ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни 10 класс конспекты уроков

Семья и семейные ценности
план-конспект урока по психологии (10 класс) на тему

Открытый урок в 10 классе «Этика психологии семейной жизни» по теме «Семья и семейные ценности «

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok_etika.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Семья и семейные ценности»

Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности.

  • обучать осознанному пониманию термина «семья», её значении в жизни каждого человека, стимулировать размышления о семейных ролях, семейных ценностях и их значимости в каждой семье;
  • развивать способность коммуникативного общения, эмпатийных способностей, креативности при построении и реализации жизненных планов в процессе моделирования семейных отношений;
  • воспитывать ответственное отношение к своей семье, активизировать семейные нравственные ценности (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение).

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

  1. Давайте вспомним, что такое семья? А благополучная семья? Благополучная семья — это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
  2. Предлагаю вам жизненные ситуации. Ваша задача определить, какая функция семьи выполнена в каждом конкретном случае.

1. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи, и стали брать его с собой.

2. Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо.

3. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.

4. «Детей нельзя учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все усваивать путем необходимой практики, приурочивая это к каждому подходящему случаю, или сами создавайте эти случаи». (Джон Локк «Мысли о воспитании» 1693).

5. У людей любовь родителей к детям заложена природой. Родители видят смысл жизни в своих детях и готовы пожертвовать для них всем. А уважение детей к родителям должно воспитываться. Оно – результат социализации.

6. Примерно к 20 годам дети, взрослея, отдаляются от родителей, они готовы создать свою собственную семью, выпорхнуть из родительского гнезда и обзавестись собственными детьми, чтобы отдать им свою любовь, переданную им природой и родителями.

Изучение основной проблемы урока

– Я расскажу вам притчу: «Однажды к маленькому ребёнку пришёл волшебник и сказал «Вот тебе клубок ниток, в них нить твоей жизни. Если ты будешь быстро разматывать клубок, жизнь пройдёт быстро и бесцельно, а если медленно, то она будет идти медленно, равномерно, и ты сможешь многого достичь, но самое главное, что ты должен будешь делать – это следовать всем жизненным ценностям».

– Определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни – очень важно. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, что же для него является ценным в этой жизни? В чем смысл жизни? Что он хочет от этой жизни? К чему ему надо стремиться, чтобы этого достичь? Чтобы ответить на все волнующие вопросы, каждый должен для себя определить, что же действительно для вас важно в жизни.

Ценность (в данном случае) – важность, значимость чего-либо.

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? Создание кластера

1) любовь; 2) материальное благополучие; 3) взаимопонимание и взаимоуважение в семье; 5) дети; 6) здоровье; 7) дружба; 8) слава; 9) семейные традиции; 10) доверие.

Тренинг «Чудо-семья» (работа в группах)

Один исполняет роль отца, который должен вечером отдохнуть перед очень ответственным для него днем. Второй исполняет роль старшего ребенка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером. Третий – это младший ребенок, у которого какие-то проблемы; он погружен в свои мысли; он нуждается в поддержке, совете и участии. Участники должны договориться, как пройдет вечер в семье.

Когда решение будет принято, каждая группа расскажет: удалось ли им договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый чувствовал в процессе игры; о чем сожалеют участники; что бы хотелось изменить.

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Учащимся предлагается «корзина мнений», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух:

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

В каждой семье есть свои семейные нормы, то есть правила взаимоотношений между ее членами. Но, к сожалению, грубость процветает во многих семьях. Именно она становится источником многих конфликтов в семьях. Но не только грубость во всем виновата.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Задание . Психологический тест «Список претензий».

Представьте невероятное: вы поменялись ролями со своими родителями. Сегодня вы придете домой, и вам предстоит оценить их действия. Выберите один из трех вариантов ваших действий.

  1. Папа не вымыл после себя грязную посуду. Вы:

а) хватаетесь за ремень;

в) начинаете «читать мораль».

2. Мама не заправила за собой постель и не убрала учебники со стола. Вы:

а) сбрасываете одеяло и учебники на пол;

б) все убираете сами;

в) проводите воспитательную беседу.

3. Папа разбросал свои вещи (одежду, обувь) по всей квартире. Вы:

а) начинаете все разбросанное пинать ногами;

б) все собираете сами;

в) объясняете, как вы вели себя в их годы.

4. Когда вы делали уроки, мама включила музыку на всю мощь. Вы:

а) вырвали шнур из розетки;

в) объяснили, что так поступать неэтично.

5. Папа пришел домой за полночь, а вы не сомкнули глаз, ожидая его. Вы:

а) даете ему пощечину;

б) предлагаете поесть и скорее лечь спать;

в) объясняете, что в его возрасте так не поступают.

6. Мама не хочет делать работу, которую ей поручили сделать дома. Вы:

а) хватаете в руки шнур от утюга;

б) очень просите не подводить вас;

в) звоните сослуживцу мамы и спрашиваете, что было ей поручено.

7. Папа в очередной раз устроил дома сборище друзей, пока вас не было дома. Вы:

а) всех вытолкали за порог;

б) тихо отсиделись на кухне;

в) поговорили с папой с глазу на глаз.

8. Папа и мама взяли без разрешения вашу одежду (куртку, пальто, перчатки) и испачкали ее. Вы:

а) устроили скандал;

б) пошли стирать испачканную вещь;

в) объяснили, что это неэстетично и негигиенично.

9. Мама на час «повисла на телефоне», ведет совершенно бездумные разговоры с подругами. Вы:

а) отключаете телефон;

в) объясняете предназначение телефона.

10. Папа «до упора» смотрит телевизор. Вы:

а) выключаете телевизор;

б) изредка подсаживаетесь и смотрите те же передачи;

в) объясняете вред длительного просмотра телепередач.

Если среди выбранных вами ответов преобладает вариант а), то вы относитесь к деспотическому типу личности. Вам абсолютно неинтересна дальнейшая судьба ваших родителей. Для вас важно, чтобы «сейчас все было хорошо». Вы не понимаете, что в результате такого обращения у ваших родителей может развиться так называемый комплекс вины. Постоянно опасаясь наказания или грубости с вашей стороны, они будут стараться избежать его любой ценой. Начнут лгать, хитрить, изворачиваться, приспосабливаться. Немного повзрослев, начнут на ваши «решительные» действия отвечать грубостью. Не исключено, что сможете ощутить и силу ответного удара. Тогда беда — вам уже никогда не пользоваться авторитетом.

Если преобладает вариант б), вы относитесь к безвольному типу. Вам кажется, что если вы никаких действий в отношении явных нарушений предпринимать не будете, то «все равно все само собой образуется». Вы сами формируете у своих родителей ощущение полной вседозволенности и безнаказанности. Это приводит к развитию расхлябанности и беспорядочности поведения. Родители никогда не поймут, когда нужно включать тормоза, когда нужно себя пересилить, когда необходимо взять себя в руки и начать работать над собой.

Преобладает вариант в) — вы относитесь к морализаторскому типу.

— Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

— Какой этап занятия вам больше понравился?

Заключительное слово учителя:

Семья — хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка. От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения.

Желаю счастья вам и вашим семьям!

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные и отчий свой дом
Сердце навеки останется в нём!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты — что такое семья и какие бывают семейные ценности.

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом, создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек.

1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы на тему: «Семья. Семейные ценности». Но в нашем регионе ещё один праздник — скоро 75 лет Ростовской области.

Тема урока: Моя семья – моя крепостьЦель: – укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности;- воспитывать уважение детей к близким;- ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи;- со.

Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого.

Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая ра.

Отношение и семья, главные сферы нашей жизни. Без любви и дружбы человек не может жить. Это главная потребность нашей души.Пути исправления, по мнению академика Д. С. Лихачева, .

Источник

Этика и психология семейной жизни
методическая разработка (10 класс)

Тема занятия «Предупреждение конфликтов в семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
разработка занятия психолога28.63 КБ
слайды к занятию195.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Этики и психологии семейной жизни»

Тема: Предупреждение конфликтов в семье

Ключевые идеи занятия:

Каждый народ, независимо от места проживания и количества, имеет представление традиционного образа семьи. У тувинцев мужчине определена роль добытчика и хозяина, а женщине – матери семейства, опоры мужа. Наши предки учили своих детей простым истинам: мужчине быть недовольным тем, что имеет, а женщине, наоборот, быть довольной тем, что имеет. Говоря простым языком, мужчина должен все время быть активным, чтобы обеспечивать свою семью, а женщине нужно уметь довольствоваться тем, что муж приносит в семью. Так, если мужчина притащил домой «мясо мамонта», то женщина приготовит еду из этого мяса, и если мужчина притащил «мясо мыши», то жена без упреков и обиды приготовит еду из этого мяса. То есть, для профилактики конфликтов изначально в семье предопределена и четко разделена сфера деятельности обоих супругов.

Дела мужа (делегей херээ) – за пределами территории семьи, дела жены (кодан иштинде) – в месте, где находится аал (юрта). То есть мужчина – хозяин дома (ог ээзи), а женщина – хозяйка внутри дома (оонун ишти).

Соблюдение территории (невмешательство в дела «мужа» или «жены») является самым эффективным способом профилактики возникновения конфликтных ситуаций в семье

Цели: формирование умения избегать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в семье, и в случае возникновения, конструктивно разрешать их, с помощью соблюдения традиционного речевого этикета тувинцев и специальных психологических приемов.

  1. Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций;
  2. Формирование идентичности в соответствии своим полом, национальностью и примерять на себя примерный модель поведения в будущей семье, объединяя социокультурное наследие с личным опытом.
  1. Формирование положительного образа «Я», принятия самого себя таким, какой есть;
  2. Развивать ценностное осмысление самого себя, как представителя нации;
  1. Воспитание чувства самоуважения, собственного достоинства;
  2. Воспитывать эстетическое отношение к этностереотипам мужественности и женственности;
  1. Содействовать в будущем сохранению психического и социального здоровья учащихся

Материалы и оборудование:

  1. Запись песни «Чаннава» (содержание: мужчина просит женщину не показывать свой характер по малейшим поводам, и сравнивают друг друга молнией и громом).
  2. Презентация на тему «Конфликты в семье и пути их решения»
  3. Чистые листы бумаги, цветные карандаши для рисования
  1. Организационный момент: здравствуйте, ребята. Покажите мне, пожалуйста, мимикой на своем лице настроение вашего соседа (далее беседа, почему ученик или ученица так думает. Подтверждение соседа, угадал ли он (а) настроение).
  2. Акцентирование на теме урока. Итак, начинаем. Прежде чем начать сегодняшнее занятие, попрошу вас послушать песню и угадать тему урока (прослушивание песни – 4, 27 мин.). Задание: о чем будем говорить, какова тема занятия. По содержанию песни, давайте определим проблемы этих молодых людей: несдержанность, обидчивость, неумение открыто говорить о проблемах.
  3. Вступительное слово учителя: основы традиционной этики познавались новыми поколениями через поведение людей не только при проведении обрядов и праздников, а ежедневно. Так, в традиционной тувинской семье роль отца заключалась в сохранении стабильности благосостояния семьи, то есть он как бы являлся гарантом прочности ее уверенности в будущем. Символом этого является ежедневно повторяемое действие, которое на глазах у детей совершали родители: когда в юрту входил отце, супруга принимала его шапку и бережно клала ее высоко, на аптара (сундук, который стоит в центре юрты), поскольку шапка отца была символом главы семейства. По рассказам пожилых тувинцев, шапку нельзя было опускать ниже колена взрослого человека. Отец был признанным главой семейства, жена всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последний, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети всегда к нему обращались уважительно на «Вы». В то же время роль женщины – хранительницы очага – была не менее велика, ведь на ней лежала основанная нагрузки по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми, беспрекословно выполняли все ее малейшие просьбы.

Муж не вмешивался в дела жены, он ел и пил, что ему приготовила жена, носил ту одежду, которую сшила жена, а жена в дела мужа тоже не вмешивалась, она его решения не оспаривала, не осуждала и не критиковала. В любом случае она верная помощница мужа, поддержка и опора. Его решения она принимала беспрекословно.

Дети же рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, легко осваивали народные знания и правила поведения. Дети для тувинцев никогда не были лишними и не нужными. Были случаи, когда тувинцы находили с брошенного монгольского ребенка, и воспитывали как своего родного. В таких случаях говорили «сурал оол суму баштаар» (безродный ребенок будет правителем)

Известно, что человек, с раннего детства воспитанный в соответствии с нормами, правилами, закрепленными в традиционном этикете, знающий свою культуру, язык, историю, значительно лучше адаптируется в социокультурном пространстве. Он воспринимает себя в позитивно целостно, уверен в том, что поступает правильно, не испытывая психологический дискомфорт. Ведь он идет уже проторенными дорогами, которых прошли не одно поколение его предков.

  1. Тема занятия: но конфликты и ссоры случаются в любой семейной паре. Иногда вспыхивают бытовые ссоры и недопонимания, в которую втягиваются все члены семьи. Как вели себя в традиционной тувинской семье мужчина и женщина в конфликтных ситуациях? Тактика разрешения семейного конфликта предполагает:
  • когда мужчина предъявлял претензии (обиды, замечания) жене, он никогда прямо в глаза не смотрел. Прямой взгляд (глаза в глаза) являлся символом вызова, агрессии;
  • мужчина не применял силу по отношению к слабым и малым;
  • постоянная демонстрация взаимного уважения и признательности. Женщина мужу всегда обращалась уважительно на «Вы», даже в крайнем раздражении она не может сказать «Ты»;
  • женщина никогда не применяла в речи ругательные слова, не унижала чести и достоинства мужа, не повышала голос и т.д.;
  • муж и жена никогда не ссорились на глазах у детей, при посторонних. Это считалось неприличным;
  • и муж, и жена очень любили своих детей, и никогда их не наказывали. Даже если дети совершили очень серьезный проступок, родители старались, в первую очередь, помочь, а потом осуждать;
  • уверенный в себе мужчина-тувинец никогда не будет самоутверждаться за счет жены, детей;
  • правильно воспитанная жена-тувинка (хорошая жена) никогда не будет претендовать на главенствующую роль в семье, не осуждала мужа в присутствии детей. Девочкам с раннего детства воспитывали к терпению, снисходительности, доброжелательности, быть внимательным к окружающим;
  • в самых сложных конфликтных ситуациях и мужчина, и женщина вели себя сдержанно. Оголять свои эмоции считалось неприличным. Гасить в себе отрицательные эмоции с отвлечением, переключением внимания на другие менее конфликтные проблемы. Сдержанность – один из основных положительных качеств правильно воспитанного человека;

Вывод: и мужчина, и женщина, и дети никогда не нарушали границы деятельности друг друга. То есть мужчина не вмешивался в «кухонные» дела жены, жена не претендовала на решение «глобальных» проблем мужа, на главенство в семье, а дети выполняли то, что им поручено, уважали, чтили своих родителей, и никогда даже не пробовали осудить тот или иной поступок родителей. Так, не было противоборства (конфронтации) поскольку поле деятельности каждого члена семьи свое. Высокий уровень сотрудничества, мужчина – добытчик притаскивал еду, жена готовила еду, дети таскали воду, мыли посуду.

  1. Задание для Даниила: нарисуй юрту. Постарайся нарисовать красиво, украсить юрту. Делим на две части, справа собираем дела, проблемы мужа, слева – жены. Дела: приготовить еду (слева), натопить печку (справа), купить еду (справа), постирать одежду (слева), убираться в доме (слева), воспитывать детей (и там, и там), учить детей выполнять хозяйственные поручения (слева, если домашние дела, и справа, если это приготовить дрова, принести воду и т.д.), и т.д.
  2. Причины конфликтов в семье (смотрим слайды):

Причина 1. Из-за быта. Это одна из незначительных причин, не стоящих того, чтобы закатывать скандал, но именно она приводит к непримиримым семейным конфликтам. Решение: супруги должны разделить между собой обязанности по дому (выносит мусор муж, пылесосит жена и т.д.).

Причина 2. Из-за денег. Ссоры на почве денег возникают как в семьях с небольшим достатком, так и в состоятельных семьях. Причина – перераспределение доходов и расходов внутри семьи. Решение: брачный контракт и добрачное соглашение о том, кто как будет работать, кто, сколько зарабатывает, и кто сколько тратит.

Причина 3. Из-за характера. У каждого человека свой характер, обусловленный наследственностью, темпераментом, воспитанием и социальным положением. Решение: использование различных психологических методик, традиционных народных советов во время конфликта, придерживаться правил.

Причина 4. Из-за родителей. Конфликты между тещами, зятьями, свекровями и невестками разрушили немало браков. Решение: при возникновении ссор единственный способ спасти – дистанцироваться.

Причина 5. Из-за работы. Отсутствие работы или слишком занятый работой член семьи является причиной ссор. Решение: договариваться с будущим мужем или женой, и если вам не нравится, присматривайтесь к человеку, прежде чем создать семью.

Причина 6. Из-за детей. Дети скрепляют брак, но чаще являются причиной ссор и конфликтов. Решение: в воспитании и обучении ребенка с самого рождения участвуют оба родителя. А по мере взросления нужно давать ему право делать выбор, ошибаться и исправляться.

Причина 7. Из-за убеждений и взглядов. Каждый человек имеет право иметь свои убеждения и веру. Решение: уважать оппонента в ссоре, в конфликтных ситуациях не переходить на личности.

Причина 8. Из-за образа жизни. Один член семьи активный, а второй — пассивный. Решение: найти компромисс. Взаимная уступка.

Множество других причин: интимная дисгармония супругов, измены, ревность, борьба за лидерство, тирания, пагубные привычки одного из членов семьи, скука и однообразие, разное социальное положение, болезни и т.д.

  1. Что делать? Есть универсальные советы психологов:
  • Как только возникает проблема, решать сразу, не откладывать на следующий день. Не копить обиды.
  • Выяснять отношения только с тем, кто является причиной конфликта. Не привлекайте посторонних (родителей, сестер, братьев и т.д.).
  • Во время выяснения отношений сройте конструктивный диалог, не оскорбляйте, не давайте гневу захлестнуть вас. Четко и кратко изложите претензии, аргументируйте. Избегать обобщенных, бессмысленных фраз, не переходить на крики и рукоприкладства.
  • Дождитесь ответа, выслушайте до конца.
  • Категорически запрещается: оскорбления в сторону детей, родителей, упоминать на физические недостатки человека.

8. Как помириться после конфликта?

  • Выждать время, пока все стороны конфликта успокоятся.
  • Не поднимать тему ссоры, наоборот отвлекать другими разговорами.
  • Шутить по- доброму.
  • Сходить куда-нибудь вместе.
  • Попросить совета, покажите, что мнением человека дорожите.
  • Сделать подарок, от которого человек не сможет отказаться.
  • Самое главное, исправляйтесь сами, а не перевоспитывайте другого человека. Ведь, вы полюбили именно такого человека, с его недостатками и достоинствами.

9. Давайте, поиграем в сюжетно-ролевую игру:

Ситуация 1. Жена обиделась, что муж ее не взял с собой на спортивный матч (хуреш). Жена по всем правилам предъявляет претензии мужу.

Ситуация 2. Мужу не нравится, как готовит жена. Муж по всем правилам предъявляет претензии жене.

Ситуация 3. Жена все время работает, в доме не прибрано, дети не ухожены. Претензии мужа.

Ситуация 4. Муж зарабатывает мало, не прилагает усилий для благосостояния семьи. Претензии жены.

Ситуация 6. Муж пришел пьяный. Претензии жены.

Ситуация 7. Жена слишком много тратит на себя денег. Средств на существование не хватает. Претензии мужа.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector