ОТНОШЕНИЯ

Развернутый план общественные отношения и их виды

ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «ПРАВО». Понятие и виды правоотношений.

Понятие и виды правоотношений.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Задание № 28:

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Понятие и виды правоотношений». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

Понятие и виды правоотношений.

1.Сущность понятия «правоотношения».

2.Юридические факты как основания для возникновения правоотношений.

  1. Виды юридических фактов:
  • события (зависят от воли и желания людей).
  • действия (происходят помимо воли и желания людей).

4.Субъекты правоотношений:

  • юридические лица,
  • физические лица,
  • народ,
  • государство.
  1. Условия, необходимые для возникновения правоотношений:
  • дееспособность,
  • правоспособность.
  1. Виды правоотношений по отраслям права:
  • конституционные;
  • административные;
  • гражданские;
  • трудовые;
  • уголовные;
  • процессуальные.

7.Особенности формирования правоотношений в современной России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Развернутый план общественные отношения и их виды

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

в) социализации и др.

3) Права и обязанности членов семьи.

а) патриархальная, демократическая;

б) многопоколенная, нуклеарная;

в) многодетная, бездетная.

6) Признаки семьи как малой группы:

а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи;

б) совместное ведение хозяйства, быта;

в) взаимная поддержка, забота членов семьи и т.д.

7) Изменения в обществе и современная семья:

а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

б) от многопоколенной семьи к нуклеарной;

в) сокращение количества детей, рост числа неполных семей и т.д.

8) Государство и семья.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие «Социализация»

2. Основные этапы социализации:

3. Функции социализации:

а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе;

б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;

в) усвоение практических навыков и умений.

4. Факторы (агенты) социализации:

в) группа друзей (сверстников);

5. Десоциализация и ресоциализация индивида.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

а) как этническая группа;

б) как общегражданская общность.

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник

Текст книги «ЕГЭ-2018: Обществознание. Задание 28. План»

Автор книги: Ольга Якушенко

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц)

1) Понятие общества как части материального мира.

2) Влияние общества на природу:

– использование природных ресурсов для производства;

– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

– существование экологических проблем.

3) Понятие природы как части материального мира.

4) Влияние природы на общество:

– природа – основной источник средств существования;

– природа – среда обитания человека;

– природа – основной источник средств производства;

– природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

План №37: «Общественные отношения и их виды»

1) Понятие «общественные отношения».

2) Структура общественных отношений:

– нормы, регулирующие отношения.

3) Субъекты общественных отношений:

– малые и большие социальные группы;

4) Виды общественных отношений по субъектам:

5) Виды общественных отношений по содержанию:

6) Взаимосвязь различных типов общественных отношений.

План №38: «Общественное сознание и его формы»

1) Понятие «общественное сознание».

2) Формы общественного сознания:

3) Уровни общественного сознания:

4) Типы общественного сознания:

5) Общественное сознание как главный элемент духовной сферы жизни общества.

1.9 Основные институты общества

1) Понятие «социальные институты».

2) Виды социальных институтов:

– институты образования и культуры;

3) Основные социальные институты:

4) Функции социальных институтов общества:

5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

План №40: «Социальные институты в структуре общества»

1) Понятие социальной структуры общества.

2) Элементы социальной структуры общества:

3) Понятие «социальные институты».

4) Виды социальных институтов:

– институты образования и культуры;

5) Функции социальных институтов общества:

6) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1) Понятие «культуры».

4) Функции культуры:

5) Субкультура и контркультура.

6) Особенности диалога культур в современном мире.

План №42: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие «духовной культуры».

2) Формы духовной культуры:

3) Составляющие духовной культуры:

4) Классификация духовных ценностей:

– витальные (жизнь, здоровье);

– социальные (статус, профессионализм);

– политические (правопорядок, законность);

– моральные (добро, любовь);

– религиозные (Бог, вера);

– эстетические (красота, гармония).

5) Значение духовных ценностей и жизни человека.

План №43: «Социальные ценности в жизни общества»

1) Понятие «социальные ценности».

2) Виды социальных ценностей:

3) Общечеловеческие ценности:

– религиозные (вера, душа);

– нравственные (добро, любовь);

4) Закрепление основных социальных ценностей в международных документах:

– Всеобщая Декларация прав человека;

– Конвенция о правах ребенка;

5) Функции ценностей:

6) Роль ценностей в жизни человека и общества.

План №44: «Духовная культура и ее роль в жизни общества»

1) Понятие «духовная культура».

2) Формы духовной культуры:

3) Составляющие духовной культуры:

4) Функции культуры:

5) Роль духовной культуры в жизни общества.

План №45: «Философия и ее роль в духовной жизни общества»

1) Понятие «философия».

2) Структура философского знания:

– онтология (учение о бытии);

– гносеология (учение о познании);

– психология (учение о душе);

– этика (учение о нравственности);

– эстетика (учение о прекрасном);

– логика (учение о мышлении).

3) Особенности философского знания:

– имеет сложную структуру;

– носит теоретический характер;

– опирается на категории – предельно общие понятия;

– неисчерпаемо по своей сути.

4) Вопросы философии:

– сущность и происхождение бытия;

– материя, сознание и бессознательное;

– душа и человек и др.

5) Методы философии:

6) Функции философии:

7) Основные направления в философии:

8) Философия как особый тип мировоззрения.

План №46: «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества», «Массовая культура»

1) Понятие «культура».

3) Характерные особенности массовой культуры:

– коммерческая выгода для создателей и производителей;

4) Негативное влияние на духовную жизнь общества:

– формирует ложные стремления и потребности;

– ведёт к стандартизации и унификации культуры;

– прививает людям упрощенные образцы и стереотипы поведения.

5) Позитивное влияние на духовную жизнь общества:

– позволяет расслабиться, организует эмоциональную разрядку;

– обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства;

– ориентирована на интересы общества.

6) Особенности проявления массовой культуры в современной России.

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1) Понятие «научное познание».

2) Эмпирический уровень научного познания:

3) Теоретический уровень научного познания:

– анализ, синтез, обобщение;

– систематизация и классификация;

– создание гипотез и теорий.

4) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

5) Роль научного познания в жизни общества.

План №48: «Наука в жизни современного общества»

2) Фундаментальные и прикладные науки.

3) Классификация наук:

4) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

– эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);

– теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).

7) Значение науки в жизни общества.

План №49: «Наука как социальный институт»

1) Понятие «социальный институт».

2) Основные социальные институты общества:

3) Фундаментальные и прикладные науки.

4) Классификация наук:

5) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

8) Значение науки в жизни общества.

План №50: «Современная наука и ответственность ученых»

2) Основные тенденции современной науки:

3) Характерные черты современной науки:

– осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

– комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;

– широкое применение философии и ее методов во всех науках;

4) Ответственность ученых:

5) Причины возрастания ответственности ученых за сделанные ими открытия:

– многие открытия ученых имеют двойное назначение;

– вмешательство ученых в природу живых организмов, генная инженерия имеют неоднозначные последствия.

6) Социальная ответственность ученых как фактор определяющей тенденции развития науки.

План №51: «Наука как форма духовной культуры», «Наука и ее связь с другими областями духовной культуры»

1) Понятие «духовная культура».

2) Формы духовной культуры:

– особая система знаний;

– особая система общественных организаций и учреждений;

– особый вид деятельности – система научных исследований.

4) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

5) Фундаментальные и прикладные науки.

6) Классификация наук:

8) Наука – важнейший элемент духовной культуры.

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1) Понятие «социальный институт».

2) Основные социальные институты общества:

3) Виды образовательных учреждений:

– учреждение дополнительного образования:

– учреждения профессионального образования.

4) Функции образования:

– передача знаний и опыта предшествующих поколений;

– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

– обеспечение профессионального становления молодежи.

5) Тенденции развития образования:

6) Значение образования в жизни общества.

План №53: «Российское образование в XXI веке»

1) Понятие «образование».

2) Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ:

– Министерство образования и науки РФ;

– региональные министерства и департаменты;

3) Виды образовательных учреждений:

– учреждение дополнительного образования:

– учреждения профессионального образования.

4) Образовательные стандарты.

5) Ступени образования в РФ:

– основное общее образование;

– среднее (полное) общее образование;

– среднее профессиональное образование;

– высшее профессиональное образование.

6) Тенденции развития образования в РФ:

7) Национальная доктрина образования в РФ.

План №54: «Социальная и личностная значимость образования», «Образование и его значение для личности и общества», «Образование как социальная ценность»

1) Понятие «образование».

2) Социально-значимые функции образования:

– передача знаний и опыта предшествующих поколений;

– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

– обеспечение профессионального становления молодежи;

– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

3) Личностно-значимые функции образования:

– приобретение знаний и опыта, приобщение к культуре;

– формирует профессиональные навыки и умения;

– развитие индивидуальных способностей;

– является основным «социальным лифтом».

4) Ступени образования в РФ:

– основное общее образование;

– среднее (полное) общее образование;

– среднее профессиональное образование;

– высшее профессиональное образование.

5) Тенденции развития образования в РФ:

6) Национальная доктрина образования в РФ.

План №55: «Взаимосвязь образования и науки в современном мире»

1) Понятия «наука» и «образование».

2) Социально-значимые функции образования:

– передача знаний и опыта предшествующих поколений;

– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

– обеспечение профессионального становления молодежи;

– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

3) Тенденции развития современной науки:

– ускорение роста научного знания;

– дифференциация и интеграция научного знания;

– математизация и компьютеризация научных знаний;

– возрастание роли методологии в структуре научного знания;

– возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.

4) Интеграция науки и образования как один из основных принципов государственной научно-технической политики.

5) Роль науки в современном образовании:

– наука разрабатывает методологию обучения;

– охватывает все компоненты образовательного процесса.

6) Роль образования в современной науке:

– через образование человек входит в науку;

– формирование научной картины мира посредством образования;

– подготовки кадров для научно-технической и культурной сферы, определяющей дальнейшее развитие науки и наукоемкого производства страны;

– внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение.

1.13 Религия

2) Структура религии:

– религиозное сознание и деятельность;

– религиозные организации и институты.

3) Монотеистические и политеистические религии.

4) Ранние формы религии:

5) Национальные религии:

9) Россия – светское государство.

План №57: «Религия как форма духовной культуры»

1) Понятие «духовная культура».

2) Формы духовной культуры:

3) Структура религии:

– религиозное сознание и деятельность;

– религиозные организации и институты.

4) Этапы развития религий:

– ранние формы религии (анимизм, фетишизм, тотемизм);

– национальные религии (синтоизм, индуизм, иудаизм);

– мировые религии (буддизм, ислам, христианство).

6) Россия – многоконфессиональное государство.

План №58: «Мировые религии», «Мир религии в современном обществе»

3) Основные признаки мировых религий:

– большое число последователей по всему миру;

– космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);

– эгалитарность (проповедь равенства всех людей);

– пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).

5) Особенности мировых религий в современном мире.

1.14 Искусство

1) Понятие «искусства».

3) Жанры и стили искусства.

4) Функции искусства:

5) Эстетика – наука об искусстве и красоте.

1.15 Мораль

2) Понятие «нравственность».

3) Категории морали:

– честь и достоинство;

4) «Золотое правило» морали.

6) Моральные нормы и принципы.

7) Значение морали в жизни человека.

План №61: «Мораль как регулятор социальных отношений»

2) Категории морали:

– честь и достоинство;

3) Моральные нормы и принципы.

4) Отличие моральных норм от правовых:

– складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле;

– не закрепляются в специальных актах;

– выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения.

5) «Золотое правило» морали.

7) Значение морали в общественных отношениях.

1.16 Понятие общественного прогресса

1) Понятие «прогресс».

2) Формы общественного прогресса:

3) Относительность общественного прогресса.

4) Противоречивость общественного прогресса:

5) Возможные критерии общественного прогресса:

– уровень развития производственных сил;

– степень человеческой свободы;

– уровень развития науки и техники;

– уровень образования населения.

6) Отсутствие единого критерия прогресса общества.

План №63: «Модернизация и общественный прогресс»

1) Понятие модернизации.

2) Виды модернизации по сферам:

3) Критерии модернизации:

– демократизация политических структур;

4) Понятие социального прогресса.

5) Формы общественного прогресса:

6) Возможные критерии общественного прогресса:

– уровень развития производственных сил;

– степень человеческой свободы;

– уровень развития науки и техники;

– уровень образования населения.

7) Взаимосвязь модернизации и социального прогресса.

План №64: «Формы общественных изменений», «Многовариантность и движущие силы развития общества»

1) Многообразие форм социальных изменений.

2) Формы социальных изменений:

3) Особенности реформаторских (эволюционных) изменений в обществе:

– постепенные изменения в различных сферах жизни общества;

– появление и закрепление новых элементов в общественной жизни.

5) Прогрессивные и регрессивные реформы.

6) Основные признаки революционных изменений:

– затрагивают все уровни и все сферы жизни общества;

– носят радикальный, фундаментальный характер;

– основаны на насилии.

8) Стадии развития обществ:

9) Значимость общественных изменений в современном мире.

План №65: «Революция как форма социальных изменений», «Социальная революция»

1) Понятие «революция».

2) Основные теории революции:

3) Основные признаки революционных изменений:

– затрагивают все уровни и все сферы жизни общества;

– носят радикальный, фундаментальный характер;

– основаны на насилии.

5) Социология революции.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть