ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни курс лекций

Этика и психология семейной жизни

В СССР секса не было, твердят до сих пор разные ведущие телевидения. И в чём-то они правы. Не было той всеобщей дозволенности, доходящей до половой распущенности среди молодёжи. Не могли семиклассницы в СССР с экрана телевизора заявить, что если девчонка в 14 лет ещё ни с кем не спала, значит, она — урод, и никому не нужна. По закону в брак вступать было можно лишь в 18 лет и подразумевалось , что только с этих лет можно начинать половые отношения. Конечно, и в СССР были ранние браки, браки по «залёту», беременность у школьниц, когда будущая мать сама ещё ребёнок. Но это не выносилось на всеобщее обозрение и тем самым не пропагандировалось. Наоборот, взрослые понимали, что это с девчонкой случилась беда и ничего хорошего из такого брака не получится. Взрослые старались оградить молодых от такой возможности, объясняли им, что для половых отношений надо прежде самим созреть, дорасти и что иметь ребёнка –это огромная ответственность, которая недоразвитым детям не по плечу.

Именно для воспитания культуры половых отношений среди школьников в начале 80-х годов появился у старшеклассников новый предмет: Этика и психология семейной жизни. В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, были и такие, что надо было говорить только с девочками или только с мальчиками. В советские времена биология преподавалась хорошо и полно. Дети на ботанике узнавали о пестиках и тычинках и их значении в природе, на зоологии им рассказывали о продолжении рода животных, а на анатомии они знакомились со строением половых органов мужчины и женщины и их назначении.

Новый же предмет не зря назывался «этика и психология», он должен был повернуть мозги школьников в другое русло – психологическое и этическое, а не только знакомить их с основами биологии. Задача учителя была не простая. Этот предмет ввели в 10х классах. Школьники в этом возрасте, почти поголовно уже знали, что, значит, любить и быть любимым. Но вот понятия этого чувства могли быть настолько извращёнными, что им необходимо было рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дети ходили на этот урок с большим интересом. Задавали массу вопросов, которые они не спросили бы своих родителей. Особенно доверительными были разговоры при раздельных уроках. У мальчиков занятия вёл уролог из детской поликлиники. Он им , например, рассказывал как по глупости и незнанию можно заболеть венерическими болезнями. Как первая близость молодого человека с первой попавшейся женщиной может испортить ему на всю жизнь представление о половых отношениях любящих людей. Объяснял, что такое настоящая любовь и как себя должен вести мужчина с любимой в первую брачную ночь.

С девушками разговаривала их классная руководительница, женщина средних лет, у которой у самой было двое детей мальчик и девочка школьного возраста, поэтому она понимала, что чувствуют девочки и что их волнует. Она видела по глазам тех, кто задавал ей самые «трудные» вопросы, что они уже были в половых отношениях , а некоторые даже были беременны. Беременных девочек школа старалась оградить от созерцания их изменений в фигуре другими учащимися, переводя их на домашнее обучение. Да и для здоровья беременной лучше было не находиться в вечно несущемся коловороте детей, когда кто-то из младших школьников нечаянно мог ударить её в живот.

Урок этот приносил много пользы для будущей семейной жизни молодых граждан и кто-то сделал большую глупость в «перестройку», отменив этот предмет. Результатом стала распущенность, вседозволенность в половом отношении, увеличение судебных процессов, над развратителями малолетних, рождение многих детей от 14-летних, а то и моложе детей. Увеличение числа детишек в Домах малюток.

Вот теперь мы имеем молодое поколение, в котором через одного девушки не слыхали о девичьей чести, а парни о чистоте помыслов по отношению к девушке. Сегодня то, что современные молодые называют любовью – это подчас просто секс, даже без каких-то чувственных понятий. А смена одного партнёра на другого – в порядке вещей. Занятия сексом стало вроде гимнастики, а всё лучшее человеческое утеряно. И ужас в том, что никто с этим не борется, а наоборот, в каждом фильме на ТВ есть постель, которая чуть ли не до порнографии рассказывает, что там делает герой и героиня. Даже на подмостках сцен в знаменитых классических пьесах режиссёры ухищряются вставить что-нибудь этакое, чтобы у зрителя потекли слюни. Противно, обидно, что мы так обнищали духовно.

Источник

Этика и психология семейной жизни

Этика и психология семейной жизни изучает семью не только как ячейку общесва, но и как социальную организацию с взаимоотношениями всех ее членов, их задач и реализацией в обществе. Этика семейных отношений уделяет основное внимание воспитанию личности, которая формируется в семье, в бытовых условиях. В семейной жизни всякое бывает, поэтому, прежде чем решиться вступить в брак, желательно изучить правила и нормы отношений супругов внутри брачного союза, попытаться понять законы функционирования нормальной семьи. Любые взаимоотношения, прежде всего, требуют напряженной работы над собой.

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Родители должны уделять большое внимание воспитанию своих детей.

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми.

Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Этика семейных отношений в воспитании детей

Дети являются связывающим элементом семьи. Им постоянно нужна родительская любовь, забота и понимание. Усилия старших членов семьи должны направляться на достойное развитие личности ребенка. Для решения этой задачи родители должны заниматься саморазвитием, чтобы всегда быть интересными для своих детей.

Обязанности по воспитанию детей должны четко распределяться между отцом и матерью. Если один из родителей принимает меньшее участие в воспитании своего чада, то и уважать его ребенок будет меньше. Это приведет к проблемам во взаимоотношениях супругов.

Общение со своими детьми является основным фактором в воспитании. Многие родители совершают ошибку, полагая, что разговаривать с ними незачем, они и так достаточно времени уделяют своему ребенку. Однако именно под влиянием общения с папой и мамой формируется новая личность.

При любом споре необходимо помнить, что родители являются примером для своих детей. Они учатся у отца и матери, пытаются им подражать. Недопустимо в присутствии детей оскорбительно относиться друг к другу, подавая тем самым дурной пример. Именно из-за плохих отношений между родителями у ребенка начинают формироваться комплексы в отношениях с противоположным полом. Отец должен показать сыну пример уважительного отношения к женщинам при общении с его матерью, научить относиться к женскому полу бережно и обходительно. Мать должна научить детей уважать главу семейства и не позволять себе в их присутствии унижать отца. В воспитании детей необходимо отличать боязнь от уважения. Отношения, основанные на страхе, неэффективны.

Как формируется прочная семья

Прочность семьи зависит от всех ее членов. Умение выполнять свои обещания, чувство ответственности за близких людей, любовь и забота присутствуют в каждой счастливой семье.

Для любых отношений главным является умение слышать партнера. Во время спорных ситуаций нужно ставить себя на место своего собеседника, контролировать свои эмоции, тогда исход спора будет иметь положительный результат. Конфликтная ситуация в семье — это не соревнование, в котором необходимо одержать победу. Это проблема, которую нужно решить, сохранив теплоту и уважение друг к другу. Находясь в обществе знакомых, необходимо нести ответственность и за себя, и за свою половину. Рассказывая совместную историю, нельзя перебивать друг друга. Если один из супругов начинает вести себя недостойно, не стоит пытаться выяснить отношения при всех. Необходимо смягчить ситуацию, а дома попытаться разобраться в проблеме.

Финансовая дисциплина должна присутствовать в каждом семейном союзе. Рациональное распределение бюджета — это не самое основное, хотя и в этом вопросе мужу и жене зачастую не получается договориться. Часто ссоры бывают в тех семьях, где у супругов различные заработки. Тот, кто получает больше, очень часто хочет контролировать различные области семейной жизни. Это отрицательно влияет на отношения между всеми членами семьи. Если супругам не удастся достигнуть согласия в этом вопросе, то раздоров в семье избежать не получится.

Отношения в семье у всех складываются по-разному. Благополучные семейные отношения формируются в том случае, если каждый член семьи стремится обеспечить своим близким благосостояние и комфорт.

Психология семейных отношений

Специальность «Семейная психология»

Психология взаимоотношений родителей и детей в семье

Источник

Рождение семьи. Элективный курс для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»

Презентация к уроку

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

Срок бучения: 8 учебных недель

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  • формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

  • повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
  • формирование ценностей семьи и личностного роста;
  • первичное самоопределение в семейной сфере;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector