Шеховцова зенько элементы православной психологии читать
Л. Ф. Шеховцова, Ю. М. Зенько
ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2012. – 252 с.
Рекомендовано к публикации кафедрой церковно-практических дисциплин СПбПДА в качестве учебного пособия
§ 1. Философия. § 2. Психология. Литература.
Глава 2. Богословское учение о человеке и его развитии
§ 1. Антропология. § 2. Сотериология. § 3. Представления о душе в Священном Предании, Святоотеческом Писании и религиозной философии. Литература.
Глава 3. Разумная часть души (ум, интеллект)
§ 1. Святоотеческое учение о разумной силе души. § 2. Теории интеллекта в психологии. Выводы. Литература.
Глава 4. Раздражительная сила души (чувства, эмоции)
§ 1. Христианское учение о раздражительной силе души. § 2. Понятия о чувствах и эмоциях в современной психологии. § 3. Общие и различные моменты в описаниях эмоционально-мотивационной сферы человека в психологии и христианской антропологии. Выводы. Литература.
Глава 5. Вожделевательная сила души (воля)
§ 1. Особенности православного понимания воли. § 2. Сравнение представлений о воле в секулярной науке и христианской антропологии. Выводы. Литература.
Глава 6. Христианское учение об органах чувств и современные проблемы сенсорной культуры
§ 1. Святоотеческий подход к органам чувств. § 2. Анализ отдельных органов чувств. § 3. Органы чувств в Библии. 4. Современные проблемы сенсорной культуры. § 5. Хранение органов чувств. § 6. Духовные органы чувств. § 7. Световые явления в христианской аскезе. § 8. Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям». Выводы. Литература.
§ 1. Святоотеческое учение о памяти. § 2. Психологическая теория памяти. Выводы. Литература.
Глава 9. Воображение и фантазия
§ 1. Психологический подход. § 2. Христианский подход. Выводы. Литература.
Глава 10. Психические состояния в психологии и христианстве
§ 1. Понятия о состояниях в современной психологии. § 2. Состояние страсти. § 3. Состояние прелести в христианстве. § 4. Благодатные состояния в христианстве. Выводы. Литература.
Глава 11. Христианское учение о добродетелях
§ 1. Что такое добродетель. § 2. Виды добродетелей. § 3. Каким образом можно христианину стяжать добродетели? § 4. Психологические представления о характере человека. Выводы. Литература.
Приложение. Избранная библиография по психологии религии и христианской психологии (больше 800 наименований).
– По итогам VII Межвузовского творческого конкурса, посвященного дню св. Татьяны, книга признана в числе лучших в номинации «Благодатная педагогика» и ее авторы награждены почетными дипломами .
– Приобрести книгу в Москве можно в церковной лавке «Троицкая книга»: 2-й Троицкий пер., д. 6, стр. 9. Справки по телефону: (495) 681-20-09.
– Иногородние могут заказать книгу по почте. Справки по телефону: (495) 600-69-03. E-mail: magazin@pravmagazin.ru. Интернет магазин: pravmagazin.ru.
Шеховцова зенько элементы православной психологии читать
§ 1. Философия. § 2. Психология. Литература.
Глава 2. Богословское учение о человеке и его развитии
§ 1. Антропология. § 2. Сотериология. § 3. Представления о душе в Священном Предании, Святоотеческом Писании и религиозной философии. Литература.
Глава 3. Разумная часть души (ум, интеллект)
§ 1. Святоотеческое учение о разумной силе души. § 2. Теории интеллекта в психологии. Выводы. Литература.
Глава 4. Раздражительная сила души (чувства, эмоции)
§ 1. Христианское учение о раздражительной силе души. § 2. Понятия о чувствах и эмоциях в современной психологии. § 3. Общие и различные моменты в описаниях эмоционально-мотивационной сферы человека в психологии и христианской антропологии. Выводы. Литература.
Глава 5. Вожделевательная сила души (воля)
§ 1. Особенности православного понимания воли. § 2. Сравнение представлений о воле в секулярной науке и христианской антропологии. Выводы. Литература.
Глава 6. Христианское учение об органах чувств и современные проблемы сенсорной культуры
§ 1. Святоотеческий подход к органам чувств. § 2. Анализ отдельных органов чувств. § 3. Органы чувств в Библии. 4. Современные проблемы сенсорной культуры. § 5. Хранение органов чувств. § 6. Духовные органы чувств. § 7. Световые явления в христианской аскезе. § 8. Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям». Выводы. Литература.
§ 1. Святоотеческое учение о памяти. § 2. Психологическая теория памяти. Выводы. Литература.
Глава 9. Воображение и фантазия
§ 1. Психологический подход. § 2. Христианский подход. Выводы. Литература.
Глава 10. Психические состояния в психологии и христианстве
§ 1. Понятия о состояниях в современной психологии. § 2. Состояние страсти. § 3. Состояние прелести в христианстве. § 4. Благодатные состояния в христианстве. Выводы. Литература.
Глава 11. Христианское учение о добродетелях
§ 1. Что такое добродетель. § 2. Виды добродетелей. § 3. Каким образом можно христианину стяжать добродетели? § 4. Психологические представления о характере человека. Выводы. Литература.
Приложение. Избранная библиография по психологии религии и христианской психологии (больше 800 наименований).
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных
Теоретические основы христианской психологии
Допущено к изданию Издательским советом Белорусского Экзархата Московского Патриархата.
Теоретические основы христианской психологии
– доктор философских наук, профессор, проректор ГУО «Институт теологии имени Мефодия и Кирилла» БГУ – Можейко Марина Александровна,
– доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председатель Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга – Шеховцова Лариса Филипповна,
– доктор медицинских наук, профессор, академик-секретарь Отделения медицинских наук Национальной академии наук Беларуси – Сердюченко Николай Сергеевич.
«Школа христианской психологии» при Духовно-просветительском центре Дома православной книги представляет учебно-методическое пособие по основам христианской психологии для специалистов психологов, православных психологов и психотерапевтов, а также священнослужителей, катехизаторов, работников социальных служб при приходах и всех интересующихся аскетической традицией через призму святоотеческого учения о душе.
Данное пособие является своего рода попыткой научно-методологической систематизации и концептуализации святоотеческого учения о душе в свете опыта аскетической практики и монашеской традиции через призму психологического понимания тех когнитивных процессов и изменений, которые происходят и в психике и душевно-духовной сфере человека, обращающегося к вере.
В основу исследования и систематизации святоотеческого наследия положен нравственно-ориентированный подход, который не противопоставляет, а творчески объединяет (интегрирует) естественнонаучный взгляд на мир и человека и религиозный, давая целостное и тричастное понимание природы мира и человека (тело-душа, дух).
В работе предпринята попытка расширения рамок существующих представлений о природе сознания, устройстве и функционировании психики с целью их дополнения соответствующими духовными знаниями, накопленными за более чем 2000 лет христианства, верность которых была многократно подтверждена христианскими подвижниками, аскетами и Святыми Отцами Церкви.
Можно сказать, что данное пособие представляет собой одну из попыток целостного изложения основ святоотеческой психологии, как уникальной методологии совершенствования и духовно-нравственного преображения личности, языком современной психологии и новейших представлений о структуре когнитивной сферы и природе психического бытия.
Задача этой книги переосмыслить в свете современных информационных и психологических представлений тот колоссальный объём духовного знания и опыта о потенциале возможностей человека, который можно считать потенциалом духовно-нравственного развития. Именно этот потенциал на протяжении нескольких тысячелетий составлял основу подвижничества и духовно-аскетической практики.
В данном пособии предпринимается попытка показать соотношение и связь между двумя типами и парадигмами психологии – рациональной, стоящей на эволюционной и атеистической основе и психологии христианской, стоящей богословской и иерархической основе, объясняющей процесс изменения, роста и развития души с точки зрения христианской антропологии.
Инновационность данного пособия и освещаемого в нём метода состоит в том, что в нём предпринимается попытка систематизированного изложения совершенно иного взгляда на природу человека, природу сознания и высшее предназначение личности с богословско-антропологической и духовно-нравственной точки зрения.
Используемый в данном пособии подход полностью соответствует евангельской традиции и согласному учению отцов церкви, подтверждая те или иные концептуальные положения основ христианской психологии соответствующими цитатами.
Принцип онтологического роста души в процессе подвижничества и покаяния в настоящем пособии отражён соответствующей динамикой изменения состояний человека: телесного, душевного, духовного.
Таким образом, в курсе рассматривается природа и специфика трёх состояний человека, включая соответствующие им типы мировосприятия: эгоцентричное (телесное), жертвенное (душевное) и состояние святости (духовное), которые динамически перетекают одно в другое, создавая большое поле психологии – от психологии эгоизма до психологии святости.
Таким образом, данное пособие выступает по существу основой парадигмы самого глубокого преображения личности, которая непротиворечиво объединяет в одном подходе взгляды современной науки и религии.
Таким образом, данное пособие можно рассматривать в качестве руководства по святоотеческой психологии, как уникальной методологии изменения природы человека путём работы с эгоизмом и страстями тела, души и духа, как трагическим следствием «грехопадения», а точнее повреждения первозданного человеческого естества самостью.
Методологически данное пособие опирается, прежде всего, на святоотеческое предание и наиболее тесно коррелирует с психологией таких отцов, как преп. Макарий Египетский, преп. Евагрий Понтийский, преп. Исаак Сирин, преп. Иоанн Лествичник, преп. Максим Исповедник, преп. Никита Стифат, св. Игнатий (Брянчанинов), св. Феофан Затворник и др.
Психологической инновацией данного пособия является попытка изложения отдельных духовных понятий и категорий на языке современной психологии, а также рассмотрение когнитивных процессов через призму современных нейронно-сетевых представлений. Кроме того, в пособии предпринята попытка формулирования парадигмы и предмета нравственно-ориентированной христианской психологии с очерчиванием её методологии и основополагающих принципов.
Принципиальным моментом является то, что в пособии изначально не смешиваются сакральное с профанным, а имеет место последовательное и иерархическое раскрытие природы и устройства души, а также характера работы основных сил души. В представленном подходе чётко разграничена компетенция психолога и священнослужителя.
Спецификой настоящего пособия является акцентирование внимания на психологических аспектах изменения когнитивной сферы и характера мышления в ходе воцерковления и обращения сознания, не касаясь ритуально-обрядовой стороны таинств и священнодействий, которые являются компетенцией священнослужителей.
Данный материал подготовлен, прежде всего, в помощь священнослужителям, миссионерам и преподавателям основ христианской психологии, как нового и активно развиваемого направления, которое ещё не имеет достаточно чётких ориентиров и привязки к святоотеческому духовному наследию.
Кроме сравнительного анализа двух основополагающих парадигм – рациональной психологии и христианской, в пособии даётся общее представление о психологии покаяния, системе страстей и добродетелей, Лествице духовной, движущих силах (уме, чувстве, воле), а также их изменении через призму святоотеческого учения в свете трудов святых отцов Восточной Церкви.
Основная часть материалов, изложенных в данном пособии, является результатом соборного труда актива и членов Школы христианской психологии при Духовно-просветительском Центре Дома православной книги (ДПК) под руководством К. В. Яцкевича, С. А. Куницкой и Ю. Э. Краснова.
Пособие было рецензировано ГУО «Институт теологии им. Мефодия и Кирилла», Епархиальным Обществом православных психологов Санкт-Петербурга и Отделением медицины Национальной академии наук Беларуси, прошло экспертную оценку и апробацию в 2014 – 2015 г. на цикловых семинарах для специалистов-психологов Минского городского института развития образования, медицинских психологов и врачей-психотерапевтов Минского областного центра «Психиатрия и наркология» и др. специалистов.
Особая благодарность профессору Московской духовной академии (МДА) – Алексею Ильичу Осипову, лекции которого вдохновили нас на этот труд, а также члену Епархиальной комиссии религиозного образования и катехизации Московской епархии иерею Вадиму Коржевскому, труд которого «Пропедевтика аскетики, компендиум по православной святоотеческой психологии» стал главным ориентиром для формулирования парадигмы христианской психологии.
Слова искренней признательности и благодарности христианскому психологу и автору одного из лучших сайтов по христианской антропологии и психологии Юрию Зенько, который нас поддерживал советами, а также нашим коллегам и друзьям, братьям и сёстрам, оказавшим неоценимую помощь и содействие в создании и подготовке этой книги.
От автора
«Состояние свободного падения может восприниматься человеком как парение или полёт, но только до тех пор, пока стремительно приближающаяся земля не напомнит ему о неизбежности смертельного столкновения с ней» – автор.
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого» (Архиепископ Никон (Рождественский). Козни врагов наших сокруши… Дневники 1910 – 1917 г).
Эти слова архиепископа Никона, сказанные им более 100 лет тому назад, как нельзя точно характеризуют направленность и состояние современной психологической науки и практики, причём, как светской, так и церковной. Проще говоря, направления христианской психологии до сих пор нет ни в церковном виде, ни в академическом, т.е. нравственно-ориентированном.
Очень жаль, что последние 100 лет развитие психологии шло не в духовно-нравственном и святоотеческом её понимании, а в западном и атеистическом, связанном с развитием и укреплением эгоцентрического и самостного начала «Я», ставшего следствием «грехопадения», но пока жив человек, у него есть время для осознания, как и возможность для покаяния, ведь первым в Рай вошёл не праведник, а благоразумный разбойник, нашедший силы для покаяния.
Дорогой читатель, события последних десятилетий, связанные с нарастающим в обществе кризисом нравственности, духовности, социальной справедливости и добродетели на фоне все более глубокого разложения культурологической основы человечности в ее христианском, т. е. духовно-нравственном смысле и понимании, свидетелями которых мы являемся, побудили взяться за написание данной книги.
Эта книга, если говорить предельно откровенно, даже не столько о психологии, сколько о душе – этой незримой и бессмертной, т.е. сущностной основе человеческой личности, имеющей уникальную силовую (энергийную) природу, которая глубоко сокрыта под многочисленными оболочками когнитивной сферы.
Основная цель этой книги – донести до сознания читателя, озабоченного осмыслением происходящего и поиском ответов на принципиальные вопросы жизни, максимально правильное представление о скрытой логике бытия и закономерностях устройства и функционирования психики с точки зрения устройства души и высшего предназначения человека.
Практической задачей данного пособия является помощь читателю в выработке практического христианского мышления и мировоззрения, как наиболее совершенной когнитивной основы, которая наиболее верно отражает всё происходящее во внешнем и внутреннем мире. Практическое христианское мировоззрение можно в полной мере сравнивать со зданием когниции, возведённым на самом прочном гранитном основании, которому не страшны никакие бури и катаклизмы современного мира.
Применительно к психологии – это значит формирование такого образа мышления и мировосприятия (христианского), который наиболее устойчив к любым трудностям и вызовам современности, т.е. предельно трезв и здрав, поскольку наиболее адекватно отражает суть всего происходящего внутри сознания и снаружи.
Особенностью книги является стремление автора называть многие явления и категории душевно-духовного характера их подлинными именами в свете современного научного познания без тумана и налёта традиционного апологетического мистицизма.
Речь идет о парадигме именно психологии, как науки о душе, которую можно назвать психологией христианской нравственности, которая является сегодня едва ли не единственным средством защиты человека и самой человечности от гибельного влияния эгоизма и всей системы питающих эгоизм качеств и энергий (страстей).
Кризисный характер нашего бытия, ставший для нас уже очевидной нормой жизни, более чем наглядно показал многим специалистам тот методологический вакуум, который существует сегодня в области кризисной нравственно ориентированной психологии, где по-прежнему доминируют преимущественно западные подходы, основанные на потребительских и гедонистических ценностях, а не христианских.
Для любого практика в области психологии сегодня совершенно очевидна поверхностность и ограниченность парадигмы светской психологии, оторванной от души и духа человека и её неспособность отражать глубинные душевно-духовные процессы, а значит быть действенным средством помощи душе в кризисных ситуациях.
Можно сказать проще – действующая парадигма академической психологии, рождённая около 140 лет назад на волне воинствующего гностицизма и атеизма уже выработала свой ресурс, а потому нуждается в духовно-нравственном «апгрейде» или обновлении и возвращении к своим истокам, т.е. к знанию о душе, которое и составляло предмет исследований Аристотеля.
Таким образом, в современной психологической науке по целому ряду причин и в том числе благодаря самым последним открытиям в области нейросетей и нейропсихологии сегодня происходит процесс глубокого переосмысления устройства Вселенной, когнитивной сферы и таких важнейших категорий как душа, личность, совесть, нравственность, предназначение человека и т. д.
Именно по этой причине целый ряд ведущих психологов России открыто встал на позиции метапарадигмы или нравственно-ориентированной парадигмы, которая базируется на христианской антропологии, а не теории эволюции. Среди них такие специалисты, как Т. А. Флоренская, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. И. Слободчиков, Ю. М. Зенько, Л. Ф. Шеховцова, М. Я. Дворецкая, А. А. Гостев и многие другие.
Иными словами, в современной научной психологии имеет место не просто кризис жанра, а происходит процесс духовно-нравственного обновления и возвращения к истокам, а точнее к душе, которую психология потеряла ещё в конце 18-го века, сделав упор на физиологию.
При этом в совершенно новом свете просматривается ряд исследований отечественных авторов, и в частности А. А. Ухтомского (о доминанте), который на много лет опередил своё время, показав подлинный, т.е. доминантный характер функционирования когнитивной сферы, в которой могут иметь место различные доминанты и именно воспитание определяет характер проявления той или иной доминанты (эгоцентричной или духовно-нравственной).
Таким образом, речь идёт не просто о различных доминантах и моделях когнитивного устройства, речь идёт о большой модели и парадигме духовно-нравственного совершенствования личности на основе осознанного перехода от доминанты эгоизма к доминанте нравственности, а от доминанты нравственности к доминанте духовности.
По существу принцип доминант Ухтомского в виде различных способов центрирования сознания, отражает, говоря языком современной нейропсихологии, принципиально различные способы ориентации и структурирования нейронных связей в когнитивной сфере («Я», «Не я», «Мы»). Иными словами, принцип доминант научно объясняет различную ценностную, т.е. доминантную основу разных моделей мышления и мировоззрения (эгоцентричного, нравственного и духовного).
Таким образом, хорошо известная всем специалистам «Я-центричная» модель сознания и мышления не является олицетворением когнитивного совершенства, а выступает только первой ступенью развития сознания. Выше этой эгоцентричной ступени «Я» располагается нравственная (жертвенная) ступень и доминанта «Не я», которая нравственно возвышает личность над эгоизмом в её жертвенном служении добродетели, а ещё выше доминанты «Не я» располагается доминанта духовного сознания «Мы», которая и олицетворяет принцип сотрудничества и соработничества человека с Богом.
Говоря другими словами, принцип доминант Ухтомского в сочетании с последними открытиями в области нейросетей сознания, открывает новый взгляд на большую парадигму (метапарадигму) большой психологии, которая на основе христианской антропологии показывает прямую связь материального и духовного посредством душевного или даёт научное объяснение принципа тримерии человека тело-душа-дух.
В этой связи вся православная аскетика и святоотеческая психология получают совершенно научное понимание принципа христианского подвижничества или совлечения «ветхого» человека посредством покаяния и перехода от телесного состояния к душевному, а от душевного к духовному. Таким образом, традиционное «душепопечение» образца 18-го века, которое сегодня устарело (мягко говоря), получает совершенно чёткую психологическую основу и научное обоснование.
Говоря о направлении нравственно ориентированной христианской психологии, речь, по существу, идет о внедрении в существующую систему и практику оказания психологической помощи принципиально нового подхода, основанного на христианской нравственности, который существенно расширяет, а точнее углубляет психологические возможности специалиста за счёт использования не только возможностей рассудка и психики, но и потенциала совести и сердца.
Таким образом, сама жизнь и многочисленные вызовы времени активно вызывают к жизни направление кризисной и нравственно ориентированной христианской психологии как наиболее действенный и проверенный временем инструмент духовно-нравственной коррекции когнитивной сферы.
Опыт работы Минской «Школы христианской психологии» убедительно показал, что у целого ряда социальных институтов, как религиозных, так и светских, в настоящее время есть реальная потребность в совершенно особой категории специалистов социально-психологического профиля, владеющих нравственно-ориентированным подходом.
При этом с досадой приходится констатировать факт отсутствия в настоящее время и в России и в Республике Беларусь как самого направления нравственно ориентированной психологии, так и соответствующих учебных программ и учреждений для подготовки специалистов данного профиля.
Говоря о практической стороне вопроса, следует честно признать, что многие направления и отрасли современной психологии, включая медицинскую, педагогическую, социальную, юридическую, семейную, кризисную, паллиативную и др., сегодня уже просто невозможно представить без нравственно ориентированной, т. е. христианской, основы.
Специалисты в области нравственно ориентированной психологии в настоящее время уже востребованы во многих сферах человеческой деятельности: в медицинских учреждениях, в силовых структурах, в социальных службах, в хосписах, в домах инвалидов, в системе детского и дошкольного воспитания, в пенитенциарной системе, в системе МЧС и т. д.
В значительной степени потребность в специалистах, владеющих основами христианской психологии, ощущается сегодня и в самой церкви со всей системой ее социальных институтов и служб, где активно функционируют воскресные школы, школы катехизаторов, социальные и паломнические службы, службы милосердия, социальные мастерские, миссионерские и духовно-просветительские программы и т. д.