ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни ссср учебник

Введение (А. М. Низова, Г. П. Разумихина)

Цели и задачи введения: раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ввести девятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе, показать заботу партии и правительства о семье.

Основные понятия: готовность к семейной жизни; семья как ячейка общества; социальная ценность семьи.

Литература: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981; Макаренко А. С. Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV; Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М., 1978; Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1982; Афанасьева Т. М. Семейные портреты. М., 1980; Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. М., 1981; Они же. Мальчик — подросток — юноша. М., 1982.

Основные вопросы введения и их краткое содержание

Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем. Особенность проведения первого занятия по новому курсу состоит в том, что учителю предстоит разъяснить учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни, установить с самого начала атмосферу доверия.

Еще до проведения первого урока учителю полезно иметь представление о том, каково отношение класса к данному учебному предмету. Простое наблюдение, неформальная беседа, анализ вопросов, которые зададут учащиеся в связи с введением курса, дадут учителю необходимую информацию. Чтобы иметь более ясную картину, предварительно, еще в декабре можно попросить ребят ответить анонимно на анкету, примерное содержание которой дано в конце разработки данного урока. Результаты анкетирования позволят учителю начать урок с рассказа, знакомящего ребят с их коллективным мнением. Если анкетирование не проводилось, урок начинается с использования материала данной разработки.

Семья как ячейка общества и моральная ценность

«Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение» * .

* ( Макаренко А, С. Дисциплина. — Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV, с. 369.)

Задумаемся над этими словами А. С. Макаренко. Почему столь личное, интимное, сокровенное для человека, его семья, названо педагогом «делом, имеющим государственное значение»? (Этот вопрос учитель при желании может обратить к классу или ответить на него сам, продолжая свой рассказ.) Наверное, потому, что семья -основа любого общества. На XXVI съезде КПСС семья была названа «важнейшей ячейкой социалистического общества» * .

* ( Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 136.)

Цель нашего общества — счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение. Поэтому советское государство постоянно проявляет заботу о семье. Изучая на уроках истории материалы XXVI съезда КПСС, вы, конечно, обратили внимание на грандиозную социально-экономическую программу, направленную на укрепление советской семьи. Это и повышение реальных доходов на душу населения, и рост зарплаты, и увеличение общественных фондов потребления. Предусмотрены и введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до одного года, неполный рабочий день для матерей малолетних детей, повышение размера пособий на детей, рост жилищной обеспеченности, расширение льгот семьям, имеющим детей, и др.

Анализ причин разводов показывает, что три четверти семей распадаются из-за очень слабой нравственной и психологической подготовленности к браку. Характерный факт: опросы разведенных также показывают преобладание среди них мнения, будто быть супругом легко, просто им же лично не повезло. Однако опыт позволяет сделать вывод, что хорошие семьи не рождаются сами собой. Они — результат неустанных усилий самих супругов. В этих усилиях объединяются и самовоспитание и воспитание друг друга и детей.

Цели, задачи и структура курса «Этика и психология семейной жизни»

Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений. Многие практические навыки и качества, необходимые семьянину, формируются в повседневной жизни еще в родительской семье. Так, некоторые из вас многое умеют уже сейчас: например, приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить белье, сшить домашнее платье, прикрепить полку и починить кран. Но это азы домашнего хозяйства, а сумеете вы справиться с заданием более сложным: например, спланировать семейный бюджет? Кроме того, семейная жизнь не ограничивается хозяйственной деятельностью. Чтобы жизнь в семье была насыщенной, интересной, супругам, пусть самым чутким, нужны еще и знания психологии друг друга, умение разбираться в своих и чужих качествах, не менее нужны и важны также знания педагогики — не только для того, чтобы воспитывать будущих детей, но прежде всего для неустанного самовоспитания. Задача курса — познакомить вас с основами этих знаний.

Неподготовленность к браку дает о себе знать в первые же месяцы или даже дни совместной жизни молодоженов, когда их чувству, казалось бы, ничто не угрожает. Обратимся к исследованиям социологов. На вопрос: «Когда у вас с женой (мужем) начались ссоры, которые привели к разводу?» — 26% опрошенных ответили: в первый же месяц, и 41 % — в первый же год.

Итак, задача курса «Этика и психология семейной жизни» состоит в том, чтобы способствовать созданию идеального образа семьи, который впоследствии мог бы стать ориентиром в жизни. Каким образом? Первоначально — пробудить в каждом из вас потребность задуматься, поразмыслить над вопросами: кто я? какой я? что я хочу от жизни и что готов сделать для другого человека? Поэтому-то содержание курса первым включает раздел «Личность, общество, семья».

Одно из постоянных устремлений человека — общение с другими людьми, которое может принести взаимную радость лишь при условии, что в его основе лежат такие чувства, как взаимный интерес, взаимное доверие, товарищество, дружба, любовь. Проблемам общения и межличностных отношений посвящается второй раздел программы.

В X классе будут изучены еще два раздела программы. В первом, «Основы семейных отношений», сказано об идейных и нравственных устоях, о трудовой атмосфере, бюджете и хозяйстве семьи, этике и эстетике быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи. Уроки раздела «Семья и дети» станут для вас напутствием не только как будущим супругам, но и как воспитателям детей, как отцам и матерям.

Подготовка к семейной жизни — условие гармоничного развития личности

Характерной особенностью идеала семейной жизни советских людей, как считал В. А. Сухомлинский, является то, что материальная сторона брака отступает на второй план, а основой становится духовное содержание семейной жизни. Он подчеркивал, что верная и чистая любовь заключается в том, чтобы постоянно отдавать свое духовное богатство другому. Именно лишь отдавая, получишь. Если же людям нечего отдавать друг другу, то они быстро исчерпывают себя, надоедают друг другу, что может привести к размолвке, разрыву. Конечно, они могут сплотиться не в духовной отдаче, а в материальном накопительстве, оправдывая его для себя удобным доводом об интересах семьи. Но в этом случае между семьей и обществом скорее выстраивается стена, чем наводятся мосты, и духовная ценность такой семьи невелика. Хотя некоторым духовная ценность семьи может казаться пустым звуком. Что ж, их можно пожалеть, потому что эту духовную ценность они могут так никогда и не ощутить, даже имея семью. Накапливая одно, потеряют другое.

Одна из важных ценностей семьи — дети. Отцовство и материнство — это второе рождение человека. Каждый человек повторяет себя в детях, и не только во имя продолжения рода человеческого, но и для того, чтобы человек коммунистического общества был выше нас по своим моральным качествам. А для этого необходимо думать о том, что вложить в своих детей, что повторять и что не повторять в них.

«В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут общие способности человека, его политическое и нравственное лицо, его развитие, его работоспособность, его честность, его преданность своей стране, его любовь к обществу» * . Эти слова показывают нам тесную связь развития личности как гражданина и воспитания качеств семьянина. Но всегда ли даже высокообразованный и активный человек достигает счастья в личной жизни? Попробуем задуматься над тем, что может помешать ему быть счастливым? Побуждая этим вопросом к беседе, учитель стремится вычленить его эгоцентрические проявления, которые не дают возможности людям, живущим бок о бок с таким человеком, быть счастливыми.

* ( Макаренко А. С. Половое воспитание.- Соч. М., 1957, т. IV, с. 409.)

Затем учитель подчеркивает, что социалистической семье чужд расчет, меркантилизм, в основе ее лежит высшее духовное богатство человека — взаимная любовь и уважение. Поэтому научиться любить человека — значит развить в себе одну из самых ценных черт личности семьянина. В. А. Сухомлинский писал, что если маленький человек по-настоящему любит другого человека — мать, отца, бабушку, брата, сестру, — то он стремится что-то сделать для них.

Обобщая свою мысль, учитель приводит слова А. С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Своей семьи у вас, действительно, пока еще нет — кто-то создаст ее, едва переступив школьный порог, кому-то понадобятся годы, чтобы создать ее. Уже сейчас, в родительской семье, у вас случаются конфликтные ситуации, вызванные взаимным непониманием. Не обходится и без размолвок с другом. Припомните свое чувство растерянности от того, что вы не можете понять самих себя, или чувство неловкости от того, что не сумели совладать со своими чувствами. Наконец, разве не важно каждому из вас уже сейчас понять особенности своего характера, разобраться в своих склонностях и способностях, понять, в чем состоит ваша индивидуальность, узнать, какие черты необходимо развивать в себе, чтобы общение с людьми было полноценным?

Формы работы по курсу

Особенность нового школьного курса не только в необычности его предмета, но и в формах проведения уроков. Они смогут принести пользу, если часть из них выльется в коллективное обсуждение проблем, в беседу. Будет очень хорошо, если каждый сумеет и захочет высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Иногда придется обобщать мнение класса, тогда мы будем прибегать к анкетированию. Оно всегда будет анонимным. За вами остается право не отвечать на любой вопрос, если вы не хотите или не можете ответить искренне. Если у вас не возникнет возражений, то отдельные, особо интересные мнения будут зачитываться вслух. Разумеется, не каждый захочет в классе высказывать все волнующие его вопросы, сомнения, противоречия. Поэтому мы будем пользоваться системой анонимно поставленных вопросов (письменно) и системой индивидуальных консультаций, доверительность которых никогда не будет нарушаться. Если вы отнесетесь творчески к занятиям, то у вас наверняка возникнут вопросы, ответить на которые в полном объеме не всегда позволит время урока. Поэтому желающие смогут получить список литературы по проблеме, может быть, у кого-то возникнет желание написать реферат по прочитанной книге, подготовить небольшое выступление.

Учение с увлечением всегда выходит за рамки урока. Возникший на занятиях спор можно продолжить на классном часе в форме диспута. Проблемы семьи отражены в очень многих произведениях искусства, было бы интересно провести читательские конференции, обсудить интересные фильмы, статьи.

Многих, наверное, интересует вопрос о домашнем задании. Одно будет почти всегда: подумать над тем, что было услышано или обсуждено в классе. Поразмыслить об этом еще раз с одноклассниками, с другом, с родителями, а может, и просто наедине с самим собой. Порой будут и конкретные задания: заполнить анкету, взять интервью у родителей или знакомых. Оценка за выполненные задания только одна — интерес ваших одноклассников к тому материалу, который вы подготовили, вторую оценку вам поставит жизнь.

Завершая занятие, учитель вкратце перечисляет темы и проблемы, которые станут предметом обсуждения на следующем уроке.

Примерное содержание анкеты к первому занятию

2. Считаете ли вы себя уже сейчас готовым к созданию семьи? Если нет, то чего вам не хватает: знаний — из какой области, практических хозяйственных навыков, навыков по уходу за ребенком, уверенности в моральной зрелости, чего еще?

3. Следите ли вы за статьями, телепередачами, фильмами по проблемам семьи, брака, семейных отношений? Укажите источники своей информации.

4. Приходится ли вам обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное? С кем вы предпочитаете вести обсуждение: с родителями, одноклассниками, друзьями вне школы, братьями и сестрами, учителями, другими взрослыми?

Источник

О книге


Этика и психология семейной жизни

В пособии раскрываются основные вопросы курса «Этика и психология семейной жизни», характеризуются его воспитательные задачи в целом и каждой темы в отдельности, приводятся конкретные материалы и методические рекомендации к урокам.

Этика и психология семейной жизни

Под редакцией И. В. Гребенникова

Пробное пособие для учителя

Рекомендовано Главным управлением школ Министерства просвещения СССР

Москва «Просвещение» 1984

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В. С. Мухина (МГПИ им. В. И. Ленина); кандидат педагогических наук, директор школы № 13 г. Калуги, заслуженный учитель школы РСФСР И. П. Трушина.

Этика и психология семейной жизни

Иван Васильевич Гребенников, Ирина Владимировна Дубровина, Галина Павловна Разумихина и др.

Редактор А. И. Луньков

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор С. Н. Терехова

Корректоры А. А. Гусельникова, Л. Г. Новожилова

Сдано в набор 20.09.83. Подписано к печати 03.01.84. Формат 60×90 1 /16. Бумага для множ. аппаратов. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 16. Усл. кр.-отт. 16,19. Уч.-изд. л. 18,82. Тираж 263000 экз. Заказ № 4483.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846. Москва, ГСП-110, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная ордена «Знак Почета» типография им. Смирнова Смоленского облуправления издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Смоленск, пр. им. Ю. Гагарина, 2.

Этика и психология семейной жизни: Проб, пособие для учителя/И. В. Гребенников, И. В. Дубровина, Г. П. Разумихина и др.; Под ред. И. В. Гребенникова.- М.: Просвещение, 1984, 256 с.

Источник

Этика и психология семейной жизни

В СССР секса не было, твердят до сих пор разные ведущие телевидения. И в чём-то они правы. Не было той всеобщей дозволенности, доходящей до половой распущенности среди молодёжи. Не могли семиклассницы в СССР с экрана телевизора заявить, что если девчонка в 14 лет ещё ни с кем не спала, значит, она — урод, и никому не нужна. По закону в брак вступать было можно лишь в 18 лет и подразумевалось , что только с этих лет можно начинать половые отношения. Конечно, и в СССР были ранние браки, браки по «залёту», беременность у школьниц, когда будущая мать сама ещё ребёнок. Но это не выносилось на всеобщее обозрение и тем самым не пропагандировалось. Наоборот, взрослые понимали, что это с девчонкой случилась беда и ничего хорошего из такого брака не получится. Взрослые старались оградить молодых от такой возможности, объясняли им, что для половых отношений надо прежде самим созреть, дорасти и что иметь ребёнка –это огромная ответственность, которая недоразвитым детям не по плечу.

Именно для воспитания культуры половых отношений среди школьников в начале 80-х годов появился у старшеклассников новый предмет: Этика и психология семейной жизни. В нём были разделы, которые мальчики и девочки слушали вместе, были и такие, что надо было говорить только с девочками или только с мальчиками. В советские времена биология преподавалась хорошо и полно. Дети на ботанике узнавали о пестиках и тычинках и их значении в природе, на зоологии им рассказывали о продолжении рода животных, а на анатомии они знакомились со строением половых органов мужчины и женщины и их назначении.

Новый же предмет не зря назывался «этика и психология», он должен был повернуть мозги школьников в другое русло – психологическое и этическое, а не только знакомить их с основами биологии. Задача учителя была не простая. Этот предмет ввели в 10х классах. Школьники в этом возрасте, почти поголовно уже знали, что, значит, любить и быть любимым. Но вот понятия этого чувства могли быть настолько извращёнными, что им необходимо было рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дети ходили на этот урок с большим интересом. Задавали массу вопросов, которые они не спросили бы своих родителей. Особенно доверительными были разговоры при раздельных уроках. У мальчиков занятия вёл уролог из детской поликлиники. Он им , например, рассказывал как по глупости и незнанию можно заболеть венерическими болезнями. Как первая близость молодого человека с первой попавшейся женщиной может испортить ему на всю жизнь представление о половых отношениях любящих людей. Объяснял, что такое настоящая любовь и как себя должен вести мужчина с любимой в первую брачную ночь.

С девушками разговаривала их классная руководительница, женщина средних лет, у которой у самой было двое детей мальчик и девочка школьного возраста, поэтому она понимала, что чувствуют девочки и что их волнует. Она видела по глазам тех, кто задавал ей самые «трудные» вопросы, что они уже были в половых отношениях , а некоторые даже были беременны. Беременных девочек школа старалась оградить от созерцания их изменений в фигуре другими учащимися, переводя их на домашнее обучение. Да и для здоровья беременной лучше было не находиться в вечно несущемся коловороте детей, когда кто-то из младших школьников нечаянно мог ударить её в живот.

Урок этот приносил много пользы для будущей семейной жизни молодых граждан и кто-то сделал большую глупость в «перестройку», отменив этот предмет. Результатом стала распущенность, вседозволенность в половом отношении, увеличение судебных процессов, над развратителями малолетних, рождение многих детей от 14-летних, а то и моложе детей. Увеличение числа детишек в Домах малюток.

Вот теперь мы имеем молодое поколение, в котором через одного девушки не слыхали о девичьей чести, а парни о чистоте помыслов по отношению к девушке. Сегодня то, что современные молодые называют любовью – это подчас просто секс, даже без каких-то чувственных понятий. А смена одного партнёра на другого – в порядке вещей. Занятия сексом стало вроде гимнастики, а всё лучшее человеческое утеряно. И ужас в том, что никто с этим не борется, а наоборот, в каждом фильме на ТВ есть постель, которая чуть ли не до порнографии рассказывает, что там делает герой и героиня. Даже на подмостках сцен в знаменитых классических пьесах режиссёры ухищряются вставить что-нибудь этакое, чтобы у зрителя потекли слюни. Противно, обидно, что мы так обнищали духовно.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть