ПСИХОЛОГИЯ

Щербатых общая психология в схемах и таблицах

Общая психология. Завтра экзамен. Щербатых Ю.В.

СПб.: 2008. — 272 с. (Серия «Завтра экзамен»)

Перед вами — краткая версия курса «Общая психология» в виде наглядного дидактического материала — рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу «Общая психология» отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам. Цель данного пособия — дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, слушателей курсов переподготовки, получающих второе высшее образование по сокращенной форме обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 8
Глава 1. Психология как наука 10
1.1. Предмет и задачи психологии 10
1.1.1. Психология — наука о психике 10
1.1.2. Особенности психологии как науки 11
1.1.3. Основные направления психологии 11
1.1.4. Предмет психологии 12
1.1.5. Объект и задачи психологии 16
1.1.6. Культурно-историческая парадигма 17
1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний 18
1.2. Структура психологии 19
1.3. Связь психологии с другими науками 20
1.4. Развитие представлений о природе психологических явлений 21
Глава 2. Концепции фило- и онтогенеза психики 26
2.1. Филогенез психики 26
2.2. От рассудочной деятельности животных к сознанию человека 28
2.3. Онтогенез психики 29
Глава 3. Мозг и психика 32
3.1. Нервная система — материальная основа психики 32
3.1.1. Функции нервной системы 32
3.1.2. Клеточное строение нервной системы 33
3.1.3. Рефлекторный принцип работы нервной системы 35
3.2. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления 36
3.3. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений 39
3.3.1. Учение о высшей нервной деятельности 39
3.3.2. Виды рефлексов 40
3.4. Функции психики 42
3.5. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии 43
Глава 4. Методы психологии 45
4.1. Общие методологические подходы отечественной психологии 45
4.2. Методы психологического исследования 47
4.2.1. Общий обзор методов психологии 47
4.2.2. Наблюдение 49
4.2.3. Эксперимент 50
4.2.4. Беседа 51
4.2.5. Тестирование 52
Глава 5. Ощущение 54
5.1. Физиологические основы ощущений 54
5.2. Анализатор — материальная основа ощущений 55
5.2.1. Схема строения слухового анализатора 57
5.3. Пороги ощущений 59
5.4. Классификация ощущений 60
5.5. Свойства ощущений 62
Глава 6. Восприятие 64
6.1. Общее представление о восприятии 64
6.1.1. Восприятие и ощущения 64
6.1.2. Свойства перцептивных образов 65
6.2. Виды восприятия 66
6.3. Свойства и законы восприятия 70
6.3.1. Свойства восприятия 70
6.3.2. Эффекты (законы) восприятия 72
6.4. Иллюзии восприятия 72
6.4.1. Многообразие иллюзий 72
6.4.2. Зрительные искажения 73
6.4.3. Иллюзии восприятия размера 74
6.4.4. Иллюзия перспективы 75
6.4.5. Явление иррадиации 76
6.4.6. Эффект перцептивной готовности 76
6.4.7. Двойственные изображения 76
6.4.8. Соотношение фигуры и фона 77
6.4.9. Невозможные фигуры 78
6.4.10. Парейдолические иллюзии 78
Глава 7. Представления 80
7.1. Понятие о представлении 80
7.2. Классификация представлений 81
Глава 8. Память 84
8.1. Общее представление о памяти 84
8.2. Классификация видов памяти 85
8.3. Ассоциация как психологический механизм процессов памяти 86
8.4. Физиологические основы памяти 87
8.5. Факторы, влияющие на эффективность запоминания 89
8.6. Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ 91
8.7. Аномалии памяти 93
8.8. Формирование и развитие памяти 93
8.9. Тренировка памяти 95
Глава 9. Мышление 97
9.1. Мышление как познавательный процесс 97
9.1.1. Общее представление о мышлении 97
9.1.2. Качественные характеристики мышления 98
9.1.3. Мышление и интеллект 99
9.2. Развитие мышления 101
9.2.1. Развитие мышления в процессе онтогенеза 101
9.2.2. Основные виды мышления 102
9.3. Формы мышления и мыслительные операции 104
9.3.1. Формы мышления 104
9.3.2. Мыслительные операции 106
9.4. Этапы решения мыслительных задач 107
9.5. Особенности творческого мышления 108
9.6. Индивидуальные особенности мышления 109
9.6.1. Индивидуально-личностная детерминация мышления 109
9.6.2. Нарушения мышления 109
Глава 10. Воображение 112
10.1. Общая характеристика воображения и его функции 112
10.1.1. Функции воображения 113
10.2. Виды воображения 113
10.2.1. Характеристика отдельных видов воображений 114
10.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 115
10.4. Творческое воображение ученых и изобретателей 116
Глава 11. Речь 118
11.1. Основные понятия о речи и языке 118
11.2. Физиологические основы речи 119
11.3. Развитие речи и ее виды 121
11.4. Функции, компоненты и свойства речи 124
11.5. Психосемантика 126
Глава 12. Внимание 128
12.1. Функции внимания и его разновидности 128
12.2. Свойства внимания 130
12.3. Физиологические основы внимания 131
12.4. Последовательность основных этапов развития внимания 131
12.5. Теории внимания 132
12.5.1. Основные подходы к пониманию внимания 132
12.5.2. Исследование внимания в когнитивной психологии 134
12.6. Нарушение внимания 136
Глава 13. Эмоциональная сфера человека 138
13.1. Общее представление об эмоциональных процессах 138
13.2. Функции эмоций 139
13.3. Классификация эмоциональных процессов 140
13.4. Детальная классификация разновидностей отдельной эмоции (на примере страха) 144
13.5. Теории эмоций 148
Глава 14. Психические состояния 152
14.1. Понятие о психических состояниях 152
14.2. Классификация психических состояний 154
14.3. Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма 156
14.4. Управление психическим состоянием 159
Глава 15. Психологический стресс 161
15.1. Обще понятие о стрессе 161
15.2. Особенность психологического стресса 165
Глава 16. Воля 168
Глава 17. Мотивационная сфера человека 171
17.1. Понятие о мотивации и потребностях 171
17.2. Классификация потребностей и мотивов 174
Глава 18. Сознание 180
18.1. Основные характеристики сознания 180
18.1.1. Структура сознания человека 180
18.1.2. Функции сознания человека 183
18.1.3. Свойства сознания человека 184
18.1.4. Модели сознания и уровни его ясности 185
18.2. Филогенез сознания 187
18.2.1. Основные этапы становления сознания человека 187
18.2.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания 189
Глава 19. Бессознательные механизмы психики 191
19.1. Понятие о бессознательном 191
19.2. Разновидности бессознательных явлений у человека 192
19.3. Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда 193
19.4. Психологическая защита 195
Глава 20. Личность 198
20.1. Общее понятие о личности 198
20.1.1. Понятие о личности в психологии 198
20.1.2. Междисциплинарный подход к личности 199
20.2. Соотношение между понятиями «личность», «субъект» и «индивид» . 200
20.3. Структура личности 202
20.3.1. Структура личности по К. К. Платонову 202
20.3.2. Направленность личности 203
20.3.3. Биологическое и социальное в личности человека 204
20.4. Методы оценки личностных качеств 205
20.5. Теории личности 207
20.6. Номотетическое и идиографическое описание личности 210
Глава 21. Темперамент 212
Глава 22. Характер 216
22.1. Понятие о характере 216
22.2. Классификация черт характера 218
22.3. Акцентуация черт характера 220
Глава 23. «Я-концепция» личности 224
23.1. Общие представления о «Я-концепции» 224
23.2. Структура «Я-концепции» личности и ее роль в жизни личности 225
23.2.1. Структура «Я-концепции» 225
23.2.2. Роль «Я-концепции» в жизни личности 226
23.3. Закономерности формирования «Я-концепции» личности 228
Глава 24. Общение 229
24.1. Содержание, цели, средства и функции общения 229
24.2. Виды общения 230
24.3. Понятие конфликта и его социальная роль 233
24.3.1. Классификация конфликтов 235
24.3.2. Подходы к разрешению конфликтных ситуаций 237
Глава 25. Психология активности 239
25.1. Активность — общее свойство жизни 239
25.2. Психика как специфическая форма активности 240
25.3. Основные виды и направления активности человека 241
25.4. Психология духовной жизни человека 243
25.5. Активность и проблема профессионального выгорания 244
Глава 26. Психология деятельности 246
26.1. Структура деятельности 246
26.2. Деятельностный подход в психологии 247
26.3. Виды человеческой деятельности 248
26.4. Действие как элемент деятельности 250
26.5. Регуляция действий и самоконтроль 252
Глава 27. Способности 254
27.1. Общее представление о способностях 254
27.2. Особенности способностей 255
27.3. Развитие способностей 255
27.4. Классификация способностей 257
27.5. Структура способностей 258
27.6. Уровни развития и проявления способностей 259
Заключение 261
Основная литература 262
Приложение. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология» 263
Предметный указатель 265

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Общая психология

——-
| bookZ.ru collection
|——-
| Юрий Викторович Щербатых
|
| Общая психология
——-

Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания.
Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц.
Во-вторых, данный предмет изучают на 1–2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий.
В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии.
Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий:
♦ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал;
♦ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста.
Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст.
Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации.
При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС.
Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты.

Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер. Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние, dura lex, sed lex. Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает.
Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология».
Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института,
доктор биологических наук Ю. В. Щербатых

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.
Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. [1 — Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.]
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.
Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Основные направления психологии
Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.
Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.
Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.
Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.
В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Виды психических процессов
Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Разновидности психических процессов
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Разновидности психических состояний
О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:
♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;
♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.
Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.
Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.
Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.
Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.
Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)
К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.
Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».
Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии
Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.
Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка
Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Частными задачами психологии являются:
♦ изучение механизмов психических явлений и процессов;
♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на рис. 1.9.
Рис. 1.9. Отличия естественнонаучной и культурно-исторической парадигм психологии
Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.
Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Психология как наука и как система житейских знаний
Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин
Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10.
Рис. 1.10. Связь психологии с другими науками
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

Человека всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, ему было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»). Обычно выделяют четыре этапа развития психологии, в которых данная наука последовательно являлась наукой о душе, сознании, поведении и механизмах деятельности психики, однако при этом из истории психологии выпадают некоторые важные моменты. Поэтому имеет смысл выделить больше стадий развития науки о психике.
1 этап. Всеобщее одушевление природы. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом.
2 этап. Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.
Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).
Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).
3 этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе.
Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector