ДЕТИ И РОДИТЕЛИ

Примеры правильного воспитания в литературе

Проблема воспитания в русской литературе (ЕГЭ по литературе)

Проблема воспитания — это вечная проблема. Именно поэтому в русской литературе существует огромное количество произведений, посвященных этой теме. Писатели показывали примеры воспитания детей и результат такого воспитания, положительный или отрицательный. На примере трех произведений я раскрою данную тему: Д.И. Фонвизин «Недоросль», И.А. Гончаров «Обломов», А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Начнем с первого произведения, написанного в духе классицизма. Главные герои, важные нам: Госпожа Простакова и Митрофанушка, собственно, недоросль. Именно через их образы раскрыта проблема воспитания. Первое, на что стоит обратить внимание — это говорящие фамилии героев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Ну какое, скажите мне, воспитание может дать человек с фамилией Простакова. От слова простой, незамысловатый. Действительно, это так и есть. Ей присущи такие качества характера как грубость, глупость, скупость, самодурство. Вспомним диалоги Простаковой и ее мужа. Это ведь абсолютное неуважение и невежество! Такие слова из уст женщины — это абсурд! Но самое главное, что это все происходит на глазах Митрофанушки, который впитывает в себя все это. Учить своего сына Простакова не желала, считала это лишним. А нанятые учителя были наняты по принципу дешевле — лучше. Да и не учителя это были вовсе! Так, прохожие с улицы. И о каком воспитании и образовании может идти речь? Это пример дурного воспитания, результатом которого стал Митрофанушка. «Да отвяжись, матушка, как навязалась. «, — говорит Митрофан своей матери в финале пьесы. Как гениально автор в одной реплике показал результат многолетнего злонравного воспитания! «Вот злонравия достойные плоды!»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор показал очень интересный тип воспитания, который нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Вспомним сон Обломова и его прекрасное детство, показанное в этом сне. Что мы видим? Абсолютную любовь к Илье Ильичу. Он проводит свои беззаботные дни в полном спокойствии. До него не доходят проблемы и тяготы внешнего мира. Обломов полностью защищен от окружающей агрессии. Прекрасный пример воспитания ребенка! Так в чем же проблема? Перед тем, как дать ответ на этот вопрос, проанализируем последствия этого воспитания. Илья Ильич лежит в постели, не умеет нести ответственность за свои поступки, не умеет принимать волевые решения, какие-либо перемены его повергают в ступор, каждое его действие должно сопровождаться слугой. Как вам итог такого «прекрасного» воспитания? Результатом стало полное разрушение личности, деградация в собственном халате. И.А. Гончаров показал пример злонравного воспитания, скрытого под маской добродетели.

Завершив свое сочинение на этой ноте, я бы оставил впечатление, что в русской литературе проблема воспитания поднималась только в сугубо отрицательном контексте. Конечно, это не так. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тому подтверждение. «Береги честь смолоду» — предисловие к первой главе романа. И оно очень точно отражает личность главного героя Петра Гринева — он усвоил этот урок на всю жизнь. Его отец — достойнейший человек, давший ему абсолютно строгое и правильное с моральной точки зрения воспитание. Даже когда Петруша вырос, воспитание отцом не заканчивалось. «Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать?», — сказал его отец и был прав! Ибо Петербург ничему хорошему Петра не научил бы! И отец это понимал и отправил его служить в крепость, не обращая внимания на капризы сына. Уже по дороге в крепость проявляются положительные черты Петра: честность, благородство, самостоятельность. Несмотря на возражения Савельича, он отдает карточный долг, ибо считает это своим долгом. Мужику, который вывел их из бурана, в знак благодарности Петр дарит заячий тулуп, считая это обязанностью. Опять же несмотря на возражения Савельича, что говорит о его решительности и самостоятельности. Вот он, результат благородного воспитания в образе Петра Гринева. И те черты, которые он проявил в дальнейшем сюжете романа: смелость, честность, самоотверженность, тому подтверждение!

Таким образом, мы понимаем, что проблема воспитания в русской литературе была затронута многими писателями: А.С. Пушкиным, Д.И. Фонвизиным, И.А. Гончаровым. В их величайших произведениях были показаны примеры как злонравного воспитания, так и благородного. И через образы молодого поколения авторы отразили результат такого воспитания!

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54687

Источник

Проблема воспитания и образования, аргументы из литературы

Проблема воспитания в литературе часто затрагивалась разными писателями, ведь данная проблема одна из самых важных. Именно воспитание и образование можно назвать настоящим фундаментом в жизни и судьбе каждого человека, поэтому очень важно правильное воспитание и та атмосфера, в которой будет взрослеть человек. Только благоприятная семейная атмосфера позволит правильно поставить цели, выделить приоритеты и построить свое счастье.

Как без воспитания, так и без образования, человек не сможет добиться поставленных целей и не сможет самореализоваться. По этим причинам, проблема воспитания и образования является актуальной во все времена. А чтобы донести ее важность, писатели на примерах героев своих произведений показывают к чему может это привести. Давайте же поговорим о проблеме воспитания, приводя аргументы из литературы для ЕГЭ.

В каких произведениях поставлена проблема воспитания и образования

Если говорить о роли детства в становлении личности, то хорошим примером может оказаться произведение Гончарова Обломов. Здесь мы видим, насколько губительно может сказаться излишняя любовь к ребенку, когда мать начинает его оберегать, лелея, подобно цветку. Илье Обломову запрещали даже одеваться самостоятельно, за него все делали слуги. В итоге, когда тот вырос, он не смог построить счастливую жизнь. Потому что все также продолжал лежать на диване и ждать пока за него кто-то все сделает.

Очень важно, чтобы в семье были хорошие взаимоотношения между детьми и родителями. У детей не должно быть страха перед родителями, а взаимоотношения между ними стоятся на доверии. Родители должны слышать детей, как и дети своих родителей. В противном случае получится, как в произведении Гроза Островского, где мать подчинила всех своей воле. В итоге, дочь постоянно врет, а Тихону ненавистен родительский дом. Между матерью и детьми нет уважения и понимания. Но так не должно быть, и Островский показывает, к чему приводят такие отношения.

Семья — это место, где начинается воспитание и образование детей. А чтобы все было благополучно, дети должны расти в крепких семьях, где царит любовь и дружба. В противном случае, все может завершиться очень плачевно, как в произведении Франсуа Мориак Мартышка. Там ребенок заканчивает свою жизнь самоубийством, считая себя ненужным, не выдерживая извечную атмосферу жестокости и скандалов вокруг себя.

Фонвизин в своей работе Недоросль показал ошибки родителей, которые сами же и выращивают детей избалованными, невежественными и очень глупыми. Вот только осознание своих неправильных действий и неправильного воспитания часто приходит запоздало. Как в случае с госпожой Простаковой, когда в итоге от нее отказывается собственный сын. А вот в произведении Пушкина Капитанская дочка отец как раз вовремя отправил сына на службу, да не в Петербург, а в Оренбург, дав напутственные слова беречь честь смолоду. Это и помогает в будущем недорослю Петруше Гриневу превратиться в настоящего мужчину.

Вот и привели мы несколько аргументов, где раскрывается проблема воспитания и образования в русской литературе.

Источник

В каких произведениях поставлена пробле­ма воспитания и образования как в пьесе Фонвизина?

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции — понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, — все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору — жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания — в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма — это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть