ОТНОШЕНИЯ

Эволюция национальной политики и перемены в межнациональных отношениях

Национальные отношения и национальная политика

Нации являются важнейшим субъектом политики.

Нация – это исторически сложившаяся общность на базе единства территории, экономической жизни, общей культуры, выражающейся в духовной близости, языке, общности совместной жизни.

В современной науке к этому общепринятому (марксистскому) определению наций добавились следующие трактовки. Во-первых, нация понимается как государство-нация, т.е. национальность означает согражданство. Во-вторых, как принцип самоидентификации, т.е. признание принадлежности к определенной группе, обладающей единым этническим самосознанием. Эти трактовки имеют право на существование, поскольку отражают особенности феномена нации.

Национальные отношения – это отношения внутри конкретной нации, а также отношения между нациями и народностями как субъектами исторического и политического процесса. Политика, вне зависимости от того, в какой сфере она осуществляется, должна учитывать реально существующие и развивающиеся национальные отношения. Специально вопросами разработки стратегии и тактики решения национальных проблем занимается национальная политика.

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика основывается на следующих принципах:

— самостоятельность каждой нации в определении своего политического статуса, экономического и культурного развития;

— борьба против всех форм расовой и национальной неприязни, обеспечение прав и свобод малочисленных народов в многонациональных странах;

— борьба против национализма, шовинизма, сепаратизма;

— важнейшим принципом национальной политики является принцип самоопределения наций.

Право наций на самоопределение предполагает право на свободный выбор народом государственного устройства вплоть до государственного отделения и образования самостоятельного государства. При реализации права на самоопределение важно найти оптимальное соотношение между интересами нации, осуществляющей самоопределение, и интересами других наций и народностей, которые проживают на одной территории. Ущемление прав других наций господствующей нацией приводит к обострению межнациональных, а иногда и межгосударственных отношений. При реализации принципа самоопределения наций должно обеспечиваться соблюдение территориальной целостности государств, принципы международного права.

Важной задачей национальной политики является поиск и реализация оптимальных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное здесь – отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.

Общность коренных интересов субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов имеет объективные основания. Расхождение связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. Расхождение национальных и политических интересов может переходить в конфликт. Суть национальной политики как раз и заключается в координации национальных интересов и содействии их реализации.

Разрабатывая национальную политику следует опираться на определенные принципы:

— необходим научный подход к вопросам национальной политики: знание закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, опора на научный анализ происходящих процессов, квалифицированные прогнозы, учет имеющихся альтернатив политического курса.

— национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития;

— национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения;

— необходимо знание мирового опыта решения национальных проблем.

В практическом осуществлении национальной политики необходим дифференцированный подход. Следует учитывать социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения и т.д.[11]

Источник

Общественно-политический альманах Поиск. Альтернатива. Выбор

3 (3) Август 2016

«Межнациональное согласие», «этнокультурное многообразие», «сохранение единства многонационального народа» являются не просто привычными словосочетаниями, а понятиями, прочно вошедшими и включенными в актуальную политическую повестку дня нашей страны, от соблюдения которых напрямую зависит стабильность и безопасность Российского государства.

Обеспечение гражданского и межнационального согласия — это кропотливая ежедневная работа, требующая постоянного внимания со стороны государства и общества. Она охватывает и социальные, и экономические стороны жизни, направлена на выстраивание диалога всех заинтересованных сторон в сохранении и развитии этнокультурного многообразия народов России.

Необходимо отметить, что национальный вопрос на всех этапах развития российского государства находился и остается в центре политического и общественного внимания.

Связано это с тем, что Россия исторически складывалась как одно из самых полиэтничных государств в мире. По данным последней переписи населения 2010 г., у нас живут в мире и согласии представители 193-х национальностей. Cтатья 68 Конституции Российской Федерации 1993 г. гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также дает право республикам устанавливать свои государственные языки, право на употребление их в органах государственной власти, органах местного самоуправления республик наряду с государственным языком РФ. В России говорят на 277-ти языках и диалектах, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения.

Традиции добрососедства, уважительного отношения и взаимовлияния различных культур складывались в России веками.

Российская государственность формировалась через единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ, благодаря объединяющей роли которого сформировалось неповторимое культурное многообразие и духовная общность различных народов. Уникальный цивилизационный код, характеризующийся уважением самобытных традиций всех народов России, способствовал интеграции их лучших достижений в единую российскую культуру.

Существующее многообразие этнического состава населения России, исторический опыт межнационального взаимодействия, сохранение и развитие традиций и культур народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в нашей стране.

Такое богатство этносов и языков обязывает сохранить это ценное наследие, завещанное нам предками, и является нашим величайшим преимуществом в сложном и противоречивом современном мире, где так часто мы наблюдаем конфликты, вызванные столкновением разных миропониманий, традиций и культур.

За последние сто лет наша страна пережила много трагических и великих событий — Первую мировую войну, революции, гражданскую войну, коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную войну, перестройку и распад Советского Союза. Вместе со страной все взлеты и падения переживало и ее многонациональное население.

Всегда государство уделяло серьезное внимание национальной политике. Но были и ошибки. А иногда и преступления, связанные с депортацией целых народов. Впоследствии эти действия были осуждены обществом и государством.

Необходимо признать, что за последние десятилетия, особенно в годы становления Российской Федерации, в стране накопился комплекс проблем в сфере межэтнических отношений. Это выразилось в росте националистических тенденций, экстремистских проявлениях и ксенофобских настроениях.

Националистические и радикально настроенные деструктивные силы активно использовали отдельные факты конфликтов с участием граждан разных национальностей для разжигания серьезной межнациональной и межрелигиозной напряженности в обществе.

Возникла необходимость переосмысления этнонациональной политики, ее принципов и новых практик государством и обществом. Существенные перемены в сфере этнонациональной политики и в целом в сфере межэтнических отношений начались с приходом к власти В.В. Путина — сначала как главы Правительства (с августа 1999 г.), а затем как исполняющего обязанности (с 1 января 2000 г.) и избранного (с мая 2000 г.) Президента Российской Федерации. Новый курс был обозначен поворотом в сторону укрепления государственности, целостности и суверенитета страны. Стала очевидной необходимость принятия системных мер, направленных на снижение напряженности в межнациональных отношениях, на формирование и укрепление общероссийской идентичности.

В первых официальных выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина было заявлено о новом понимании российского народа как многоэтничной гражданской нации и о возможности и необходимости достижения национального единства при сохранении этнического и религиозного разнообразия населения страны. В 2004 г. на встрече в Казани, посвященной вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил: «Сегодня мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации. Есть, на мой взгляд, нечто такое, что нас объединяет… Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство».

Показательно, что в программной статье «Россия: национальный вопрос», вышедшей в свет перед президентскими выборами в 2012 г., Владимир Владимирович Путин отметил: «Для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».

Важность этого тезиса была доказана дальнейшим политическим решением — подписанием в 2012 г. майского Указа «Об обеспечении межнационального согласия». Без преувеличения можно сказать, и эксперты это подтверждают, данный указ стал началом новой вехи в реализации государственной национальной политики в Российской Федерации.

Начиная с 2012 г., Президентом России был принят ряд важных управленческих решений в сфере государственной национальной политики. Определен стратегический вектор этой политики, отвечающий современным реалиям.

Ключевым шагом стало утверждение в декабре 2012 г. «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» Ее принятию и утверждению предшествовало широкое общественное обсуждение и дискуссии в среде экспертного сообщества и заинтересованных представителей всех субъектов Российской Федерации.

В Стратегии отражена своего рода формула межнационального согласия в современной России, которая одновременно выступает руководством в практической деятельности, как для институтов государства, так и для институтов гражданского общества, — это укрепление единства российской нации на основе сохранения и развития этнокультурной самобытности народов России.

Целями государственной национальной политики Российской Федерации обозначены:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

В 2012 г. создана ведущая общественно-государственная площадка — Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, объединяющий усилия органов власти, экспертов и национально-культурных объединений в этой сфере. Совет систематически проводит свои заседания (состоялось уже 5 заседаний), ежеквартально собирается его президиум, постоянно работают комиссии Совета.

3 июля 2014 г. Президент России В.В. Путин, обращаясь к участникам заседания Совета, отметил значение национального многообразия: «…в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы. За счет такого взаимообогащения развивалась, укрепляла свою самобытность вся наша огромная держава.
А если эта гармония нарушалась, нарушалась и внутренняя прочность самой страны. Тем выше требования к нашей национальной, культурной, образовательной политике. Очевидно, что обладающий знаниями и достаточным кругозором грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости».

За последние годы созданы также профильные подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. А в марте 2015 г. главой государства было принято решение о создании специального уполномоченного органа в сфере межнациональных отношений — Федерального агентства по делам национальностей. За агентством закреплен особый статус, переданы функции по выработке и нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики в Российской Федерации.

Инструментами реализации Стратегии государственной политики являются федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», региональные целевые программы и механизмы поддержки социально ориентированных организаций в сфере межнациональных отношений.

На региональном уровне управленческую вертикаль дополняют ответственные за государственную национальную политику заместители руководителей регионов и уполномоченные органы исполнительной власти, общественные советы при главах субъектов.

В соответствии с поручением главы государства, в 2013 г. был принят Федеральный закон № 284, в котором определены полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений.

В настоящее время завершается процесс формирования многоуровневой системы государственного управления в сфере межнациональных отношений, основанной на взаимодействии властных структур по горизонтали (заинтересованные федеральные органы государственной власти) и вертикали (федеральный, региональный и муниципальный уровни), а также взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества.

Постепенно на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне местного самоуправления работа по гармонизации межнациональных отношений становится приоритетной и ведется на постоянной основе. Поставлена задача выявления причин и источников конфликтов, которые могут приобрести или имеют межнациональную основу. В этой связи осуществляется государственный мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Эта функция возложена на Федеральное агентство по делам национальностей и субъекты Российской Федерации.

Мониторинг должен обеспечить анализ состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в стране, а также возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Уровень межнациональной и межрелигиозной напряженности теперь учитывается в качестве критерия при оценке эффективности деятельности глав и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Бездействие, отсутствие инициативы в настоящее время недопустимы. В профилактике, предупреждении такой опасности и состоит задача органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества.

Дополнительным инструментом, позволяющим оценивать ситуацию в сфере межнациональных отношений в регионах, стали ежегодно проводимые с 2013 г. в федеральных округах семинары-совещания по вопросам реализации государственной национальной политики. В них участвуют представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, члены Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, ученые-эксперты и представители региональных национальных общественных организаций.

Семинары оказали существенное влияние на организацию управленческой системы в сфере межнациональных отношений на местах. Выстроена система совещаний в федеральных округах, в субъектах. В каждом регионе определены чиновники, ответственные за реализацию национальной политики. Запущены процессы формирования уполномоченных региональных органов, создания системы консультативных советов с представительством национально-культурных объединений, утверждения региональных целевых программ и механизмов поддержки в сфере межэтнических отношений.

Серьезное внимание сегодня уделяется руководством страны подготовке специалистов в сфере государственной национальной политики, в первую очередь, в регионах. Государственная, и тем более муниципальная службы должны иметь в своем составе достаточное количество специалистов в области этнической политики и конфликтологии.

Важную роль играют средства массовой информации, часто называемые «четвертой властью». И это не просто слова. Это ответственность. Это долг журналистов перед гражданами быть честными, беспристрастными, настоящими профессионалами своего дела, не допускающими разжигания национальной розни и ненависти в обществе и не использующими в своей деятельности «язык вражды».

Еще одним важным и значимым решением стал подписанный недавно Указ Президента Российской Федерации об утверждении премии «За вклад в укрепление единства российской нации». Мы планируем, что уже осенью этого года — в День народного единства (4 ноября) Владимир Владимирович Путин произведет первое награждение.

Предпринятые государством во взаимодействии с гражданским обществом меры по гармонизации межнациональных отношений, реализации государственной национальной политики дают положительные результаты.

Если еще в 2012–2013 гг. наши граждане в качестве наиболее острых и требующих первоочередного решения проблем массово называли конфликты на национальной и религиозной почве, а до четверти наших граждан допускали возможность серьезного межнационального конфликта в населенном пункте проживания, то в настоящее время зафиксировано сокращение числа проявлений агрессивной ксенофобии в субъектах Российской Федерации. Если брать базовый показатель в этой сфере, то по состоянию на начало 2016 г. 79% населения страны положительно оценивают состояние межнациональных отношений.

Вместе с тем конфликтогенный потенциал в сфере межнациональных отношений еще достаточно высок. К тому же в условиях роста внешнеполитической напряженности и эскалации вооруженных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и других регионах мира, которые носят в первую очередь межрелигиозный и межэтнический характер, деструктивными силами осуществляются попытки использовать многонациональность России для дестабилизации внутриполитической ситуации.

Анализ показывает, что основную угрозу межнациональному миру и согласию в Российской Федерации на сегодняшний день несет деятельность радикальных религиозных и националистических организаций различного толка. Полагаем, что на сегодняшний день наше общество уже вполне оценило угрозу, исходящую с их стороны, и готово ей противостоять по всем направлениям.

Мы отмечали, что межнациональное согласие не есть величина постоянная. И обеспечение этого согласия, гармонии и добрососедства между этносами требует постоянной совместной работы власти и институтов гражданского общества.

В значительной степени на состояние межэтнических отношений влияют внешние и внутренние миграционные процессы.

Кроме того, этнорелигиозная карта является важным инструментом в геополитических играх. И наши зарубежные политические оппоненты очень хорошо используют это в своей деструктивной политике.

Примеров множество — Балканы, Югославия, Ближний Восток (Ирак, Ливия, Сирия). Отчасти даже сама Западная Европа, ряд государств которой фактически «лишился национального суверенитета». И наконец — Советский Союз.

Попытки использовать многонациональность России для дестабилизации внутриполитической ситуации активно предпринимаются деструктивными силами и сегодня. При этом объектом пристального внимания и воздействия является именно молодежь, которой навязываются националистическая и радикальная идеология.

Ни для кого не является открытием, что против нашей страны развернута информационная и идеологическая война, ведется активная деструктивная работа, направленная на формирование предпосылок для дестабилизации общественно-политической обстановки.

Мы видим сложнейшие процессы во всем мире, вызванные миграционными вызовами и исходящими от этого угрозами терроризма, межэтнической и межконфессиональной напряженностью, дестабилизацией общественно-политической ситуации во многих регионах мира.

Перед нами стоят новые политические, экономические, миграционные вызовы, ответить на которые в состоянии только сплоченное общество, совместно и сообща преодолевающее все противоречия и проблемы.

Наша уверенность в преодолении таких противоречий основана на многовековом историческом российском опыте межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, на прочном единстве многонационального народа Российской Федерации — российской нации. ■

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector