Конфликты

Конфликт вокруг острова тузла

Как возник спор между Россией и Украиной из-за острова Тузла

Конфликт вокруг острова Тузла в Керченском проливе Азовского моря был вызван как политическими, так и экономическими причинами – Украина могла в одностороннем порядке взимать плату за проход кораблей по единственному в районе косы Тузла судоходному каналу. В конечном итоге точку в вопросе территориальной принадлежности острова поставила российская сторона, объявив о принадлежности Тузлы и Керченского пролива России.

История спорного вопроса

В январе 1941 года Тузлу включили в состав Крымской автономной советской социалистической республики. Через 14 лет коса Тузла как часть Крымской области была передана Хрущевым Украине, и с того времени до «самостийности» этого государства считалась украинской территорией.

Проблемы бы не возникло и при параде суверенитетов бывших союзных республик, случившегося после распада СССР. Однако Украина монополизировала право на пользование единственным морским судоходным участком, разделявшим Тузлу и Крымский полуостров. Фактически государство получило эксклюзивную возможность устанавливать размер стоимости прохода всех судов в этом месте, включая российские. Соответственно, эта особенность в любой момент могла обернуться и немотивированным отказом в прохождении через судоходный участок.

Эскалация конфликта

Активная фаза борьбы за косу Тузла началась в начале нулевых. В 2003 году власти Краснодарского края инициировали работы по строительству дамбы, которая начиналась от Таманского полуострова и подходила к пограничному острову Тузла. Объяснение возведения гидротехнического сооружения сводилось к тому, что оно будет предотвращать размывание косы Тузла и береговой полосы Таманского полуострова. Дамбу достроили почти до госграницы Украины (государство обозначило ее в свое время в одностороннем порядке) – осталось немногим более 100 метров. Путин осенью того же года встречался с Кучмой. Но обоюдной договоренности о российско-украинской границе и пользовании спорным участком Азовского моря тогда главам государств достичь не удалось.

Спустя два года после очередных российско-украинских переговоров украинская сторона сообщила, что Россия подтвердила факт принадлежности Украине косы Тузла и окружающей ее акватории. Но российское Министерство иностранных дел, отвечая на данное заявление, в очередной раз подчеркнуло неопределенный правовой статус Тузлы.

Когда Крым стал наш

После фактического присоединения Крыма к Российской Федерации в марте 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по вопросу Керченского пролива однозначно заявил: обсуждать больше нечего – и Тузла, и пролив – теперь российская территория. С лета того же года ведется работа по возведению Крымского (Керченского) моста через пролив, который должен соединить Керченский и Таманские полуострова через остров Тузлу и Тузлинскую косу. Через год планируют запустить автомобильную, а в декабре 2019 года – железнодорожную часть мостаа.

Источник

Репетиция аннексии Крыма. Как в 2003 году между Украиной и РФ вспыхнул конфликт вокруг острова Тузла

В 2003 году между Украиной и Россией разгорелся конфликт вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Тогда РФ начала строительство дамбы, чтобы совместить Тузлу с полуостровом, чем вызвала скандал. Украина приняла этот шаг как попытку давления и посягательство на целостность государственной границы.

Россия упорно не хотела признавать Тузлу островом, называя ее косой, и настаивала, что четкие границы в акватории Черного и Азовского морей отсутствуют. В свою очередь, Украина придерживалась позиции, что согласно разграничению государственных границ Тузла относится к украинской территории.

Главнокомандующий ВМС Украины, вице-адмирал Игорь Воронченко в 2000-х как раз командовал танковым полком в Крыму. Тогдашние события вокруг Тузлы он считает репетицией аннексии Крыма в 2014 году. Как происходило сооружение дамбы, почему Россия не решилась на более радикальные действия и как Украина тогда выдержала эту проверку на прочность, Воронченко рассказывает для проекта НВ Вспомнить все :

«Все началось с того, что где-то в октябре РФ начала строить дамбу. Такая была там в 20-х годах прошлого века. В свое время я с пограничниками ходил туда на границу — действительно, были остатки и дамбы и свай. Потом, во время шторма, в 1920-х ее смыло.

Скорость возведения насыпей была очень высокой. Машины работали как муравьи. Мы фиксировали за день по 700−800 машинорейсов, представляете? За день дамба продвигалась до сотни метров. И так — весь октябрь, ноябрь. Провокации со стороны РФ были разные: начиная от казаков, которые уже тогда говорили свое «я», заканчивая пограничниками. Доходило до банальностей: заходили в наши воды, бросали якоря, наши пограничники спрашивали, мол, что вы здесь делаете, а они отвечали, что сломались.

Тогда своевременно было организовано взаимодействие между силовыми структурами. Прежде всего, между пограничниками и вооруженными силами. Была создана оперативная группа. Пограничники дислоцировались непосредственно на острове Тузла — там были и спецподразделение, и подразделение, в течение трех месяцев построили и пограничную заставу. А основная группировка, которая была бы готова в случае возможных действий и обезвреживания провокаций, была развернута на территории моего полка, командиром которого я был. И еще в Феодосии в двух местах. Там был корабль с морскими пехотинцами. В моем полку было постоянное дежурство оперативной группы из состава ВМС. В основном там был мой полк, еще подразделения армейской авиации.

Задача стояла быть готовым к любым подвохам вокруг того, что происходило на Тузле и что могло происходить на Керченском полуострове. Мы точно знали, что на той стороне готовилась седьмая парашютно-десантная дивизия, проводились командно-штабные учения. То есть, как по штабной линии, так и по тактическим подразделениям. Это напряжение сохранялось буквально два с половиной месяца, до встречи тогдашних президентов Леонида Кучмы и Владимира Путина, которая состоялась в Керчи.

Непосредственно мой полк тогда был готов выделить реактивный дивизион, который был нацелен на Тузлу, и сводное подразделение, оснащенное всеми видами оружия и техники, готовое к предотвращению возможных атак. Но тогда все решилось мирно, между странами было принято решение о прекращении строительства дамбы. Мы остались при своих границах, руки умыли.

На мой взгляд, это была не битва за этот кусок земли длиной 7 км и шириной около 400 м, это была проверка на стойкость тогдашнего руководства по отстаиванию своей независимости и государственности на то время.

Считаю, что перейти к радикальным действиям России помешали несколько факторов. Среди них, возможно, неготовность войск к широкомасштабным вторжениям. Возможно, тогда они были готовы лишь к локальным стычкам и действиям.

У того, что произошло вокруг Тузлы, были предпосылки. Прежде всего, это попытки Кремлевской власти раздробить Украину. По этой причине у нас с Россией до сих пор не проведена демаркация — то есть, морские границы с РФ не утверждены. Как по Черному, так и по Азовскому морю. По Азовскому, поскольку это внутреннее море, должна была проходить граница по двум точкам суши, соединять их напрямую. Таким образом, большая часть Азовского моря принадлежала Украине. Насколько мне известно, эту демаркацию не провели до сих пор.

Границы государств-бывших республик СССР должны были быть оборудованы в соответствии с картами издания 1989 года. И там четко проходила граница по Еникальскому каналу, включая остров Тузла. Основную прибыль, вероятно, приносил Еникальский канал, который шел на выход в керченские порты и на вход в Азовское море. Вся проводка судов происходила с украинской стороны. Канал был экономически выгоден Украине тем, что там проходили большегрузные суда. А все суда река-море посадкой ниже 5 м могли только обходить Тузлу с российской стороны. Но я не считаю, что экономическая сторона была основной для этого конфликта. Это все копейки для такой страны, как Россия».

Источник

Остров Тузла: конфликт Украины и России

Остров Тузла невелик: в длину примерно шесть километров, а в ширину – не более пятисот метров, такая продолговатая полоска песка между Таманским полуостровом и Крымом. Сам по себе этот клочок суши особой ценности не представляет, важно лишь его место на географической карте. В 2003 году этот островок прославился на весь мир. Украинский парламент бурлил, один депутат предлагал дать «в пузло за Тузлу», другой ввел в обиход неологизм «тузлиться». Звучали и другие фонетико-лингвистические игривости, по изяществу не уступающие приведенным. Российские политики не уступали украинским коллегам в стремлении продемонстрировать мужественную брутальность и воинственность.

На острове нормальная погода…

На площади в три с половиной квадратных километра, в принципе, может поместиться небольшой городок. Это если бы эту территорию заселяли японцы, например, или представители какого-то иного народа, ценящего сушу выше личного комфорта. Для Украины, страны немаленькой, этот придаток к полуострову, полученному после развала СССР, имел, скорее, символическое значение. Жить здесь практически невозможно: когда штормит, половина площади скрывается под водой. К тому же море берет свое: за предшествующие спору пять лет один квадратный километр земли смыт волнами. Укрепительные работы шли медленно, они ограничивались установкой железобетонных плит. В периоды сезонных штормов территория была фактически отделена от «большой земли», но это не мешало готовым к лишениям обитателям, населявшим остров Тузла. База отдыха «Два моря» Керченского порта и еще одна, заводская, «Альбатрос», рыбацкое поселение и пограничная застава мирно уживались на небольшом клочке суши. Здесь был даже свой магазин, работавший, правда, только в теплые месяцы.

Начало спора

Ничто на первый взгляд не предвещало каких-либо трений между двумя братскими государствами. Не такой уж это важный участок территории… Россия смирилась с потерей Крыма, не говоря уже о столь малозначительном и малонаселенном объекте, как остров Тузла. Конфликт возник в осенние месяцы 2003 года, после того как украинские пограничники увидели в бинокли, а позже и невооруженным глазом, что с сопредельной стороны на них надвигается некое гидротехническое сооружение, причем довольно быстро, по полторы сотни метров в день. Как реагировать на происходящее, военные не знали, и сообщили о своих наблюдениях вышестоящему начальству. То, в свою очередь, известило Киев. По дипломатическим каналам правительство Украины потребовало от российской стороны разъяснений и получило их. Возводимое сооружение именуется дамбой, ее строят для улучшения экологической обстановки в акватории Азовского моря. Однако такое объяснение не удовлетворило украинское руководство, оно усмотрело в действиях российских гидростроителей экспансивное поползновение на остров Тузла. И для такого предположения были основания.

История вопроса

Болезненное отношение к вопросам территориальной цельности было характерно для всех администраций, начиная с Кравчука, занимавших кабинеты на улице Банковой в Киеве. Спорность правомочности присоединения Крымской АО к УССР действительно была «козырной картой» для политиков в России, особенно в предвыборный период, и та же роль отводилась контраргументам их украинских коллег, стоявших на ультрапатриотической платформе. Объективно же Таманский берег и остров Тузла до 1925 года составляли одно целое, пока морская пучина не поглотила часть узкого перешейка. Юридически аргументы в пользу принадлежности Украине этой территории небезупречны, но так уж повелось с 1991 года, что любые неясности трактовались в пользу «младших братьев». В ельцинский период даже город союзного подчинения Севастополь, не входивший формально в Крымскую АО, был передан Украине, хотя его Россия могла отстоять в международных арбитражных судах.

Экономическая подоплека конфликта

Спор России и Украины за остров Тузла имел и вполне утилитарные причины – как минимум две.

Во-первых, страна, которой он принадлежит, фактически и юридически контролирует судоходство через Керченский пролив, а это означает поступление в бюджет полутора десятков миллионов американских долларов ежегодно.

Во-вторых, остров Тузла, по всем международным юридическим нормам, задает линию границы территориальных вод. При существовавшем статусе большая часть рыбных богатств Азовского моря попадала в зону экономических интересов Украины.

Таким образом, остров Тузла из почти бесполезного в советские годы клочка песчаной отмели превратился в стратегически важный объект международного права.

Возможные действия

Подводный рельеф участка морского дна, примыкающего к Тузле и охватывающего Керченский пролив, в известном смысле спровоцировал конфликт. Дело в том, что наиболее глубоководные и богатые рыбой участки отошли Украине, РФ же досталось мелководье. Собственно, россияне легко могли решить этот вопрос иным способом, просто углубив свой участок дна. Граница территориальных вод при этом не нарушалась бы, но возникла бы другая проблема, касающаяся самого существования этих самых рыбных богатств. Промысел наиболее эффективен в западной, глубоководной части пролива. А вот нерестится рыба на российском мелководье. Если условий для этого не станет, то будет, как говорят в Одессе, «нечего ловить» (только в самом прямом смысле). А рыбзаводы располагались главным образом в Крыму, тогда украинском. Следует отметить, что российская сторона не пошла на столь губительный для экологии шаг.

Развитие конфликта и взаимная перебранка

О том, чтобы действительно вести какие-либо боевые действия, и речи, естественно, быть не могло. Повергнуть атаке передвижные механизированные колонны российских гидростроителей означало бы совершить явный акт агрессии, возведение плотины шло в сопредельных территориальных водах. В этом случае ответные меры России, скорее всего, были бы очень жесткими. Другое дело – риторика. С телеэкранов, газетных полос и других украинских носителей массовой информации зазвучали призывы встать «как один» и защитить остров Тузла. Конфликт пришелся кстати и заскучавшим было российским политикам скандально-радикального толка, призывавших «проучить» и «наказать».

Важность Тузлы сегодня

Россия пошла в 2003 году на уступки и признала права Украины на остров Тузла. Гидросооружение завершили в сотне метров от границы территориальных вод. По мнению экспертов, дамба сегодня успешно выполняет свою экологическую функцию, то есть препятствует размыванию российского побережья и дельнейшему обмелению примыкающей к нему акватории. О ней сегодня, на фоне последних крымских и восточноукраинских событий, даже не вспоминают. Как говорится, по сравнению с потерянной головой испорченная прическа роли не играет. Зато насущной стала задача переориентации отторгнутого от Украины и присоединенного к России полуострова на материковое сообщение. Наиболее узким местом морской водной преграды является Керченский пролив, в центре которого располагается остров Тузла. Мост, соединяющий два берега, скорее всего, пройдет именно здесь.

Перспективы острова

Вернее всего, мостов будет два, по крайней мере, этот проект признан наиболее оптимальным, учитывая перспективную загрузку путепровода. Помимо автомобильного сообщения предлагается организовать и железнодорожное. Ориентировочное время строительства — четыре года. Маршрут проходит через косу и дамбу двумя участками (1400 и 6100 метров). Железнодорожное полотно должно быть электрифицировано. Таким образом, вновь приобретает стратегическое значение остров Тузла. Мост соединит Краснодарский край с Крымской областью и обеспечит независимые от политической обстановки возможности сообщения материка с полуостровом.

Пока же идет проектирование будущего грандиозного сооружения, сюда приезжают в основном туристы. Здесь очень красиво, относительно безлюдно, чистая вода, купаться, правда, в некоторых местах опасно по причине сильных течений. Вопрос о том, как попасть на остров Тузла, решается просто: из Керчи сюда ходит небольшой теплоход.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть