ПСИХОЛОГИЯ

Эвристическое мышление в психологии это

Эвристика и психология мышления

Эвристика в системе других наук.

Тема № 6.

Становление и развитие эвристики как науки, которая возникла на пересечении нескольких научных дисциплин, делает необходимым рассмотрение ее принципиальных связей с ними.

Одной из основных областей традиционных научных исследований эвристической деятельности человека является психология мышления, в которой эвристика выделялась в один из её разделов. В нём проводятся работы по исследованию природы мыслительных операций человека при решении различных задач независимо от их конкретного содержания и предметной области. Основной задачей психологического анализа мышления в этом случае становится выяснение эвристик, используемых человеком, их систематизация и разработка рекомендаций по активному управлению процессом их усвоения и применения. Исследования осуществляются на специально подобранном материале, удобном для анализа, и носят, как правило, кратковременный характер. Эвристики в этих исследованиях понимаются как догадки, специальные методы и приемы, основанные на обобщенном опыте решения интеллектуальных задач. Совокупность этих приемов и методов развивает способность находить подходы к задачам, методы решения которых покат неизвестны человеку.

Мышление – сложный познавательный психический процесс взаимодействия познающего человека с познавательным объектом. Оно представляет собой ведущую форму ориентирования человека в действительности. Практически всегда мышление, по сути, творческий процесс с элементами эвристического поиска определенного уровня, так как оно возникает в ситуациях, в которых для принятия решения необходима новая информация и способы ее переработки. В процессе мышления человек может ставить перед собой задачи и формулировать ответы, выдвигать гипотезы, строить доказательства, создавать научные теории и изобретения. Во всякой сложной мыслительной деятельности присутствует эвристическая деятельность как элемент творческого мышления. Мышление способно объединять, сопоставлять и противопоставлять информацию о явлениях и объектах, которые непосредственно друг с другом не связаны. Вскрывая закономерные существенные связи, мышление способно предвидеть пути дальнейшего развития материального мира – прогнозирование, и тем самым опережать его. Эти способности основаны на важнейших характеристиках мышления – обобщенности и опосредованности отражения окружающей действительности.

Одна из теорий, претендующих на описание мышления, основана на классической теории ассоциаций. В ней мышление понимают как связь стимулов и реакций или элементов поведения и трактуют как законы, управляющие последовательностью элементов поведения («идей»). «Идея» в классической ассоциативной теории является копией, следом стимулов. Теория основана на следующем законе следования: если два предмета А и В часто встречаются вместе, то предъявление А вызовет в памяти предмет В, то есть связь основана на принципе поверхностной внешней причинной связи (как, например, связи номера телефона с именем владельца).

Список операций в теории ассоциаций выглядит следующим образом:

o ассоциации, приобретенные на основе повторения связи;

o роль частоты повторения, новизны;

o припоминание прошлого опыта;

o пробы и ошибки со случайным успехом;

o научение на основе повторения успешной пробы;

o действия в соответствии с условными реакциями и привычками.

Однако мыслительный процесс отличается от свободного ассоционирования прежде всего тем, что мышление – это направленное ассоционирование. Фактором, направляющим ассоционирование и превращающим его в мышление, является цель. Существенным свойством ассоциативных связей является то, что они представляют основу такого упорядоченного хранения информации в мозге человека, которая обеспечивает быстрый поиск нужных сведений путем обращения к нужному материалу по ассоциации.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 656 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Методом проб и ошибок: что такое эвристика и причем тут искажения?

Помните такую шутку, что правильный ответ был найден «методом научного тыка»? Шутки шутками, а ведь это просторечное название одного из врожденных видов мышления человека — метода проб и ошибок. Это эвристический способ поиска решения, который позволяет найти ответ при помощи перебора вариантов. Применяется он обычно при недостаточности исходных данных, поэтому влечет за собой ошибки. Такие ошибки еще называют когнитивными искажениями. Но обо всем по порядку.

Эврика!

Эвристикой в психологии называют способ мышления. В науке эвристика — это целый раздел, который изучает творческое мышление человека. А еще эвристики — это непосредственно правила, приемы решения задач. Наконец, эвристика является одним из методов обучения в педагогике. Так что такое эвристика простыми словами?

Слово произошло из Греции, как и сам способ обучения. Его ввел Сократ, который проводил с учениками так называемые сократические беседы, в ходе которых задавал наводящие вопросы ученикам. Таким образом, ученики сами приходили к правильному ответу. Заодно эти беседы развивали критическое мышление у детей — проблема рассматривалась максимально обширно, непредвзято. В переводе с греческого эвристика — «открываю», «отыскиваю». Легенда о том, что Архимед выкрикнул однокоренное «Эврика!» в значении «нашел» — не только красивая, но и логичная.

Как наука эвристика начала формироваться примерно в 1850-х гг. Ее начали рассматривать как метод творческого мышления со своими правилами и особенностями. Среди них: недостаточность исходной информации, ограниченность времени, пределы воображения. Совокупность этих особенностей может привести к ошибочным выводам, которые в свою очередь формируют когнитивные искажения или «ошибки познания».

Кривое зеркало

Когнитивные искажения — это поведенческие ловушки сознания, которые возникают в результате шаблонного мышления. Пример — страх авиаперелетов. Недостаточная информированность о безопасности этого вида транспорта плюс многочисленные упоминания об авиакатастрофах в СМИ могут вызвать иррациональную боязнь летать самолетом. Это называется эвристикой репрезентативности. Мы принимаем решение на основе более часто встречающейся информации.

Шаблоны мышления возникают из-за того, что мозг экономит энергию и делает выбор в пользу быстрого решения. Особенно, если его «правильность» подтверждается хотя бы частично. Так появляется крючок, которому в большей степени подвержены азартные люди — «ошибка игрока». Игрок, принимая решение, на какой цвет ставить, наблюдает, что черное выпало 5 раз подряд. И ставит на красное с мыслью «вот сейчас уж точно должно сработать!», не принимая во внимание то, что вероятность по-прежнему составляет 50/50.

Игра по правилам

Эвристический подход к решению задач относится к теории творческого мышления и подчиняется определенным правилам.

  • Метод мозгового штурма. Самым ярким примером служит игра «Что?Где?Когда?», в которой игроки коллективно обсуждают вопрос и выбирают единственный вариант ответа. Это метод нужен, чтобы за короткий промежуток времени наработать много идей. Современная интерпретация метода мозгового штурма принадлежит Алексу Осборну. В 1919 году он вместе с товарищами создал рекламное агентство BBDO, которое существует до сих пор. Он описал процедуру генерации идей, которая использовалась в его агентстве, а позже выпустил книгу об этом. Алгоритм выглядит так:
  1. Анализ проблемы и выбор задачи.
  2. Выдвижение, генерация идей. Перед участниками ставится задача придумать как можно большее количество идей. На это дается от 15 до 30 минут. Если мозговой штурм проводится устно, то можно получить от 60 до 100 идей за сеанс, при другой форме общения — еще больше. На этом этапе должна полностью отсутствовать критика, т.е. фиксируются абсолютно все идеи, даже самые невероятные.
  3. На третьем этапе происходит анализ выдвинутых идей. Здесь наоборот — приветствуется конструктивная критика от участников. На этом этапе важно соблюдать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы критика идей не перешла на критику личности.
  • Синектика или Метод аналогий. Применяется, чтобы найти решение текущей задачи по аналогии с уже существующей. В данном случае ищутся похожие свойства двух объектов — предполагается, что если основные признаки у них одинаковые, то, скорее всего, вторичные тоже будут похожи. Алгоритм решения задачи подобным методом следующий:
  1. Сначала происходит анализ проблемы и постановка задачи. Необходимо понимание, что мы делаем, для чего. Нужно задать вопрос, вызывающий аналогии — например, как привлечь внимание к штендеру возле магазина?
  2. Вторая стадия — это поиск аналогий. Ищем аналогию к заданному вопросу — например, как глубоководная рыба привлекает к себе пищу? Рыба светится, движется. Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
  3. Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу. Проводится анализ выдвинутых аналогий.
  4. Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
  5. В конце проводим проверку решения.

С этими и другими методами решения задач можно познакомиться в курсе «Творческое мышление». Вы узнаете, как стать креативным и находить нестандартные решения сложных задач, а также научитесь генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Источник

Эвристическое мышление: понятие. Творческое, креативное мышление

Вы когда-нибудь задумывались о способах, которые используете для решения той или иной задачи? Нет? Тогда настало время. Есть несколько подходов к решению сложных и повседневных проблем. Один из них подразумевает логическое мышление, а другой – эвристическое мышление. О творческом подходе к решению проблем читайте ниже.

Определение

Эвристическое мышление – это способ решения задач, в котором используется нетривиальный подход. Для того чтобы решить ту или иную проблему, креативный человек будет разрабатывать собственный подход на основе уже имеющихся у него в голове знаний. Такой метод хоть и не экономит силы и задействует все ресурсы головного мозга, но позволяет улучшать воображение, мышление и развивать память. Понятие эвристического мышления базируется на уже имеющихся у человека знаниях. Именно благодаря их использованию можно создать синтетический подход, который не был известен человечеству или же конкретному индивиду ранее. Как происходит процесс эвристического мышления? Проще всего наблюдать такой вид развития идеи с помощью наводящих вопросов, которые себе задает индивид. Благодаря применению и нахождению ответов, схожих своей задаче, будет легко сделать вывод в любой смежной области. Причем такой прием можно использовать не только относительно творчества, но и в точных науках. Достаточно вспомнить уроки геометрии, где вывод одной теоремы базировался на другой.

Как вы уже выяснили выше, мышление бывает разным. Причем даже один тип делится на различные виды и формы. Мышление – это сложный процесс, изучение которого ведется на протяжении многих столетий. Но к сожалению, о мозге и протекающих в нем процессах известно очень мало. Зато о видах эвристического мышления достоверно известно, исходя из наблюдений за реакциями многочисленных людей различных культур, национальностей и религий:

  • Наглядное действие. Человек может что-то придумать, исходя из своего визуального наблюдения. Такой вид эвристического мышления свойствен всем детям. Они наблюдают за взрослыми, но не только копируют их действия, а пытаются синтезировать увиденное так, чтобы достичь какой-либо поставленной цели. Например, ребенок может увидеть, как мама надевает свои туфли. Девочка тоже попробует надеть мамины каблуки, но нога в них будет болтаться. Поэтому ребенок может надеть свою обувь, а затем уже на нее -мамину. Таким образом, у девочки получится успешно решить довольно простую задачу нетривиальным образом.
  • Наглядно-образное. Такой вид мышления используют не только подростки, но и люди-визуалы. Те индивиды, которым сложно конструировать что-то в голове, делают это на бумаге или в пластилине. Например, инженер, прежде чем решить, как построить дом, должен продумать его конструкцию. Сделать в голове точные расчеты будет невозможно, поэтому он начнет изобретать новые, неиспользованные до него методы перекрытия на бумаге.
  • Абстрактно-теоретическое. Люди с развитым воображением могут размышлять и формулировать идеи у себя в голове. Им для этого не нужна ни бумага, ни пластилин. Все расчеты и вычисления поставленной задачи лягут на бумагу уже в готовом варианте.

Компоненты мышления

Мало кто задумывается над тем, что участвует в природе порождения мысли. Какие существуют компоненты эвристического мышления?

  • Память. Прежде всего, в этом процессе участвуют воспоминания человека. Чем их больше, тем лучше будет развито воображение. Знания тоже играют не последнюю роль. Интеллектуалу проще придумать новый подход к решению какой-то задачи, чем школьнику, не получившему среднего образования.
  • Воображение. Если учесть, что эвристика – это наука, разрабатывающая творческие подходы к решению проблем, то можно понять, что человек в этом процессе задействует фантазию. Именно она помогает породить что-то новое и невиданное.
  • Мышление. Воображение и память помогают человеку придумать что-то абсолютно новое. Как же происходит этот процесс? Человек размышляет о чем-то, синтезирует знания, обогащает их воображением и применяет изобретенный подход для решения той или иной задачи.

Стиль мышления

Как человек может придумывать что-то новое? Для каждого индивида характерен собственный подход к творчеству. Ведь эвристика – это наука, изучающая методы и способы того, как человек делает открытия. На какие же стили делится мышление?

  • Экспрессивное. Спонтанное творчество является основой любого вида изобретений, открытий и порождения креативных идей. Человек творит ради того, чтобы творить. Вдохновение для своих идей и открытий индивид может найти где угодно: дома, по дороге до магазина или же в общественном транспорте. Идея приходит спонтанно и требует немедленного осмысления и реализации.
  • Продуктивное. Такой вид мышления контролируется человеком. Идея заранее хорошо обдумывается и уточняется. Человек не делает ничего спонтанного, хотя и не отказывается от возможности креативного проявления своей натуры. Творческое видение проблемы всегда выражается в продуктивном мышлении.
  • Инвентивное. Изобретательское мышление свойственно не всем людям. Оно в основном присутствует у конструкторов, архитекторов или проектировщиков. Люди самостоятельно настраивают свое мышление на нужную волну, чтобы было проще входить в рабочее состояние.
  • Инновационное. Человек может не изобретать велосипед заново, а модернизировать его. Такой процесс тоже называется творческим, но все же это творчество специфическое, хотя и необходимое для развития нашего общества.

Качество

Эвристическое мышление может работать на разных уровнях. Как именно человек мыслит, зависит от него и от его личных способностей и качеств:

  • Ширина. Чтобы сделать нововведение в какой-либо области, ее необязательно досконально изучать. Можно воспользоваться знаниями, имеющимися у человека в смежных областях. Например, когда человек захочет построить собаке будку, ему необязательно изучать, как должно выглядеть жилище для питомца. Он может придумать форму и метод постройки на основании знаний, имеющихся по строительству жилых домов.
  • Глубина. Если человек хочет сделать нововведение в какой-то специфической области, например в сфере дизайна логотипов, то должен хорошо изучить историю создания фирменных знаков и их развитие. Копать в ширину в этом случае необязательно. Здесь будет важна глубина.
  • Быстрота. Всегда важно, сколько времени человеку нужно, чтобы решить ту или иную задачу или же справиться с поставленной целью. Если он сможет заставить свой мозг работать быстро и при этом формулировать хорошие идеи, значит, он сумеет стать творческой личностью. А вот тугодума назвать креативным человеком нельзя. Так что работайте не только над качеством идеи, но и над быстротой ее создания и исполнения.

Приемы мышления

Эвристический тип мышления встречается довольно часто у творческих людей. Какими же способами эти люди привыкли решать свои проблемы?

  • Прием. Действие, которое выполняется для достижения поставленной цели. В эвристическом типе мышления прием подразумевает синтез уже увиденных ранее действий и его переосмысление во что-то новое.
  • Метод. Способ достижения поставленной цели через совокупность нескольких специально выведенных для этой цели приемов. Действия, методики и теории вырабатываются на основе чего-то знакомого, но в результате получается инновационный подход.
  • Методика. Совокупность нескольких методов для достижения поставленной цели. Для каждой конкретной задачи вырабатывается своя методика. Это своеобразный путь, который должен пройти человек, чтобы разработать свой универсальный способ достижения цели.
  • Методология. Структура методик, которые объединены для решения одной поставленной задачи.

Процессы

Эвристический стиль мышления – это уникальный творческий подход к решению задачи. Чтобы выработать определенную структуру мышления, нужно следовать четко определенной схеме. Несмотря на всю креативность, процессы мышления у всех людей одинаковы:

  • Зарождение проблемы или идеи. На первом этапе человек знакомится с проблемой или создает идею. Образ, решение и структура еще не определены.
  • Анализ. Человек сравнивает различные подходы, которые работали у его коллег. Он ищет наиболее удачные способы решения своей проблемы путем переработки и доработки чужих идей.
  • Синтез. Смешение различных выводов, которые были найдены на прошлом этапе, помогают человеку сформировать и определиться с вектором развития решения проблемы.
  • Конкретизация. Проблема приобретает реальные очертания, и определяется понятный и логичный способ ее устранения.

Условия формирования

Творческое креативное мышление возможно только под воздействием определенных факторов. Что же именно способствует проявлению нетривиального способа мышления?

  • Положительная мотивация. Человек должен точно знать награду, которую ему принесет решение проблемы или же формирование идеи. Это может быть как денежное вознаграждение, так и моральное удовлетворение.
  • Интерес. Индивид должен быть заинтересован в решении проблемы. Человек сможет найти мотивацию к работе только в том случае, если решение проблемы каким-либо образом будет помогать его личному или профессиональному росту. Человек способен работать над чем-то, что приносит ему удовольствие, в течение долгого времени. Поэтому если вы хотите что-то создать, обязательно подумайте над тем, что вы получите взамен на потраченное время.
  • Креативность. Творческий подход – это обязательный факт для развития творческого мышления. Благодаря нестандартным методам и синтезам стандартных методов решения проблемы индивид находит новые теории и незамедлительно проверяет их на практике.

Вы верите в систему тестирования? Психологи говорят, что она может помочь узнать о ваших личных качествах и выяснить сильные и слабые стороны. Тесты на мышление и на креативность существуют разные. Но все они должны справиться с двумя задачами:

  • Анализ жизненного опыта. Каждый человек развивался, воспитывался и вырос в разных условиях, и именно они наложили отпечаток на то, как человек мыслит. Жизненные ценности, опыт и знания играют немаловажную роль в формировании креативной идеи. Человек будет биться над теми вопросами, решение которых считает по-настоящему важными.
  • Анализ личного мышления. Личные предпочтения играют немаловажную роль в восприятии этого мира. Жизненный опыт, прочитанные книги, эмоции и впечатления — все это накладывает определенный отпечаток на то, как человек думает и что считает приоритетом.

Один из простых тестов на мышление приведен выше. На картинке изображены две фигуры. Вам нужно дополнить их так, чтобы получилось какая-нибудь внятная форма. Это может быть живое существо или же небольшой сюжет вроде иллюстрации. Ниже приведены примеры того, как с этим заданием справились креативные люди.

Если вы тоже нарисовали какой-то сюжет, то можете считать, что ваше творческое мышление развито очень неплохо. Чем более детализированное изображение, тем лучше для вас.

Развитие

Эвристические приемы творческого мышления человек познает с течением времени. Они не закладываются человеку в голову с детства. Поэтому, если вы обделены креативным мышлением, не переживайте. Оно поддается развитию. Что же можно делать для того, чтобы стать немного спонтаннее и креативнее? Развитие эвристического мышления подразумевает какую-то цель. Вы должны точно понимать, что вы делаете и зачем вы это делаете. Делать что-то ради удовольствия можно, но отслеживать результат такого процесса будет сложно. Поэтому попробуйте сформировать цель своих стремлений. Когда у вас появилась цель, придет и мотивация. Для того чтобы повысить уровень своей креативности, вам нужно практиковаться ежедневно. Например, вы можете придумывать какие-то идеи по улучшению вашего быта. Примеров может быть масса. Как была изобретена мультиварка? Этот незаменимый для многих хозяек помощник появился в их доме благодаря тому, что умный инженер сумел объединить кастрюлю, микроволновку, духовку и пароварку в единое целое. Попробуйте и вы изобретать что-то подобное.

Один из способов развития креативного мышления – это мозговой штурм. Вы должны быстро накидать любые идеи по улучшению того или иного предмета. Если вы этого сразу сделать не можете, то на первом этапе выпишите те свойства, которые хотели бы видеть в вашем изобретении. Теперь объедините полезные свойства в одно составляющее, и у вас получится универсальное изобретение.

А как можно развивать креативное мышление у детей? Есть очень простой метод. Делается это с помощью ассоциаций. Взрослый говорит ребенку любое слово, например «дом». Ребенок должен сделать любую строчку существительных из 5-6 пунктов. Например: дом – огород – деревья – яблоки – сок – здоровье. Вы можете импровизировать с заданием и давать первое и последнее слово. А промежуточную часть нужно будет заполнить ребенку.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть