Щербатых ю психология труда и кадрового менеджмента
Щербатых ю психология труда и кадрового менеджмента
2. Человек и профессия
2.2 Основные этапы развития человека как субъекта труда
2.3.1 Традиционный взгляд на профессиональное самоопределение
2.3.2 Альтернативный взгляд на профессиональное самоопределение
2.4 Профессиональная ориентация и профессиональная консультация
2.4.1 Профессиональная ориентация как непрерывный процесс
2.4.2 Профконсультация как центральное звено профориентации
2.5 Способности как предпосылки развития человека в труде.
2.5.1 Общее представление о способностях.
2.5.2 Развитие способностей
2.5.4 Структура и уровни развития способностей
2.6.1 Операциональная и мотивационная сфера труда
3. Развитие потенциала человека-работника в процессе труда
3.2.4 Профессиональная карьера как форма развития профессионализма
3.4.2 Теория «человеческого капитала» и уровень профессионализма
3.5.1 Потребности, мотивы, стимулы и смыслы профессиональной деятельности.
3.7.2 Позитивный опыт реабилитации инвалидов и включения их в трудовую деятельность.
4. Трудовые состояния и процессы.
4.3 Стресс профессиональной деятельности и способы управления им
4.4 Методы оптимизации психологических состояний человека в труде
4.7.1 Понятие конфликта и его социальная роль
5. Психология безопасности в труде
5.2 Соотношение технической и психологической составляющих в проблеме безопасности труда
5.3. Психические процессы и состояния, связанные с безопасностью труда.
5.4.1 Качества личности и безопасность труда
5.5.1 Общее представление о психологической составляющей рискованного поведения.
5.5.2. Связь индивидуальной готовности к риску с несчастными случаями.
5.6.3 Иные факторы опасности, не входящие зону ответственности службы по безопасности труда.
6.1 Основные теоретические подходы к кадровому менеджменту на предприятии
6.3.1 Сущность и задачи профессионального обора.
6.3.2 Методы профессионального обора.
6.3.3 Последовательность процедур профессионального обора.
6.6. Тенденции и перспективы развития человеческого ресурса предприятия
7.6.1 Значение функции принятия решения в деятельности руководителя
7.6.3 Этапы выработки управленческих решений
7.6.4 Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений
7.7.3. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Введение
Человек произошел от обезьяны примерно 2.5 млрд. лет назад. Что отличало первых древних людей от человекообразных обезьян? Не прямохождение или использование орудий (так как тогда уже были австралопитеки, ходившие на двух ногах и использующие палки для охоты и защиты от хищников). Принципиальным отличием, которое указывает на наличие сознания, является трудовая деятельность. Рядом со скелетом того древнего существа, названного «человек умелый», палеонтологи нашли каменное орудие («чоппер»). Ученые установили, что для того, чтобы изготовить это простейшее каменное рубило надо было десятки, а то и сотни раз ударить по нему другим камнем. А такое упорство в достижении поставленной цели присуще только человеку.
Да, птицы тоже изготавливают гнезда, бобры строят платины, пчелы лепят восковые соты, но все они делают это инстинктивно. Только человек, прежде чем он начнет изготовление какой-то вещи, создает эту вещь в своем сознании , а потом уже по этому образу и подобию материализует ее в вещественном виде. Это, кстати, впервые отметил Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в происхождении человека», и тогда стало понятно, что труд и мозг взаимно развивали друг друга: в процессе труда происходило совершенствование мозга, а чем более совершенен мозг, тем на более сложные формы трудовой деятельности он способен. Поэтому «Психология труда» не является всего лишь одной из многих прикладных ветвей психологии, на самом деле, эта отрасль психологии изучает процессы, лежащие в основе человеческого происхождения.
Вторым важным аспектом данной дисциплины является то, что она изучает вопросы мотивации трудовой деятельности. В настоящее время нередко мотивацию сводят лишь к денежному вознаграждению. Но можно вспомнить революционный энтузиазм первых пятилеток первой половины ХХ века, подъем целины, освоение БАМа и другие трудовые подвиги советского народа. Люди работали почти бесплатно и работали хорошо. Впрочем, можно вспомнить и системы принуждения к труду, которые существовали в СССР. Рабский труд заключенных, строительство каналов, работа на лесозаготовках. В нынешнее время преобладает мотивация материальными позитивными стимулами – деньгами, социальными благами, должностями и т. д., однако все более значение приобретают и методы морального стимулирования. Понимание и использование механизмов мотивации человека к труду является важной задачей данной науки.
Третий аспект «Психологии труда» — помощь в осознании собственного места в этом мире, своего предназначения. Почему вы трудитесь? Что за этим стоит? Что может заставить вас работать? Сколько вы готовы получать за свой труд? Эти вопросы имеет смысл ставить перед собой еще до окончания ВУЗа — прежде чем их задаст работодатель. Потому что иначе, у работника могут возникнуть серьезные внутренние проблемы – например, работа может потерять привлекательность или возникнет ощущение, что его просто эксплуатируют.
Четвертый аспект «Психологии труда» разработка механизмов, позволяющих делать труд более комфортным, а в частности – умение регулировать свое функциональное состояние, снимать производственные стрессы и повышать безопасность трудовой деятельности.
У данной отрасли психологии есть и другие интересные аспекты, и многие из них мы обсудим на страницах этой книги. В то же время, следует отметить, что данное пособие направлено на освоение базовых понятий и закономерностей психологии труда и является кратким справочником для наилучшей подготовки к экзамену по этой дисциплине. Оно не претендует на полное выяснение сложных научных проблем, а лишь позволяет за короткое время освоить категорийный аппарат психологии труда в рамках Государственного стандарта.
Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».
Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах
Возрастное ограничение: | 12+ | |
Жанр: | Экономика | |
Издательство: | Проспект | |
Дата размещения: | 29.11.2013 | |
ISBN: | 9785392138395 | |
Язык: | ||
Объем текста: | 252 стр. | |
Формат: |
|
Оглавление
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДЕ
5.1. Общие вопросы психологии безопасности в труде
Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникших в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности [4, 20].
Объект исследования психологии безопасности – различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предмет исследования данной области [18]:
• психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
• психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;
• свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.
Таким образом, психология безопасности может считаться самостоятельной научной дисциплиной, пересекающейся с психологией труда, так как обе они рассматривают процессы, протекающие во время трудовой деятельности. С одной стороны, предмет психологии безопасности шире, так как охватывает вопросы безопасности и вне трудовой деятельности (спорт, быт, информационная безопасность, криминал, обман в межличностных отношениях и пр.). С другой стороны, психология труда – более фундаментальная междисциплинарная наука, которая рассматривает многочисленные аспекты трудовой деятельности, затрагивая психологические, физиологические, социальные и философские стороны труда. Тем не менее в данном пособии мы будем рассматривать психологию безопасности только в связи с трудовой деятельностью, так как полное содержание этой дисциплины раскрывается в соответствующих монографиях и учебных пособиях.
Психология безопасности решает ряд важных теоретических и практических задач психологии труда [3]:
• оценка роли человеческого фактора при возникновении несчастных случаев на производстве на основании технических данных и психологического анализа причин аварийности;
• изучение способов повышения эффективности труда и путей обеспечения его безопасности разнообразными средствами и методами защиты человека;
• разработка методов воспитания, обучения, мотивации и других мероприятий, обеспечивающих более высокий уровень надежности человека в процессе трудовой деятельности.
Актуальность данной дисциплины весьма высока, и по мере развития научно-технического прогресса продолжает увеличиваться. В литературе отмечается, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих болезней умирают главным образом люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста (наиболее распространенная причина смерти мужчин в возрасте 15–36 лет – несчастные случаи). Если учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн, причем около полумиллиона из них погибает [20].
В настоящее время существует масса отраслевых направлений безопасности труда. Этими вопросами занимаются пожарные, шахтеры, летчики, моряки, строители, специалисты по транспорту и сельскому хозяйству и т.д. Но у всех этих внешне разных видов деятельности есть общий знаменатель – психика человека, который является субъектом труда. Поэтому существуют общие, системные вопросы безопасности, которые необходимо исследовать в первую очередь, так как они важны для всех сфер деятельности человека.
С другой стороны, нет абсолютно безопасных профессий, хотя есть профессии с повышенным уровнем опасности (шахтеры, летчики, водители, работники силовых структур и пр.). Люди гибнут, и занимаясь, на первый взгляд, безопасной профессиональной деятельностью: в офисах – от удара током, в транспорте – во время нахождения в служебной командировке, при падении со стула (когда бухгалтер лезет за папкой, лежащей на шкафу) и т.д. М.А. Котик в своей монографии «Психология и безопасность» еще 30 лет назад отмечал важность учета субъективного характера опасности труда, который может совпадать или не совпадать с объективными признаками опасности для жизни и здоровья человека:
«Следует отметить, что проблемы безопасности присущи не только тем видам деятельности, где используется техника. … Труд врача оказывается также нередко связан с высокой опасностью заразиться и тяжело заболеть, к тому же в деятельности врача существует опасность причинить вред больному. Известно, что, когда человек непреднамеренно наносит повреждение другому, он обычно переживает свою ошибку тяжелее, чем тогда, когда наносит такое же повреждение самому себе. Поэтому опасность ошибиться в серьезной хирургической операции или при применении сильнодействующего лекарства переживается врачом часто значительно сильнее, чем опасность получить травму на производстве – рабочим… Поэтому главное в психологии безопасности – не специфические аспекты отдельных видов деятельности, а выявление общих закономерностей деятельности человека в условиях опасности, для того чтобы сделать эту деятельность более безопасной. Причем безопасной не только по отношению к физическим опасностям, но и с точки зрения социальных опасностей (наказаний, потери авторитета, уважения и т.п.), а также, если можно так выразиться, и духовных опасностей – переживаний по поводу совершенных ошибок, оплошностей, нанесения кому-то вреда и пр.» [20].
Статистика несчастных случаев на производстве свидетельствует, что главный виновник несчастных случаев – не техника, не технический процесс, не организация труда, а сам работающий человек. По данным иностранных и отечественных источников, по вине человека происходит 60–90% несчастных случаев [4].
Повышение актуальности психологии труда за последнее столетие обусловлено рядом объективных причин:
• с развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий его мир как по разнообразию, так и по интенсивности. Возросла также сила этих воздействий;
• с увеличением силы и скорости производственных процессов психофизиологические возможности человека стали все больше отставать от них (скорость принятия решения и сенсомоторной реакции человека уже не успевает за скоростью технологических процессов);
• с возрастанием масштабов современного производства и его энергетических мощностей возрастает и цена ошибки ;
• по мере выполнения человеком его рутинных трудовых функций происходит постепенная адаптация человека к опасности, и он теряет бдительность.
Любая авария или несчастный случай – результат взаимодействия разнообразных факторов:
• субъекта с его физическими возможностями и психологическими особенностями;
• предметов и средств труда;
• материальных и социальных условий реализации трудовых функций;
• особенностей организации, в которой он работает (ее корпоративной культуры, нормативов деятельности) и др. (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Основные факторы производственного процесса, влияющие на уровень безопасности труда
Обсуждая многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на безопасность труда, А.М. Котик писал: «Непосредственным источником подобных повреждений – причинителем повреждений – может явиться любой из компонентов труда. Так, например, рабочий-токарь может получить повреждение от выскочившей из патрона станка заготовки (предмет труда) или от самого станка (орудия труда), этого же рабочего может ударить груз, перевозимый по цеху трансбалкой. В последнем случае причинителем повреждения является уже внешняя среда. Кроме непосредственного источника повреждения – его причинителя речь может идти и о непосредственном его виновнике. Таким виновником в приведенных выше примерах может явиться сам рабочий, плохо закрепивший деталь в патроне станка, допустивший неосторожные действия или оказавшийся в непредусмотренном месте под движущимся грузом» [20].
5.2. Соотношение технической и психологической составляющих в проблеме безопасности труда
Технические источники опасности на производстве. Современный трудовой процесс может содержать большое количество потенциально опасных объектов, которые показаны на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Опасные факторы производственной среды
Дадим еще несколько понятий, необходимых для дальнейшего рассмотрения вопросов безопасности труда, используя схему (рис. 5.3). Среди различных условий производства выделяют:
Рис. 5.3. Производственные условия, имеющие отношение к безопасности труда
• опасные производственные факторы, воздействие которых на работника приводит к травме;
• вредные производственные факторы, воздействие которых влечет за собой производственное заболевание.
Опасные производственные факторы разделяют:
• на явные, связанные с очевидной опасностью (для устранения которой необходимы соответствующие меры);
• потенциальные, становящиеся объектом опасности лишь в результате неадекватного поведения работника или техники.
Под производственной опасностью подразумевают виды угрозы воздействия на работающего опасных и вредных факторов, под производственной вредностью – воздействие только вредных факторов [57].
Человеческий фактор и безопасность труда. Согласно статистическим данным, чаще всего виновником несчастных случаев является не техника, и даже не плохая организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности, что и приводит к возникновению несчастного случая. Зарубежные эксперты в области безопасности труда подчеркивают эту же тенденцию. Так, генеральный директор Английского королевского общества по предупреждению несчастных случаев Б. Янг утверждает, что 80% всех травм происходит по прямой вине пострадавших. В более поздних публикациях в США с невнимательностью и ошибками рабочих связывают от 85 до 90% всех травм. По мнению польских авторов, ошибки, обусловленные виной человека, колеблются в диапазоне от 60 до 90%. По данным А.М. Котика, который анализировал причины несчастных случаев на одном из машиностроительных заводов, в 76,5% случаев виновниками травматизма были сами пострадавшие, в 6,1% случаев – другие рабочие и лишь в 10,7% случаев несчастье произошло по техническим причинам, а в 6,7% – по причинам организационным [20].
Анализируя такую ситуацию, автор пишет: «Человека принято считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или халатное бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают, что такое происшествие произошло по вине техники. А ведь нередко сам рабочий производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно его упущения явились причиной ее отказа. Поэтому подобные несчастные случаи, строго говоря, следовало бы также относить за счет человеческого фактора» [20].
Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям, отображены на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Факторы предрасположенности человека к несчастным случаям
Приведенная схема показывает огромное разнообразие факторов, которые могут приводить к возникновению несчастных случаев на производстве. Это могут быть биологические особенности работника (например, пониженный уровень тироксина, вызывающий замедление реакции, или, наоборот, его повышение, способствующее импульсивности и поспешности в поступках), или же функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистые заболевания, диабет, грипп). Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной работы, а может быть спровоцирована стрессом, который развился вследствие неприятностей в личной жизни или конфликта с начальством.
В этой связи задача специалиста в области психологии безопасности труда состоит в том, чтобы, во-первых, провести системный анализ наиболее вероятных факторов аварийности, во-вторых, выявить работников группы риска и, в-третьих, провести с ними комплекс профилактических мероприятий, повышающих уровень безопасности производственного процесса до допустимых значений.
В свое время в системе безопасности труда была популярна теория немецкого психолога К. Марбе о том, что отдельные люди рождаются с природной предрасположенностью к несчастным случаям, где бы они ни работали. По его гипотезе, природная предрасположенность к несчастным случаям проявляется в виде брака в труде, допущения аварий, пожаров и т.п. В своем фундаментальном исследовании, подтвержденном большим статистическим материалом, К. Марбе пришел к выводу о том, что ранее полученные травмы порождают готовность организма к возникновению последующих, своеобразную установку на несчастный случай.
Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах
Книга отличается широким охватом тем по психологии труда и смежных дисциплин, доступностью изложения и высокой степенью наглядности, позволяющей студентам лучше осваивать дисциплины. Направлено на освоение базовых понятий и закономерностей психологии труда и является кратким справочником для наилучшей подготовки к экзамену. Позволяет за короткое время освоить категорийный аппарат психологии труда в рамках государственного стандарта.
Для студентов психологического профиля, для помощи в изучении курсов «Психология труда», «Психология кадрового менеджмента», «Организационной психологии» и «Психологии управления». Может быть также использовано предпринимателями и менеджерами для повышения продуктивности бизнес-процессов и более эффективного управления персоналом.
Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах
Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах
Книга отличается широким охватом тем по психологии труда и смежных дисциплин, доступностью изложения и высокой степенью наглядности, позволяющей студентам лучше осваивать дисциплины. Направлено на освоение базовых понятий и закономерностей психологии труда и является кратким справочником для наилучшей подготовки к экзамену. Позволяет за короткое время освоить категорийный аппарат психологии труда в рамках государственного стандарта.
Для студентов психологического профиля, для помощи в изучении курсов «Психология труда», «Психология кадрового менеджмента», «Организационной психологии» и «Психологии управления». Может быть также использовано предпринимателями и менеджерами для повышения продуктивности бизнес-процессов и более эффективного управления персоналом.
Внимание! Авторские права на книгу «Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах» (Щербатых Ю.В.) охраняются законодательством!