ОТНОШЕНИЯ

Шкала отношений пример в социологии

Типы шкал, используемых в социологическом исследовании

Социолог, пытающийся разработать одномерную числовую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных признаков в соответствии со своими теоретическими гипотезами, должен прежде всего хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии. Крупнейший американский психолог С.Стивенс на рубеже 30—40-х годов XX века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения, например удовлетворенности работой или социального самочувствия, предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующий уровень измерения эмпирических объектов:

— шкала наименований (номинальная);

— шкала порядка (ординальная);

— шкала интервалов (интервальная);

Различия в уровне измерения определяются двумя взаимосвязанными моментами:

1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объектами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно которых происходит упорядочивание.

2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющими шкалу.

Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами?

Прежде всего это отношение равенства—неравенства. Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий), с одной стороны, включает индивидов, равных по одному из значений изучаемого признака[17]. Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой стороны, каждая из выделенных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Сама классификация признака, т.е. выделение его групп (категорий), — задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку. С помощью номинальной шкалы могут быть измерены такие признаки, как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого поведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Самарского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить), выглядит следующим образом:

2 — математический ф-т;

3 — филологический ф-т;

4 — биологический ф-т;

6 — социологический ф-т;

7 — психологический ф-т;

9 ф-т экономики и управления.

Уже на номинальном уровне измерения возможно применение ряда статистических процедур: нахождение частоты распределения признаков; определение средней тенденции по модальной частоте; вычисление определенных коэффициентов корреляции (взаимосвязи) между признаками — коэффициентов Чупрова, Пирсона, Крамера.

Социолог, пытаясь упорядочить область эмпирических объектов, может установить и отношения порядка между ними. В этом случае он пытается «выстроить» их по мере выраженности изучаемого свойства. Так, можно упорядочить исследуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной активности или совокупность предприятий по степени социальной напряженности в них. При этом отношения порядка не только автоматически включают отношения равенства—неравенства, но «идут дальше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «выстраиваются в затылок» от максимальной выраженности изучаемого свойства до минимальной.

Шкала, которая фиксирует такие отношения, называется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фиксируют различия, но устанавливают отношения «больше—меньше» между собой, соответствуя такой же ранжированной упорядоченности эмпирических объектов, Классическим примером порядковой шкалы является шкала удовлетворенности (работой, учебой, жизнью в целом):

1 — вполне удовлетворен;

2 — скорее удовлетворен, чем нет;

4 — скорее не удовлетворен;

5 — совершенно не удовлетворен.

В практике классических социологических исследований используются и сложные разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей.

В порядковых шкалах числа (шкальные значения) часто называют рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при условии, что между ними будет сохранена та же самая упорядоченность: числа здесь просто коды, приписываемые исследователем.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пятичленной порядковой шкале шкальные значения указываются и в вербальной форме — приведенная нами шкала удовлетворенности это демонстрирует. В то же время если шкала имеет более 5 значений: 7, 9 или 11, то вербально обозначаются только крайние. Промежуточные значения в таких шкалах обозначаются лишь числами. Примером может служить шкала, предназначенная для измерения уровня готовности членов производственного коллектива прийти на помощь друг другу.

Шкала может выглядеть так:

1_______ 2_____ 3______ 4______ 5______ 6______ 7

на помощь всегда можно

не приходится на помощь

Порядковая шкала допускает целый ряд дополнительных (относительно номинальной) статистических процедур: определение медианы, квартилей[18] для изучения центральных тенденций, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками.

В целом порядковая шкала обеспечивает более высокий уровень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в отношениях больше—меньше того или иного свойства.

Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: насколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения.

Этот более высокий уровень измерения обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений. Довольно часто их объединяют под одним названием «метрические» шкалы.

Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями в ней были неравны, но просто упорядочены.

Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями[19].

Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальными значениями, т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затрачиваемого в неделю на различные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12-14 часов в неделю) жители России тратят в 6—7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал — шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некоторых физиологических и психологических свойств человека, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значение этих свойств.

Исследователь, используя метрические шкалы, приобретает большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, принадлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков и мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.). В шкалах этого типа могут использоваться коэффициент парной корреляции Пирсона, множественный коэффициент корреляции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

Источник

Примеры существующих шкал. Шкалы в социологии

Социолог имеет дело с массовыми процессами, он по необходимости оперирует различными числовыми показателями, выражающими частоты, протяженность и напряженность связей между различными социальными характеристиками. Поэтому в основе работы социолога при изучении социальных процессов — первичное измерение качественных признаков, или их квантификация. Любое социологическое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми можно выразить в числовом масштабе.

Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Социальные измерения иногда называют квалиметрическими, то есть условно количественными аналогами качественных социальных отношений. Такую тонкую материю, как отношение , например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства социальных объектов, качественные и количественные. Количественные: возраст — число исполнившихся лет, заработок — денежные единицы, образование — число лет обучения и т. п. Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни и т. п.) не имеют установленных эталонов измерения. Социологу приходится их конструировать. Такие измерительные процедуры — своего рода изобретения.

В первом приближении способы измерения в социологии делятся на две группы:

  • Приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и во времени (удаленность проживания от столицы, культурного центра, от места работы).
  • Измерения, относящиеся к социальным объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квантифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, повторяемости.

Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:

1. Качественная классификация объекта исследования. Например, изучая ценностные ориентации личности, мы, прежде всего, должны классифицировать типы ориентации личности исходя из теоретической концепции и задач исследования. Можно положить в основу классификации иерархию потребностей или интересов, сфер деятельности, социальные функции, социальные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности. Рассмотрим с этой точки зрения ценностную ориентацию на материальный достаток или культурные ценности.

Их можно классифицировать как:

  • сильная — средняя — слабая;
  • устойчивая — малоустойчивая — неустойчивая;
  • господствующая — рядоположенная — подавленная;
  • центральная или периферийная.

Можно поискать и другие варианты.

2. Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор — внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака. Например, высота ртутного столбика термометрa — индикатор температуры.

В социологии простейшим индикатором является расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое место ).

Одно и то же социальное свойство, качество, признак могут фиксироваться с помощью нескольких индикаторов, которые затем сводятся в общий показатель- индекс .

3. Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности. К примеру, если социологи изучают отношение людей к труду, то измерить его только через выполнение норм выработки или соблюдения трудовой дисциплины не представляется возможным. Труд людей творческой профессии вряд ли можно измерить такими показателями.

В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.

Следующая очень важная работа — проверка процедуры первичного измерения на надежность . Такие операции используются на стадии отработки инструмента измерения в пилотажных исследованиях. Для этого существуют довольно сложные специальные процедуры.

Точность и правильность измерения зависят от:

  • степени устойчивости измеряемого объекта или свойства;
  • чувствительности эталона измерения (дробности шкалы);
  • отсутствия систематических ошибок измерения;
  • устойчивости измеряемого признака.

Дробность шкалы, ее чувствительность прямо связаны с Точностью измерения. Шкала в 10 делений точнее, чем шкала в три или пять делений. Известно, что в вузе используется четырехбалльная система оценки знаний. Все понимают, что преподаватель часто колеблется между пятеркой и четверкой, между двойкой и тройкой, есть даже такое выражение «туберкулезная троечка». Конечно, лучше бы пользоваться десятибалльной системой оценки знаний. Но дробность пунктов шкалы нельзя увеличивать бесконечно. Надо установить оптиум, удовлетворяющий двум требованиям: минимум градаций шкалы при высокой устойчивости результатов измерения. Постепенно повышая дробность эталона измерения, можно найти границу, за которой точность измерения уже не меняется.

В общенациональном тестировании школьников применяется двадцатибалльная шкала . Из 1800 человек, которые проходили тестирование в Тюменском университете, 20 баллов набрал только один школьник.

При проверке шкалы может обнаружиться, что какие-то ее пункты не работают, например, ответы концентрируются или в позитивном, или негативном полюсе шкалы. Конечно, это может быть и результатом единодушия ответов, но может быть и результатом неверно сформулированного вопроса. Допустим, задан вопрос о частоте употребления алкоголя, и крайний вариант ответа гласит: «Я пью систематически и обычно до бесчувственного состояния». Сомнительно, чтобы даже заведомый алкоголик отметил такой пункт . Крайне отрицательный вариант шкалы здесь просто не работает.

В современной социологии отработано достаточно большое количество шкал, которые могут быть упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям более многообразных операций с числами.

Номинальная шкала — основа всех шкальных процедур. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс .

Пример номинальной шкалы:

  1. Рабочие ручного труда, не требующего специальной подготовки.
  2. Рабочие ручного труда высокой квалификации.
  3. Рабочие механизированного труда средней квалификации
  4. Рабочие механизированного труда высокой квалификации.
  5. Рабочие автоматизированного труда.
  6. Рабочие заняты наладкой автоматизированного оборудования.

В этой шкале каждому из пунктов дается детальная эмпирическая интерпретация . Рабочие перечислены по мере роста их квалификации.

Операции с числами для номинальной шкалы следующие:

  • Нахождение частот распределения по пунктам шкалы в единицах или процентах от общего количества.
  • Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью в данном измерении. Упорядоченная номинальная шкала чаще всего используется при опросах общественного мнения. Пример такой шкалы:
    • «вполне согласен»,
    • «пожалуй, согласен»,
    • «затрудняюсь ответить»,
    • «пожалуй, не согласен»,
    • «не согласен»,
    • «совершенно не согласен».

    Весьма часто употребляемые разновидности шкал этого типа — ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-либо объектов или свойств от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Можно ранжировать относительную важность тех или иных методов решения крупных экономических, политических или социальных проблем, предпочтительное использование свободного времени. Задание на ранжирование формулируется примерно так: «Из перечисленных ниже суждений выберите самое для вас предпочтительное, затем — наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого до последнего». То есть респондент указывает ранги предложенных вариантов. Полезно не забывать, что численность объектов для ранжирования не должна быть большой — до десяти. В противном случае результаты ранжирования будут неустойчивыми.

    Применение количественных методов и использование статистики социальных явлений возводит социологию в ранг строгой науки. Создается впечатление математической точности выводов. Между тем квантификация сложных социальных реалий накладывает немало ограничений на собственно математические операции с их измерениями. Математик работает с простыми однозначными абстракциями, в основе которых суждение «есть нет». Социолог обязан помнить, что в действительности скрывается за величинами, которыми он оперирует. Главное состоит в том, что количественный анализ не самоцель, а лишь средство качественного анализа.

    При разработке одномерного шкалирования авторы задавались следующими целями. Создать способ настолько простой, чтобы при этом полученные данные были адекватны существующим условиям. Создать способ со столь высоким уровнем измерения, чтобы применять традиционные числовые методы (в частности при создании статистических данных). Создать способ настолько функциональный, чтобы на его основании переходить от выборки к генеральной совокупности.

    Им это удалось и в итоге возникает масса шкал. Каждая из них важна и если не используется на практике, то все равно, безусловно, является достижением социологии.

    1. Психофизическое измерение.

    Этот метод был предложен Терстоуном и считается предпосылкой одномерного социологического шкалирования. Заключается он в следующем. Терстоун, анализируя ответы респондентов при ответах на вопросы, имеющие объективный характер, заметил, что у каждого респондента свой порог различения. Терстоун пришел к выводу, что шкала , построенная таким образом, решает и проблемы измерения в социологии. Эти выводы активно использовались и другими авторами для дальнейших разработок одномерных шкал.

    Так называемый метод опроса экспертов. Этот метод направлен, прежде всего, на измерение социально-психологических характеристик и прежде всего социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентаций, эмоциональных состояний респондента. На первом этапе исследования набирается группа экспертов. Это группа , численностью не более 50 человек, представляющая собой модель исследуемой совокупности. Эксперты производят отбор и эталонирование предложенных суждений. В итоге отбираются те из них, которые получили наиболее согласованные оценки экспертов. В итоге остается 15-30 суждений, шкальные значения которых и составляют шкалу исследования. Затем эти суждения, прошедшие отбор экспертов, предлагаются респондентам, ответы которых и «раскидываются» по шкале.

    3. Шкала ранжирования

    Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при ее помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой прием измерения установок по правилам такой шкалы — ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересуют исследователя. Когда хотят, чтобы цель выявления установок для респондентов оставалась скрытой, в эту шкалу вводятся «фиктивные объекты». В таких ситуациях среди ранжируемых объектов значимо один или несколько. Более сложным вариантом измерения установок при помощи ранговой шкалы — метод парных сравнений.

    4. Метод парных сравнений.

    Метод парных сравнений — это метод построения оценочной шкалы, основанный на парном сравнении всех объектов изучения. Респондент пытается выбрать, что ему более симпатизирует из предложенной пары. Для обработки полученных данных составляется асиметричная матрица . Причем асимметрия указывает на верность хода мысли респондента и реальность данных. Этот метод часто «сковывает» исследователя, потому как респондент не может выбрать, что ему нравится больше из предложенной пары и затрудняется ответить, а это приводит к недостатку информации или ее отбраковыванию.

    5. Факторный анализ .

    Этот метод неразрывно связан с тестовыми разработками социологических исследований. Он не принадлежит к числу основных методов, а интересует исследователя лишь потому, что его понимание важно для осмысления идей, заложенных в некоторых социологических методах шкалирования. Основная идея факторного анализа заключается в следующем. Каждый наблюдаемый признак можно представить в виде линейной комбинации нормально распределенных факторов.

    Часто этот метод встречается в литературе под названием метод суммарных оценок. Лайкерт предложил измерять латентную переменную путем построения индекса, а так же предложил строить фрагмент анкеты, направленный на измерение латентной переменной в виде так называемого кафетерия — таблицы, строкам которой отвечают наблюдаемые переменные, а столбцам — значения этих переменных. Значение фактора в итоге определяется как сумма значений наблюдаемых переменных. Этот метод легок и не требует использования обработки на ЭВМ.

    Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector