнь, а в учебных заведениях: консерваториях, училищах начали готовить танцоров к педагогической деятельности.

Какими же качествами и знаниями должен обладать педагог?

Какие требования предъявляются к нему в настоящее время?

Наряду с танцевальными способностями наиболее важными являются педагогические способности, профессиональные качества и мастерство, знание психологии и общая культура поведения.

Что же такое педагогические способности, как они выявляются и в чем заключаются?

Известны примеры, когда талантливые и эрудированные танцоры не могли добиться убедительных результатов в педагогической работе, в то время как хореографы более скромных возможностей вели успешную педагогическую деятельность. Есть немало хороших педагогов , которые занимаясь с учениками вообще редко обращаются к показу. Педагогические способности – реальное понятие, с которым нельзя не считаться.

В структуре педагогических способностей главными являются конструктивные способности, позволяющие видеть перспективу развития ученика и строить на этой основе учебно – воспитательный процесс; организаторские способности, благоприятствующие управлению познавательной деятельности учащихся, и коммуникативные способности, облегчающие контакты с учащимися разных индивидуальностей.

В А. Сухомлинскому принадлежат слова: «Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом». [4, с. 16]

Хореографическая школа, как и другая школа, в первую очередь учреждение воспитательное.

Особенность воспитательного процесса в школах эстетического образования состоит прежде всего в том, что в художественной педагогике, более чем в какой – либо другой, в силу синтетического характера самой художественной деятельности образование(приобретение знаний), научение (овладение способами деятельности) и воспитание (формирование взглядов и потребностей) представляют одно целое.

Чтобы успешно преподавать, необходимо прежде всего обладать соответствующими знаниями и умениями. Чем больше их у педагога, чем свободнее он владеет ими, тем выше его квалификация. Профессиональные знания и умения приобретаются в годы учения, а в дальнейшем пополняются и совершенствуются путем самообразования. Функция носителя знаний, наиболее традиционная для педагогической профессии, определяет ее академическую сторону.

Другая функция преподавателя – умение передавать знания своим ученикам и обучать их способам хореографической деятельности.

Чтобы успешно осуществлять ее, нужно знать способы передачи знаний и обучения умениям и свободно владеть ими.

В современных условиях возрастает роль преподавателя как организатора и руководителя познавательной деятельности школьников.

Эта функция признается ныне как ведущая в профессиональной квалификации педагога.

Ведь только в самостоятельной работе учащиеся могут усвоить знания и способы деятельности. Научиться правильно организовывать учебный труд учащихся и умело им руководить – дело сложное. Для этого мало знать специальные приемы, владеть соответствующей методикой и иметь достаточно практики.

Нужно постигнуть закономерности познавательной деятельности школьников. Руководство познавательной деятельностью предполагает контроль преподавателя за работой учеников. Это дает возможность корректировать познавательный процесс, направляя его в нужное русло. Одновременно преподаватель корректирует и свою работу с тем, чтобы лучше управлять обучением и добиваться высокой познавательной и творческой активности детей. Решающим условием профессиональной компетентности преподавателя является мастерство. Из чего оно складывается, какие пути ведут к нему? Мастерство – понятие сложное и емкое.

«Его слагаемым являются и свойства личности человека, его творческая одаренность и приобретенные знания, уровень общей культуры».[2, стр. 23]

Профессиональные знания рассматриваются в качестве теоретической основы мастерства. Но в понятие мастерства входит и совершенное практическое владение своей профессией, рациональные и к месту применяемые приемы труда. Мастерство учителя направлено на то, чтобы максимально развивать активность учеников.

Исключительно важное значение придавал педагогическому мастерству выдающийся педагог и писатель А.С. Макаренко.

Настоящим мастером он стал себя считать после того, как научился говорить ученику «Иди сюда» с 15 – 20 оттенками голоса и различным выражением лица. Искусство постановки голоса, владение мимикой и жестами – элементы профессионально – педагогической техники. Сложный синтез представляет собой и мастерство преподавателя танцев. К профессиональным знаниям, общепедагогическим умениям сюда следует добавить и ряд специфических для его труда навыков. Прежде всего, это умение находить контакт с учениками разного возраста и уровня общего и танцевального развития, обладающими своими неповторимыми чертами личности и различной способностью к хореографическому обучению. В таких условиях мастерство преподавателя проявляется в быстроте реакции и развитой интуиции, в умении точно оценить ситуацию и применить оптимальные средства воздействия, понять ученика и определить его возможности.

Многое здесь подскажет изучение психологии. Чтобы управлять общим и танцевальным развитием ребенка, необходимо всесторонне знать его – только тогда в полной мере осуществим индивидуальный подход к нему.

У каждого ребенка свой характер, темперамент, различная нервная система.

Например, повышенная эмоциональность ученика.

Ученик не в состоянии управлять своими эмоциями даже во время своих занятий в классе. Что в этом случае предпринять педагогу? Весьма существенное значение имеет здесь работа по управлению ритма, что является более слабым звеном у чрезмерно эмоциональных исполнителей. Полезным является предварительное и детальное ознакомление с произведением, разбор тематического материала, установление темпов. Это необходимо, чтобы у ученика сложились определенные представления о произведении в целом.

Или другой пример. Проявление упрямства и строптивости иногда встречается у способных учеников с ярко выраженной индивидуальностью, но с завышенной самооценкой. В отношении таких учеников педагогу надо быть особенно гибким. Метод «подавления» ученика своим авторитетом непригоден, так как он может привести к потере контакта педагога с учеником.

Иногда ученик бывает по – своему прав, поэтому педагогу нужно понять его. В работе с таким учеником нужно найти «общий язык» отмечать положительные моменты в его исполнении, указывать и на отрицательные стороны, мешающие исполнению его же собственных намерений.

Действуя осторожно и тактично можно добиться того, что ученик будет считаться с указаниями педагога, отнюдь не чувствуя себя при этом подавленным и ущемленным в отношении своей индивидуальности.

Иногда проблемы может разрешить педагог, изучая психологию и применяя ее советы на практике.

Учащихся воспитывает не только преподавание и внеклассное общение, но и личные качества педагога, его культура поведения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что в самой личности педагога заключена воспитательная сила. За этими словами стоит нравственный облик учителя, его этика. Под этикой в данном случае следует понимать систему нравственных и моральных принципов, которые лежат в основе педагогической профессии.

Для педагога важно обладать острой наблюдательностью и хорошей памятью. Он должен быть активным и сдержанным, эмоциональным и уравновешенным, настойчивым и терпеливым, уметь концентрировать свое внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector