ПСИХОЛОГИЯ

Основы общей психологии рубинштейн 1989

Основы общей психологии

Классический труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы. » настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

Оглавление

Читайте еще:

Часть III РАБОТА С МИРОМНа самом деле вы никогда не сможете выйти из процессуально ориентированной медитации. Ибо, когда вы выходите из своей внутренней работы, вы вступаете в другую медитацию, вашу повседневную жизнь. Думать, что вы «возвращаетесь в мир», — иллюзия, поскольку, как это ни парадоксально, в.

Глава 3. Как распознать страх.Теперь для вас было бы очень полезно вспомнить, где это было. Не для того, чтобы представить эти моменты на чей-то суд, а чтобы понять: в вас заключено гораздо большее, нежели то, что вы в данный момент позволяете себе видеть. Вы владеете многими умениями и навыками, которыми когда-то.

МУЧЕНИК — великий и постоянный страдалец+ «Господь, хотя мне хотелось бы, чтобы окружающие стремились восполнять мои нужды, я знаю, что Ты обещал дать мне всё, в чём я нуждаюсь». «..От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию. » (2 Петра 1:3) «Лучше.

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологииТемой прикладных исследований является проблема управления, имеющая отношение к различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т. п.

Зверь, человек или еще кто-то?Напоминаю, что главное в восточных религиях — порвать цепь причинно-следственных связей (карму или сансару) и раствориться в нирване. А сделать это возможно только через полный отказ (а если правильнее через разрушение) личного «Я». К чему, собственно говоря, и ведет медитация, истощая мозг и.

17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторовВо-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена человеком, для того чтобы не выглядеть в глазах других или в своих собственных безнравственным, неволевым и т. д. Как пишет В. С. Мерлин (1971), у карьериста и властолюбца подлинной причиной, лежащей в основе его действий.

Глава четвертаяВ любом издании, посвященном развитию личности, вопросам мотивации уделена львиная доля внимания. Тем не менее, подходы большинства авторов к освещению этого вопроса представляются мне недостаточно емкими и панорамными. Прежде всего потому, что в начертании мотивационных схем преобладают.

Очерк языка «моего мира»У меня это началось в полусознательном состоянии. На мой взгляд, это было подсознательное движение к самоосознанию и к «свободе быть». Делая это, я вырывалась из тисков чрезмерно жесткого самоконтроля — возвращала себе свободу именно в той области, где от нас так жестко требуют послушания и.

Юрий Александровский и др. ПСИХОГЕНИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ[15]В литературе имеется яркое описание нервно-психического состояния пострадавшего населения при землетрясении в Ашхабаде. У людей, перенесших тяжелейший моральный удар, наступила психическая реакция, которую можно охарактеризовать как состояние своеобразного ступора, выражавшегося глубокой.

Источник

Основы общей психологии

Формат: PDF
Размер: 3,87Мб


Предлагаемое вниманию читателя издание «Основ общей психологии» С. Л. Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С. Л. Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С. Л. Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.

Классический труд С.Л.Рубинштейна `Основы общей психологии` относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали `Основы. ` настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучшихучебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Природа психического
Психика и сознание
Психика и деятельность
Психофизическая проблема
Предмет и задачи психологии как науки
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методика и методология
Методы психологии
Наблюдение
Самонаблюдение
Объективное наблюдение
Экспериментальный метод
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
История развития западной психологии
Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в.
Оформление психологии как экспериментальной науки
Кризис методологических основ психологии
История развития психологии в СССР
История русской научной психологии
Советская психология
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Развитие психики и поведения
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Инстинкты
Индивидуально-изменчивые формы поведения
Интеллект
Общие выводы
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Поведение низших организмов
Развитие нервной системы у животных
Образ жизни и психика
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Историческое развитие сознания у человека
Проблема антропогенеза
Сознание и мозг
Развитие сознания
Развитие сознания у ребенка
Развитие и обучение
Развитие сознания ребенка
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение
Рецепторы
Элементы психофизики
Психофизиологические закономерности
Классификация ощущений
Органические ощущения
Статические ощущения
Кинестетические ощущения
Кожная чувствительность
1. Боль
2 и 3. Температурные ощущения
4. Прикосновение, давление
Осязание
Обонятельные ощущения
Вкусовые ощущения
Слуховые ощущения*
Локализация звука
Теория слуха
Восприятие речи и музыки
Зрительные ощущения
Ощущение цвета
Смешение цветов
Психофизиологические закономерности
Теория цветоощущения
Психофизическое действие цветов
Восприятие цвета
Восприятие
Природа восприятия
Константность восприятия
Осмысленность восприятия
Историчность восприятия
Восприятие и направленность личности
Восприятие пространства
Восприятие величины
Восприятие формы
Восприятие движения
Восприятие времени
Глава VIII. ПАМЯТЬ
Память и восприятие
Органические основы памяти
Представления
Ассоциации представлений
Теория памяти
Роль установок в запоминании
Запоминание
Узнавание
Воспроизведение
Реконструкция в воспроизведении
Воспоминание
Сохранение и забывание
Реминисценция в сохранении
Виды памяти
Уровни памяти
Типы памяти
ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ
Природа воображения
Виды воображения
Воображение и творчество
«Техника» воображения
Воображение и личность
ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ
Природа мышления
Психология и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление
Умозаключение
Основные виды мышления
О генетически ранних ступенях мышления
Развитие мышления ребенка
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка
Первые обобщения ребенка
«Ситуативное» мышление ребенка
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Теория развития мышления ребенка
ГЛАВА XI. РЕЧЬ
Речь и общение. Функции речи
Различные виды речи
Речь и мышление
Развитие речи у детей
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Структура речи
Развитие связной речи
Проблема эгоцентрической речи
Развитие письменной речи у ребенка
Развитие выразительной речи
ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ
Теория внимания
Физиологические основы внимания
Основные виды внимания
Основные свойства внимания
Развитие внимания
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ
Различные виды действия
Действие и движение
Действие и навык
ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи и мотивы деятельности
Труд
Психологическая характеристика труда
Труд изобретателя
Труд ученого
Труд художника
Игра
Природа игры
Теории игры
Развитие игр ребенка
Учение
Природа учения и труд
Учение и познание
Обучение и развитие
Мотивы учения
Освоение системы знаний
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Установки и тенденции
Потребности
Интересы
Идеалы
ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ
Общая одаренность и специальные способности
Одаренность и уровень способностей
Теории одаренности
Развитие способностей у детей
ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ
Эмоции и потребности
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Выразительные движения
Эмоции и переживания личности
«Ассоциативный» эксперимент
Виды эмоциональных переживаний
Эмоциональные особенности личности
ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ
Природа воли
Волевой процесс
Патология и психология воли
Волевые качества личности
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Учение о темпераменте
Учение о характере
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Самосознание личности
Жизненный путь личности*
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Источник

Основы общей психологии рубинштейн 1989

© Альбуханова К. А., предисловие, 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

Основная книга С. Л. Рубинштейна

Уникальный труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу самых значительных достижений отечественной психологической науки. Опираясь на его доминирующую философскую концепцию 20-х годов прошлого столетия, этот труд тем не менее стал основой принципиально новой научной парадигмы «Человек и мир», разработанной С. Л. Рубинштейном в 60-х годах XX века.

Почти за 80 лет, прошедших со времени первого издания, эта книга не превратилась в музейный экспонат. Она и сегодня является энциклопедией психологической науки, образцом искусства психологического познания. Классический труд С. Л. Рубинштейна, будучи изданным как учебное пособие, стал источником знаний для многих поколений психологов, побудителем постановки все новых исследовательских задач.

Отправными позициями этого труда являлось осмысление С. Л. Рубинштейном актуальных для психологии выводов из ранних и поздних трудов Карла Маркса, а также – выход в свет первого варианта «Основ психологии» (1935 г.), содержавшего новое определение предмета психологии, новую методологию исследования психического.

В новом издании – «Основы общей психологии», вышедшем в 1940 году, раскрыты связи психологии с естественными и общественными науками, определено ее место в комплексе этих наук. В фундаментальном труде Рубинштейна проанализирован практически весь опыт мировой психологической мысли, представлены исследования, достижения и проблемы отечественной психологии.

Как известно, методология психологического познания в отечественной науке значительно отличается от систематики, носящей скорее науковедческий характер мировой психологии. Отечественная психологическая наука, опираясь на философские положения, использует их не как априорные принципы, а преобразует в объяснительные ресурсы, в конструктивные ориентиры приоритетных направлений психологического познания. Вопреки представлениям, существующим в зарубежной науке (М. Полани, М. Малкей и др.) с ее науковедческими классификациями, С. Л. Рубинштейну удалось представить психологию как функциональную систему познания, в которой различные способы и уровни исследования гибки, изменчивы в своем взаимодействии – в зависимости от поставленных задач, обстоятельств и роли психологии в общественной жизни.

Книга «Основы общей психологии» представляет собой органическое единство философско-методологического, психологического (теоретико-эмпирического) и педагогического направлений творчества С. Л. Рубинштейна – выдающегося мыслителя XX столетия.

Этот фундаментальный труд был издан в форме учебника, потому что Сергей Леонидович Рубинштейн считал себя ответственным за все факторы, обеспечивающие развитие психологии: за ее институты, кадры (особенно молодые, в силу нарушения непрерывности психологического образования после Октябрьской революции и радикального изменения самого содержания науки); за признание психологической науки всем научным сообществом, за ее социальную востребованность.

Именно поэтому он, работая сначала в Ленинграде заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, создал коллектив, реализующий исследования различных психических процессов, качеств, способностей: восприятия, наблюдения, памяти, воспроизведения, реминисценции, речи и др.

Предметом исследования являлась зависимость оптимальности развития разных психических процессов в осуществлении ребенком деятельности, предложенной экспериментатором. Рубинштейну и его коллегам удалось выявить внутренние закономерности и высокоорганизованных личностно-психологических способностей, скрытых от внешнего наблюдения, воссоздав способы и уровни их развития в условиях естественного эксперимента – осуществления деятельности.

Важно, что осуществление деятельности не регулировалось по произволу экспериментатора. Деятельность заранее организовывалась так, чтобы превратить ее в решение задачи, адекватной возможностям ребенка: его возрасту, уровню развития. Причем задача ставилась таким образом, чтобы именно «здесь» и «сейчас» произошло развитие психических способностей личности, проявились их закономерности. К этому нельзя не добавить, что это высочайшее искусство проведения подобных экспериментов было сильной стороной всего исследовательского коллектива Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

Это было отмечено и самим Сергеем Леонидовичем, назвавшим свои «Основы общей психологии» коллективным трудом.

Именно поэтому сразу после выхода в свет первого издания «Основ…» он садится за написание второго – в условиях уже начавшейся войны, непрекращающихся бомбежек.

Одновременно он возглавляет эвакуацию сотрудников и студентов педагогического института имени А. И. Герцена и их семей, беря на себя все заботы по ее организации.

Поэтому он – уже не молодой человек – пешком идет по обледенелым улицам осажденного Ленинграда, чтобы поделиться своим академическим пайком с заболевшим аспирантом.

С. Л. Рубинштейн начал работу над вторым изданием «Основ…» не потому, что имел поддержку первого издания выдающимися учеными В. В. Вернадским и А. А. Ухтомским, и безотносительно к присуждению Государственной премии (1942 г.) – этой высочайшей по тем временам социальной оценке его труда, а считая его необходимым и для подготовки новых психологических кадров и утверждения общественной роли психологической науки.

Будучи в том же году отозван из эвакуации (где он успел наладить жизнедеятельность института, создать все условия для продолжения преподавания) в Москву, С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом АН СССР. Ему поручается возглавить три ведущих психологических центра Москвы: пришедший в запущенное состояние Психологический институт АПН СССР, кафедру психологии на вновь открывшемся отделении философского факультета МГУ и созданный Сергеем Леонидовичем сектор философских проблем психологии в Институте философии АН СССР. Этим решалась важнейшая задача интеграции психологической науки.

В перечисленных учреждениях развернулась интенсивная научно-исследовательская деятельность известных психологов: Б. М. Теплова, Н. Н. Ладыгиной-Котс и многих других, преподавание психологии, подготовка аспирантов… Сергей Леонидович проводил совершенно особые, отличные от учебных, научные семинары с участием и старшего, и молодого поколений психологов. На таких семинарах он обучал исследовать: ставить проблемы, обобщать результаты, обсуждать выводы. На эти семинары приглашались известные психологи страны со своими докладами.

Именно поэтому, из чувства личной ответственности, он неоднократно обращался в соответствующие инстанции, обосновывая необходимость создания нового института психологии в системе Академии наук.

Однако успех «Основ общей психологии» и ее автора вызвал недоброжелательство вчерашних коллег, защите докторских диссертаций которых он содействовал еще в Ленинграде. «Основы» были подвергнуты критике за «избыточное» число ссылок на зарубежных авторов и искаженные критиками отдельные мысли автора. Пренебрегая жесточайшей идеологической критикой второго издания (1946 г.), развернувшейся в ходе начавшейся борьбы с космополитизмом, противодействуя попыткам «закрыть психологию» на небезызвестной Павловской сессии, он продолжал работу над последующими трудами, невзирая на поражение в правах: снятие с должностей, запрет публикаций, уничтожение монографии «Философские корни экспериментальной психологии» на стадии верстки.

Творчество С. Л. Рубинштейна нельзя было ни остановить, ни запретить…

Именно как ученый, ответственный за судьбу науки во всех ее ипостасях: научно-исследовательских, институциональных, кадровых – вопреки его депривации вчерашними коллегами, которых он поддерживал научно и административно, ратуя за создание отечественного психологического сообщества, – Сергей Леонидович продолжил разработку психологических проблем, поставленных и исследованных в «Основах…». Огромной значимости потенциал, содержавшийся в этом труде, был реализован во второй половине 50-х годов в трех монографиях: «Бытие и сознание» (1957 г.), «О мышлении и путях его исследования» (1958 г.), «Принципы и пути развития психологии» (1959 г.). В этих трудах был представлен более высокий – личностный — уровень организации психического (способности, мышление, сознание личности) и совокупность новых методологических принципов, среди которых системообразующим стал по-новому определенный принцип детерминизма, в свою очередь открывший перспективу разработки онтологического принципа, объединяющего качественно различные способы существования и уровни бытия человека, и принцип гуманизма, утверждающий человечность, ценности добра и справедливости в жизни личности и общества.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть