ОТНОШЕНИЯ

Эволюция товарно денежных отношений и становление рынка

Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка. Субъекты рыночных отношений. Структура рыночного механизма, его основные элементы

Становление современного рыночного хозяйства прошло несколько этапов. Первый этап – простое товарное производство. Достижение товарным производством его высшей ступени развития связано с утверждением капиталистического способа производства в процессе первоначального накопления капитала, которое образует предысторию капитала и включает две стороны:

1) превращение массы производителей в людей, лично свободных, но в то же время лишенных всяких средств производства. Этот процесс означает появление на рынке нового товара – рабочей силы;

2) сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.

Современная рыночная экономика сложилась под воздействием таких факторов, как: государственное регулирование, мировая экономика, развитая рыночная инфраструктура, социализированное товарное производство (возрастание роли человека в рыночной экономике).

Понятие «рынок» имеет различное толкование. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием товарно-денежных отношений возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

Яркий представитель классической школы А.Смит считал, что рыночная экономика – саморегулируемая система: саморегулирование автоматически устанавливается так называемой «невидимой рукой», каковой является механизм свободных рыночных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.

Методологической предпосылкой неоклассической теории рынка, разработанной А.Маршалом, Дж.Хиксом, Р.Алленом, М.Фридменем, стала теория предельной полезности, отводившая центральное место в механизме функционирования рынка потребителю и его предпочтениям. А.Маршал вывел кривую спроса из функции полезности и ввел категорию «цена труда», под которой понимал цену, которую покупатель готов уплатить за каждую дополнительную единицу товара. Он также исследовал зависимость изменения спроса покупателей от изменения цены на приобретаемый товар, для количественного измерения которой ввел в экономический анализ категорию «эластичность спроса по цене». Использование последней позволило А.Маршалу выделить рынки товаров высокой и низкой реакции спроса на изменение цены. Цена на рынке, согласно А.Маршалу, устанавливается под воздействием и полезности, определяющей спрос на данный товар, и предложения, зависящего от издержек производства.

Современные неоклассические школы продолжают учение классиков о рынке и его взаимоотношениях с государством. Так, представители неолиберализма Л. Мизес и Ф. Хайек являются защитниками концепции экономического либерализма и противниками любого вмешательства в экономику. Их идеи базируются на принципе предоставления полной свободы всем хозяйствующим субъектам, защите частной собственности и свободного обмена на базе углубления разделения труда. Центральный тезис Хайека состоит в том, что система свободных рыночных цен создает механизм экономического саморегулирования.

Резкое снижение научного рейтинга неоклассических концепций вызвал кризис 1929-1933 гг., когда вера в безотказность «невидимой руки» была подвергнута сомнению. Дж.М.Кейнс разработал новое направление в теории рынка, которое опровергает всесильное и неизменно благотворное влияние свободной конкуренции на ход экономического развития. Вклад Дж.М.Кейнса в теорию рынка состоит в следующем:

— в перенесении объекта анализа с деятельности отдельных фирм и домашних хозяйств на измерение агрегатных величин макроэкономического уровня;

— в доказательстве нереальности движения экономики к состоянию полной занятости лишь с опорой на силы конкуренции, без помощи государства;

— в рассмотрении рыночного механизма через функционирование четырех взаимосвязанных рынков – товаров, труда, денег и облигаций;

— в использовании функционального анализа для установления количественных взаимосвязей между экономическими категориями.

Монетаризм, становление которого относится к 70-м годам ХХ века, является одним из вариантов либеральной идеологии свободного предпринимательства, исходящем из способности рыночной экономики к саморегулированию и решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Представители монетаризма (М. Фридмен) считают, что рыночная экономика по своей природе внутренне стабильна в силу наличия в ней механизма саморегулирования, способного уравновешивать производственный процесс. Неустойчивость рыночного хозяйства они связывают с внешними факторами, например, с государственным вмешательством в экономику, нарушающим действие спонтанных рыночных механизмов. Позитивным вкладом монетаризма в теорию рынка можно считать разработку механизма, показывающего взаимосвязь между денежной массой, находящейся в обращении, и важнейшими параметрами функционирования товарного, валютного рынков и рынка труда. Целью экономической политики монетаристы объявляют борьбу с инфляцией при отказе от кейнсианской политики полной занятости и обосновании необходимости минимального государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Рынок в широком смысле слова представляет собой сферу товарного обращения, всю совокупность экономических отношений по поводу купли и продажи товаров.

Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы, государство.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных рабочих, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Фирма – это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) стремится к максимизации прибыли, 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Основными элементами рыночного механизма являются рыночная цена, соотношение спроса и предложения и конкуренция.

Сам рыночный механизм можно представить следующим образом: чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей, а рыночная цена падает. Естественно, это ведет к свертыванию производства. Напротив, когда конкуренция среди продавцов ослабевает, платежеспособный спрос начинает превышать предложение товаров. В результате цена возрастает, а производство товаров становится выгоднее, оно расширяется.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала. Формы конкурентной борьбы — межотраслевая и внутриотраслевая. Межотраслевая конкуренция ведется между предпринимателями различных отраслей общественного производства, внутриотраслевая — между предпринимателями, производящими однородные товары. В зависимости от используемых методов конкуренция делится на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем снижения цен на продукцию за счет использования более производительных факторов производства. Методами неценовой конкуренции являются повышение качества продукции, реклама, послепродажное обслуживание, промышленный шпионаж и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Источник

Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к по­требителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями — с другой.

Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой — порождает устойчивые функциональные вза­имосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономичес­кой основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифици­руется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу то­варов. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

Основными условиями возникновения рынка являются:

1. Общественное разделение труда

2. Самостоятельность производителя, свобода выбора

3. Экономическое обособление производителей за счёт частной собственности

Сущность рынка. Основные теоретические трактовки сущности рынка

В чем заключается их содержание? При раскрытии сущности рыночных отно­шений надо иметь в виду, что в экономической литературе приводятся разнооб­разные определения. Самое упрощенное определение рынка — это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). «Рынок — это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». (Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т. 2. С. 6). В данном определении в качестве критерия определе­ния рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист У. Джeвонс (1835-1882 гг.) в качестве основного кри­терия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу лю­дей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержа­ние рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обраще­ния. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, осно­ванного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денеж­ных связей и финансово-кредитной системы. Рынок развивается вместе с развитием товарного хозяйства. В условиях рынка все отношения людей связаны куплей-продажей. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели (домохозяйства, фирмы, организации, государство). Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведённая продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), а также услуги.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector