ОТНОШЕНИЯ

Это совокупность экономических отношений между государством

Что такое государственный и муниципальный кредит

Что такое государственный и муниципальный кредиты? Для чего они нужны? В этой статье мы рассмотрим понятия и основные черты, присущие данным финансовым инструментам.

Наверняка все вы слышали такие понятия, как «государственный кредит» и «муниципальный кредит». Но что это такое, и чем они отличаются, знает не каждый. Попробуем разобраться.

Что такое государственный кредит?

Определение говорит нам: государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и физическими либо юридическими лицами по вопросам образования, распределения, использования централизованного фонда денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности для выполнения функций участников таких отношений.

На первый взгляд, достаточно сложно и не очень понятно, что же это означает на практике. Если говорить более простым языком, то госкредит – это финансовая сделка между государством или ее субъектом и отдельным юридическим или физическим лицом.

Либо еще можно сказать, что это использование государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, которое регулируется нормами финансового права.

Чаще государство является заемщиком, нежели кредитором. Также оно может быть гарантом – если самостоятельно осуществляет погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, либо выполняет иные их обязательства.

Суть государственного кредита

Объем налоговых поступлений и других доходов, поступающих в бюджет, ограничен законом. При этом государство практически всегда нуждается в дополнительных финансах. Здесь на помощь и приходит государственный кредит, когда органы власти заключают с юридическим или физическим лицом, имеющим свободные средства, соглашение об их привлечении для нужд государства. Данная форма госкредита называется внутренним.

Также государственный кредит может быть внешним – в том случае, если средства получены от других государств или международных организаций.

Особенности государственного кредита

Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от других поступлений в бюджет:

  • представляет собой разовую операцию (в отличие от налогов и сборов, взимаемых на постоянной основе);
  • носит добровольный и избирательный характер (в то время как налоги и сборы уплачиваются подавляющим большинством граждан);
  • средства привлекаются на возмездной и возвратной основе;
  • как следует из предыдущего пункта, финансы двигаются в двух направлениях: прямом и обратном;
  • имеет определенный срок, установленный законодательством, в течение которого обязательства по кредиту должны быть погашены.

Что такое муниципальный кредит?

Муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, где кредитором или должником является муниципальное образование.

При этом второй стороной могут быть:

  • физические лица,
  • юридические лица,
  • государственные и муниципальные органы другого уровня,
  • международные организации,
  • иностранные государства.

По основным своим особенностям и функциям муниципальный кредит схож с государственным.

Значение государственного и муниципального кредита

Государственный и муниципальный кредит могут помочь покрыть дефицит бюджета, уменьшить уровень инфляции, оказать поддержку малому и среднему бизнесу и, как следствие, повысить занятость населения. Кроме того, благодаря данному виду финансирования появляется возможность регулировать микро- и макроэкономические процессы, а также влиять на социальную и кредитно-денежную политику.

Источник

Финансовая система и ее функции. Финансовая система РФ

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, и финансовых инструментов, обеспечивающих условия осуществления финансовых процессов.

Финансовая система выполняет ряд функций, связанных с ее функционированием и опирающихся на функции, присущие категории финансов, а именно: планирования, организации, стимулирования и контроля.

  • Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения с учетом полномочий, закрепленных за каждым звеном финансовой системы. К ней обычно относят распределение и перераспределение финансовых ресурсов (в территориальном, отраслевом, временном аспекте). Данная функция реализуется через составление бюджетов, балансов, планов на соответствующий финансовый год или перспективу, определение порядка налогообложения и т. д.
  • Функция организации включает бюджетное устройство, классификацию, определение прав и обязанностей отдельных подразделений финансовых органов, институтов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков, финансовых ресурсов государства и т. д.
  • Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию поставленных целей. С помощью этой функции интерпретируются (раскрывается суть) факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
  • Функция контроля означает содействие реализации поставлен- ных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

К видам деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит, финансовое инспектирование.

Финансовая система в Российской Федерации

В финансовой системе страны выделяют несколько уровней, образующих ее структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые включают в себя государственные (федеративные) финансы и финансы субъектов Федерации. Следующий уровень представляют местные и муниципальные финансы. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов. В данном сегменте (уровне) отдельно выделяют отрасль страхования как обладающую специфическими особенностями организации финансовых отношений.

Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и тесном взаимодействии при достижении сбалансированности бюджетов разных уровней. Состояние общегосударственных финансов – один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Основным звеном финансовой системы является федеральный бюджет, т. к. он представляет собой финансовые ресурсы государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Федеральный бюджет как основной финансовый план страны, как баланс доходов и расходов государства взаимосвязан с финансами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Доходную базу федерального бюджета формируют в основном налоги. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными органами. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. К региональным бюджетам относят: республиканские, краевые, областные бюджеты и бюджеты крупных городов (Москва и Санкт-Петербург). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназна- ченных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Основную часть доходов бюджетов (региональных, местных) составляют поступления от федеральных налогов (более 70 % всех налогов), от налогов субъектов РФ и местных налогов. Для муниципальных образований больше значение имеют средства, поступающие в виде финансовой помощи (дотации, субвенции, трансферты и т. д.). В общем объеме расходов региональных и местных бюджетов преобладают расходы на эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение, образование и т. д. Важную роль в составе общегосударственных финансов и в финансовой системе страны в целом играют внебюджетные фонды. Государственный (федеральный, региональный или муниципальный) внебюджетный фонд – это средства федерального правительства, субъектов РФ, местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не предусмотренных в бюджетах. Как правило, они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется в основном за счет обязательных целевых отчислений. В частности, в состав доходов государственных внебюджетных фондов включаются обязательные платежи, установленные законодательством РФ; добровольные взносы физических и юридических лиц; другие доходы, предусмотренные законодательством РФ. Основными видами внебюджетных фондов в РФ, обеспечивающих финансово-экономическое регулирование отдельных областей социальной сферы, являются: Пенсионный фонд РФ, федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Важным элементом государственных финансов является государственный кредит, который представляет собой особую форму денежных отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами. В данной форме кредитных отношений государство является обязательным участником и теоретически может выступать как заемщиком, так и кредитором. Первый вариант является, как правило, преимущественным. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг, что формирует государственный долг. Необходимость государственного кредита связана с опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. Внешние и внутренние заимствования позволяют обеспечивать покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита (с 1995 г. проводится по- литика отказа от прямого кредитования ЦБ РФ дефицита бюджета и перехода на использование займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках). Хотя в количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика, в последние годы оно все чаще стало выступать и в качестве кредитора. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненным к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться и нерезидентам. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами (условный кредит). Наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы РФ является страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. По мере развития рыночных отношений имущественное, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических (предпринимательских) рисков приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Основой финансовой системы любого государства являются финансы организаций или децентрализованные финансы, поскольку именно здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. От состояния финансов хозяйствующих субъектов во многом зависит общее финансовое состояние страны, эффективность функционирования всей финансовой системы. Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие опре- делено в законодательном порядке Гражданским Кодексом РФ. Коммерческие организации – это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями. Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и индивидуальные (семейные) предприятия. Финансы некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение прибыли, хотя ее формирование в процессе их деятельности возможно. К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взно- сов и т. д. Финансы домашних хозяйств или финансы населения – это совокупные доходы и расходы населения с учетом их структуры (отдельные социальные группы, семьи и т. д.) К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбавки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателями; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных организациях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть