ОТНОШЕНИЯ

Этика служебных отношений по вертикали и горизонтали

Основные правила служебной этики

Большинство современных компаний довольно серьезно следят за своим имиджем. Устраиваясь на работу в такую организацию, нужно четко исполнять правила служебной этики. В чем они заключаются, давайте разбираться.

Само понятие

Этика – это наука, изучающая особенность поведения человека в обществе, включающая в себя также и нравственную часть.

Служебный этикет – это принятый порядок общения в определенной компании, по которому люди общаются внутри коллектива, с партнерами по бизнесу для получения максимальных результатов в работе. Является частью деловой этики.

В понятие служебного этикета включается сразу несколько составляющих:

  • этикет при устройстве на новое место работы;
  • правила знакомства нового сотрудника с работниками организации;
  • этика общения сотрудников и начальства;
  • отношения сотрудников между собой;
  • особенности разрешения конфликтов в коллективе.

Общение по вертикали

Одной из главенствующих частей служебной этики является кодекс общения между руководителем и подчиненненными. И здесь требования к поведению в большей части касаются не подчиненных, а начальника.

Руководитель в любой ситуации должен «держать себя в руках», не унижать сотрудников, помнить о том, что каждый из них личность. Уважение внутри коллектива, несмотря на ранг, является неотъемлемой частью общения, так как это увеличивает работоспособность подчиненных.

Воспитанность также очень важна для начальника. Это связано с тем, что его сотрудники со временем перенимают метод общения руководителя и начинают общаться также. Поэтому начальник в первую очередь должен быть примером.

Не стоит начальнику нарушать и некоторые светские нормы этикета. Так, придя на работу, ему необходимо поприветствовать сотрудников, при этом работники не должны приподниматься с рабочих мест. Если руководитель достаточно молод, то он должен встретившихся сотрудников зрелого возраста и женщин приветствовать первым. Но при этом, например, при входе в кабинет руководителя, сотрудника-женщины начальник не обязан вставать.

При разговоре с подчиненными или посетителями руководитель не должен просматривать документы, которые не относятся к делу, позволять себе долгих телефонных разговоров, а также заниматься другими посторонними делами, например, пить чай, не предложив его оппоненту.

Обращаться начальник к сотрудникам должен только на «Вы».

Правило «Относитесь к подчиненному так, как бы вам хотелось, чтобы начальник относился к вам» – основное в общении сотрудников по вертикали.

Общение по горизонтали

Общение внутри коллектива также очень важно. Если в фирме нет конфликтов среди коллег, то и работоспособность такого коллектива наивысшая. Здесь в первую очередь должно отсутствовать понятие «Я», в приоритете должно быть «Мы», так как главной задачей коллектива является совместная работа на результат.

Но в то же время нельзя забывать о личностном росте и приобретении мастерства для строительства своей собственной карьеры.

В любой компании можно встретить работников с разным характером, в том числе и со сложным, довольно тяжелых в общении. Здесь главное – не выводить человека на открытый конфликт, стремиться сгладить неприятность общения вежливым отношением к такому сотруднику. Помните, что главным принципом служебного этикета в общении по горизонтали является уважительное отношение к каждому члену коллектива.

Конфликт интересов

Нередко в рабочих коллективах возникают конфликты интересов. В понятиях служебной этики это ситуации, которые затрагивают интересы сотрудников, противоречащие друг другу. Выделяют несколько вариантов таких разногласий:

  1. Когда возможен компромисс. Здесь, в качестве примера, можно привести следующую ситуацию. Например, начальник отправляет подчиненного в командировку, который не собирался отлучаться из города по семейным обстоятельствам. Если причина у сотрудника уважительная, то начальник может уступить и отправить в командировку другого подчиненного.
  2. Когда разрешить конфликт практически невозможно. Здесь обычно причиной конфликта становится либо ресурс, либо цель, которую невозможно поделить между конфликтующими сторонами. Например, два работника борются за вышестоящую должность.

Разрешение конфликтов интересов

Служебная этика включает в себя правила разрешения конфликтов интересов между сотрудниками компании. Идеального выхода из любой спорной ситуации, который бы устроил всех, не существует в принципе.

Существует два типовых решения конфликта интересов:

  • Принцип утилитаризма. Он заключается в том, что решение считается оправданным, если в результате его учтены желания большинства участников. При этом суммарная польза сопоставляется с объемом вреда, и если последний оказывается больше, то и такое решение признается неэтичным.
  • Принцип нравственного императива. Здесь решение не учитывает результат и не зависит от того, нанесете вы вред одному человеку или нескольким. Наносимый вред уже считается неэтичным.

Применять же на практики эти принципы весьма затруднительно, а простой метод «вычитания» вряд ли будет уместен в рабочем коллективе.

Сейчас в большинстве случаев конфликты интересов разрешаются путем расставления приоритетов. При принятии каких-либо решений приходится учитывать не только личностные интересы, но и политические, экономические, этические аспекты. Хотя многие современные руководители считают, что нормы этики в решении конфликтов не нужны, то это далеко не так. Но и ставить моральную составляющую во главу угла тоже не стоит.

Все требования нужно оценивать с разных сторон, только в этом случае вы примете правильное решение и разрешите конфликт интересов с минимальным ущербом для всех его участников.

Еще больше об особенностях служебного этикета вы узнаете из следующего видео.

Источник

Доклад: «Отношения «по вертикали» — административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе»
статья ( класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_na_mo_v_marte.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Отношения «по вертикали» — административные

отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе

Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, и поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования:

  • умение работать с людьми;
  • готовность рисковать и брать ответственность на себя;
  • способность «генерировать идеи»;
  • умение при необходимости менять стиль управления;
  • специальная управленческо-менеджерская подготовка;
  • поддержка и понимание семьи.

Также необходимо наличие следующих свойств, умений и навыков:

  • высокой коммуникабельности;
  • умения управлять людьми, влиять на них;
  • умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;
  • способности самостоятельно принимать решения;
  • аналитических способностей;
  • гибкого поведения;
  • умения правильно распределять время — свое и подчиненных;
  • знания своего дела.

Соответствие этим требованиям и создает руководителю авторитет — признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников подчиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.

Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный

Основные стили руководства — директивный и коллегиальный (табл. 1).

Базируется на принципах авторитарной этики, стремлении к единовластию.

Базируется на принципах гуманистической этики и демократии.

Жестко регламентирует задачи деятельности подчиненных.

В решении производственных задач подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается за руководителем.

Решение вопросов осуществляется

централизованно и авторитарно.

Предпочитается коллегиальное решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий.

Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а верным и преданным исполнителям.

В первую очередь оценивается профессионализм сотрудника, затем его личные качества и отношения.

Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли.

Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников.

Характерна мелочная опека, стремление к сверхконтролю, желание лично отвечать за все.

Отсутствие мелочной опеки, предоставление самостоятельности

Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок.

Служебные дисциплина и порядок — не самоцель, а средство.

Проявляются бестактность, грубость, склонность к произволу.

Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики.

Соблюдается дистанция и официальная форма общения с подчиненными, ведущая к отчуждению.

Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Существует еще один стиль руководства — либеральный. Для него характерно:

  • вопросы управления передаются подчиненным;
  • руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов;
  • руководитель стремится избежать оценки работы подчиненных (и похвалы, и критики), не замечает нарушений, не высказывает запретов;
  • практикуется постоянная ссылка на распоряжения вышестоящих инстанций, стремление избежать ответственности и риска.

Приведенные характеристики схематичны и односторонни. В реальной действительности все гораздо сложнее. Поэтому, будучи приверженным конкретному стилю управления, руководитель должен иметь в виду, что, во-первых, у каждого стиля есть свои плюсы и минусы, и, используя плюсы данного стиля, он должен избегать минусов: и во-вторых, самое оптимальное — в зависимости от ситуации уметь менять стили управления, т.е. обладать необходимой гибкостью в руководстве коллективом.

Морально-этические аспекты деятельности руководителя и подчиненного

Основные принципы руководства в современных условиях — принципы справедливости и демократизма. Переплетаясь между собой, они реализуются в конкретных нормах поведения руководителя:

  • вежливость;
  • доброжелательность и приветливость;
  • предупредительность и тактичность;
  • корректность;
  • скромность;
  • толерантность;
  • критичность и самокритичность;
  • справедливость;
  • требовательность;
  • обязательность и точность.

«Правила поведения» для директора:

  • убеждая сотрудника, не торопитесь применять власть, пока не исчерпаны все остальные средства;
  • не делайте замечаний подчиненным в присутствии посторонних;
  • объектом критики должна быть плохо выполненная работа, а не работник;
  • будьте объективны в оценке предложений, исходящих даже от неприятного вам лица;
  • будьте внимательны к «бесполезным» предложениям: грубо отвергнуть их сегодня — значит, лишиться возможности получить полезный совет завтра;
  • если хотите, чтобы подчиненные обладали качествами, необходимыми для дела, выработайте их сначала у себя;
  • распоряжения лучше отдавать не в виде приказаний, а в виде просьбы или пожелания;
  • помните, что от вашего настроения и поведения зависят настроение, поведение и работоспособность других;
  • будьте начальником лишь на работе.

Этика «вертикальных» отношений предъявляет требования не только к поведению руководителя. Другая сторона общения «по вертикали» — нормы отношения подчиненных к руководителю.

«Правила поведения» для подчиненных:

  • дисциплинированность, вежливость, чувство субординации;
  • инициативность и самостоятельность суждений;
  • смелость и твердость в защите собственного мнения;
  • недопустимость слепого повиновения, заискивания, подхалимажа;
  • доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности;
  • умение подчинить свой личный или узкопрофессиональный интерес более широкому видению руководителем общих задач коллектива.

    Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector