ПСИХОЛОГИЯ

Эзотерика философия психология желание

Психология и эзотерика: точки соприкосновения на пути к себе

Эзотерика и психология – есть ли между ними связь? Часто можно услышать, прочитать в СМИ, наткнуться на форумах в интернете рассуждения о том, что психологи, организующие различные тренинги, мало чем отличаются от адептов различных эзотерических и мистических учений. И приемы у них схожие, такие же «мутные», непонятные и странные, если не сказать больше.

Причем одни люди с восторженным придыханием рассуждают о эзотерике: невыразимом мистическом опыте, просветлении и пробуждении необычных способностей, а другие вообще не склонны принимать всерьез психологические тренинги, считая психологов шарлатанами.

Что такое эзотерика

Прежде чем говорить о возможности использования эзотерических техник в психологических целях и для саморазвития, поиска пути к себе, надо сначала разобраться в том, что такое эзотерика. Многие люди считают ее чем-то вроде мистики (контактов со сверхъестественным) или шарлатанства, то есть сознательного обмана. Ни то, ни другое не соответствует действительности, хоть в эзотерических знаниях и присутствуют элементы мистики, а обманщики и шарлатаны нередко манипулируют понятиями эзотерики.

Эзотерика (или эзотеризм) – это древние, тайные знания, доступные только посвященным. Часть из них, действительно, содержат информацию о методах воздействия на сознание. Эзотерические знания присутствуют во всех религиозных системах, причем большинство этих знаний давно перестали быть тайными и доступны всем людям. Например, тантризм, дзэн, йога, практики исламских суфиев и т. д.

Эзотерика, психология и воздействие на сознание

Если же говорить об известной эзотерике, то нас интересует, прежде всего, та ее область, которая связана с так называемыми психопрактиками, то есть методами воздействия на психику, изменение сознания человека или группы. Эти методы разрабатывались даже не годами, а столетиями и тысячелетиями.

Психопрактики таких эзотерических учений, как йога, суфизм, тантризм, дзэн направлены на постижение человеком собственного «я», то есть на самопознание, и на изменение сознания, то есть на саморазвитие и поиск пути к себе. Ничего плохого, предосудительного в этом нет, так же как и нет ни мистики, ни апелляции к сверхъестественным (божественным или демоническим) силам. Конечно, совершенство человеческого сознания понималось разными культами по-разному, и идеалы, например, тантризма или каббалы мало подходят для современного человека. Но речь идет не о конечной цели, а о техниках, практических приемах. Так же, например, как овладение техникой быстрого запоминания информации никакого отношения к самой информации не имеет.

Психология и эзотерика: точки соприкосновения на пути к себе

Эзотерика и психология – есть ли между ними связь? Часто можно услышать, прочитать в СМИ, наткнуться на форумах в интернете рассуждения о том, что психологи, организующие различные тренинги, мало чем отличаются от адептов различных эзотерических и мистических учений. И приемы у них схожие, такие же «мутные», непонятные и странные, если не сказать больше.

Причем одни люди с восторженным придыханием рассуждают о эзотерике: невыразимом мистическом опыте, просветлении и пробуждении необычных способностей, а другие вообще не склонны принимать всерьез психологические тренинги, считая психологов шарлатанами.

Кто же из них прав? И есть ли связь между духовной практикой древних религиозных культов и современными психологическими методиками?

Что такое эзотерика

Прежде чем говорить о возможности использования эзотерических техник в психологических целях и для саморазвития, поиска пути к себе, надо сначала разобраться в том, что такое эзотерика. Многие люди считают ее чем-то вроде мистики (контактов со сверхъестественным) или шарлатанства, то есть сознательного обмана. Ни то, ни другое не соответствует действительности, хоть в эзотерических знаниях и присутствуют элементы мистики, а обманщики и шарлатаны нередко манипулируют понятиями эзотерики.

Эзотерика (или эзотеризм) – это древние, тайные знания, доступные только посвященным. Часть из них, действительно, содержат информацию о методах воздействия на сознание. Эзотерические знания присутствуют во всех религиозных системах, причем большинство этих знаний давно перестали быть тайными и доступны всем людям. Например, тантризм, дзэн, йога, практики исламских суфиев и т. д.

Сегодня тайны эзотерических учений доступны каждому

Эта ранее тайная информация давно изучена, проанализирована учеными, частично она признана полезной, и некоторые приемы воздействия на сознание и изменение физического состояния используются психологами, врачами и даже учителями. Но значительная часть эзотерических учений связана исключительно с религиозными культами и вне их никакой ценности не представляет.

Есть, возможно, и до сих пор какие-то тайные, скрытые знания, которые сберегаются посвященными, хранителями, специальными орденами. Но на то они и тайные, чтобы про них никто не знал.

Эзотерика, психология и воздействие на сознание

Если же говорить об известной эзотерике, то нас интересует, прежде всего, та ее область, которая связана с так называемыми психопрактиками, то есть методами воздействия на психику, изменение сознания человека или группы. Эти методы разрабатывались даже не годами, а столетиями и тысячелетиями.

Психопрактики таких эзотерических учений, как йога, суфизм, тантризм, дзэн направлены на постижение человеком собственного «я», то есть на самопознание, и на изменение сознания, то есть на саморазвитие и поиск пути к себе. Ничего плохого, предосудительного в этом нет, так же как и нет ни мистики, ни апелляции к сверхъестественным (божественным или демоническим) силам. Конечно, совершенство человеческого сознания понималось разными культами по-разному, и идеалы, например, тантризма или каббалы мало подходят для современного человека. Но речь идет не о конечной цели, а о техниках, практических приемах. Так же, например, как овладение техникой быстрого запоминания информации никакого отношения к самой информации не имеет.

Преобразование эзотерического опыта в прикладной психологии

Действительно, и древние культы, и современные психологи нередко практикуют одни и те же методы. Но чаще всего здесь нет осознанного заимствования. Просто эзотерики-мистики и психологи-практики опираются на общие для всех людей психологические законы и механизмы.

Психопрактик, «заимствованных» психологией из эзотерических учений, достаточно много, но можно выделить самые известные и эффективные.

  • Медитация – упражнения, вызывающие у человека особое состояние сознания, погружение в себя. Медитация позволяет глубже понять внутренние процессы, освободить сознание от мешающих эмоций и сконцентрироваться на выполнении какого-то упражнения или на решении проблемы.
  • Катарсис – очищение сознания, психики от травмирующих эмоций, снятие психического напряжение, через переживание сильных эмоциональных состояний.
  • Исповедь как возможность выговориться, она широко используется в практике психологов-консультантов, психотерапевтов и психоаналитиков. Имеет огромное психотерапевтическое значение, так как человек, проговаривая то, что его беспокоит, мучает, выносит за пределы сознания травмирующие переживания и негативный опыт.
  • Молитва – словесные формулы, позволяющие человеку испытать состояние катарсиса, выводящие негативную энергию и очищающие душу. Еще более эффективна коллективная молитва, так как срабатывает мощный механизм психического заражения.
  • Мантры – вербальные формулы, используемые в тренингах и аутотренингах.

Это далеко не все древние техники, которые используются психологами во время тренингов и сеансов психотерапии. Их намного больше, и они работаю чаще всего в сочетании психологии и эзотерики, подкрепляя, усиливая друг друга. Но эти практики не имеют отношения ни к мистике, ни к шарлатанству, ни к экстрасенсорике, так как работают с уровнем сознания (или подсознания) нормальных людей, с обычными, не сверхъестественными чувствами.

Источник

Эзотерика, философия, психология

  • Записи сообщества
  • Поиск

Эзотерика, философия, психология запись закреплена

7 МУДРЫХ СОВЕТОВ АКАДЕМИКА ЛИХАЧЕВА

За всю свою жизнь советский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев написал более 1000 статей, оставил около 500 научных и 600 публицистических трудов. В том числе более 40 книг по истории древнерусской литературы и русской культуры. Но одной из самых интересных и ценных книг Лихачева является книга-завещание: «Письма о добром и прекрасном».
Показать полностью. Эти «письма» (46 писем) адресованы молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. Сегодня — это самый авторитетный сборник мудрости.

Выдержками из писем-советов:

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

2. Берегите молодость.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им.

Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

3. Самая большая цель жизни.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

4. Самая большая ценность — жизнь.

«Вдох – выдох, выдох!» Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“.

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

5. Жизненно необходимая цель.

По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело.

6. Что объединяет людей?

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно.

Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть