ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни поурочные разработки

«Этика и психология семейной жизни»
календарно-тематическое планирование по психологии на тему

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni_10_kl.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Романовская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Романовская СОШ»

Протокол №1 от 31.08.2011г

Директор школы Н.П.Савченко

Приказ № 95/1 от 31.08.2011г.

Рабочая программа факультативного курса «Этика и психология семейной жизни»

количество часов: 34 часа (1 час в неделю)

ступень образования – среднего (полного) общего образования

на 2011-2012 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

программы И.В. Гребенникова «Основы семейной жизни» (1991) и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу «Этика и психология семейной жизни» (1991).

Составитель – педагог- психолог

Даниленко Маргарита Анатольевна

Предлагаемый нами курс основан на программе И.В. Гребенникова «Основы семейной жизни» (1991) и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу «Этика и психология семейной жизни» (1991). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
  • повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;
  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов :

  1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  3. Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
  4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
  5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
  6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

  • о сущности личности;
  • об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания;
  • об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;
  • об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 34 часа: 22 лекционно-практических занятий и 12 практических. Включает в себя введение, 6 основных разделов («Личность», «Межличностные отношения», «Брак и семья», «Основы семейных отношений», «Семья и дети», «Семейное законодательство») и заключение.

Семья должна вбирать в себя лучшие черты гуманистического образа жизни, не утратив при этом ничего из того индивидуального, неповторимого, что привносит в семейный союз каждая отдельная личность. Вот почему программа курса начинается разделом «Личность» . Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих. Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер – знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе, что не устраивает меня в моем характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д. Такие вопросы – шаг к самовоспитанию. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

Второй раздел посвящен особенностям межличностных отношений юношества. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; развитая способность любить как выражение высшего уровня развития личности – программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Раздел включает 3 лекционных и 4 практических занятия.

В третьем разделе «Брак и семья» характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие «готовность к браку». Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи. Раздел включает в себя 4 лекционных и 2 практических занятия.

В разделе «Основы семейных отношений» раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные «зоны» конфликтов. Раздел включает 5 лекционных и 4 практических занятия.

Пятый раздел программы – «Семья и дети» – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения. Этот раздел предусматривает 1 лекционное и 1 практическое занятие, на которых предполагается совместное участие детей и родителей.

Последний раздел «Семейное законодательство» включает в себя всего 1 урок. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

  1. Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, — неизвестно.
  2. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
  3. Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.
  4. Практические занятия — проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок . В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
  7. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988.
  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005.
  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.
  13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

Примечание : для разработки уроков используются статьи из журналов «Школьный психолог», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др.

Источник

«Этика и психология семейной жизни» Урок – практикум по семейным отношениям Тема: «Моя Семья»

Цель: способствовать сплочению членов семьи.

Задачи:

• создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе • формирование умения слушать и давать обратную связь, • способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей; • развитие коммуникативных навыков. • способствовать формированию целостности семьи, • актуализация жизненных ценностей семьи.

Ожидаемый результат:

• развитие рефлексивных особенностей, • развитие эмпатии, • выявление семейных ценностей, • сплочение членов семьи.

Форма проведения: урок – практикум-тренинг. Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги писчей 16 шт., скотч, листы бумаги на каждого участника, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, краски, кисточки, вода, 2 газеты, ножницы, лист ватмана, журналы, клей, диск с музыкой, магнитола. фотоаппарат.

Содержимое разработки

«Этика и психология семейной жизни»

Урок – практикум по семейным отношениям

преподаватель социально-экономических дисциплин

План – конспект занятия

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)© https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/

Цель: способствовать сплочению членов семьи.

• создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе
• формирование умения слушать и давать обратную связь,
• способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей;
• развитие коммуникативных навыков.
• способствовать формированию целостности семьи,
• актуализация жизненных ценностей семьи.

• развитие рефлексивных особенностей,
• развитие эмпатии,
• выявление семейных ценностей,
• сплочение членов семьи.

Форма проведения: урок – практикум-тренинг.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги писчей 16 шт., скотч, листы бумаги на каждого участника, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, краски, кисточки, вода, 2 газеты, ножницы, лист ватмана, журналы, клей, диск с музыкой, магнитола. фотоаппарат.

1. Приветствие
Время 2 мин
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих!
2.Входная рефлексия:
Время: 5 мин.
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
Знакомство с членами группы
Время: 3 мин.
Давайте сядем по удобнее, образуя кружочек, чтобы всех было видно. Прежде чем вместе начать наше занятие – познакомимся. И в этом нам поможет волшебный клубочек. Передавайте его друг другу, представьтесь и скажите какое-нибудь хорошее ваше качество характера начинающееся на первую букву вашего имени (Люба — любящая). Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

3. Приветствие – разминка: «Здравствуй друг»
Время: 3 мин.
Здравствуй друг, — здороваться за руку
как ты тут – трогаем плечо
где ты был — за ушко
я скучал — за грудь
ты пришел — руки в стороны
хорошо – обнялись.

4. Принятие правил группы
Время: 5 мин.
Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила которые будут соблюдаться всеми:
• активность
• доброжелательность и уважение
• правило «СТОП»
• правило «Я- высказывания»
• В какой степени предложенные правила ясны участникам?
• Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

5. Упражнение «Продолжить фразу…»
Время: 5 мин.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:
«Я не люблю когда…..»
«Я люблю когда…..»
«Мне радостно, когда. »
«Мне грустно, когда. »
«Я сержусь, когда…»
“Я горжусь собой, когда…”
«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.
«Самые счастливые события в жизни» Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их.

6. Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»
Время: 15 мин:
Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.
Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».
На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель — ребенок) обнимаются.

7. Игра «Снежки»
Время: 7 мин:
Две команды: родители и дети. Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Скотчем обозначаем линию, разделяющую две команды.
Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды (команда – родители и команда – дет) и, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Обсуждение.

7. Упражнение «Остров»
Время: 10 мин:
Все вы сейчас будете жителями чудесного острова. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей комнате, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» — все сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться.
Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: «Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя». Затем газета складывается вчетверо, и т.д.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила!
Вот течет жизни река.
И проплыть ее нам под силу!
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая сила!

8. Упражнение «Рисуем герб семьи»
Время: 20 мин.
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.
Геральдика — наука о гербах — одна из вспомогательных исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы. Например, грифон — символ могущества и власти — на гербе Севастополя должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту. А красный цвет поля – символ храбрости

Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует паять о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила и держать должны его сильные руки.
Пришло время нам придумать герб и разместить их на свой щит. Ведущий раздает участникам игры одноразовые бумажные тарелочки, которые играют роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.
Рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

Кто знает стихи про Семью?

Ученики читают стихи (пример):

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
(И. Афонская)© https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/

Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки.
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе.
И о контрольной
Сегодняшней я.
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ!
(В. Дробиз)© https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Любовь процветает
Кругом по Земле.
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Е. Морозова)© https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/

Рефлексия. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
• каковы ваши впечатления от этого упражнения?
• о чем побудило задуматься создание герба?
9. Рефлексия на выходе
Время: 10 мин.
— Чем полезна именно для вас данная встреча?
— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
— Ваши пожелания.

Предлагается спеть песенку про Семью.

Песенка о нашей семье (мотив «Песенки о медведях»)
Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла. Дружная у нас семья!

Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла. Дружная у нас семья!© https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/

10. Ритуал прощания
Мы завершаем наше тренинговое занятие. А сейчас будем передавать свечу по кругу и говорить теплые слова. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 2-е изд., испр. и доп. —— М.: ЧеРо, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? — М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009.
3. Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок / Е. И. Ждакаева. – СПб. : Речь, 2011.
4. Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) — М. Ось-89, 2006.
5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Изд-во: ЭКСМО., 2005.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть