ОТНОШЕНИЯ

Отношение к труду онегина и пушкина

Отношение Пушкина и Онегина к поэзии

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение многоплановое. Параллельно сюжетной линии повествования автор ведет рассказ о себе.

Однако лирические отступления поэта тесно связаны с жизнью персонажей, потому что главный герой романа «добрый приятель» А. С. Пушкина.

Между автором и героем много общего, но есть и существенные различия. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной», — говорит поэт.

Например, кардинально отличается их отношение к поэтическому творчеству.

А. С. Пушкин называет поэзию «высокой страстью», без которой он не представляет своей жизни. Она смысл его существования.

Поэтическая муза впервые посетила поэта в юности. Его «студенческая келья вдруг озарилась: муза в ней открыла пир младых затей».

С тех пор муза стала неотъемлемой частью его жизни. В юношеские годы поэзия была «ветреной подругой» и резвилась, «как вакханочка». Во время ссылки на Кавказ вместе с ним любовалась природой, «скакала на коне».

Отношение А. С. Пушкина к поэзии постепенно меняется. В романе есть строки, посвященные зрелому периоду творчества. Остались в прошлом забавы молодости, увлечение романтизмом, любовные утехи, но неизменно рядом с поэтом его муза, его творчество.

«И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум; пишу, и сердце не тоскует…».

Евгений Онегин — человек совершенно другого склада характера. Он с интересом «читал Адама Смита и был глубокий эконом». Возвышенные чувства, поэтическое творчество не волновали его душу.

«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

Поэтому он равнодушно, «снисходительно» слушает чтение стихов Владимира Ленского. «Хоть их не много понимал, прилежно юноше внимал», — иронично отзывается о своем герое автор романа.

Лишь в финале произведения, когда повзрослевший Евгений Онегин научился любить, его посещает поэтическое вдохновение. Признание в любви Татьяне Лариной герой облекает в стихотворную форму.

Источник

Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина)

Разделы: Литература

Цели урока

  • Обучающая — продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
  • Развивающая — развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательная — воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.
  • Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

    Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

    — Пробуждение Онегина — «всё равно».

    — Онегин в театре — «недоволен», «в: рассеянье взглянул», «зевнул», «надоел».

    — Онегин в своём кабинете — «боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант», «он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил» (попутно замечаем, что «боязнь ревнивых осуждений» приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

    — Онегин на балу — «полусонный в постелю с бала едет он».

    Вывод: герою «всё равно», как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он «три часа» занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

    «. рано чувства в нем остыли;
    Ему наскучил света шум:
    Измены утомить успели,
    Друзья и дружба надоели

    «. разлюбил он наконец
    И брань, и саблю, и свинец:»

    «. к жизни вовсе охладел.
    Ничто не трогало его,
    Не замечал он ничего».

    Как автор называет это состояние Онегина? Это «русская хандра», иначе «тоскующая лень» (VIII строфа), «душевная пустота» (XLIVстрофа). В чём же причина «тоскующей лени», в результате чего образовалась «пустота» в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: «забав и роскоши дитя», «блистательные победы», «вседневные наслаждения» (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя «однообразна и пуста», так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра — закономерный результат жизни, потраченной на «забавы» и «наслаждения».

    Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

    — «Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать — но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его».

    — «Читал, читал, а всё без толку», «как женщин, он оставил книги».

    — «Два дня ему казались новы
    Уединенные поля:
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон;
    Потом уже увидел он,
    Что и в деревне скука та же:».

    Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, «хандра ждала его на страже». Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы — автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

    АвторОнегин
    Театр«Волшебный край!»

    «Мои богини!»«Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел».Бал«Я был от балов без ума»

    «Люблю я бешеную младость,
    И тесноту, и блеск, и радость»«Полусонный в постелю с бала едет он»Деревня«Цветы, любовь, деревня, праздность,
    Поля! Я предан вам душой»

    «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины»«Роща, холм и поле
    Его не занимали боле»

    «В деревне скука та же»Любовь«Вздыхать о сумрачной России,
    Где я страдал, где я любил,
    Где сердце я похоронил»
    «Но я, любя, был глуп и нем»«Как рано мог он лицемерить»

    «:рано чувства в нем остыли»Творчество«И не попал он в цех задорный
    Людей, о коих не сужу,
    Затем, что к ним принадлежу»«Онегин: за перо взялся,
    Хотел писать — но труд упорный
    Ему был тошен; ничего
    Не вышло из пера его»

    Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

    «Прошла любовь, явилась муза:
    Пишу, и сердце не тоскует:» (LIX строфа)

    Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас «неподражательная странность» Онегина, «мечтам невольная преданность» и «резкий, охлаждённый ум» находят себе применение лишь в «язвительных спорах», в «шутках, с желчью пополам», и в «злости мрачных эпиграмм».

    Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

    Домашнее задание.

    Чацкий, Молчалин, Онегин — люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий — дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского «туза», тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.

    Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: Эссе — Л.: Дет. лит.,1985

    Источник

    Сравнительная характеристика Онегина и Пушкина: таблица с цитатами

    Почти все сходства и различия между Пушкиным (образом автора) и Онегиным в романе «Евгений Онегин» можно найти в первой главе романа. Их можно представить в виде двух таблиц.

    Сходства между Пушкиным и Онегиным

    Тема

    Отношение Пушкина и Онегина

    Среда, в которой они вырослиОба героя провели молодые годы в Петербурге, оба принадлежат к дворянской среде, вращаются в великосветских кругах:

    «Онегин, добрый мой приятель,
    Родился на брегах Невы…
    …Там некогда блистал и я…»Отношение к условностям светаПушкин и Онегин сближаются в пору, когда проходит их первая молодость, полная очарований и разочарований. Их сближает критическое отношение к жизни, усталость от пустой светской суеты:

    Условий света свергнув бремя,
    Как он, отстав от суеты,
    С ним подружился я в то время.
    Мне нравились его черты,
    Мечтам невольная преданность,
    Неподражательная странность
    И резкий, охлажденный ум.
    Я был озлоблен, он угрюм;
    Страстей игру мы знали оба;
    Томила жизнь обоих нас;
    В обоих сердца жар угас;
    Обоих ожидала злоба
    Слепой Фортуны и людей
    На самом утре наших дней.Отношение к ТатьянеТатьяна – любимая героиня Пушкина, её он называет «милым идеалом». Ей признаётся в любви:

    … Простите мне. Я так люблю
    Татьяну милую мою…

    Поэт окружает её эпитетами «милая», «нежная», «бедная», называет «моя душа», сопровождает прилагательными и существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Любит Татьяну и Онегин. При первой встрече с Лариными их двух сестёр он выделяет Татьяну.

    «Неужто ты влюблён в меньшую?
    … Я выбрал бы другую,

    Когда б я был, как ты, поэт…» — говорит он Ленскому, узнав о его влюблённости в Ольгу.

    В конце романа Онегин прямо признаётся в любви Татьяне:

    Я знаю: век уж мой измерен;
    Но чтоб продлилась жизнь моя,
    Я утром должен быть уверен,
    Что с вами днём увижусь я…

    Различия между Пушкиным и Онегиным

    Пушкин

    Онегин

    ОбразованиеПушкин получил блестящее образование. Он обучался в первом экспериментальном заведении для дворянской элиты Императорском Царскосельском лицее, в котором преподавали лучшие педагоги своего времени.

    Помимо этого, поэт постоянно занимался самообразованием. Он свободно читал на нескольких языках, прекрасно знал сочинения античных авторов и французских философов-просветителей.

    Любопытный и живой характер направлял Пушкина в самые неожиданные места. Приезжая в новый город, поэт спешил познакомиться с людьми, побывать в архивах, посетить исторические памятники. Он постоянно узнавал что-то новое и подвергал любую информацию серьёзному осмыслению.Образование Онегина поверхностно. Он знает ровно столько, сколько нужно, чтобы произвести впечатление в беседе, но ничего не изучал системно и глубоко:

    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант:
    Имел он счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре
    И возбуждать улыбку дам
    Огнём нежданных эпиграмм.

    Латынь из моды вышла ныне:
    Так, если правду вам сказать,
    Он знал довольно по-латыне,
    Чтоб эпиграфы разбирать,
    Потолковать об Ювенале,
    В конце письма поставить vale,
    Да помнил, хоть не без греха,
    Из Энеиды два стиха.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли:
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.Отношение к театруПушкин боготворит театр, творчески сопереживает каждой премьере:

    Волшебный край! там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И переимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил
    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидло венчался славой,
    Там, там под сению кулис
    Младые дни мои неслись.Онегин равнодушен к искусству. Он посещает театр лишь потому, что это модно:

    Всё хлопает. Онегин входит,
    Идёт меж кресел по ногам,
    Двойной лорнет скосясь наводит
    На ложи незнакомых дам;
    Все ярусы окинул взором,
    Всё видел: лицами, убором
    Ужасно недоволен он;
    С мужчинами со всех сторон
    Раскланялся, потом на сцену
    В большом рассеянье взглянул,
    Отворотился — и зевнул,
    И молвил: «Всех пора на смену;
    Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел».Отношение к литературеЛитература – жизнь и воздух Пушкина. С детства он пропадал в домашней библиотеке отца, наслаждаясь книжными сокровищами. Ум его развился стремительно и рано.

    Первые поэтические опыты Пушкина начались ещё в детстве. В Лицее его поддержали преподаватели, на выпускном экзамене поэта «благословил» «старик Державин».

    Всю жизнь Пушкин был жадным читателем и гением словесности.Онегин не занимается стихотворчеством, у него нет способностей к этому и необходимой творческой воли. Да и книги, которые находит в кабинете Онегина Татьяна, открыты, но не прочитаны:

    …Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита…Отношение к любви и женщинамВ отличие от Онегина, в каждой своей влюблённости Пушкин был искренен. Он не лицемерил, не играл с женской душой. Даже милое кокетство у Пушкина благородно и трогательно.

    Он называет женщин «мои богини» и видит в них идеал красоты. Как поэт, Пушкин преклоняется перед ней.

    Но и он испытывает разочарование, оттого что глубокое чувство, посетившее его накануне начала работы над романом, было предано.

    …Опять кипит воображенье,
    Опять ее прикосновенье
    Зажгло в увядшем сердце кровь,
    Опять тоска, опять любовь.
    Но полно прославлять надменных
    Болтливой лирою своей;
    Они не стоят ни страстей,
    Ни песен, ими вдохновенных:
    Слова и взор волшебниц сих
    Обманчивы… как ножки их.

    «Прошла любовь, явилась Муза», — говорит о себе поэт. Опыт разочарований стал основой для его творчества, вдохновил на создание новых произведений.

    Онегину же после всех побед и поражений остаётся только пустота и усталость.Женская любовь для молодого Онегина – желанная добыча. Он напоминает охотника, преследующего жертву. Любовь занимает все его помыслы:

    …Всего, что знал ещё Евгений,
    Пересказать мне недосуг;
    Но в чем он истинный был гений,
    Что знал он тверже всех наук,
    Что было для него измлада
    И труд, и мука, и отрада,
    Что занимало целый день
    Его тоскующую лень, —
    Была наука страсти нежной,
    Которую воспел Назон…

    Глубоких привязанностей герой не испытывает, важен результат:

    …Как он умел казаться новым,
    Шутя невинность изумлять,
    Пугать отчаяньем готовым,
    Приятной лестью забавлять,
    Ловить минуту умиленья,
    Невинных лет предубежденья
    Умом и страстью побеждать,
    Невольной ласки ожидать,
    Молить и требовать признанья,
    Подслушать сердца первый звук,
    Преследовать любовь, и вдруг
    Добиться тайного свиданья…
    И после ей наедине
    Давать уроки в тишине.

    Но со временем лёгкие успехи надоедают Онегину, он становится равнодушен к игре страстей:

    Нет: рано чувства в нём остыли;
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели,
    Затем, что не всегда же мог
    Beef-stеаks и страсбургский пирог
    Шампанской обливать бутылкой
    И сыпать острые слова,
    Когда болела голова;
    И хоть он был повеса пылкой,
    Но разлюбил он наконец
    И брань, и саблю, и свинец.ДружбаДружба была одной из главных ценностей в жизни Пушкина. В стихотворениях, посвящённых лицейскому братству, «Пущину», «К Дельвигу» и других звучит вера в спасительную и чудотворную силу дружеской поддержки, радостное, исцеляющее ото всех печалей ощущение духовного родства.

    И. И. Пущину

    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!

    Онегин не имеет глубоких привязанностей, потому что слишком занят собой.

    В деревенском уединении «от делать нечего» он сближается с Ленским, но их приятельство нельзя назвать истинной дружбой:

    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой.
    Сперва взаимной разнотой
    Они друг другу были скучны;
    Потом понравились; потом
    Съезжались каждый день верхом
    И скоро стали неразлучны.
    Так люди (первый каюсь я)
    От делать нечего друзья.

    Далее Пушкин объясняет, почему Онегин не мог стать никому настоящим другом:

    Источник

    [njwa_button id="1161"]
    Показать больше

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Закрыть
    Adblock
    detector