ОТНОШЕНИЯ

Мое отношение к молодежному сленгу

«СОВРЕМЕННЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕЧЬ ПОДРОСТКОВ»

Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики?

Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь подростков приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.

В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись», «улёт», «отпад», «супер», «круто», «клево» и другие подобные слова вытесняют литературные выражения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в наши дни молодёжный сленг получил широкое распространение и проникает не только в литературный разговорный язык, но и в печатные издания, активно используется в телевизионных передачах и интернете. Говорят: «Язык развивается… Сам по себе. Вбирая в себя слова из других языков. Язык формируют поэты и писатели.»Считаю, что язык сам по себе не может развиваться. Его развивают люди, и большую роль в этом развитии играют дети, свободно занимаясь словообразованием. Поэтому данная тема меня заинтересовала.

Проблема исследования состоит в том, что литературный язык — исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей и этот образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями язык засоряется жаргонными словами, зачастую придуманными малообразованными людьми, не способными выразить свои мысли литературным языком.

Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Цель: Изучить основные особенности молодежной лексики, обосновать предположение, что молодежный, подростковый сленг в языке – явление, которое является антинормой, выявить причины возникновения молодежного сленга, определить его влияние на поведение подростков, выработать эффективные методы уменьшения жаргонизации речи подростков.

Задачи:

— изучить литературу по данному вопросу;

— выявить роль социальных факторов в формировании речи современных подростков;

— выявить потребность школьников в самовыражении и встречно понимании при помощи сленга.

-провести анкетирование среди молодежи;
— составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

Объект исследования: молодежный сленг.

Предмет исследования: место сленга в молодежной культуре.

Гипотеза:

— я считаю, что молодежный сленг является антинормой.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, социологический опрос, анализ источников по теме, систематизация, статистические и математические методы.

Научная новизна исследования состоит в том, что молодёжный сленг является малоизученной стороной языка. Поэтому есть необходимость описать специфику функционирования сленговых единиц в речи молодёжи, характерных для современного молодёжного сленга, а также выявить особенности современного молодёжного сленга и потенциальные возможности данного объекта в развитии системы современного русского языка

Практическая значимость работы: собранный материал можно использовать на уроках русского языка, родительских собраниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
epp_ir.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

Исследовательская работа на тему:

«СОВРЕМЕННЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ,

ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕЧЬ ПОДРОСТКОВ»

Направление: «Речь и язык»

ученица 4 «Г» класса

Пегушина Юлия Владимировна

Глава 1. Теоретическая часть

Что представляет молодежный сленг? . 5

2.1 Анкетирование и его результаты.………………………………. …. 7

2.2 Социологический опрос…………………………………………. …8

Глава 3. Методы уменьшения жаргонизации ………………………10

Выводы по работе . 12

Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики?

Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь подростков приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.

В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись», «улёт», «отпад», «супер», «круто», «клево» и другие подобные слова вытесняют литературные выражения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в наши дни молодёжный сленг получил широкое распространение и проникает не только в литературный разговорный язык, но и в печатные издания, активно используется в телевизионных передачах и интернете. Говорят: «Язык развивается… Сам по себе. Вбирая в себя слова из других языков. Язык формируют поэты и писатели.»Считаю, что язык сам по себе не может развиваться. Его развивают люди, и большую роль в этом развитии играют дети, свободно занимаясь словообразованием. Поэтому данная тема меня заинтересовала.

Проблема исследования состоит в том, что литературный язык — исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей и этот образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями язык засоряется жаргонными словами, зачастую придуманными малообразованными людьми, не способными выразить свои мысли литературным языком.

Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Цель: Изучить основные особенности молодежной лексики, обосновать предположение, что молодежный, подростковый сленг в языке – явление, которое является антинормой, выявить причины возникновения молодежного сленга, определить его влияние на поведение подростков, выработать эффективные методы уменьшения жаргонизации речи подростков.

— изучить литературу по данному вопросу;

— выявить роль социальных факторов в формировании речи современных подростков;

— выявить потребность школьников в самовыражении и встречно понимании при помощи сленга.

-провести анкетирование среди молодежи;
— составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

Объект исследования: молодежный сленг.

Предмет исследования: место сленга в молодежной культуре.

— я считаю, что молодежный сленг является антинормой.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, социологический опрос, анализ источников по теме, систематизация, статистические и математические методы.

Научная новизна исследования состоит в том, что молодёжный сленг является малоизученной стороной языка. Поэтому есть необходимость описать специфику функционирования сленговых единиц в речи молодёжи, характерных для современного молодёжного сленга, а также выявить особенности современного молодёжного сленга и потенциальные возможности данного объекта в развитии системы современного русского языка

Практическая значимость работы: собранный материал можно использовать на уроках русского языка, родительских собраниях.

Глава 1. Что представляет молодежный сленг?

Сленг (от англ. slang; s(sub) — приставка, указывающая на второстепенность, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (в нашем случае — возрастных группах). Так определяет понятие сленга свободная интернет-энциклопедия «Википедия».

Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребимых или литературных. Есть также выражения, которые, , звучат вполне литературно, например: «Не наезжай!» или «Не тормози!». Интересно, что филологи и лингвисты относятся к сленгу достаточно миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка.

Школьный сленг включает в себя наименования учебных предметов (матеша — математика, геос — геометрия, физра — физкультура, литра и пр.), школьных оценок (параша, твикс — оценка «2», трендель — оценка «3» и пр.), некоторых школьных помещений (столовка — столовая, тубзик, — туалет и пр.), отдельных работников школы (училка — учительница, дерюга — директор школы), видов учебной деятельности (домашка — домашняя работа, контроша — контрольная работа) и т. д. Данную лексическую группу можно рассматривать в качестве «ядра» школьного жаргона . К указанной группе примыкают единицы, представляющие собой наименования педагогических работников по преподаваемому предмету (физичка — учительница физики, биологичка — учительница биологии, англичанка — учительница английского языка, истеричка — учительница истории и т.п.) Что касается собственно оценочной лексики, то для нее характерно наличие выражений с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой.

  1. Формирование молодежного сленга.

Из истории. Сначала 20 века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных. Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги». Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения. Русский молодежный сленг 70-80-х годов активно изучается.

Из неформальных молодежных движений самый развернутый лексикон у хиппи , также используют сленг и другие молодежные движения – готы, панки, эму, панки.

Русский молодежный сленг «клубится» главным образом в Москве и Петербурге. Но какие — то его элементы доходят и до периферии, а некоторые и рождаются там.

Молодежный сленг попадает в городской фольклор. Это распространенный жанр в телесериалах, кинофильмах и передачах.

1.3 Причины возникновения

Одной из основных причин очень быстрого появления новых слов в молодежном сленге является, конечно же, стремительное развитие жизни.

Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.

Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно!

То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.

Наконец, подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании или «враждебному» молодежному течению. Если две последние причины вполне объективны, то первую можно постараться устранить

Сленг присутствует в речи подростков, критично воспринимается взрослыми, но не всеми, например филологи и лингвисты относятся к сленгу достаточно миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка. Сленг имеет свою историю и особенности. Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление.

Глава 2. Исследование

2.1 Анкетирование и его результаты.

Чтобы доказать выдвинутую мною гипотезу о том, что сленг является антинормой, я провела анкетирование в своем классе, а также других учеников и преподавателей, согласившихся заполнить анкеты . (Приложение № 2 )

Цель анкетирования: выявить, используют ли анкетируемые в своей речи сленг, жаргонные слова, выявить отношение к молодежному сленгу разных возрастных групп.

42 % опрошенных употребляют в своей речи сленг, из них 35% дети до 18 лет и 6% взрослые старше 18 лет.

85% опрошенных считают эталоном речь своих родителей (по результатам предыдущего вопроса почти не употребляющих в своей речи сленг), преподавателей, дикторов теле и радио вещания.

В результате анкетирования установлено, что, хотя подростки и считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения, 83% опрошенных подростков считают речь родителей и дикторов эталоном.

Из ответов респондентов я выявила ряд слов, наиболее употребляемых подростками нашей школы. Составила словарь «Современный молодежный сленг, употребляемый подростками» ( Приложение № 1 ) и включила в него 129 слов.

Также по результатам анкетирования выяснились причины, по которым подростки употребляют в своей речи жаргонизмы: чтобы усилить эффект, приукрасить свой рассказ, потому что «сейчас это модно», чтобы произвести впечатление. Более того все без исключения анкетируемые подростки считают жаргонизмы, употребляемые в своей речи безобидными и вследствие этого нормальными. Крайне противоположны результаты анкетирования взрослых- 96 % анкетируемых считают молодежный сленг антинормой.

2.2 Проведен социологический опрос, в котором приняло участие 60 человек, из которых 30 человек подростки и 30 человек взрослые.

В процессе социологического опроса предлагалась ответить всего на один вопрос – подросткам: «Используете ли Вы в своей речи сленг?», а взрослым: «Используют ли Ваши дети в общение с Вами сленг?». Результаты оказались прямо противоположными – все из опрошенных подростков ответили утвердительно, и почти все из опрошенных взрослых – отрицательно.

2.3 Каждому опрошенному предлагалось в форме эксперимента перевести текст с молодежного сленга. Результатом эксперимента оказалось, что 100% подростков справились с заданием без затруднений. У взрослых: 8% справились, 12% справились в целом, предположив более менее приблизительно о чем идет речь, остальные 80% вообще не поняли смысла текста.

Вот несколько примеров, показывающих, что «непосвящённому» трудно уловить смысл сказанного: «Сейчас шняжку кину – закачаешься» («Сейчас покажу что-то – очень удивишься»); «Чилдрэн телепал по стрит и аскал с предками по фону» («Ребёнок шёл по улице и разговаривал с родителями по телефону»); «Крутой чел хавал дога» («Богатенький мальчик ел хот-дог»); «Касперыч постарел, и пенёк глючит» («Антивирус Касперского устарел, и компьютер «Пентиум» делает ошибки»); «Тебе кто больше нравится: Яша или Гоша?» («В какой поисковой системе Интернета тебе больше нравится работать: в «Yandex» или «Google»?); «Я тут стусовался с одной чикой и вот крышую: мутить с нею или нет» («Я познакомился с одной девушкой и вот думаю: заводить мне с ней отношения или нет»); «Ты чё – не врубаешься? Этот смешарик в стельку свой» («Пойми: этот весёлый человек из нашей компании»).

Вполне понятно, что приведённые примеры целых сленговых предложений редко употребляются при разговорах с родителями, в общественных местах, в общении со старшими (на 5-7 лет) людьми и, по данным исследования, никогда – в общении с учителями. Эти результаты, во-первых, говорят о том, что молодежный сленг, представляющий собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых школьниками, не одобряется взрослыми, а во-вторых, о том, что разница в возрасте даже в несколько лет становится непреодолимой преградой для того, чтобы стать «своим» в более взрослой среде.

Я пришла к выводам, что молодежному сленгу свойственна размытость границ. Вычленить его как замкнутую подсистему, как объект наблюдения можно только условно. Жаргонизация речи — неотъемлемая часть общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией. Подростки не употребляют сленг в общении с родителями и тем более с учителями, тем самым понимая, что сленг – это норма общения только в общении со сверстниками.

А так же мнение взрослой части населения сходиться в одном: сленг препятствует формированию навыков литературной речи, разрушая их и поэтому является а нтинормой. Моя гипотеза доказана.

Глава 3. Методы уменьшения жаргонизации

Как же реагировать на странные и грубоватые словечки, то и дело вырывающиеся из уст любимого чада? Большинство психологов склоняется к тому, что увлечение молодежи сленгом – дурная, но преходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки в кроссовках. Своим осуждением или запретами родители лишь делают жаргон еще более привлекательным.

Можно воспользоваться более эффективными методами ( Приложение № 3 ).

  • Объясняйте ребенку происхождение тех или иных слов. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые жаргонизмы, узнав, что их употребляли воры и убийцы.
  • Контролируйте собственную речь. Многие взрослые сами частенько употребляют сленг в шутку или для того, чтобы сократить дистанцию в общении с детьми. Ребенок может не понимать этих мотивов и воспринимать высказывания родителей как языковую норму.
  • Поскольку молодежный сленг активно проникает на телеэкраны, в рекламу и печатные издания, особое внимание стоит уделить детским и молодежным передачам, книгам и журналам. Постарайтесь выбирать для школьника те из них, которые в наименьшей степени засорены жаргоном. Дети склонны копировать манеру поведения любимых персонажей, и лучше, если это будут герои обучающих программ, а не Симпсоны.
  • Необходимо показать подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной. Посоветуйте ему прочесть произведения М. Зощенко, Д. Хармса, М. Булгакова.
  • Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Так, для юношей будет иметь значение тот факт, что девушек привлекают молодые люди с чистой речью.
  • Договоритесь с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг: например, в разговоре с вами, при младшем брате, в гостях и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи .

Выводы по главе. Родителям надо обязательно обращать внимание на речь своего ребенка и воздействовать на подростка не запретами и наказаниями, а методами более эффективными.

Главное в молодежном сленге — отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный язык стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.

Молодежный сленг подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а так же знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

После 11 лет начинается формироваться антагонистическое сознание – «не быть как все» и корпоративное «быть своим». Так создается специфическая лексика подростков, тинэйджеров, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни.

Считаю, что гипотеза моего исследования нашла подтверждение: сленг является нормой внутреннего общения подростков, но в целом и подростки, и тем более взрослые люди считают, что сленг засоряет, коверкает язык и является антинормой.

Новый или старый, сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых и исключается из речи по мере взросления и становления личности.

Работа по данной теме еще не закончена. Считаю, что происходит сильное распространение сленга в речи. Возможно, путем сравнения нелитературной лексики молодежи и «могучего», «великого» языка мы покажем, на каком языке должны говорить люди. Молодежный сленг начинают употреблять не только молодые, но и люди, совсем не имеющие к нему никакого отношения. Сленговое слово появляется на страницах газет и журналов. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых языковедов, ведь, как показывают примеры других жаргонных систем, специальная лексика иногда проникает в литературный язык и закрепляется на долгие годы.

Изучение данной темы мне хотелось бы продолжить, поставив перед собой следующие задачи: повышение культуры речи учащихся, формирования их нравственного здоровья. В дальнейшем интересно было бы проследить, как будет и будет ли вообще распространяться сленг, как он будет взаимодействовать с другими языковыми явлениями в лексике.

1. Беличева С.А. Сложный мир подростка.- Свердловск, Сред.- Урал. Кн. Издательство, 1984.

2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? Общественные науки и современность, 1996, №3, с.56-60.

3. Боченков В. Искусство и мат — чья возьмёт? В поисках золотой середины между ханжеством и вседозволенностью.// Учительская газета, 2001, №15, с.20.

4. Мудрик А.В. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1989.

5. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе.- М.: Знание, 1991.-( Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; №2).

6. Журнал «Факел», 2003, №6-7, Ругаться — так по-русски.

7. Газета «Русский язык», 2003, №20, Состояние и тенденция развития общего русского сленга 2000-2003.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector