ПСИХОЛОГИЯ

Эволюция предмета юридической психологии

Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Развитие зарубежной юридической психологии

В историческом развитии юридической психологии необходимо различать несколько аспектов.

Прежде всего следует выделить проблему возникновения и развития гуманитарных правоведческих концепций. Уже выдающиеся мыслители древности выдвинули ряд концептуальных положений, связав эффективность правовой регуляции с поведенческими особенностями людей.

Задолго до возникновения юридической психологии как науки (ее возникновение относится к XVIII веку) существовало психическое отражение людьми правозначимых явлений, формировалась право-значимая сфера психики людей (правовое сознание), которая на эмпирическом уровне исследовалась уже выдающимися мыслителями Древнего мира.

С возникновением права, закона возникла и совокупность взглядов, идей, выражающих отношение человека к праву, законности, правосудию; формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности.

Развитие правосознания в историческом плане связано с динамикой правопонимания, историческими этапами в трактовке сущности права.

Основы теоретического осмысления сущности права и правосознания были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей.

Рационалистические идеи о природе человеческого поведения были высказаны еще Сократом (469-399 год до н. э.). Его идеи о необходимости совпадения справедливого, законного и разумного были развиты Платоном и Аристотелем. Зарождалась концепция естественного нрава. Законы, по Платону, — основное средство совершенствования человека, они должны соответствовать душе человека, его потребностям и возможностям.

Великий ученик и оппонент Платона — Аристотель (384-322 год до н. э.) считал, что человек — существо политическое и только в политическом общении завершается его сущностное формирование. Он подразделял право на естественное и волеустановленное. Естественное право везде и всегда обусловлено всеобщей природой человека. Природа же человека находится в вечном противоборстве между разумом и инстинктом. Закон повелевает разуму господствовать над инстинктами, как хозяин господствует над рабом.

Идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как соционормативного эталона, мерила справедливости и равенства. Уже у самых своих истоков правоведение смыкалось с человековедением.

Величайшим достижением древнеримского права был постулат: искоренять следует не преступника, а причины совершения преступлений, а также разделение права на публичное и частное. Частное право стало трактоваться как право, соотнесенное с пользой отдельных лиц. Началось мощное движение за централизацию в праве интересов личности.

К сожалению, гуманитарно-правоведческие достижения эпохи Древнего Рима погибли вместе с гибелью самого Рима.

В период Средневековья, когда сложились и расцвели абсолютные монархии, возникло этатическое (от фр. etat — государство) понимание права, произошло приравнивание его к государственной власти. Была выхолощена гуманитарная сущность естественного права. Юристы стали легалистами (юридическими догматиками). Считалось, что в условиях местнического самочинства и самоуправства человеку лучше уступить свои права неограниченному монарху, получив от него защиту жизни и имущества. Поведение подданных стало жестко регламентироваться — возникла цензура над жизнедеятельностью человека, утвердилась система жестких ограничений его жизненной активности. Правом стала именоваться система государственно-нормативных ограничений человеческого поведения. Правовые нормы стали пониматься как нормы запретительные, а задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном.

Репрессивный аппарат монархического деспотизма подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли. В этих условиях люди, опасаясь репрессий, начинали воздерживаться от всякой инициативы, решительных самостоятельных действий. Человек становился замкнутым, пассивным, он начинал понимать, «что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его существовании и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества» [113].

Средневековая деформация права породила состояние всеобщей запуганности и затравленности. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей. Уже в XVII веке они стали различать понятия «право» и «закон».

В XVIII веке прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Возрождается гуманистическая направленность правового мировоззрения.

Выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755) считал, что «духом законов» является рационалистическая природа человека.

Просветительная философия права объявила: право должно содержать не столько запреты, сколько дозволения. Каждый член общества должен признаваться как интеллектуально и нравственно полноценное существо. За личностью должны быть признаны ее неотъемлемые права. Людям должно быть разрешено думать так, как они хотят, открыто выражать все, что они думают, свободно распоряжаться своими возможностями и своей собственностью.

Личность несет определенную ответственность перед государством. Но в равной мере и государство ответственно перед личностью. Одним из революционизирующих принципов правового мировоззрения нового времени стал принцип гарантий личностного развития, обеспечения автономности ее поведения. Право стало трактоваться как осознаваемая обществом мера социальной справедливости, социально допустимой свободы личности.

Формировались фундаментальные правомировоззренческие идеи современного общества — идеи свободы и социальной справедливости, гражданские основы демократического права.

В 1789 году после победы Великой Французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа было провозглашено: люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах. В Декларации было дано следующее определение свободы: свобода состоит в возможности любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Дозволено все, что не запрещено законом.

Утверждалась новая правомировоззренческая парадигма: отношения в обществе могут регулироваться только таким законом, который основан на «природе человека». Разрабатывая философские аспекты права, Г. Гегель позднее заявил: «Человек должен найти в праве свой разум». А И. Кант обосновал идею личностной автономии. Новая правовая идеология раскрепощала человеческую активность, поощряла предприимчивость, инициативность. Расширялась массовая правовая компетентность.

Принятый в 1791 году Учредительным собранием Франции Уголовный кодекс объявил основные принципы современного уголовного судопроизводства: преступны лишь предусмотренные законом деяния, наказание должно быть неотвратимым и соразмерным преступлению. Обвинительная форма судопроизводства была заменена состязательной. Провозглашались презумпция невиновности и юридическое равенство участников правоотношения, вводился суд присяжных, отменялась теория формальных доказательств. Присяжные и судьи получили право принимать решения на основе внутреннего убеждения ( «искать в чистоте своей совести, какое впечатление оставили на их разуме доказательства, представленные за и против обвинения»). Обвиняемый получил право на защиту. Бремя доказывания возлагалось на обвинителя. Оправдательный приговор стал обязательным при недоказанной виновности.

Прогрессивное общественное развитие нового времени обусловило существенные сдвиги и в гражданском судопроизводстве. На передний план выдвинулась идея свободы коммерческих и личных отношений, признания свободы договорных отношений. «Согласие не признается, если оно было результатом заблуждения, если оно было исторгнуто силой или обманом».

В договорном праве в качестве основания действительности договоров признается встречная выгода, встречное удовлетворение. На смену усложненным формальным договорам вводятся простые договоры как средство установления любой формы обязательственных отношений. Заведомый обман контрагента становится основанием для расторжения договора.

Правовое государство, гражданское общество возникали на фундаменте свободного рыночного экономического развития.

В XVIII-XIX веках на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний — криминальная, а затем и более широко — судебная психология. В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающийся преступного поведения и психологии личности преступника. Начинается осознание необходимости психологических знаний в судопроизводстве, во всей системе правовой регуляции. В 1792 году издается книга немецкого юриста И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии». Во второй половине XIX века зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору». Итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо (1835-1909) издает нашумевшую книгу «Преступный человек, изученный на основе антропологии судебной медицины и тюрьмоведения» (1876). В рамках антропологической школы права преступники стали считаться особой разновидностью человечества.

В конце XIX века в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный французский психолог Э. Клапаред (1873-1940), читавший курс по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале XX века ввел термин «юридическая психология» [183].

Основоположник криминалистики Г. Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология». Гросс рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. «Чтобы знать правила, которые руководят психическими процессами в судебной деятельности, требуется особая отрасль прикладной психологии. Эта последняя занимается всеми психологическими факторами, которые могут идти в расчет при установлении и обсуждении преступления» [187].

Г, Гросс ознакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии (с учением Г.-Т. Фехнера о закономерностях ощущений), с особенностями психомоторных реакций человека, с закономерностями мышления, памяти и др. Получает развитие психология формирования и получения показаний (К. Марбе, В. Штерн, М. Вертгеймер). Разрабатывается психологическая техника допроса.

Однако вплоть до первой половины XX века судебная психология оставалась в основном эмпирической, описательной наукой. И лишь с середины XX века юридическая психология стала развиваться как научная отрасль знаний.

Авторами наиболее крупных работ в области зарубежной юридической психологии являются: Г. Тох [157], М. Липманн [103], Д. Абрахамсен [1], бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж [107], Н. Джонстон [30], Г.Тобс [155]и др.

Кардинальной проблемой современной юридической психологии и криминологии является социальная и социально-психологическая обусловленность криминального типообразования. Эта проблема выдвинута на передний план в Институте криминологии при Кембриджском университете (см. «Британский криминологический журнал») и в Канадском международном центре по проблемам сравнительной криминологии при Монреальском университете.

В системе правоохранения современных западных стран задействованы многие тысячи высококвалифицированных психологов, успешно решающих оперативно-служебные задачи.

Источник

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. Юридическая психология и ее место в системе психологических наук

§ 2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.

В развитии юридической психологии можно выделить следующие три этапа.

1. Ранняя история (XVIII – первая половина XIX в.).

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки (конец XIX – начало XX в.).

3. История юридической психологии XX в.

Ранняя история юридической психологии. Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей человеческих знаний, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной наукой и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и даже ученые, специализировавшиеся в других областях знаний. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и идею гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 – 1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых ученый поднял вопрос об условно-досрочном освобождении. М.М. Щербатов положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного ее обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер и др.

В работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) была сделана попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Во второй половине XIX в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему оживлению и расширению судебно-психологических исследований.

Оформление юридической психологии как науки. Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. В своей теории «врожденного» преступника, который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, Ч. Ломброзо исходил из того, что преступное поведение является разновидностью психопатологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией и стала ее вторым наименованием.

Конец XIX в. и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь – уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

В начале XX в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования. Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свидетельских показаний.

Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы результаты общепатологических экспериментальных исследований ряда психологов.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний проводил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, ученый утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание – исключение» 1 .

Взгляды В. Штерна вызвали бурную реакцию и у русских юристов. Его горячим сторонником в России стал профессор Петербургского университета О.Б. Гольдовский, который по этому поводу писал: «В. Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным» 2 .

Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции – Клапаредом, в США – Мейерсом, а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентов, а затем предложил составить указатель степеней точности свидетельских показаний.

Над вопросами психологии свидетельских показаний в России работали также М.М. Хомяков, М.П. Бухвалова, А.Н. Берштейн, Е.М. Кулишер и др. В 1905 г. вышел сборник «Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания». Многие статьи сборника пронизывала идея о недостоверности свидетельских показаний.

История юридической психологии в XX в. Конец XIX – начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Тогда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и другие авторы, которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества. Эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением своего времени.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений за определенный исторический отрезок времени (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Ж. Кетле, Э. Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Это убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни данного явления.

Эти факты нашли свое отражение в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов того периода – Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка. В их работах представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе.

Отличительная особенность современного криминологического знания – это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

В ХХ в. велись споры о роли биологических факторов в преступном поведении. Однако многочисленные исследования позволили сделать вывод, что существует некоторая связь хромосомных аномалий, но с душевными заболеваниями, а не с преступностью.

В настоящее время в западной криминологии большое место занимают социально-психологические теории преступности, объясняющие социально-психологические механизмы усвоения, так называемой, делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, защитными механизмами. Социальные психологи США, придерживающиеся этих теорий, осуществили целый ряд довольно оригинальных попыток объяснить способы формирования делинквентной субкультуры у несовершеннолетних.

Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.

Развитию юридической психологии в первые годы советской власти способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности, личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 г. в СССР впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет его существования было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и другим проблемам.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

17 декабря 1928 г. А.С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии».

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965–1966 гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии.

В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В.В. Романов и М.И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй – в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В настоящее время в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:

  • общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками);
  • правосознание и правовая психология;
  • профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности;
  • криминальная психология;
  • психология преступника и преступления;
  • психология предварительного следствия;
  • психология уголовного судопроизводства;
  • судебно-психологическая экспертиза;
  • психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;
  • исправительно-трудовая психология.

Рекомендуемая литература по теме

  1. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.
  2. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – Гродно, 1998.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000.
  4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. – М., 1991.

1 Штерн В. Психология свидетельского показания // Вестник права. СПб., 1902. Кн. 2. С. 110.

2 Гольдовский О.Б. О психологии свидетельских показаний (доклад на заседании уголовного отделения юридического общества СПб университета 20 марта 1904 г.) // Вестник права. 1904. № 6. С. 189.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector