ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни факультатив программа

«Этика и психология семейной жизни»
рабочая программа (9 класс) на тему

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni_9_klass.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа составлена на основании программно-методического обеспечения для 9-х классов пособие для учителя/ В. Гребенникова «Основы семейной жизни» под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего образования.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.

Срок обучения: 34 учебных недель

Режим занятий: 1 час в неделю

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы ориентировать учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества.

Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

Семья в свете духовно — нравственных и культурных традиций общества.

Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

Нравственные нормы брака в христианской культуре.

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья — “малая Церковь”, глава которой — муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Основы самоорганизации личности .

Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.

Самооценка и уровень притязаний.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление уровня самооценки.

Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. Тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?»

Роль семьи в воспитании личности.

Важнейшая задача семьи — формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Особенности межличностных отношений юношества.

Психология межличностных отношений.

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.

Девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

О товариществе и дружбе.

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

Дружба – школа любви.

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.

Любовь как высшее человеческое чувство.

Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.

Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.

Различие между мужчиной и женщиной: физиологические, психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

Что такое готовность к браку.

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

Какой брак надежнее?

Дискуссия «Какой брак надежнее — по любви или по расчету?».
Просмотр фрагмента из фильмов «Самая привлекательная и обаятельная», «Влюблен по собственному желанию» .

Замужество и женитьба.

Понятия «брак», «супружество», «муж», «жена». Предложение о вступлении в брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в ЗАГС. Испытательный срок. Жених и невеста. Психологические сложности добрачного периода. Под звуки Мендельсона.

Семья и ее функции.

Основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

Особенности молодой семьи .

Супружество — новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.

Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия — начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.

Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Этапы развития семьи.

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры, телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок — ролевая игра «Семейные посиделки».

Основы семейной жизни.

Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.

Понятия «психологический климат», «семейное благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология супружеской совместимости.

Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.

Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.

Нарушения функционирования семейной системы.

Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия. Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений.

Развод и его последствия.

Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее. Вторичные браки.

Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детство- основа жизненного успеха.

Воспитание в семье.

Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.). Секреты воспитания по М. Поппинс.

Стили общения родителей с детьми.

Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьми.

Общение родителей и детей в семье.

Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении: манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей.

Ошибки родителей . Практическое занятие.

Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.

Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом» Беседа по фильму.

Конфликты родителей и детей .

Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из конфликтных ситуаций.

Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие, признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми. Нестандартный ребенок.

Заключительное занятие. Поведение итогов курса.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9 класса на 2015-2016 учебный год

Наименование разделов и тем

Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни»

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть