Этика и психология следователя и судебного эксперта
Этика и психология судебного эксперта
Уголовно-процессуальный кодекс РФ разделил участников на две стороны: обвинения и защиты. Уголовное судопроизводство – особая сфера деятельности, в которой, с одной стороны, осуществляется уголовное преследование лиц, совершивших преступление, а с другой – обеспечивается защита лиц, пострадавших от этих преступлений.
С целью полного и объективного расследования преступления привлекаются сведущие лица, т.е. приглашаются судебные эксперты, которые осуществляют судебноэкспертную деятельность. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определил понятие судебно-экспертной деятельности (ст. 1): «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы».
Профессиональная деятельность эксперта связана с соблюдением не только правовых, но и этических правил, в число которых входят:
– объективность проведенных исследований;
– независимость выводов от каких-либо внешних проявлений и воздействий;
– наличие твердых убеждений и стремлений к претворению их в жизнь;
– твердая уверенность в достижении изложенных в заключении выводов;
– строгое соблюдение служебной тайны, связанной с производством экспертизы;
– корректное отношение к коллегам, руководителям экспертного учреждения, участникам уголовного или гражданского процесса.
Моральные нормы требуют от эксперта корректности, вежливости и сдержанности в отношениях со следователем, судьей, честности в признании допущенных ошибок и твердой уверенности в достоверности своих выводов. Принципиальность его выражается в независимости выводов от мнения заинтересованных лиц, материалов уголовного дела, личности преступника, потерпевшего.
Этика эксперта влияет на общение с юристами (следователем, прокурором, судьей и др.). Эффективность взаимоотношений зависит от его личностных качеств: инициативности, тактичности, выдержанности, стойкости, скромности, сообразительности, умении считаться с мнением других, внимательности, мужественности, решительности и др.
Особого внимания заслуживает вопрос о компетенции эксперта. Компетенция эксперта включает в себя: а) полномочия, права и обязанности эксперта; б) комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы.
Компетенция предусматривает получение определенного образования, специальной экспертной подготовки, наличие стажа экспертной работы, индивидуальных особенностей.
Психологию деятельности судебного эксперта нельзя рассматривать без изучения его личностных психологических качеств.
Психологические качества эксперта формируются и развиваются иод воздействием следующих факторов: строгая правовая регламентация деятельности и полная самостоятельность в избрании методов исследования; тактический простор; дефицит времени; физические и психологические перегрузки в экспертной деятельности; обязательное сохранение служебной тайны относительно проведенных исследований и полученных результатов. Действия эксперта осуществляются в условиях повышенного внимания к результатам экспертизы; приходится оказывать постоянное противодействие лицам, заинтересованным в результатах экспертного исследования, и т.д.
Экспертная деятельность требует таких нравственных и волевых качеств, как настойчивость в достижении поставленной цели; повышенное внимание к методам исследования и полученным результатам; усидчивость при многоразовых экспертных изучениях представленных объектов; аналитический ум; логичность мышления; научно-практическая любознательность; гибкость в решении экспертных задач; постоянная критичность к результатам экспертного исследования и др.
Особое значение имеют нравственно-волевые качества: организованность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, целеустремленность, настойчивость и самостоятельность.
Психологией судебной экспертизы определены основные виды судебно-экспертной деятельности: познавательная, конструктивная, коммуникативная, воспитательная, удостоверительная, организаторская.
Познавательная деятельность судебного эксперта направлена на получение достоверных знаний и основана на применении специальных знаний. Решение поставленных перед экспертом задач осуществляется путем уяснения сущности выдвинутых вопросов, анализа условий производства экспертизы и получения ответа на поставленные вопросы.
Выводы судебного эксперта должны отвечать следующим требованиям:
– быть научно-обоснованным мнением эксперта, сформулированным на основании результатов проведенной им экспертизы;
– составляться на основании объективных данных;
– быть понятным для других лиц, не имеющих специального образования;
– осуществляться по логической схеме «суждение»;
– быть убедительно аргументированными (мотивированными) [1].
В психологическом плане результат познавательной экспертной деятельности проявляется в убеждении эксперта, которое представляет собой психическое состояние уверенности в правильности избранных методов (методик, исследований) и полученных выводов.
Конструктивная деятельность заключается в планировании всей экспертной работы: ознакомление с постановлением о назначении экспертизы; определение порядка экспертного исследования; оценка полученных результатов и т.д. Конструктивная деятельность связана не только с планированием, но и с приложением волевых усилий для выполнения намеченного.
Коммуникативная деятельность включает в себя установление психологического контакта с лицом, назначившим экспертизу. Отношение между экспертом и должностными лицами – внешняя сторона его деятельности, внутреннее же отношение экспертов реализуется в процессе обмена информацией и получения результатов. Сказанное относится в первую очередь к судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизе.
Коммуникативная деятельность эксперта и юристов подразделяется на виды:
– официальное и неофициальное общение (предъявление эксперту постановления о назначении экспертизы – официальное общение, беседа со следователем – неофициальное);
– непосредственное и опосредованное общение (например, передача информации через руководителя экспертного учреждения – опосредованное общение);
– общение в процессе выполнения отдельных процессуальных действий;
– общение при осуществлении деятельности по расследованию и предупреждению преступлений и т.д.
Межличностные отношения эксперта и юриста (следователя, судьи и др.) требуют проявления деловых качеств, а личные симпатии и антипатии в интересах общего дела отступают на второй план.
Психологическое общение эксперта и юриста подразделяется на периоды:
– психологическая подготовка к предстоящему общению;
– психологический непосредственный контакт;
– психологический анализ результатов общения.
Судебная и экспертная практика выработала методы (приемы) установления и поддержания психологического контакта: тактические, эвристические, эмоциональные, морально-этические и контролирующие.
Особое внимание в общении юриста и эксперта уделяется профессиональному такту. Такт – единство нравственного отношения к человеку и формы обращения к нему. Юрист и эксперт должны соблюдать меру в общении, не допускать действий и слов, которые могут быть неприятны окружающим.
Воспитательная деятельность выступает как итог всей познавательной деятельности, значимым результатом которой является экспертное заключение. Разновидностью воспитательной деятельности эксперта служит также разработка им профилактических мероприятий, вытекающих из проведенных исследований.
Организаторская деятельность связана с организацией труда и руководством комплексной и комиссионной экспертизой. Судебный эксперт действует в условиях ограниченного времени, поэтому очень важно умело организовать производство экспертизы, рационально распределить выделенное время для экспертного исследования.
В настоящее время активно внедряется в практику производство экспертизы непосредственно на месте происшествия (баллистические, дактилоскопические, экспертиза следов взлома и др.).
Проведение судебно-экспертного исследования на месте происшествия требует от судебного эксперта большой предварительной работы (подготовка материалов, определение своих возможностей, исследование объема и характера заданий и т.д.).
Представляется, что проведение экспертизы на месте происшествия требует серьезного законодательного закрепления, разработки специальных методик, компьютерной техники и т.д.
Удостоверительная деятельность судебного эксперта – это подготовка и написание заключения. Заключение состоит из нескольких частей: вводная, исследовательская, синтезирующая, выводы. Во вводной части подробно освещаются организационные аспекты назначения экспертизы.
В исследовательской части заключения дается характеристика состояния представленных объектов, описываются методы (методики) исследования при производстве экспертизы, отражаются ход и результаты исследования.
Эксперт как по правовым процессуальным причинам, так и исходя из соображений служебной этики не может скрывать примененные им методы и условия их использования.
Синтезирующая часть заключения призвана дать обобщенное мнение специалистов и сформулировать общий ответ на поставленные вопросы.
В последней части заключения излагаются выводы, т.е. даются ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Выводы в заключении представляют собой мнение эксперта, сформулированное на базе результатов исследования.
[1] См.: Грицаенко П. П. Судебная медицина. Екатеринбург, 1998. С. 100.Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 166 ;
Этические требования в деятельности следователя
Лекция 7.
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА
1. Этические требования в деятельности следователя.
2. Этика и психология судебного эксперта.
Этические требования в деятельности следователя
В настоящее время можно определенно говорить, что сформировалась следственная этика, включающая совокупность соответствующих правил поведения. Следователь постоянно находится в различных отношениях с людьми, которые либо регулируются нормами права, либо определяются этическими правилами.
В деятельности следователя имеет место повышенная психолого-нравственная напряженность, которая предъявляет следующие особые требования к его личностным качествам:
а) ценностно-мотивационные (честность, принципиальность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность и др.);
б) познавательные качества (способность к анализу и обобщению информации, гибкость мышления, наблюдательность, развитую интуицию, хорошую память, критичность к информации и др.);
в) коммуникативные качества (умение устанавливать и поддерживать контакты, определять психическое состояние человека, слушать, принципиальность, владение вербальными и невербальными средствами общения и т.д.);
г) личностные особенности (наличие организаторских способностей, адекватность самооценки, смелость, независимость, самостоятельность, активность, ответственность, самоуважение и др.).
Важное место в нормативном регулировании следственной деятельности должно быть отведено Кодексу этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ (утв. 11 апреля 2011 г. приказом Председателя Следственного комитета РФ). Кодекс устанавливает основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих Следственного комитета РФ:
– формулирует требование воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственных служащим должностных обязанностей;
– запрещает дискриминацию представителей каких-либо социальных групп и организаций по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка;
– оговаривает личные, имущественные (финансовые) и иные ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы;
– указывает на необходимость уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Следственного комитета РФ.
Процессуальный статус следователя регламентирован в ст. 38 УПК РФ. Государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах деятельности. В уголовном судопроизводстве закреплен принцип (ч. 1 ст. 9 УПК РФ), в соответствии с которым в ходе предварительного расследования и судебного следствия запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника судопроизводства.
Данный принцип должен безукоснительно соблюдаться следователем при производстве всех процессуальных действий. Особенно это важно при допросе, следственном эксперименте и др.
Например, следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ) проводится с целью проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц. При производстве следственного эксперимента должно быть исключено причинение участникам следственного действия не только физического, но и морального вреда.
Указанное требование оказывается особенно значимо, если в следственном эксперименте предполагается участие потерпевшего. Следователь должен этически тактично осуществить психологическую подготовку потерпевшего к предстоящему следственному действию. Подготовительные мероприятия должны исключить причинение потерпевшему нравственного (морального) вреда т.д.
Деятельность следователя постоянно осуществляется в состоянии конфликта (например, преодоление сопротивления преступников, свидетелей, потерпевших, дающих ложные показания, и др.).
Следователь может оказаться в ситуации, когда на него заинтересованные лица оказывают активное психологическое давление (путем угроз, шантажа, интриг, распространения слухов, унижающих честь и достоинство, и др.).
В ходе любых процессуальных действий (при допросе, очной ставке, обыске и др.) следователь должен соблюдать профессиональный такт, не повышать голос, сдерживать эмоциональные срывы, не допускать оскорблений, предвзятого отношения, недоверия. Например, при производстве обыска он должен внимательно наблюдать за контролируемыми и неконтролируемыми реакциями обыскиваемого на действия следователя и других участников обыска, своевременно оказать необходимую помощь при установлении болезненного состояния обыскиваемого (обморок, сердечный приступ и др.). Таким образом, следователь должен соблюдать не только процессуальные требования, но и строго следить за исполнением многочисленных нравственных правил.
Этические качества следователя тесно переплетаются с профессионально-необходимыми психологическими свойствами личности.
К числу основных психологических свойств личности следователя относятся: мышление, аналитический ум, интуиция, хорошая память, наблюдательность, работоспособность, совесть, стыд, мужество, смелость, решительность (нерешительность), уверенность (неуверенность) и др.
Особую роль в деятельности следователя играет интуиция. В психологии интуиция понимается как быстрое и непосредственное нахождение пути решения проблемы. Она базируется на опыте, знаниях, умениях, которые всегда имеют под собой определенные, хотя и малозаметные, основания.
Среди психологических качеств следователя особое значение придается памяти. Следователь должен знать и помнить всю процессуально добытую информацию. Благодаря памяти следователь запоминает и в нужный момент воспроизводит имеющиеся в уголовном деле данные. Память можно постоянно тренировать с помощью специально разработанных методик. Существуют три способа тренировки памяти, различающиеся в зависимости от того, в какой сфере осуществляется соответствующая деятельность:
– в процессе обучения;
– при выполнении профессиональных обязанностей.
В процессе следственной деятельности важную роль играет наблюдательность. Она необходима следователю при осмотре места происшествия, допросе, очной ставке, проведении опознания и др.
Память тесно связана с языком и речью, на которые профессия следователя накладывает особый отпечаток. Речь следователя должна быть правильной, логически обоснованной, этически выдержанной. Следователь не должен стремиться включать в свою речь жаргонные слова, молодежный сленг, выражения с элементами этических нарушений. Также недопустимо использование в речи нецензурных слов или сомнительных выражений местного диалекта.
Важнейшими чертами характера следователя выступают принципиальность (наличие твердых убеждений), последовательность (обязательная реализация намеченного плана действий), целеустремленность (регулирование своего поведения с подчинением его устойчивой жизненной позиции), решительность (умение своевременно принять обоснованное и твердое решение), оперативность (способность поспевать за событиями, а нередко даже опережать их или опережать их наступление), инициативность (как волевое качество следователя позволяет самостоятельно решать служебные задачи), организованность, которая включает в себя дисциплинированность, выдержку и самообладание.
Следователь должен обладать смелостью и мужеством. Эти свойства личности указывают на готовность и умение идти к поставленной цели, даже с риском для жизни и благополучия. Необходимо отметить, что указанные качества помогают следователю отстоять свою позицию, критически оценить сложившуюся ситуацию, своевременно обратить внимание на промахи. Представляется, что признание допущенных ошибок, отказ от сомнительных предположений (версий) требуют от следователя больших внутренних усилий и смелости.