ОТНОШЕНИЯ

Этика отношения к детству в ее историческом развитии шпоры

Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии

Детство — период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки, умения. Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные российские исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассмат­ривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда за­кладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности (Н. Ф. Маслова и др.).

По мнению белорусских ученых, детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь (В. Н. Наумчик, М. А. Паздников и др.).

В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Выделились следующие показате­ли современных границ детства:

возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) — 14 лет;

возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) — 16 лет;

возраст совершеннолетия, согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» (правовые нормы), — 18 лет.

В современной педагогической трактовке термин «ребенок» определяется так: «Ребенок — это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело граждан­скую дееспособность в полном объеме».

К выделенным выше возрастным периодам детства добавляются подростковый (от 11 до 14 лет) и юно­шеский (от 15 до 18 лет) возрастные периоды («Педагогический словарь». Минск, 2006). Согласно трактовке, данной в Энциклопедии социальной работы (М., 1993), детство — это время отсутствия «взрослости», ответ­ственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки общества. Однако в разные эпохи отношение к детству, родительская забота о потомстве, его общественная защита, жизнеобеспечение, воспита­ние, восприятие степени значимости и полезности исторически изменялись.

Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полно­властно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполно­ценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке.

Инфантицид стал считаться преступлением в Древнем мире и приравниваться к человекоубийству за­конодательно только с 374 г. Религиозный запрет детоубийства есть и в Коране (около 632 г.). В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IX века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда креще­ния новорожденных.

Средневековая эпоха весьма противоречива в отношении к детству: от трогательной самоотверженной материн­ской любви, от внимательных воспитателей, учитывающих детскую природу в учении, до безропотного восприятия детской смерти («Бог дал — Бог и взял»), до рабской покорности детей, их страха, физических избиений родителями и учителями, полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Такие же тенденции мы видим и в XVII веке в Русском государстве. Согласно «Уложению» 1649 г., в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, дети же не имели права жаловаться на роди­телей ни при каких обстоятельствах. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей — «непочетников».

В европейской культуре XVIII—XIX вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые об­разы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.). В соответствии с этим ре­бенок рассматривается как маленький взрослый, которого надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное создание божие, у которого есть чему поучиться испорченному взрослому обществу. Отсюда осуществляются различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком. В этот период в Ев­ропе, США и России появляются первые воспитательные общества, христианские приюты, ордена попечения, благотворительные ведомства в поддержку бедных детей; осуществляются социально-педагогические проекты (школы обучения рабочим профессиям, мастерские для подростков и т. д.), что свидетельствует о возрастании степени заботы общества о развитии подрастающего поколения.

Источник

Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии

Тема 1. Охрана детства как функция социально- педагогической деятельности

МОЗЫРЬ 2012

ОХРАНА ДЕТСТВА

Лекции

доц. Журлова И.В.

1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии.

2.Сущность и содержание понятий «социальная защита», «охрана и защита детства».

3. Ценности и принципы системы охраны и защиты детства.

4. Становление системы охраны и защиты детства как приоритетного направления государственной молодежной политики Республики Беларусь.

5. Основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы по охране и защите детства в РБ.

1. Бедулина, Г.Ф. Взаимодействие школы и семьи по защите прав и законных интересов детей / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. –№ 12. – С. 38–44.

2. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – 160 с.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. 243-3. –Минск: Амалфея, 2011. – С. 46–60.

4. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск: Новое знание, 2007. –С. 61–98.

Детство – период, в течение которого взрослое поколение активно воздействуют на младшее, формируя его способности, навыки, умения.

Детство– неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные российские исследования в области гуманис-тической и социальной педагогики рассматривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности (Н.Ф. Маслова и др.).

По мнению белорусских ученых, детство – этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников).

В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Таким образом, выделяются следующие показатели современных границ детства:

· возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) – 14 лет;

· возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) – 16 лет;

· возраст совершеннолетия согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» (правовые нормы) – 18 лет.

Таким образом, в современной педагогической трактовке ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершен-нолетия), если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. К выделенным выше возрастным периодам детства добавляются подростки (от 11 до 14 лет) и юноши (от 15 до 18 лет) (Педагогический словарь. – Минск, 2006).

Согласно трактовке, данной в Энциклопедии социальной работы (М.,1993) детство – это время отсутствия «взрослости», ответственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки обще-ства. Однако в разные эпохи отношение к детству, родительская забота о потомстве, его общественная защита, жизнеобеспечение, воспитание, восприятие степени значимости и полезности исторически изменялись.

Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполноценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке.

Инфантицид стал считаться преступлением в Древнем мире и приравниваться к человекоубийству законодательно только с 374 г. Религиозный запрет детоубийства есть и в Коране (около 632 г.). В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IХ века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда крещения новорожденных.

Средневековая эпоха весьма противоречива в отношении к детству: от трогательной самоотверженной материнской любви, от внимательных воспитателей, учитывающих детскую природу в учении, до безропотного восприятия детской смерти («Бог дал – Бог и взял»), до рабской покорности детей, их страха, физических избиений родителями и учителями, полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Такие же тенденции мы видим и в ХVII веке в Русском государстве. Согласно «Уложению» 1649 г. в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, дети же не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей – «непочетников».

Особую актуальность проблема прав человека стала приобретать в Европе в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Под воздействием идей Возрождения на белорусских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566, 1588), которые являлись выдающимися правовыми документами всего Европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей регулировались с позиции признания ценности человеческой жизни.

В Статутах были определены основания для опеки несовершеннолетнего, права и обязанности опекунов, определялись лица, которые могли стать опекунами, подробно регламентировались общие принципы опеки, указывался возраст опеки в отношении несовершеннолетних лиц (в отношении мальчиков – до 18 лет; в отношении девочек – до 13 лет или до замужества), оговаривались основания для прекращения опеки.

В Статутах также регламентировались вопросы движимого и недвижимого имущества несовершеннолетнего и его наследства, процессуальные гарантии по охране ребенком своих прав в суде с помощью адвоката; определялась роль семьи в воспитании ребенка, обязанность родителей подготовить его к самостоятельной жизни; в свою очередь от детей требовалось проявлять к родителям уважение, заботу, обеспечить достойную старость, противное наказывалось. Например, в статье 14 (глава 7) Статута 1566 г. говорилось: «Если кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестию и смертной казни».

В европейской культуре ХVIII–ХIХ вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые образы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.). В соответствии с этим ребенок рассматривается как маленький взрослый, которого надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное создание божие, у которого есть чему поучиться испорченному взрослому обществу.

Отсюда осуществляются различные подходы к развитию детей – или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания – с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком. В этот период в Европе, США и Российской империи (а также и белорусских землях, входивших на тот момент в ее состав) появляются первые воспитательные общества, христианские приюты, ордена попечения, благотворительные ведомства в поддержку бедных детей; осуществляются социально-педагогические проекты (школы обучения рабочим профессиям, мастерские для подростков и т.д.), что свидетельствует о возрастании степени заботы общества о развитии подрастающего поколения.

2. Сущность и содержание понятий «социальная защита», «охрана и защита детства».

На современном этапе белорусское общество в отношении детского населения демонстрирует следующие проблемы:

Ø около 12% детей являются инвалидами;

Ø каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения;

Ø за время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в 5 раз;

Ø лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми;

Не менее красноречивы показатели «социального здоровья» детей и подростков:

Ø наличие детей школьного возраста нигде не обучающихся (на них приходится 40 % всей «несовершеннолетней» преступности);

Ø бродяжничество детей и подростков;

Ø увеличение числа детей-сирот, причем 90% из них – это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей.

В результате деформации семьи обострилась проблема социального сиротства. В стране на начало 2007 г. насчитывалось более 32 тыс. детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей (в 1990 г. их было 11,2 тыс). Более 80 % таких детей – социальные сироты при живых родителях. Увеличивается число родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишаются родительских прав, находятся в местах лишения свободы, отказываются от родных детей. В 2007 г. около 20 тыс. детей родились вне брака. В 2010 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Беларусь насчитывалось 26 048 человек. В социально опасном положении на конец 2011 г. находятся около 23 тыс. детей. Поскольку дети в большинстве своем беспомощны, они не в силах защитить свои права. Вследствие этого падает уровень физического, морального и духовного здоровья детского населения страны. Среди детей все в больших масштабах распространяются алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, насилие, вымогательство, жестокое обращение со сверстниками и др.

Все эти проблемы выводят на первый план необходимость развития государственной системы социальной защиты и охраны детства.

На современном этапеохрана и защита детства представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав ребенка. Рассмотрим ведущие понятия этой сферы.

Социальная защита – деятельность общества в лице его социальных институтов, направленная на всемерное обеспечение процесса становления и развития личности с учетом влияния на нее негативных факторов и поиском путей их нейтрализации, на создание условий для самоопределения личности и ее утверждения в жизни.

В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Ведущим элементом социальной защиты является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-меди-цинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и матери-альной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граж-дан ит детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Охрана детства(child care) – 1. (В широком смысле) любой вопрос, связанный с воспитанием и благополучием детей, как в семье, так и по линии благотворительных служб; 2. (В узком смысле) функция чиновника по охране детства, то есть социально-патронажной службы, который приз-ван изучать ситуации при возникновении подозрений, что благополучию ребенка угрожают злоупотребления, отсутствие заботы или полное невни-мание или что он сам допускает оскорбления и выходит из-под контроля.

Права ребенка – свобода и возможности ребенка в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, отраженные в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.

На современном этапе социальная защита детей и подростков может быть рассмотрена в следующих направлениях:

v защита процесса формирования личности, направленная на благоприятное течение критических периодов развития;

v защита среды формирования и развития личности. Внимание социальных институтов должно быть сосредоточено на среде обитания человека, экономических аспектах, социальных и нравственных проблемах конкретного региона и общества в целом;

v прямая защита государством прав ребенка (законодательная база – Закон республики Беларусь «О правах ребенка»;

v целевая социальная защита. Оказание помощи детям и подросткам, семьям, организациям, работающим с детьми, в решении конкретных задач по защите детей в сложных жизненных ситуациях (конфликты, одиночество, насилие, наркомания, алкоголизм, последствия аварии на Чернобыльской АЭС). Позиция защиты является фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

На этой основе выделяются следующие функции социальных работников, осуществляющих социальную защиту:

v выявление совместно с государственными и неправи-тельственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей-инвалидов) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;

v определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи и защите;

v поддержка семей и отдельных несовершеннолетних лиц в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

v социальный патронаж семей и отдельных несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной защите, реабилитации и поддержке;

v профилактика безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав;

v анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальной защиты граждан;

v привлечение различных государственных и неправи-тельственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и социальной защиты детей.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 3740 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть