ПСИХОЛОГИЯ

Шапарь практическая психология инструментарий

В. Б. Шапарь и др. Практическая психология. Инструментарий

Основные методы психологии

Из истории психологических тестов

Психологи-практики и их функции

1. Методики изучения особенностей нервной системы

• Методика «Сила нервной системы»

• Методика «Уравновешенность нервной системы»

• Методика «Подвижность нервной системы»

• Методика оценки подвижности нервных процессов с помощью анкеты

• Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест)

• Буквенно-числовая методика оценки функциональной подвижности нервных процессов

2. Методика изучения и оценки особенностей ощущения

Абсолютный порог зрительного ощущения

Абсолютный порог слухового ощущения

3. Методики изучения и оценки особенностей восприятия

• Методика «Шкалы приборов»

• Методика «Восприятие времени»

4. Методики изучения и оценки особенностей памяти

• Методика «Память на числа»

• Методика « Оперативная память»

• Методика «Память иа образы»

• Методика «Слуховая память»

• Методика «Кратковременная память»

5. Методики изучения и оценки особенностей внимания

• Методика «Перепутанные линии»

• Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

• Методика «Красно-черная таблица»

• Методика «Расстановка чисел»

• Методика «Числовой квадрат»

6. Методики изучения и оценки особенностей мышления

• Методика «Значение слов»

• Методика «Комбинаторные способности»

• Методика «Количественные отношения»

• Методика «Исключение понятий»

• Методика «Выявление общих понятий»

• Методика «Толкование пословиц»

7. Методики диагностики некоторых психических состояний личности

• Методика оценки эмоционально-волевых качеств

• Миннесотский многомерный личностный опросник (методика MMPI)

8. Методики изучения темперамента личности

9. Методики изучения характера личности

• Характерологические акцентуации личности и нервно-психическая неустойчивость

10. Методики исследования способностей и интеллекта

• Методика «Таблицы Равена» (шкала прогрессивных матриц)

11. Методики изучения мотивационной сферы и направленности личности

• Тест «Незаконченные предложения»

• Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

12. Комплексные методики изучения личности

13. Проективные методы исследования личности

Из истории проективного метода

• Тест «Свободный рисунок»

• Тест «Рисунок семьи»

• Тест «Несуществующей животное»

• Тест «Дом. Дерево. Человек»

14. Методики изучения и оценки межличностных отношений в коллективе и семье

• Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

• Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено

15. Практические вопросы психографологии

16. Сборник упражнений для проведения индивидуальных и групповых социально-психологических тренингов

Источник

Шапарь В.Б.. Книги онлайн

Шапарь Виктор Борисович (4 августа 1957, Ладушкин, Калининградская область, РСФСР) — начальник кафедры прикладной психологии, полковник службы гражданской защиты Украины, кандидат психологических наук, доцент.

Вначале было техническое училище, где готовили швейников, затем военное училище – Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище ракетных войск стратегического назначения.

Через десять лет службы стал преподавателем Харьковского военного университета. Защита диссертации, учеба в Военно-политической академии им. В.И. Ленина, в Харьковском государственном педагогическом университете заставили не только стать профессиональным психологом, но писать книги.

Молодым полковником покинул ряды вооруженных сил и был приглашен на должность профессора в Университет Внутренних дел. Увлекся юридической психологией. Через десять лет службы в милиции уволился из нее. Тут же был приглашен на должность начальника кафедры прикладной психологии Национального университета гражданской защиты Украины (специализация кафедры «Экстремальная и кризисная психология»).

В настоящее время полковник службы гражданской защиты, кандидат психологических наук, доцент Шапарь В.Б. является одним из ведущих специалистов Украины в области Экстремальной и кризисной психологии, продолжает активно издаваться.

Выпущено более 60 книг. Стаж работы в высших учебных заведениях более 20 лет.

Книги (7)

Расширение знаний о себе и других людях, умение установить оптимальные отношения, навыки личного и делового общения — вот путь от человекознания к человеколюбию. На этом и построена данная книга, читая которую, и взрослый, и ребенок научится развивать и совершенствовать память, волю, внимание.

Эта книга станет союзницей любого человека, стремящегося осмыслить волнующие вопросы повседневной жизни — проблемы воспитания детей, психического здоровья, формирования личности.

Книга «Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми» предназначена для практикующих психологов, работающих с семьями в самых различных учреждениях: государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах.

Но книга представит несомненный интерес и для широкого круга читателей, так как в ней даны диагностические методики, позволяющие выяснить проблемы взаимоотношений родителей с детьми, определиться с системой воспитания, сложившейся в семье, разобраться с теми трудностями, которые возникают практически в каждой семье, где есть дети.

Соавторы: Тимченко А.В., Швыдченко В.Н.

Книга содержит полный набор тестовых методик с подробными инструкциями испытуемым, расширенную интерпретацию результатов, методические рекомендации по проведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии.

Книга посвящена проективным методикам исследования личности, теория и практика которых образуют самостоятельный раздел современной психодиагностики. Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используются неопределенные или слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

Перегруженность работой и хроническая нехватка времени на себя самого останутся в далеком прошлом!

Благодаря этой книге вы избавитесь от причины всех своих неудач — привычки говорить «да». Вы научитесь распознавать манипуляции со стороны родственников и друзей, начальства и коллег, родителей и детей и сможете усилить свое влияние на окружающих.

Несколько действенных психологических приемов — и вы хозяин ситуации, а во главе угла — ваши интересы! Для лиц старше 16 лет.

Как добиться успеха в жизни и гармонии в личных отношениях?

Эта книга, незаменимая помощница в трудных психологических ситуациях, дает однозначный ответ: надо начать с познания себя и окружающих.

Выполняя несложные упражнения, вы не только станете сильной, уверенной в себе личностью, но и сможете сделать блестящую карьеру!

Тренинг формирования супружеских отношений предназначен для разрешения как конфликтов, так и иных семейных проблем.

В нем могут принимать участие как готовящиеся вступить в брак люди, так и люди, прожившие в браке достаточно долго, но не сумевшие наладить хорошие взаимоотношения.

Тренинг помогает приобрести навыки разрешения конфликтов и размолвок, возникающих на почве неудовлетворенности: потребности в ценности и значимости своего «Я»; сексуальных потребностей одного или обоих супругов; потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; потребности в распределении бюджета, содержании семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение; потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми и т. д.

Источник

Практическая психология. Инструментарий

Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н.

Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с.

Данное учебное пособие предназначено для подготовки практикующих специалистов-психологов.

Книга содержит полный набор тестовых методик с под­робными инструкциями испытуемым, расширенную интер­претацию результатов, методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии.

Предназначена для студентов психологических и педаго­гических специальностей, а также для практикующих психо­логов.

ISBN 5-222-02199-8ББК 88.4

© В. Б. Шапарь, А. В. Тимченко, В. Н. Швыдченко, 2002 © Оформление, изд-во «Феникс», 2002.

Раздаточный материал для исследований

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Включенное Стороннее

Устный Письменный Свободный Стандартизованный

Тест-опросник Тест-задание Проективный

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ1

Предыстория тестов уходит в глубину веков. Она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навы­ков. Сообщается, что уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготов­ленный писец был центральной фигурой месопотамскои циви­лизации благодаря обширным по тем временам знаниям. Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях и др. (Дандамаев М. А., 1983).

В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образо­ванности; кроме того, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали проверки умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрач­ных подземелий в полном одиночестве и др. (Аванесов В. С, 1982). Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительного периода образования. Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм — с внутренней или с внешней.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть