ПСИХОЛОГИЯ

Эзотерика и психология в чем разница

Психология и эзотерика: точки соприкосновения на пути к себе

Эзотерика и психология – есть ли между ними связь? Часто можно услышать, прочитать в СМИ, наткнуться на форумах в интернете рассуждения о том, что психологи, организующие различные тренинги, мало чем отличаются от адептов различных эзотерических и мистических учений. И приемы у них схожие, такие же «мутные», непонятные и странные, если не сказать больше.

Причем одни люди с восторженным придыханием рассуждают о эзотерике: невыразимом мистическом опыте, просветлении и пробуждении необычных способностей, а другие вообще не склонны принимать всерьез психологические тренинги, считая психологов шарлатанами.

Что такое эзотерика

Прежде чем говорить о возможности использования эзотерических техник в психологических целях и для саморазвития, поиска пути к себе, надо сначала разобраться в том, что такое эзотерика. Многие люди считают ее чем-то вроде мистики (контактов со сверхъестественным) или шарлатанства, то есть сознательного обмана. Ни то, ни другое не соответствует действительности, хоть в эзотерических знаниях и присутствуют элементы мистики, а обманщики и шарлатаны нередко манипулируют понятиями эзотерики.

Эзотерика (или эзотеризм) – это древние, тайные знания, доступные только посвященным. Часть из них, действительно, содержат информацию о методах воздействия на сознание. Эзотерические знания присутствуют во всех религиозных системах, причем большинство этих знаний давно перестали быть тайными и доступны всем людям. Например, тантризм, дзэн, йога, практики исламских суфиев и т. д.

Эзотерика, психология и воздействие на сознание

Если же говорить об известной эзотерике, то нас интересует, прежде всего, та ее область, которая связана с так называемыми психопрактиками, то есть методами воздействия на психику, изменение сознания человека или группы. Эти методы разрабатывались даже не годами, а столетиями и тысячелетиями.

Психопрактики таких эзотерических учений, как йога, суфизм, тантризм, дзэн направлены на постижение человеком собственного «я», то есть на самопознание, и на изменение сознания, то есть на саморазвитие и поиск пути к себе. Ничего плохого, предосудительного в этом нет, так же как и нет ни мистики, ни апелляции к сверхъестественным (божественным или демоническим) силам. Конечно, совершенство человеческого сознания понималось разными культами по-разному, и идеалы, например, тантризма или каббалы мало подходят для современного человека. Но речь идет не о конечной цели, а о техниках, практических приемах. Так же, например, как овладение техникой быстрого запоминания информации никакого отношения к самой информации не имеет.

Психология и эзотерика: точки соприкосновения на пути к себе

Эзотерика и психология – есть ли между ними связь? Часто можно услышать, прочитать в СМИ, наткнуться на форумах в интернете рассуждения о том, что психологи, организующие различные тренинги, мало чем отличаются от адептов различных эзотерических и мистических учений. И приемы у них схожие, такие же «мутные», непонятные и странные, если не сказать больше.

Причем одни люди с восторженным придыханием рассуждают о эзотерике: невыразимом мистическом опыте, просветлении и пробуждении необычных способностей, а другие вообще не склонны принимать всерьез психологические тренинги, считая психологов шарлатанами.

Кто же из них прав? И есть ли связь между духовной практикой древних религиозных культов и современными психологическими методиками?

Что такое эзотерика

Прежде чем говорить о возможности использования эзотерических техник в психологических целях и для саморазвития, поиска пути к себе, надо сначала разобраться в том, что такое эзотерика. Многие люди считают ее чем-то вроде мистики (контактов со сверхъестественным) или шарлатанства, то есть сознательного обмана. Ни то, ни другое не соответствует действительности, хоть в эзотерических знаниях и присутствуют элементы мистики, а обманщики и шарлатаны нередко манипулируют понятиями эзотерики.

Эзотерика (или эзотеризм) – это древние, тайные знания, доступные только посвященным. Часть из них, действительно, содержат информацию о методах воздействия на сознание. Эзотерические знания присутствуют во всех религиозных системах, причем большинство этих знаний давно перестали быть тайными и доступны всем людям. Например, тантризм, дзэн, йога, практики исламских суфиев и т. д.

Сегодня тайны эзотерических учений доступны каждому

Эта ранее тайная информация давно изучена, проанализирована учеными, частично она признана полезной, и некоторые приемы воздействия на сознание и изменение физического состояния используются психологами, врачами и даже учителями. Но значительная часть эзотерических учений связана исключительно с религиозными культами и вне их никакой ценности не представляет.

Есть, возможно, и до сих пор какие-то тайные, скрытые знания, которые сберегаются посвященными, хранителями, специальными орденами. Но на то они и тайные, чтобы про них никто не знал.

Эзотерика, психология и воздействие на сознание

Если же говорить об известной эзотерике, то нас интересует, прежде всего, та ее область, которая связана с так называемыми психопрактиками, то есть методами воздействия на психику, изменение сознания человека или группы. Эти методы разрабатывались даже не годами, а столетиями и тысячелетиями.

Психопрактики таких эзотерических учений, как йога, суфизм, тантризм, дзэн направлены на постижение человеком собственного «я», то есть на самопознание, и на изменение сознания, то есть на саморазвитие и поиск пути к себе. Ничего плохого, предосудительного в этом нет, так же как и нет ни мистики, ни апелляции к сверхъестественным (божественным или демоническим) силам. Конечно, совершенство человеческого сознания понималось разными культами по-разному, и идеалы, например, тантризма или каббалы мало подходят для современного человека. Но речь идет не о конечной цели, а о техниках, практических приемах. Так же, например, как овладение техникой быстрого запоминания информации никакого отношения к самой информации не имеет.

Преобразование эзотерического опыта в прикладной психологии

Действительно, и древние культы, и современные психологи нередко практикуют одни и те же методы. Но чаще всего здесь нет осознанного заимствования. Просто эзотерики-мистики и психологи-практики опираются на общие для всех людей психологические законы и механизмы.

Психопрактик, «заимствованных» психологией из эзотерических учений, достаточно много, но можно выделить самые известные и эффективные.

  • Медитация – упражнения, вызывающие у человека особое состояние сознания, погружение в себя. Медитация позволяет глубже понять внутренние процессы, освободить сознание от мешающих эмоций и сконцентрироваться на выполнении какого-то упражнения или на решении проблемы.
  • Катарсис – очищение сознания, психики от травмирующих эмоций, снятие психического напряжение, через переживание сильных эмоциональных состояний.
  • Исповедь как возможность выговориться, она широко используется в практике психологов-консультантов, психотерапевтов и психоаналитиков. Имеет огромное психотерапевтическое значение, так как человек, проговаривая то, что его беспокоит, мучает, выносит за пределы сознания травмирующие переживания и негативный опыт.
  • Молитва – словесные формулы, позволяющие человеку испытать состояние катарсиса, выводящие негативную энергию и очищающие душу. Еще более эффективна коллективная молитва, так как срабатывает мощный механизм психического заражения.
  • Мантры – вербальные формулы, используемые в тренингах и аутотренингах.

Это далеко не все древние техники, которые используются психологами во время тренингов и сеансов психотерапии. Их намного больше, и они работаю чаще всего в сочетании психологии и эзотерики, подкрепляя, усиливая друг друга. Но эти практики не имеют отношения ни к мистике, ни к шарлатанству, ни к экстрасенсорике, так как работают с уровнем сознания (или подсознания) нормальных людей, с обычными, не сверхъестественными чувствами.

Источник

Различия психологии и эзотерики

Очень модная нынче тема – конфликт психологии и эзотерики. Аргументы конфликтующих сторон просты: психологи говорят, что у эзотерики нет научной базы, и предмет ее изучении эфемерен, а методы слишком непонятны, чтобы считаться научными. Исследования, в большинстве случаев не проводились, а если и проводились, результаты их сомнительны. В общем, эзотерика не наука, а следовательно, не имеет права на жизнь. Эзотерики, в свою очередь, резонно апеллируют к тому, что тяга человека к познанию себя и мира существует столько, сколько и само человечество. Мудрость многих эзотерических законов проверена веками, а это покруче психологических исследований последнего столетия.

И те, и другие по-своему правы, не в этом суть. А зачем вообще нужен этот конфликт? Ведь если и у психологии, и у эзотерики точка приложения усилий – человек, т.е. мы с вами, то так ли это важно, кто был первым, и чьи методы научнее если они помогают, работают? И, может быть, стоит объединить усилия, чтобы помочь человеку быть счастливей, а миру – гармоничней? Вообще, возможен ли союз психологии и эзотерики в рамках одной задачи и одного конкретного человека?

Два профессионала, известных каждый в своей области, – эзотерик, таролог, основатель школы практический эзотерики Иссэт Котельникова и психолог, психотерапевт Лариса Лутовина, в статье дают ответы на эти вопросы.

Иссэт: Есть три области, которые занимаются душой человека. Это религия, эзотерика и психология. И на низком уровне проработки эти области конкурируют. Для того что бы перестать конкурировать, надо быть достаточно взрослым, надо быть в теме и того, и другого. До того момента, как я познакомилась плотно с психологией, я рассказывала анекдоты про психологов. А когда пошла учиться эриксоновскому гипнозу, услышала от преподавателя анекдоты про эзотериков. И мне стало понятно, что и эзотерики, и психологи на каком-то уровне устраивают публичную казнь другому направлению. Значит, все-таки есть стремление обесценить другое направление, а такое желание может возникать только из-за непонимания разницы между ними. К примеру, если говорить о религии, воспринимая ее с точки зрения жестких религиозных догматов, то неизбежны мировоззренческие конфликты и с эзотерикой, и с психологией. А при более глубоком восприятии взаимодействия между человеком и Богом, и эзотерика, и психология могут многое добавить к традиционному пониманию религии. Давай попробуем объяснить нашим читателям эту разницу между эзотерикой и психологией для того, чтобы показать, насколько эти два направления могут быть союзниками, а не конкурентами?

Лариса: Давай попробуем. Мне кажется, это очень хорошая мысль, поскольку так или иначе и эзотерика, и психология занимаются похожей проблематикой применительно к каждому конкретному человеку, и непонимание, что есть что, и какая область отвечает на какие вопросы, возникает очень часто.

Иссэт: Я бы сказала, по своему опыту, что не встречала противоречащих рекомендаций от психолога и эзотерика. И те, и другие в своих рекомендациях исходят из разных подходов к внутреннему миру человека. А техники воздействия на жизненную ситуацию будут отличаться друг от друга. Конечно, если мы говорим о профессионалах в этих областях.

Лариса: Мы с тобой знакомы очень давно, и за все это время не было ни одной темы, в которой были бы кардинальные, взаимоисключающие противоречия в подходах к ситуации клиента. При этом мы не давали одних и тех же рекомендаций, сказанных разными словами. Мы чаще находили много вещей, в которых эзотерика описывает ситуацию клиента, а психология подтверждает это на своем уровне, и наоборот. И да, ты права, — методы работы с ситуацией, решения по выходу из нее могут отличаться, но, опять же, не вижу в этом противоречий. Просто клиент получает бОльший инструментарий для решения проблемы — и эзотерический, и психологический.

Иссэт: Главное, чтобы читатели из предыдущего текста не поняли, что психология и эзотерика — это одно и то же, и просто по-разному называют одни и те же процессы.

Лариса: Давай я попробую объяснить, что такое психология, а потом ты расскажешь о том, что такое эзотерика. Начнем с того, что эзотерика, как и религия, безусловно, имеет более древнее происхождение, и хотя бы в силу своего старшинства обладает тем опытом, который психология просто не вправе сбрасывать со счетов. Психология, по сути, наука молодая, ей и 150 лет нет, а эзотерика… даже не берусь судить, насколько старше. И мое мнение, что эзотерика в гораздо большей степени является философией, мировоззрением, а психология — гораздо более прикладная в своем подходе к решению человеческих проблем.

Иссэт: Знаешь, в нашей школе практической эзотерики мы уже много лет занимаемся как раз прикладной частью эзотерики. И “прикладываем” мы ее вполне успешно и без использования психологических методик. Разве мировоззрение может быть прикладным? Может, тогда разберемся с термином “прикладная”?

Лариса: Я и не утверждаю, что эзотерика не может быть прикладной. Речь идет о том, что психология в большей степени ориентирована на решение конкретной проблемы, заявленной клиентом. Сейчас объясню. Эзотерика, как мне кажется, чаще идет от общего к частному, оперируя понятиями “судьба”, “предназначение”, действуя в соответствии с восприятием человека как части общемировой системы. Это я и имею в виду, когда говорю о мировоззренческом подходе. Психология же, а в особенности психотерапия, всегда приложена к определенной проблеме, психология состоит из многих прикладных участков. Она состоит из многих паззлов: когнитивная, гештальт, нарративная, и прочие направления, их на сегодняшний момент больше сотни, насколько я знаю. К определенной проблеме прикладывается определенный ключик. При этом надстройки мировоззренческой в психологии не существует.

Иссэт: Мне кажется, что эту разницу можно образно описать как различие между геоцентричным и гелиоцентричным подходом к астрономии. В геоцентричной системе мы делаем центром восприятия нашу планету и рассматриваем ее как основную действующую величину. И тогда все звезды и планеты для нас условно вращаются вокруг земли. Астрология, например, на этом и основана. А в гелиоцентричной нам важно рассматривать землю только как одну из планет солнечной системы, а саму солнечную систему как часть большой галактики. Эзотерика в этом случае гелиоцентрична — воспринимает конкретную личность человека как уникальное проявление его бессмертной души, которая имеет множество прошлых воплощений и кармических задач. Тогда как психология геоцентрична — ее задача воспринимать то, что конкретно происходит с этой личностью, и каким образом можно ей помочь справляться с насущными проблемами, не зависимо от того, какая на них кармическая нагрузка. Оба подхода в принципе верны, и вполне могут дополнять друг друга. Весь вопрос в точке приложения на данный момент.

Лариса: Хороший пример. То есть, говоря другими словами, обе системы имеют право на жизнь, все зависит от конкретной области применения. Когда мы говорим о проблемах чисто земных, уместна геоцентрическая модель восприятия. В случае надвигающегося землетрясения — какая разница, где находится Марс по отношению к Солнцу, людей спасать надо.

Иссэт: Может быть, рассмотрим на каком-нибудь примере различие наших подходов? Скажем, человек оказывается в ситуации, когда он теряет себя. Например, как в том анекдоте — перестали радовать елочные игрушки. Что в этой ситуации будет делать психотерапевт?

Лариса: Смотреть симптоматику. Для чего мне это? Ты понимаешь, чаще всего человек на приеме предъявляет симптом, а проблема может лежать совсем в другой плоскости. Это как на приеме у врача — приходит пациент и жалуется, к примеру, на головную боль. Что делает доктор? Правильно, задает вопросы и назначает комплекс анализов, чтобы выяснить, головная боль — это симптом чего? От гипертонии до, не дай Бог, онкологии — все может быть. Приходит к психотерапевту человек и говорит «Не радуют елочные игрушки». У меня есть определенный набор инструментов, которыми я диагностирую основную проблему. То есть я спрашиваю «А как с мамой, как с папой, какие детские переживания, а что для вас значит, понятие “не радует”?». Есть определенные тестовые методики, системы выявления той или иной проблематики. По результатам такой диагностики начинаем работать.

Иссэт: Я, в общем-то, тоже начинаю с диагностики ситуации. Куда же без нее? Я буду выяснять проблемную зону. Людям свойственно делать обобщающие выводы, имея конкретные мелкие проблемы. Поэтому первое, что мне надо сделать, это выяснить в какой области жизни клиента находится проблема. И, при этом, мне нужно еще узнать — правда ли, ситуация клиента имеет эзотерический подтекст. “Не радует” — может быть из-за того, что у клиента нарушен контакт с ведущим Эгрегором, или его проблема связана с Атманическим идеалом. В этом случае я буду давать те или иные эзотерические рекомендации, просматривая ситуацию клиента с помощью карт Таро. Но бывает, что ситуация клиента связана, например, с не прожитой психологической травмой, и в этом случае я рекомендую клиенту обратиться за помощью к психотерапевту.

Лариса: Мне кажется, я поняла. Поправь, если ошибаюсь. Ты тестируешь в данной ситуации, находятся ли проблемы клиента в плоскости “выше”, там, где находятся Эгрегоры и законы кармы, или “ниже” в плоскости конкретной личности, в конкретной симптоматике, в которой человек застрял. Вот эзотерика, как мне кажется, про то, что выше, а то, что ниже – это психология. И то, и другое мне видится очень важным. Весь вопрос в точке приложения внимания специалиста.

Иссэт: То есть, находим источник той или иной проблемы клиента. Это может быть как тема его коммуникаций с Высшими силами, так и кармические задачи. А может быть его психологические проблемы, которые эзотерика описывает как право свободного выбора личности.

Лариса: И вот это наша точка приложения усилий. Если я вижу, что ситуация клиента не может быть объяснена с точки зрения законов психологии конкретной личности, если у меня нет механизма объяснения того, что с ним происходит, я предполагаю, что есть некий высший смысл в происходящем, и с полным правом рекомендую клиенту обратиться к тебе как к эзотерику.

Иссэт: В свою очередь, если я выясняю проблему клиента и понимаю, что для ее решения нужно поменять его психологическую установку, например, разобраться со своими комплексами неполноценности или фобиями, то я рекомендую обратиться за помощью к тебе как к психотерапевту.

Лариса: Вот поэтому мне кажется союз психологии и эзотерики очень важным. И если бы эзотерик и психолог в своем намерении помочь конкретному человеку подружились, то он бы получил максимально возможный уровень поддержки и смог бы решить свою проблему гораздо быстрее и эффективнее. И мне страшно обидно, что по факту эзотерика и психология, вместо того, чтобы продуктивно сотрудничать, заняты выяснением, кто из нас прав, а кто нет.

Авторы: Иссэт Котельникова и Лариса Лутовина

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector