ДЕТИ И РОДИТЕЛИ

Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся

Педагогический контроль в физическом воспитании. Виды педагогического контроля. Методы контроля.

Педагогический контроль– это система мероприятий, обеспе-

чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания

для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи меж-

ду факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями,

которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического раз-

вития, спортивного мастерства и т.д..

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля дан-

ных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий и

вносятся коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется следующие виды пе-

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного

года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава за-

нимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная

квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям

(к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных тре-

бований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить

учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тре-

нировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целе-

сообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состо-

янием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного

упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохожде-

нию отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям,

как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оператив-

ного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на за-

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма

занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время

восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величи-

не, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния зани-

мающихся служат основой для планирования содержания ближайших заня-

тий и величины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о ку-

мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяже-

нии одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют пра-

вильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования

физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определе-

ния успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, сте-

пени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицатель-

ных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные

итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выпол-

нения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных

результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учеб-

Методы контроля.В практике физического воспитания применяются

следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием

учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования,

простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной емкости лег-

ких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определе-

ние динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Педагогическое наблюдение позволяет преподавателю получать инфор-

мацию о проявлении интереса, степени внимания, внешних признаках степе-

ни утомления (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации

движений, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о со-

стоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочув-

ствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремле-

ниях и желаниях. Субъективные ощущения – это результат физиологических

процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что

они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объек-

тивные данные о степени тренированности и уровне физической подготов-

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный

опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий

физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и по-

следовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяс-

нения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений);

4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных

В практике физического воспитания для контроля знаний применяется

письменный опрос в форме тестирования с выборочными вариантами отве-

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом

контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического

воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных

задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за опреде-

ленный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физи-

ческого воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически про-

верять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их

физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, по-

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность,

точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следу-

ющие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического

процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию)

и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости заня-

тий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагру-

зок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний,

умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.

Данные педагогического контроля, зафиксированные в журнале учета

учебной работы позволяют проводить систематический анализ и находить но-

вые пути для улучшения качества учебного процесса.

42. Методика физического воспитания детей ш­кольного возраста.

Значение физической культуры для детей школьного возраста.Зна-

чение физической культуры в школьный период жизни человека заключается

в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления

здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все

это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоническо-

го развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без

активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что

дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего ор-

ганизма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полно-

ценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится

на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функ-

циональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном

возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двига-

тельным способностям человека. Позднее развить те или иные способности

удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благо-

приятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам,

что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выпол-

нять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельно-

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и

умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать

программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической

культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепро-

вождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциаль-

ных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития орга-

низма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нрав-

Источник

Педагогический и медицинский контроль здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями.
материал по теме

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Скачать:

ВложениеРазмер
pedag.i_medits._kontrol.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический и медицинский контроль здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Зиновьева Татьяна Викторовна

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи, мочеполовой системы и органов пищеварения.

Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений — 69,5-75,5%. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.

Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни. Доказано, что целенаправленный подбор и использование комплекса физических упражнений могут служить эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушения осанки и отклонения в психомоторном развитии (например, в логопедических группах).

Комплексная система закаливания детей дошкольного возраста, включающая сочетание слабых длительных (воздушные ванны) и сильных кратковременных (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой) воздействий, направленных на отдельные области тела и на весь организм, на фоне разной двигательной активности (физкультурные занятия в зале и на улице) позволяет существенно улучшить функцию терморегуляции, повысить резистентность детского организма: в 2 раза снижается уровень острых респираторных заболеваний детей, на 30% увеличивается индекс здоровья, в 5-7 раз уменьшается число часто болеющих детей и в 2,5 раза уменьшается число дней, пропущенных одним ребенком.

Требования к организации физического воспитания

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Следует предусматривать объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 — 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок

С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводится 2 — 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни — в групповом помещении или в физкультурном зале.

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

— в младшей группе — 15 мин.,

— в средней группе — 20 мин.,

— в старшей группе-25 мин.,

— в подготовительной группе — 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей, при температуре воздухе до -15 град. С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе — не менее 80%,

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет — 130 — 140 уд./мин., на воздухе- 140- 160 уд./мин.; у детей 5 — 7 лет — в зале 140 — 150 уд./мин.; на воздухе — 150 — 160 уд./мин.

Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь — октябрь) и в конце его (апрель — май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту».

Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

Закаливание детей включает систему мероприятий :

— элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещении, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

— специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ — 35 — 40%.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

— динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

— медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

— контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

— гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

Медицинское обследование детей проводится в соответствии с регламентирующими эту деятельность приказами, методическими и инструктивными материалами Министерства здравоохранения и просвещения и их органов на местах. Врач после проведенного осмотра определяет медицинскую группу и назначает форму физического воспитания и оздоровительного мероприятия.

Дети в зависимости от состояния здоровья подразделяются на следующие группы:

I группа здоровья – здоровые, с нормальным физическим развитием и нормальным функциональным состоянием.

II группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

III группа здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV группа здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

V группа здоровья –дети больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:

Основную – дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятие в секциях.

Подготовительную – дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи диагностики физической подготовленности и участия в соревнованиях.

Специальную – дети имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Значительные отклонения в состоянии здоровья.

Четко очерченных границ распределения детей на подгруппы не существует, что дает право инструктору физкультуры и врачу решать данный вопрос строго индивидуально, исходя, прежде всего, как из уровня физической подготовленности, так и функционального состояния.

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.

Совместная деятельность педагогов и медицинских работников проводится в следующих направлениях:

1. Оптимизация двигательного режима детей в дошкольном учреждении: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей самостоятельную двигательную деятельность детей, соблюдение статико-динамического режима.

2. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности: проведение физкультминуток на занятиях, организация подвижных игр в перерывах между занятиями, включение в физкультминутку гимнастики для глаз, использование двигательных занятий при проведении занятий, оптимальное распределение занятий, направленных на интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей в течение дня, релаксация.

3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы: использование на занятиях упражнений циклического характера.

4. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: занятия по валеологии с детьми, консультации по валеологии для родителей, пропаганда дошкольным учреждением здорового образа жизни.

5. Взаимодействие с семьей: информация родителей о проведении лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении, ознакомление родителей с приемами контроля за состоянием здоровья детей, обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей, консультирование родителей специалистами дошкольного учреждения (врачом, руководителем физического воспитания, логопедом, психологом и т. д.), привлечение родителей к участию в физкультурных праздниках и соревнованиях, организация совместных физкультурных занятий детей и родителей.

Мероприятия, обеспечивающие контроль здоровья дошкольников на физкультурных занятиях

Оптимизация процесса физического воспитания дошкольников обеспечивается рядом мероприятий, гарантирующих эффективный медицинский и педагогический контроль здоровья детей. Эти мероприятия можно разделить на 6 этапов.

1 этап – врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводятся обследования, направленные на комплексную оценку состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей детей. В типовых дошкольных учреждениях находятся здоровые дети, не имеющие абсолютных противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Дети, часто болеющие или имеющие хронические заболевания, нуждаются в постоянном врачебном наблюдении. В период вне обострения заболевания они занимаются по общей программе физического воспитания.

2 этап – заключается в определении уровня физической подготовленности по результатам контрольных испытаний. Обычно используются тесты, определяющие уровень развития физических качеств, и тесты, определяющие степень сформированное двигательных навыков. Анализ результатов тестирования дает возможность руководителю физического воспитания разделить детей на подгруппы с целью осуществления дифференцированного подхода в зависимости от уровня их физической подготовленности.

3 этап – планирование физкультурных занятий. Прежде чем приступить к работе с детьми, руководитель физического воспитания, основываясь на данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников, определяет конкретные задачи на предстоящий учебный год. Затем он подбирает упражнения из программы, которую использует данное дошкольное учреждение.

4 этап – подготовка мест занятий, обеспечение гигиенических условий проведения занятий. Перед занятием в зале проводится влажная уборка, активное проветривание. Заблаговременно, в соответствии с планом занятия, подготавливаются необходимые пособия, так чтобы их можно было быстро расставлять и убирать по ходу занятия.

Температура воздуха в зале не должна превышать 17°С, влажность 40 -55%. Дети должны заниматься в спортивной одежде, на ногах спортивные тапочки. Можно заниматься босиком. Освещенность зала на высоте 0,5 м от пола не менее 200 лк.

5 этап – непосредственное проведение занятий. В ходе занятия руководитель физического воспитания должен предупреждать ситуации, которые могут привести к перегрузке и травмированию детей, грамотно осуществлять страховку при выполнении сложных упражнений.

6 этап – медицинский и педагогический анализ занятия. Качественный и количественный контроль эффективности физкультурного занятия проводится, как правило, медицинскими работниками, а анализируется руководителем физического воспитания. Для этой цели используют хронометрирование, с помощью которого определяется общая и моторная плотность занятия. Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия.

Нормирование физических нагрузок

Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности руководителя физического воспитания.

Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Мерами интенсивности служат скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх), высота и длина (в прыжках или метании). Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений.

Внешние признаки утомления

Любое занятие, в том числе и физкультурное, вызывает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Небольшая степень утомления обязательна.

При наличии признаков средней степени утомления у отдельных детей нагрузку следует ограничить (уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых). Выраженные признаки утомления у большинства детей появляются в результате чрезмерной нагрузки. В этом случае необходимо перестроить занятие таким образом, чтобы нагрузка соответствовала уровню физической подготовленности детей.

Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120 -130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 140 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:

• 110 -130 ударов в минуту — восстанавливающая;

• 130 -150 ударов в минуту — развивающая;

• 150 -170 ударов в минуту — тренирующая.

В процессе занятий нагрузка может быть либо непрерывной, либо прерывистой (интервальной). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных физических качеств.

Для дошкольников продолжительность отдыха должна быть небольшой, так как даже при максимальной нагрузке полное восстановление происходит в течение 3-5 минут. По своему характеру отдых может быть пассивным (отсутствие активной двигательной деятельности), активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, что вызвала утомление, например в беге это будет спокойная ходьба). У дошкольников при длительной мышечной деятельности активный отдых является более действенным, чем у взрослых. В то же время при значительных силовых напряжениях к быстрейшему восстановлению у детей приводит пассивный отдых.

Определение качественных и количественных характеристик физкультурного занятия

Эффективность физкультурного занятия может быть оценена посредством проведения анализа его количественных и качественных характеристик. Количественные характеристики занятия можно получить, используя хронометрирование и построение физиологической кривой. Для определения качественных характеристик используют педагогический анализ занятия.

Для хронометрирования предварительно заготавливаются специальные протоколы. Принято различать два вида плотности занятия:

1) общая (педагогическая) плотность, т.е. отношение целесообразно затраченного времени на обучение и воспитание к общей длительности занятия;

2) моторная плотность, т.е. отношение времени, затраченного занимающимися на выполнение физических упражнений, к общей длительности занятия.

Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ребенка. Хронометрируются следующие виды деятельности детей:

1. Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии.

2. Слушание и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий.

3. Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения занятия.

4. Действия по организации занятия.

Последующим моментом обработки показателей хронометрирования является вычисление плотности занятия в целом и его отдельных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на полное занятие (или его отдельную часть), принимается за 100%. Относительно этих 100% и рассчитываются процентные величины.

Суммируя время выполнения всех двигательных действий, получаем абсолютное время, которое было затрачено ребенком на выполнение физических упражнений.

Составив пропорцию, можно определить его процентную величину ко времени всего занятия (принятого за 100%), то есть определить показатель моторной плотности занятия (МП).

Моторная плотность занятия – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Время выполнения физических упражнений *100

Моторная плотность = время урока

Для определения общей (педагогической) плотности занятия (ОП) суммируются виды деятельности детей (пункты 1-5). Определяем процентное соотношение затраченного на это времени ко времени всего занятия (принятого за 100%)

Общая плотность занятия – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Время, педагогически оправданное *100%

Общая плотность = время урока

Анализ моторной плотности должен осуществляться только в сопоставлении с задачами занятия. В случае, когда идет изучение сложного нового материала (подробное объяснение, исправление ошибок), и 40% моторная плотность занятия может быть педагогически оправдана.

Кроме того, хронометрирование показывает только объем двигательной деятельности, не учитывая его интенсивности. А ведь дети на занятии могут долго ходить в медленном темпе, а могут всего несколько раз пробежать с максимальной скоростью. Именно поэтому хронометрирование целесообразно совмещать с построением физиологической кривой занятия.

Построение физиологической (пульсовой) кривой

Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на 20—25%, после общеразвивающих упражнений — не менее чем на 50%, после обучения основным движениям — не менее чем на 25%, после подвижной игры — до 70—90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15—20% превышает его.

Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая.

До начала занятий измеряется пульс в покое. В дальнейшем измерения могут вестись двумя способами:

а) пульс измеряется каждые пять минут занятия;

б) пульс измеряется по мере смены деятельности (после бега, в момент отдыха, после метаний и т. п.).

Необходимым условием снятия данных является запись деятельности, которой занимался ребенок в этот момент.

Пульс принято считать за 10 секунд и умножать полученное число на 6. После занятия по данным рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной — показатели пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия.

Для занятия обучающего плана физиологическая кривая, как правило, двухвершинная. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшаются двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушается один из важных физиологических принципов — постепенное увеличение физической нагрузки.

Иной характер имеет физиологическая кривая на занятиях тренирующих или проводимых на воздухе. Она отражает постепенно нарастающую нагрузку с зубчатым плато, характеризующего последовательные незначительные повышения и снижения пульса как отражение выполняемых двигательных заданий разной интенсивности и последующим снижением нагрузки к концу занятия.

Определение тренирующего эффекта физкультурного занятия

Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров.

В группе 3- 4-летнего возраста развивающий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не менее 130 -140 ударов, в старших группах(5-7 лет) — не менее 140 -150 ударов. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др.

Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний

Состояние здоровья и оценка физического развития определяются врачом, им же даются назначения индивидуального характера в отношении физических нагрузок детей. Этими рекомендациями педагоги руководствуются при организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого ребенка с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой).

Дети после острых заболеваний должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку следует дозировать: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения,- бег, подвижную игру, прыжки, лазанье. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя), так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.

У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, дети должны заниматься в тренировочных костюмах или обычной одежде. Оберегая воспитанников от чрезмерных физических нагрузок, следует помнить, что нельзя их долго оставлять на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функций.

Схема педагогического наблюдения и анализа физкультурного занятия

1. Определение и формулировка педагогом основных задач занятия (их соответствие возрасту, полу, подготовленности, программе обучения, квартальному плану, условиям обучения; степень конкретности поставленных задач).

2. Подбор физических упражнений для решения поставленных задач:

а) в основной части занятия (соответствие основных физических упражнений поставленным задачам, целесообразность их методической последовательности на занятии; количество, характер и методическая последовательность подводящих упражнений; дозировка физических упражнений);

б) в подготовительной части занятия (разнообразие и эффективность физических упражнений в подготовке к решению основных задач занятия, их методическая последовательность);

в) в заключительной части занятия (разнообразие и эффективность физических упражнений в завершении занятия, их методическая последовательность);

г) соответствие фактического материала занятия с запланированным в конспекте и с конкретно сложившимися условиями проведения занятия.

3. Использованные методы обучения и воспитания и степень их эффективности:

а) словесные методы (объяснения, команды, подсчет, оценка и пр.), уровень речевой подготовленности педагога, знание терминологии, владение командным языком;

б) наглядные методы (показ изучаемого двигательного действия, демонстрация плакатов, моделей и пр.), качество показа педагогом, использование детей для показа, сочетание показа со словом;

в) практические методы (метод разучивания по частям, метод разучивания в целом, игровой, соревновательный и прочие методы);

г) разнообразие применяемых на занятии методов, их соответствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, условиям работы и индивидуальным особенностям детей.

4. Использованные способы организации детей при обучении и совершенствовании основных движений на занятии:

а) фронтальный, групповой, поточный, посменный, индивидуальный.

б) разнообразие применяемых на занятии методов организации, их соответствие задачам обучения, особенностям учебного материала, условиям обучения и индивидуальным особенностям детей;

д) использование на занятии помощников из числа детей;

е) обеспечение страховки, оказание помощи.

5. Подготовка педагога к занятию:

а) разработка конспекта занятия (его полнота, грамотность, качество оформления);

б) подготовка места занятий, оборудования и учебных пособий;

в) внешний вид педагога.

6. Поведение детей во время занятия:

а) отношение детей к отдельным упражнениям и к занятию в целом (интерес, активность, настойчивость);

б) взаимопомощь между детьми;

г) внешний вид занимающихся.

7. Результативность занятия (степень решения поставленных задач).

8. Прочие замечания.

Медико-педагогического контроля за физкультурным занятием

Дата: группа №: воспитатель-методист ФИЗО:

Списочный состав группы: Присутствовало на занятии: I гр.здоровья

II гр.здоровья III гр.здоровья

Оборудование к занятию:

Основные моменты хронометража

Восстановление частоты сердечных сокращений

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть