ПСИХОЛОГИЯ

Этика и психология семейной жизни введение в курс

Введение (А. М. Низова, Г. П. Разумихина)

Цели и задачи введения: раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ввести девятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе, показать заботу партии и правительства о семье.

Основные понятия: готовность к семейной жизни; семья как ячейка общества; социальная ценность семьи.

Литература: Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981; Макаренко А. С. Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV; Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М., 1978; Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1982; Афанасьева Т. М. Семейные портреты. М., 1980; Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. М., 1981; Они же. Мальчик — подросток — юноша. М., 1982.

Основные вопросы введения и их краткое содержание

Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем. Особенность проведения первого занятия по новому курсу состоит в том, что учителю предстоит разъяснить учащимся необходимость для них разносторонней подготовки к семейной жизни, установить с самого начала атмосферу доверия.

Еще до проведения первого урока учителю полезно иметь представление о том, каково отношение класса к данному учебному предмету. Простое наблюдение, неформальная беседа, анализ вопросов, которые зададут учащиеся в связи с введением курса, дадут учителю необходимую информацию. Чтобы иметь более ясную картину, предварительно, еще в декабре можно попросить ребят ответить анонимно на анкету, примерное содержание которой дано в конце разработки данного урока. Результаты анкетирования позволят учителю начать урок с рассказа, знакомящего ребят с их коллективным мнением. Если анкетирование не проводилось, урок начинается с использования материала данной разработки.

Семья как ячейка общества и моральная ценность

«Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение» * .

* ( Макаренко А, С. Дисциплина. — Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV, с. 369.)

Задумаемся над этими словами А. С. Макаренко. Почему столь личное, интимное, сокровенное для человека, его семья, названо педагогом «делом, имеющим государственное значение»? (Этот вопрос учитель при желании может обратить к классу или ответить на него сам, продолжая свой рассказ.) Наверное, потому, что семья -основа любого общества. На XXVI съезде КПСС семья была названа «важнейшей ячейкой социалистического общества» * .

* ( Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 136.)

Цель нашего общества — счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение. Поэтому советское государство постоянно проявляет заботу о семье. Изучая на уроках истории материалы XXVI съезда КПСС, вы, конечно, обратили внимание на грандиозную социально-экономическую программу, направленную на укрепление советской семьи. Это и повышение реальных доходов на душу населения, и рост зарплаты, и увеличение общественных фондов потребления. Предусмотрены и введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до одного года, неполный рабочий день для матерей малолетних детей, повышение размера пособий на детей, рост жилищной обеспеченности, расширение льгот семьям, имеющим детей, и др.

Анализ причин разводов показывает, что три четверти семей распадаются из-за очень слабой нравственной и психологической подготовленности к браку. Характерный факт: опросы разведенных также показывают преобладание среди них мнения, будто быть супругом легко, просто им же лично не повезло. Однако опыт позволяет сделать вывод, что хорошие семьи не рождаются сами собой. Они — результат неустанных усилий самих супругов. В этих усилиях объединяются и самовоспитание и воспитание друг друга и детей.

Цели, задачи и структура курса «Этика и психология семейной жизни»

Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений. Многие практические навыки и качества, необходимые семьянину, формируются в повседневной жизни еще в родительской семье. Так, некоторые из вас многое умеют уже сейчас: например, приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить белье, сшить домашнее платье, прикрепить полку и починить кран. Но это азы домашнего хозяйства, а сумеете вы справиться с заданием более сложным: например, спланировать семейный бюджет? Кроме того, семейная жизнь не ограничивается хозяйственной деятельностью. Чтобы жизнь в семье была насыщенной, интересной, супругам, пусть самым чутким, нужны еще и знания психологии друг друга, умение разбираться в своих и чужих качествах, не менее нужны и важны также знания педагогики — не только для того, чтобы воспитывать будущих детей, но прежде всего для неустанного самовоспитания. Задача курса — познакомить вас с основами этих знаний.

Неподготовленность к браку дает о себе знать в первые же месяцы или даже дни совместной жизни молодоженов, когда их чувству, казалось бы, ничто не угрожает. Обратимся к исследованиям социологов. На вопрос: «Когда у вас с женой (мужем) начались ссоры, которые привели к разводу?» — 26% опрошенных ответили: в первый же месяц, и 41 % — в первый же год.

Итак, задача курса «Этика и психология семейной жизни» состоит в том, чтобы способствовать созданию идеального образа семьи, который впоследствии мог бы стать ориентиром в жизни. Каким образом? Первоначально — пробудить в каждом из вас потребность задуматься, поразмыслить над вопросами: кто я? какой я? что я хочу от жизни и что готов сделать для другого человека? Поэтому-то содержание курса первым включает раздел «Личность, общество, семья».

Одно из постоянных устремлений человека — общение с другими людьми, которое может принести взаимную радость лишь при условии, что в его основе лежат такие чувства, как взаимный интерес, взаимное доверие, товарищество, дружба, любовь. Проблемам общения и межличностных отношений посвящается второй раздел программы.

В X классе будут изучены еще два раздела программы. В первом, «Основы семейных отношений», сказано об идейных и нравственных устоях, о трудовой атмосфере, бюджете и хозяйстве семьи, этике и эстетике быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи. Уроки раздела «Семья и дети» станут для вас напутствием не только как будущим супругам, но и как воспитателям детей, как отцам и матерям.

Подготовка к семейной жизни — условие гармоничного развития личности

Характерной особенностью идеала семейной жизни советских людей, как считал В. А. Сухомлинский, является то, что материальная сторона брака отступает на второй план, а основой становится духовное содержание семейной жизни. Он подчеркивал, что верная и чистая любовь заключается в том, чтобы постоянно отдавать свое духовное богатство другому. Именно лишь отдавая, получишь. Если же людям нечего отдавать друг другу, то они быстро исчерпывают себя, надоедают друг другу, что может привести к размолвке, разрыву. Конечно, они могут сплотиться не в духовной отдаче, а в материальном накопительстве, оправдывая его для себя удобным доводом об интересах семьи. Но в этом случае между семьей и обществом скорее выстраивается стена, чем наводятся мосты, и духовная ценность такой семьи невелика. Хотя некоторым духовная ценность семьи может казаться пустым звуком. Что ж, их можно пожалеть, потому что эту духовную ценность они могут так никогда и не ощутить, даже имея семью. Накапливая одно, потеряют другое.

Одна из важных ценностей семьи — дети. Отцовство и материнство — это второе рождение человека. Каждый человек повторяет себя в детях, и не только во имя продолжения рода человеческого, но и для того, чтобы человек коммунистического общества был выше нас по своим моральным качествам. А для этого необходимо думать о том, что вложить в своих детей, что повторять и что не повторять в них.

«В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут общие способности человека, его политическое и нравственное лицо, его развитие, его работоспособность, его честность, его преданность своей стране, его любовь к обществу» * . Эти слова показывают нам тесную связь развития личности как гражданина и воспитания качеств семьянина. Но всегда ли даже высокообразованный и активный человек достигает счастья в личной жизни? Попробуем задуматься над тем, что может помешать ему быть счастливым? Побуждая этим вопросом к беседе, учитель стремится вычленить его эгоцентрические проявления, которые не дают возможности людям, живущим бок о бок с таким человеком, быть счастливыми.

* ( Макаренко А. С. Половое воспитание.- Соч. М., 1957, т. IV, с. 409.)

Затем учитель подчеркивает, что социалистической семье чужд расчет, меркантилизм, в основе ее лежит высшее духовное богатство человека — взаимная любовь и уважение. Поэтому научиться любить человека — значит развить в себе одну из самых ценных черт личности семьянина. В. А. Сухомлинский писал, что если маленький человек по-настоящему любит другого человека — мать, отца, бабушку, брата, сестру, — то он стремится что-то сделать для них.

Обобщая свою мысль, учитель приводит слова А. С. Макаренко о том, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Своей семьи у вас, действительно, пока еще нет — кто-то создаст ее, едва переступив школьный порог, кому-то понадобятся годы, чтобы создать ее. Уже сейчас, в родительской семье, у вас случаются конфликтные ситуации, вызванные взаимным непониманием. Не обходится и без размолвок с другом. Припомните свое чувство растерянности от того, что вы не можете понять самих себя, или чувство неловкости от того, что не сумели совладать со своими чувствами. Наконец, разве не важно каждому из вас уже сейчас понять особенности своего характера, разобраться в своих склонностях и способностях, понять, в чем состоит ваша индивидуальность, узнать, какие черты необходимо развивать в себе, чтобы общение с людьми было полноценным?

Формы работы по курсу

Особенность нового школьного курса не только в необычности его предмета, но и в формах проведения уроков. Они смогут принести пользу, если часть из них выльется в коллективное обсуждение проблем, в беседу. Будет очень хорошо, если каждый сумеет и захочет высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Иногда придется обобщать мнение класса, тогда мы будем прибегать к анкетированию. Оно всегда будет анонимным. За вами остается право не отвечать на любой вопрос, если вы не хотите или не можете ответить искренне. Если у вас не возникнет возражений, то отдельные, особо интересные мнения будут зачитываться вслух. Разумеется, не каждый захочет в классе высказывать все волнующие его вопросы, сомнения, противоречия. Поэтому мы будем пользоваться системой анонимно поставленных вопросов (письменно) и системой индивидуальных консультаций, доверительность которых никогда не будет нарушаться. Если вы отнесетесь творчески к занятиям, то у вас наверняка возникнут вопросы, ответить на которые в полном объеме не всегда позволит время урока. Поэтому желающие смогут получить список литературы по проблеме, может быть, у кого-то возникнет желание написать реферат по прочитанной книге, подготовить небольшое выступление.

Учение с увлечением всегда выходит за рамки урока. Возникший на занятиях спор можно продолжить на классном часе в форме диспута. Проблемы семьи отражены в очень многих произведениях искусства, было бы интересно провести читательские конференции, обсудить интересные фильмы, статьи.

Многих, наверное, интересует вопрос о домашнем задании. Одно будет почти всегда: подумать над тем, что было услышано или обсуждено в классе. Поразмыслить об этом еще раз с одноклассниками, с другом, с родителями, а может, и просто наедине с самим собой. Порой будут и конкретные задания: заполнить анкету, взять интервью у родителей или знакомых. Оценка за выполненные задания только одна — интерес ваших одноклассников к тому материалу, который вы подготовили, вторую оценку вам поставит жизнь.

Завершая занятие, учитель вкратце перечисляет темы и проблемы, которые станут предметом обсуждения на следующем уроке.

Примерное содержание анкеты к первому занятию

2. Считаете ли вы себя уже сейчас готовым к созданию семьи? Если нет, то чего вам не хватает: знаний — из какой области, практических хозяйственных навыков, навыков по уходу за ребенком, уверенности в моральной зрелости, чего еще?

3. Следите ли вы за статьями, телепередачами, фильмами по проблемам семьи, брака, семейных отношений? Укажите источники своей информации.

4. Приходится ли вам обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное? С кем вы предпочитаете вести обсуждение: с родителями, одноклассниками, друзьями вне школы, братьями и сестрами, учителями, другими взрослыми?

Источник

Рождение семьи. Элективный курс для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»

Презентация к уроку

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

Срок бучения: 8 учебных недель

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  • формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

  • повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
  • формирование ценностей семьи и личностного роста;
  • первичное самоопределение в семейной сфере;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть