ОТНОШЕНИЯ

Это феномен воздействия или влияния индивида на мнения оценки отношения

21.2. Лидерство в малых группах

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

— более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

— большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

— более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

— большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

— большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в раз­личных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представи­тельство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственно­сти за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой груп­пы — деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидер­ство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:

— на решение групповых задач;

— на общение и взаимоотношения в группе;

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены бо­лее дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, ли­дер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основны­ми из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решае­мых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

· Лидерство — феномен воздействия или влия­ния индивида на мне­ния, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

В настоящее время имеются серьезные возражения по по­воду существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лиде­ров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся ин­теллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.

Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженно­сти отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который при­сутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера дол­жна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль ли­дерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований сви­детельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля ли­дерства и его эффективностью.

Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответ­ствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру реша­емой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величи­не реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентирован­ный на человека, — в умеренно благоприятных условиях.

Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология.

Общие сведения о психологии и психики. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому.

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.

Психология поведения людей является ключом к пониманию происходящего на финансовых рынках.

16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно Привлечение специалистов в области психологии, социологии, социальной психологии.

Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе. Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа.

Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

Учение о душе.— Психология. — Антропология и физиология.— Этика.— Политика.— О воспитании и музыке,— О власти и. рабстве.— Теория поэзии.

Источник

Лидерство в малых группах. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

— более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

— большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

— более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

— большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

— большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в раз­личных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представи­тельство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственно­сти за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой груп­пы — деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидер­ство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:

— на решение групповых задач;

— на общение и взаимоотношения в группе;

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены бо­лее дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, ли­дер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основны­ми из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решае­мых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

· Лидерство — феномен воздействия или влия­ния индивида на мне­ния, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

В настоящее время имеются серьезные возражения по по­воду существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лиде­ров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся ин­теллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.

Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженно­сти отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который при­сутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера дол­жна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль ли­дерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований сви­детельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля ли­дерства и его эффективностью.

Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответ­ствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру реша­емой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величи­не реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентирован­ный на человека, — в умеренно благоприятных условиях.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector