ПСИХОЛОГИЯ

Этология это в психологии

Этология — удивительная наука, которой я увлекся шесть лет назад

Хочу рассказать о том, чем меня так привлекла этология и почему я до сих пор использую в своей жизни ее тезисы.

Для начала, определение — что представляет собой этология?

Одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся главным образом анализом генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения и проблемами его эволюции.

На неискушенный взгляд может показаться, что этология — область биологии. Но это не так! С 30-х годов прошлого века и далее, благодаря К. Лоренцу, этология стала использоваться в психологии. Этология — это своего рода синтез генетических, психологических, поведенческих дисциплин.

По инету гуляет информация о том, что существенный вклад в развитие этологии внесли доктора при Фюрере. как известно, он не гнушался всякого рода биологическими исследованиями. Лично я в это не очень верю, но факт остается фактом — именно в Германии этология получила развитие.

А теперь вопрос — зачем мне нужна этология, и для чего читать книжки о поведении обезьян, заложенном на генетическом уровне? Ответ прост — мы, люди, те же обезьяны. За тысячи лет эволюции предрасположенность к тому или иному инстинктивному поведению так и не изменилась. Вывод? Зная азы поведенческих инстинктов обезьян (коими мы, по сути, и являемся), очень просто предугадать поведение твоей женщины или твоего начальника. Этология дает ключи к очень точному прогнозированию поведения человека в любой нестандартному ситуации.

И еще за что я люблю этологию горячей любовью, так это за то, что корни Мужского движения и, в частности, исследования О. Новоселова берут корни от этой дисциплины. Ранги самок и самцов, способ завоевать авторитет, привлечь лучшую самку в стаде — все это, казалось бы, животное начало. Благодаря которому мы с вами существуем и по сей день.

Если кого-то заинтересовала тема, могу поделиться в комментариях своими любимыми книгами по этологии.

Источник

Этология

От греч. ethos — привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos – учение.

Научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта:

В центре внимания этологии видоспецифичное (характерное для данного вида животного) поведение в естественных условиях обитания. Основателями этологии являются зоологи К. Лоренц и Н. Тинберген.

Согласно Лоренцу, основу видоспецифического поведения составляют инстинктивные движения или фиксированные комплексы действий (ФКД), форма которых является врожденной, генетически закрепленной. Сравнительное исследование поведения у различных видов животных легло в основу этологического изучения эволюции поведения. Лоренц предложил модель инстинктивного поведения, основанную на гипотезе о физиологических механизмах нерефлекторной природы. Основные понятия этой модели, а также гипотеза Лоренца об изначальной координации поведения на уровне центральной нервной системы — все это во многом определило направление исследований этологов, которые стремились подтвердить, скорректировать или опровергнуть эту модель. Лоренц также сформулировал концепцию импринтинга (запечатления). Тинберген создал на базе концепции Лоренца модель иерархической организации инстинктивного поведения.

В середине 50-х гг. классическая этология подверглась резкой критике со стороны бихевиористски ориентированных исследователей, которые отрицали существование врожденного, генетически зафиксированного поведения и утверждали, что, несмотря на несомненное влияние наследственности, практически все поведение животных формируется под воздействием внешней среды и научения.

Выявляя основные поведенческие закономерности, этология позволяет моделировать и прогнозировать поведение людей. Никто не утверждает, что человеческие реакции определяются ТОЛЬКО закономерностями, свойственными поведению рыб или гусей. Поразительно однако, как часто люди совершают поступки, внешне ничем не отличающиеся от действий в схожих ситуациях «братьев наших меньших».

В современной этологии классическая концепция подверглась значительному пересмотру, видоизменениям и усложнениям. Этологи представляют все видоспецифичное поведение в виде спектра, на одном краю которого находится жестко стереотипное поведение по типу ФКД, а на другом — изменчивое поведение, связанное с научением. Хотя в этологии появилась тенденция к резкой критике и даже отказу от ряда идей и понятий, относящихся к классической теории поведения, но другой общей теории, заменяющей классическую, не возникло.

Психология и этология

Психология изучает поведение животных лишь постольку, поскольку эти исследования могут помочь понять поведение человека. С другой стороны, психологу всегда интерес взгляд этолога: этолог рассматривает поведение человека как поведение того же животного, просто в другой — социальной, культурной — ситуации.

Этологи рассматривают любовь, ревность и верность с точки зрения животного мира, объясняют, какие мотивы у самцов и каких самцов предпочитают самки. Учитывая, что поведение многих людей не далеко ушло от поведения животных, мнения и выводы этологов психологам оказываются важны и интересны. С другой стороны, есть гипотеза, что по крайней мере многие люди живут не как животные, не только как животные, и полностью объяснять поведение поведение человека на основании исследований поведения животных — неправомерно. См.→

Источник

ЭТОЛОГИЯ

Этология (греческий ethos обычай, нрав, характер + logos учение) — наука о поведении животных, определяющая с помощью сравнительного описания инстинктивных действий роль врожденных и приобретенных компонентов в формировании целостного поведенческого акта и значение инстинктивного поведения в организации «сообщества» вида и его эволюции.

Развитие этологии связано с исследованиями натуралистов 19 веке. Так, французский ученый Кювье (F. Cuvier) изучал строительное поведение бобров, выращенных в изоляции от родителей и лишенных возможности подражания родителям, и пришел к выводу об их способности самостоятельно строить плотины. В качестве научной дисциплины этология оформилась в 30-х годах 20 века в работах австрийского зоолога Лоренца (К,. Lorenz).

Формирование этологии неразрывно связано с эволюционным учением. В основу методологии этологии легли идея Ч. Дарвина о приспособительном значении врожденных форм поведения и сравнительный метод изучения поведения. В книге «О выражении ощущений у человека и животных» (1882) Ч. Дарвин обобщил результаты своих наблюдений над «выразительными» движениями животных и человека, указав, в частности, на трудность определения удельного веса врожденных и индивидуально приобретенных компонентов их поведения. Работы русского зоопсихолога В. А. Вагнера о значении сравнительного метода в изучении поведения животных и эволюционном происхождении инстинктов предвосхитили ряд положений современной этологии.

Большое влияние на развитие этологии оказали работы английского зоолога Сполдинга (D. A. Spalding), высказавшего в 1873 году предположение, что наряду с поведением, формируемым путем обучения, существуют и некоторые врожденные его формы. Изучая поведение птиц (в основном горлиц), американец Уитмен (Ch. Whitman) пришел к выводу, что инстинктивные формы поведения настолько постоянны, что подобно многим морфологическим особенностям могут служить таксономическими признаками (например, сосательные движения голубей во время питья — один из самых характерных признаков этого семейства). Подобные врожденные формы поведения на многих видах животных исследовал Хайнрот (О. Heinroth).

Существенное влияние на развитие этологии оказали исследования ученика Уитмена — Крейга (F. W. Craig). Он одним из первых указал, что поведение зависит не только от действующих на животное внешних раздражителей, но и от его внутренних потребностей. Крейг подразделил инстинкты на влечения и побуждения, требующие удовлетворения: поисковое поведение и завершающее действие, осуществляемое после того, как раздражитель найден. Завершающее действие приводит к снижению или полному исчезновению побуждения.

Лоренц и его последователи разработали новые методы исследования в области этологии, основанные главным образом на применении имитаций. Это позволило установить ряд закономерностей в поведении животных: действие «врожденных пусковых механизмов» («врожденных пусковых схем»), то есть способность организма отвечать специфическими реакциями на строго фиксированные комбинации стимулов («ключевые раздражители»); «запечатление» — однократное, необратимое, свойственное лишь очень раннему периоду онтогенеза проявление некоторых, по-видимому, очень простых врожденных пусковых механизмов; «замещающие действия» — когда тот или иной инстинкт не находит свойственного ему способа реализации или в ситуации конфликта двух разнонаправленных инстинктов животное выполняет действие, не соответствующее ни одному из этих двух инстинктов, а какому-то третьему.

За эти исследования Лоренцу совместно с Тинбергеном (N. Tinbergen) и Фришем (К. Frisch) была присуждена Нобелевская премия (1973).

Современная этология базируется на представлении о том, что инстинкты возникают в качестве адаптивных форм поведения под контролем естественного отбора и закрепляются за видом таким же путем, как и морфологические признаки. Изучая инстинктивные формы поведения с эволюционной точки зрения, этология вскрывает основные механизмы управления поведением животных, объединенных в сообщества, дает объяснение и классификацию многочисленных форм поведения животных.

Этология оказала большое влияние на генетику, экологию, биологию развития и другие области знаний и имеет важное практическое значение для животноводства и звероводства.

Некоторые этологи распространяют выработанные ими принципы на анализ поведения человека. Так, по Лоренцу, отношение человека к природе регулируется высшими центрами, но во взаимоотношениях людей главную роль играют эндогенные механизмы. Специфику человеческих форм поведения Лоренц связывает с доместикацией (одомашниванием), которая ведет к дезинтеграции «врожденных пусковых механизмов», снижению их «фильтрующей» способности. В основе подобного механистического переноса принципов этологии на поведение человека лежит биологизаторская концепция человека.

Библиогр.: Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии, т. 1—2, Спб., 1910—1913; Дарвин Ч. Сочинения, т. 5, с. 681, М., 1953; Дьюсбери Д. А. Поведение животных, пер. с англ., М., 1981, библиогр.; Крушинский Л. В. Этология, в кн.: История биологии, под ред. Л. Я. Бляхера, т. 2, с. 109, М., 1975; Лоренц К. Кольцо царя Соломона, пер. с англ., М., 1978; он же, Год серого гуся, пер. с нем., М., 1984; Панов E. Н. Этология — ее истоки, становление и место в исследовании поведения, М., 1975, библиогр.; Тинберген Н. Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Хайнд Р.; Поведение животных, пер. с англ., М., 1975, библиогр.; Холличер В. Человек и агрессия, пер. с нем., М., 1975; Lorenz К. Evolution and modification of behavior, L., 1969; Man and aggression, ed. by M. F. Ashley Montagu, N. Y., 1968.

Л. В. Крушинский, И. Т. Фролов.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector