ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни гребенников

Введение (А. М. Низова, Г. П. Разумихина)

Цели и задачи введения: раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ввести девятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе, показать заботу партии и правительства о семье.

Основные понятия: готовность к семейной жизни; семья как ячейка общества; социальная ценность семьи.

Литература: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981; Макаренко А. С. Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV; Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М., 1978; Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1982; Афанасьева Т. М. Семейные портреты. М., 1980; Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. М., 1981; Они же. Мальчик — подросток — юноша. М., 1982.

Основные вопросы введения и их краткое содержание

Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем. Особенность проведения первого занятия по новому курсу состоит в том, что учителю предстоит разъяснить учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни, установить с самого начала атмосферу доверия.

Еще до проведения первого урока учителю полезно иметь представление о том, каково отношение класса к данному учебному предмету. Простое наблюдение, неформальная беседа, анализ вопросов, которые зададут учащиеся в связи с введением курса, дадут учителю необходимую информацию. Чтобы иметь более ясную картину, предварительно, еще в декабре можно попросить ребят ответить анонимно на анкету, примерное содержание которой дано в конце разработки данного урока. Результаты анкетирования позволят учителю начать урок с рассказа, знакомящего ребят с их коллективным мнением. Если анкетирование не проводилось, урок начинается с использования материала данной разработки.

Семья как ячейка общества и моральная ценность

«Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение» * .

* ( Макаренко А, С. Дисциплина. — Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV, с. 369.)

Задумаемся над этими словами А. С. Макаренко. Почему столь личное, интимное, сокровенное для человека, его семья, названо педагогом «делом, имеющим государственное значение»? (Этот вопрос учитель при желании может обратить к классу или ответить на него сам, продолжая свой рассказ.) Наверное, потому, что семья -основа любого общества. На XXVI съезде КПСС семья была названа «важнейшей ячейкой социалистического общества» * .

* ( Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 136.)

Цель нашего общества — счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение. Поэтому советское государство постоянно проявляет заботу о семье. Изучая на уроках истории материалы XXVI съезда КПСС, вы, конечно, обратили внимание на грандиозную социально-экономическую программу, направленную на укрепление советской семьи. Это и повышение реальных доходов на душу населения, и рост зарплаты, и увеличение общественных фондов потребления. Предусмотрены и введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до одного года, неполный рабочий день для матерей малолетних детей, повышение размера пособий на детей, рост жилищной обеспеченности, расширение льгот семьям, имеющим детей, и др.

Анализ причин разводов показывает, что три четверти семей распадаются из-за очень слабой нравственной и психологической подготовленности к браку. Характерный факт: опросы разведенных также показывают преобладание среди них мнения, будто быть супругом легко, просто им же лично не повезло. Однако опыт позволяет сделать вывод, что хорошие семьи не рождаются сами собой. Они — результат неустанных усилий самих супругов. В этих усилиях объединяются и самовоспитание и воспитание друг друга и детей.

Цели, задачи и структура курса «Этика и психология семейной жизни»

Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений. Многие практические навыки и качества, необходимые семьянину, формируются в повседневной жизни еще в родительской семье. Так, некоторые из вас многое умеют уже сейчас: например, приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить белье, сшить домашнее платье, прикрепить полку и починить кран. Но это азы домашнего хозяйства, а сумеете вы справиться с заданием более сложным: например, спланировать семейный бюджет? Кроме того, семейная жизнь не ограничивается хозяйственной деятельностью. Чтобы жизнь в семье была насыщенной, интересной, супругам, пусть самым чутким, нужны еще и знания психологии друг друга, умение разбираться в своих и чужих качествах, не менее нужны и важны также знания педагогики — не только для того, чтобы воспитывать будущих детей, но прежде всего для неустанного самовоспитания. Задача курса — познакомить вас с основами этих знаний.

Неподготовленность к браку дает о себе знать в первые же месяцы или даже дни совместной жизни молодоженов, когда их чувству, казалось бы, ничто не угрожает. Обратимся к исследованиям социологов. На вопрос: «Когда у вас с женой (мужем) начались ссоры, которые привели к разводу?» — 26% опрошенных ответили: в первый же месяц, и 41 % — в первый же год.

Итак, задача курса «Этика и психология семейной жизни» состоит в том, чтобы способствовать созданию идеального образа семьи, который впоследствии мог бы стать ориентиром в жизни. Каким образом? Первоначально — пробудить в каждом из вас потребность задуматься, поразмыслить над вопросами: кто я? какой я? что я хочу от жизни и что готов сделать для другого человека? Поэтому-то содержание курса первым включает раздел «Личность, общество, семья».

Одно из постоянных устремлений человека — общение с другими людьми, которое может принести взаимную радость лишь при условии, что в его основе лежат такие чувства, как взаимный интерес, взаимное доверие, товарищество, дружба, любовь. Проблемам общения и межличностных отношений посвящается второй раздел программы.

В X классе будут изучены еще два раздела программы. В первом, «Основы семейных отношений», сказано об идейных и нравственных устоях, о трудовой атмосфере, бюджете и хозяйстве семьи, этике и эстетике быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи. Уроки раздела «Семья и дети» станут для вас напутствием не только как будущим супругам, но и как воспитателям детей, как отцам и матерям.

Подготовка к семейной жизни — условие гармоничного развития личности

Характерной особенностью идеала семейной жизни советских людей, как считал В. А. Сухомлинский, является то, что материальная сторона брака отступает на второй план, а основой становится духовное содержание семейной жизни. Он подчеркивал, что верная и чистая любовь заключается в том, чтобы постоянно отдавать свое духовное богатство другому. Именно лишь отдавая, получишь. Если же людям нечего отдавать друг другу, то они быстро исчерпывают себя, надоедают друг другу, что может привести к размолвке, разрыву. Конечно, они могут сплотиться не в духовной отдаче, а в материальном накопительстве, оправдывая его для себя удобным доводом об интересах семьи. Но в этом случае между семьей и обществом скорее выстраивается стена, чем наводятся мосты, и духовная ценность такой семьи невелика. Хотя некоторым духовная ценность семьи может казаться пустым звуком. Что ж, их можно пожалеть, потому что эту духовную ценность они могут так никогда и не ощутить, даже имея семью. Накапливая одно, потеряют другое.

Одна из важных ценностей семьи — дети. Отцовство и материнство — это второе рождение человека. Каждый человек повторяет себя в детях, и не только во имя продолжения рода человеческого, но и для того, чтобы человек коммунистического общества был выше нас по своим моральным качествам. А для этого необходимо думать о том, что вложить в своих детей, что повторять и что не повторять в них.

«В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут общие способности человека, его политическое и нравственное лицо, его развитие, его работоспособность, его честность, его преданность своей стране, его любовь к обществу» * . Эти слова показывают нам тесную связь развития личности как гражданина и воспитания качеств семьянина. Но всегда ли даже высокообразованный и активный человек достигает счастья в личной жизни? Попробуем задуматься над тем, что может помешать ему быть счастливым? Побуждая этим вопросом к беседе, учитель стремится вычленить его эгоцентрические проявления, которые не дают возможности людям, живущим бок о бок с таким человеком, быть счастливыми.

* ( Макаренко А. С. Половое воспитание.- Соч. М., 1957, т. IV, с. 409.)

Затем учитель подчеркивает, что социалистической семье чужд расчет, меркантилизм, в основе ее лежит высшее духовное богатство человека — взаимная любовь и уважение. Поэтому научиться любить человека — значит развить в себе одну из самых ценных черт личности семьянина. В. А. Сухомлинский писал, что если маленький человек по-настоящему любит другого человека — мать, отца, бабушку, брата, сестру, — то он стремится что-то сделать для них.

Обобщая свою мысль, учитель приводит слова А. С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Своей семьи у вас, действительно, пока еще нет — кто-то создаст ее, едва переступив школьный порог, кому-то понадобятся годы, чтобы создать ее. Уже сейчас, в родительской семье, у вас случаются конфликтные ситуации, вызванные взаимным непониманием. Не обходится и без размолвок с другом. Припомните свое чувство растерянности от того, что вы не можете понять самих себя, или чувство неловкости от того, что не сумели совладать со своими чувствами. Наконец, разве не важно каждому из вас уже сейчас понять особенности своего характера, разобраться в своих склонностях и способностях, понять, в чем состоит ваша индивидуальность, узнать, какие черты необходимо развивать в себе, чтобы общение с людьми было полноценным?

Формы работы по курсу

Особенность нового школьного курса не только в необычности его предмета, но и в формах проведения уроков. Они смогут принести пользу, если часть из них выльется в коллективное обсуждение проблем, в беседу. Будет очень хорошо, если каждый сумеет и захочет высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Иногда придется обобщать мнение класса, тогда мы будем прибегать к анкетированию. Оно всегда будет анонимным. За вами остается право не отвечать на любой вопрос, если вы не хотите или не можете ответить искренне. Если у вас не возникнет возражений, то отдельные, особо интересные мнения будут зачитываться вслух. Разумеется, не каждый захочет в классе высказывать все волнующие его вопросы, сомнения, противоречия. Поэтому мы будем пользоваться системой анонимно поставленных вопросов (письменно) и системой индивидуальных консультаций, доверительность которых никогда не будет нарушаться. Если вы отнесетесь творчески к занятиям, то у вас наверняка возникнут вопросы, ответить на которые в полном объеме не всегда позволит время урока. Поэтому желающие смогут получить список литературы по проблеме, может быть, у кого-то возникнет желание написать реферат по прочитанной книге, подготовить небольшое выступление.

Учение с увлечением всегда выходит за рамки урока. Возникший на занятиях спор можно продолжить на классном часе в форме диспута. Проблемы семьи отражены в очень многих произведениях искусства, было бы интересно провести читательские конференции, обсудить интересные фильмы, статьи.

Многих, наверное, интересует вопрос о домашнем задании. Одно будет почти всегда: подумать над тем, что было услышано или обсуждено в классе. Поразмыслить об этом еще раз с одноклассниками, с другом, с родителями, а может, и просто наедине с самим собой. Порой будут и конкретные задания: заполнить анкету, взять интервью у родителей или знакомых. Оценка за выполненные задания только одна — интерес ваших одноклассников к тому материалу, который вы подготовили, вторую оценку вам поставит жизнь.

Завершая занятие, учитель вкратце перечисляет темы и проблемы, которые станут предметом обсуждения на следующем уроке.

Примерное содержание анкеты к первому занятию

2. Считаете ли вы себя уже сейчас готовым к созданию семьи? Если нет, то чего вам не хватает: знаний — из какой области, практических хозяйственных навыков, навыков по уходу за ребенком, уверенности в моральной зрелости, чего еще?

3. Следите ли вы за статьями, телепередачами, фильмами по проблемам семьи, брака, семейных отношений? Укажите источники своей информации.

4. Приходится ли вам обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное? С кем вы предпочитаете вести обсуждение: с родителями, одноклассниками, друзьями вне школы, братьями и сестрами, учителями, другими взрослыми?

Источник

О книге


Этика и психология семейной жизни

В пособии раскрываются основные вопросы курса «Этика и психология семейной жизни», характеризуются его воспитательные задачи в целом и каждой темы в отдельности, приводятся конкретные материалы и методические рекомендации к урокам.

Этика и психология семейной жизни

Под редакцией И. В. Гребенникова

Пробное пособие для учителя

Рекомендовано Главным управлением школ Министерства просвещения СССР

Москва «Просвещение» 1984

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В. С. Мухина (МГПИ им. В. И. Ленина); кандидат педагогических наук, директор школы № 13 г. Калуги, заслуженный учитель школы РСФСР И. П. Трушина.

Этика и психология семейной жизни

Иван Васильевич Гребенников, Ирина Владимировна Дубровина, Галина Павловна Разумихина и др.

Редактор А. И. Луньков

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор С. Н. Терехова

Корректоры А. А. Гусельникова, Л. Г. Новожилова

Сдано в набор 20.09.83. Подписано к печати 03.01.84. Формат 60×90 1 /16. Бумага для множ. аппаратов. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 16. Усл. кр.-отт. 16,19. Уч.-изд. л. 18,82. Тираж 263000 экз. Заказ № 4483.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846. Москва, ГСП-110, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная ордена «Знак Почета» типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.

Этика и психология семейной жизни: Проб, пособие для учителя/И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, Г. П. Разумихина и др.; Под ред. И. В. Гребенникова.- М.: Просвещение, 1984, 256 с.

Источник

Программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни»

В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии («демографическая яма», длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение «законов» криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым «героям»), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Задачи:

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
  • повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;
  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
  4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
  5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
  6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

  • о сущности личности;
  • об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;
  • об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;
  • об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.

Предлагаемый нами курс основан на программе И.В. Гребенникова «Основы семейной жизни» (1991), допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу «Этика и психология семейной жизни» (1991). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. В разработке курса мы старались не акцентировать внимание на относительно лабильной политике государства в области брачно-семейных отношений.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 34 часа: 19 лекционно-практических занятий и 15 практических. Включает в себя введение, 6 основных разделов («Личность», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основы семейных отношений», «Семья и дети», «Семейное законодательство») и заключение.

Семья должна вбирать в себя лучшие черты гуманистического образа жизни, не утратив при этом ничего из того индивидуального, неповторимого, что привносит в семейный союз каждая отдельная личность. Вот почему программа курса начинается разделом «Личность». Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих. Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер – знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе, что не устраивает меня в моем характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д. Такие вопросы – шаг к самовоспитанию. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

Второй раздел посвящен особенностям межличностных отношений юношества. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; развитая способность любить как выражение высшего уровня развития личности – программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Раздел включает 3 лекционных и 4 практических занятия.

В третьем разделе «Брак и семья» характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие «готовность к браку». Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

В разделе «Основы семейных отношений» раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные «зоны» конфликтов. Раздел включает 4 лекционных и 4 практических занятия.

Пятый раздел программы – «Семья и дети» – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения. Этот раздел предусматривает 1 лекционное и 3 практических занятия, на которых предполагается совместное участие детей и родителей.

Последний раздел «Семейное законодательство» включает в себя всего 1 урок. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

В программу курса не вошли темы сексуального воспитания, т. к. мы считаем это отдельным направлением в воспитании, достаточно спорным на сегодняшний день. Более того, по нашему мнению, этим должны заниматься врачи-сексологи или психологи, достаточно компетентные в этой теме.

Виды занятий:

    Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, — неизвестно.
  1. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
  2. Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
  3. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.
  4. Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.
  5. Практические занятия — проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

Тема лекционно-практического занятияКраткая аннотация содержания занятияКол-во часовТема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ)Кол-во часов
ВВЕДЕНИЕ
1Введение в курсЗнакомство с целями и задачами курса.

Предлагаются упражнения, направленные на снятие напряжения, создание рабочего настроя.

1
ЛИЧНОСТЬ
2Основы самоорганизации личности.Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.1
3Самооценка и уровень притязаний.Я-концепция, пирамида уровней притязаний (Маслоу), виды самооценки1ПЗ – выявление уровня самооценки.

Элементы ТЗ «Свет мой, зеркальце, скажи».

1
4НезависимостьОсновные понятия: внушаемость, конформность, независимость, коллективизм, коллективистское самоопределение.1ПЗ – оценка отношений подростка с классом (диагностика)1
6ВнушаемостьОсновные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки.1ТЗ – «Жажда чуда» (устное сочинение)

Тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?»

1
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
7Дружба – школа любвиВысшие нравственные ценности — товарищество и дружба. Моральные требования, препятствия.1
8ЛюбовьЛюбовь и влечение. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь.1ПЗ – дискуссия «Мнения о любви»1
9ВыборИдеал. Гипотезы эталона выбора. Синдром одиночества. Добрачные половые связи.1ПЗ – «Факторы риска»

Беседа о факторах, увеличивающих риск появления проблем между супругами в будущем.

1
БРАК И СЕМЬЯ
10Готовность к бракуФизическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.1ПЗ – исследование установок и ожиданий от брака (диагностика)1
11Функции семьиМотивы создания семьи. Специфические и неспецифические функции семьи.1ТЗ – фрагменты тренинга «Моя семья в настоящем и будущем» Предлагаются упражнения, направленные на улучшение навыков самонаблюдения.1
12Семейная системаСтруктура семьи, классификации, основные черты семьи, нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура.1ТЗ — фрагменты тренинга «Моя семья в настоящем и будущем.1
13Динамика семьиСтадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи.1
ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
14Семейные ролиПонятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.1ПЗ – Психогимнастика. Предлагаются упражнения на формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание полоролевой идентификации1
15Качества семьянинаЛюбовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления.1ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.1
16Семейные правилаПравила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.1ПЗ – семейные ценности, традиции семьи.1
17Нарушения функционирования семейной системыФакторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.1ТЗ – арттерапия «Идеальная семья»1
СЕМЬЯ И ДЕТИ
18Детско-родительские отношенияВиды отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.

Стили семейных отношений: попустительство, авторитаризм, демократия. Смысловая направленность отношений. Ответственность.

1ТЗ – «Дети и родители»3
СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
19Семейный кодексРассмотрение основных положений Семейного Кодекса1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20Итоги курсаФорма и проведение занятия определяется учащимися.
1915

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988.
  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005.
  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть