ОТНОШЕНИЯ

Этноцентризм как вид отношения к чужим культурам предполагает

Тема 46. Этноцентризм

Теория этноцентризма впервые была предложена У. Самнером, который понимал это явление как такое мировоззрение, при котором своя собственная этническая группа стоит в центре всего, и при этом каждая группа развивает собственную гордость и тщеславие, считая себя превосходящей все остальные группы и с презрением и высокомерием относясь к членам других этнических групп.

У. Самнер выдвигает следующие характеристики, описывающие особенности проявления этноцентризма на личностном и групповом уровнях:

§ этноцентрическая личность весьма ригидна в принятии своей культуры и отвергает, отрицает значимость культур других этносов;

§ этноцентрические группы имеют одновременно положительные установки к своей группе и отрицательные — к другим;

§ этноцентризм проявляется у всех народов в виде оценки других групп на основании ценностей собственной этнической группы, и эти ценности являются единицами измерения, эталонами;

§ этнические группы, долгое время жившие в ситуации изоляции от других этносов, в моноэтнической среде, имеют более сильную выраженность этноцентризма;

§ этноцентрические группы имеют различное отношение к членам своей и чужой группы, члены своей этнической группы оцениваются как подлинные, настоящие люди с подлинными ценностями и устоями, в то время как представители «чужих» этнических групп рассматриваются и оцениваются как странные, глупые, аморальные и т. п.;

§ разные этноцентрические группы по-разному оценивают представителя другой этнической группы и всю группу в целом, так как, используя в качестве системы оценки свою ценностную систему, они соотносят с ней систему ценностей «чужой» группы, и эта «чужая» группа будет оцениваться тем более позитивно, чем ближе и понятнее ее система ценностей к данной группе.

Под этноцентризмомпонимается предпочтение индивидом своей этнической группы и оценка других групп, людей и явлений действительности с точки зрения их сравнения со своей этнической группой, которая выступает центральной категорией сравнения. Этноцентризм не является врожденным явлением, а выступает как определенная структура менталитета человека, который формируется в ходе его социализации. Этноцентризм имеет следующие показатели:

§ собственная группа выступает в качестве некоего эталона, на основании которого люди воспринимают и оценивают различные жизненные явления;

§ в качестве эталона могут выступать: религия, язык, литература данной этнической группы, пища, одежда и т: д. и т. п.;

§ элементы своей культурной традиции, ее нормы, ролевые стереотипы, ценностные ориентации воспринимаются как естественные и правильные, а элементы других культур — как неестественные и неправильные;

§ другие культуры могут обладать своими ценностями, нормами и обычаями, но они являются более низкими по сравнению с культурой и традициями своей группы;

§ обычаи своей группы рассматриваются как универсальные, при этом может возникать наивное представление о том, что эти традиции и обычаи являются объективной реальностью и универсальны для всех людей на Земле;

§ преобладает твердое представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу другим, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Этноцентризм может иметь как позитивную, так и негативную степень выраженности. Под степенью выраженности этноцентризма понимается, как именно представители этнической групп воспринимают и оценивают себя и членов «чужих» этнических групп и как именно они относятся к «чужакам». Этноцентризм, имеющий позитивную форму выражения, включает в себя следующие характеристики:

§ выполняет ряд позитивных функций для этнической группы, среди которых наиболее ценными являются следующие: — поддержание позитивной идентичности представителей той или иной этнической общности; -сохранение целостности, специфичности и самобытности этнической группы;

§ изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям и в этом случае выражается не как занижение уровня значимости и важности других групп, а как повышение значимости своей группы без отрицания и принижения культур других, «чужих» этнических групп;

§ может иметь такую позитивную форму выражения, при которой достаточно объективно оцениваются качества своей группы и при этом осуществляются попытки понять особенности чужой группы.

Тенденция дифференциации, т. е. отделения себя от других групп, выражается в форме сопоставления, когда происходит принятие и признание этническими группами своих различий и своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов.

Негативная степень выраженности этноцентризма имеет следующие характеристики:

§ дифференциация, отделение себя от других групп осуществляется в форме противопоставления себя другим этническим группам с характерной предвзятостью по отношению к ним, которая может иметь следующие особенности проявления: — приписывание себе только позитивных качеств, а врагам — только негативных, т. е. своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая и ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа — как агрессивная «империя зла», преследующая свои эгоистические интересы; — различная оценка тождественных по смыслу качеств в зависимости от того, приписываются они своей или чужой группе, т. е. люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык при описании той же черты чужой группы;

§ в качестве негативной формы проявления этноцентризма может выступать воинственный этноцентризм, имеющий следующие характеристики и особенности проявления:

Þ понимается как такой вид этноцентризма, при котором люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим;

Þ выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи;

Þ оказывает неблагоприятное, отрицательное влияние на личностный рост представителей данной этнической группы, так как с его позиций формируется этническая идентичность ребенка, а следовательно, оказывается влияние и на всю Я-концепцию личности;

Þ используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов;

§ в качестве крайней степени выраженности этноцентризма выступает делегитимизация, имеющая следующие характеристики и особенности проявления:

Þ понимается как процесс категоризации одной этнической группой другой группы или групп в супернегативные социальные категории;

Þ предполагает осознание группой своего подавляющего превосходства над другими;

Þ может возникать на основе действительно значительных различий во внешности, нормах, языке, религии и других аспектах культуры, но эти различия изначально не носят оценочного характера, а становятся таковыми вследствие этноцентрических тенденций, преобладающих у данной группы;

Þ в качестве цели выступает полная дифференциация своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого и отношения к ним как к нелюдям.

В качестве факторов, обусловливающих степень выраженности этноцентризма. можно выделить следующие факторы:

§ особенности той или иной культуры, в которой преобладают определенные тенденции — коллективизм и индивидуализм: тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических;

§ специфика ценностей, которые преобладают в той или иной культуре, например в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее;

§ социальные факторы, среди которых ведущими являются социальная структура и объективный характер межэтнических отношений: представители групп меньшинства — небольших по размеру и ниже других по статусу — более склонны к предпочтению своей группы, а при наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм проявляется в очень ярких формах и становится дисфункциональным для индивида и социума.

Источник

Этноцентризм и его характеристики.

Этноцентризм— предпочтение своей этнической группы, люди видят мир таким образом, что своя группа оказывается в центре всего, а другие сравниваются с ней или оцениваются, ссылаясь на нее.

Термин «этноцентризм» ввёл в 1906 году У. Самнер, определявший его как «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё». Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида. Этноцентризм как механизм формирования межэтнических, межгрупповых отношений.

Общее понимание этноцентризма как явления в этнологии сводится к тому, что люди сравнивают другие культуры со своей собственной и расценивают свою – единственно правильной, то есть эталоном, и не принимая больше никаких других групп.

Американские психологи М. Брюэр и Дональд Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

· восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

· рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

· представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой. Этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо.

Существует разделение этноцентризма на 3 вида:

1. Гибкий — Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким. Сравнение своей и чужих групп в этом случае происходит в форме сопоставления – миролюбивой нетождественности. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества

2. Противопоставление: «Межэтническое сравнение может выражаться в форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по отношению к другим группам. Члены этнической группы приписывают себе только позитивные качества, а «чужакам» — только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки — соперникам».

3. Воинственный (или негибкий) — «выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи».

Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы.( Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны – это отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии.)

В современных условиях, с укреплением в сознании людей необходимости своей этнической идентичности, проблема этноцентризма проявляется наиболее остро (во многом связанной с дестабилизацией многих сфер общественной жизни). Возрождение этноязыка, этнорелигиозных традиций и обычаев вызвали межэтническое расслоение общества, когда этнические конфликты и противоречия стали ежедневной реальностью. Яркий пример тому — появление так называемых «горячих точек» (Нагорный Карабах, Ингушетия, Чечня, Южная Осетия, Украина, Сирия и другие), наличие длительных незатухающих межэтнических конфликтов с использованием вооруженных сил (Палестино-Израильский конфликт, события в Югославии, Индии).

Этноцентризм имеет корни в искажении группового самосознания, в трансформации позитивной этнической идентичности в результате действия огромного количества факторов. Этноцентризм в любых формах своего проявления препятствует нормальному взаимодействию этнических групп, их успешной этнокультурной адаптации. Этноцентризм результат негативной трансформации этнической идентичности, выражающийся в наличии в сознании индивида совокупности установок о бесспорном превосходстве и преимуществе культуры своей этнической группы над другими культурами, в конечном итоге, ведет к неприязни в межэтнических отношениях.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector