ПСИХОЛОГИЯ

Шкала серого в психологии

Шкала серого в психологии

Тема 5. Психологическое измерение

5.1. Элементы теории психологического измерения

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод измерение служит для выявления индивидуальных различий в поведении субъектов и отражения ими окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структуры индивидуального опыта.

Измерение в процедуре эксперимента рассматривается как метод регистрации состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

На основе теории измерения строятся психологические тесты.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. В основе различения лежит объект измерения.

1. Измерение особенностей поведения людей, определение различий между людьми с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения к определенному типу. Психологическое измерение заключается в измерении испытуемых.

2. Измерение как задача испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т. п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Психологическое измерение в этом случае является измерением стимулов. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.

3. Совместное измерение стимулов и испытуемых. При этом предполагается, что «стимулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.

Внешне процедура психологического измерения испытуемых ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Однако при проведении психологического эксперимента исследователя интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.

Психологическое измерение стимулов является задачей, которую испытуемый решает в ходе психологического эксперимента. В этом случае измерение используется только как методический прием наряду с другими методами психологического исследования; испытуемый же «играет роль» измерительного прибора.

По сути психологическое измерение испытуемых и психологическое измерение стимулов являются качественно различными процедурами, но в психологии принято употреблять понятие «психологическое измерение» применительно к обоим этим случаям. Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования. Основой психологических измерений является математическая теория измерений – раздел математической психологии.

С математической точки зрения измерением называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как частный случай – чисел). Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Шкала (от лат. scala – лестница) в буквальном значении есть измерительный инструмент.

Понятие измерительной шкалы введено в психологию американским ученым С. Стивенсом.[70] Его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе.

Операции, способы измерения объектов задают тип шкалы. Различают несколько типов шкал (см. 5.2). Шкала, в свою очередь, характеризуется видом преобразований, которые могут быть применены к результатам измерения. Если не соблюдать это правило, то структура шкалы нарушится, а данные измерения нельзя будет осмысленно интерпретировать. Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных измерения.

5.2. Измерительные шкалы

Рассмотрим подробнее особенности различных измерительных шкал. С. Стивенсом[71] предложена классификация из четырех типов шкал измерения:

1) номинативная (номинальная, шкала наименований);

2) порядковая (ординальная);

3) интервальная (шкала равных интервалов);

4) шкала равных отношений.

Номинативная (от лат. nomen – имя, название) шкала – это шкала, классифицирующая по названию. Название не измеряется количественно, а лишь позволяет отличить один объект от другого или один субъект от другого. Номинативная шкала – это способ классификации объектов или субъектов, распределения их по ячейкам классификации.

Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, состоящая из двух наименований. Признак, который измеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения (например, леворукий – праворукий). Более сложный вариант номинативной шкалы – классификация из трех и более наименований (например, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Распределив все объекты, реакции или всех испытуемых по классам, можно перейти от наименований к числам, подсчитав количество наблюдений в каждом классе.

Таким образом, номинативная шкала позволяет подсчитывать частоты встречаемости разных наименований или значений признака, а затем работать с этими частотами с помощью математических методов.

Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше». Если в шкале наименований безразлично, в каком порядке расположены классы, то в порядковой шкале они образуют последовательность от самого малого значения к самому большому (или наоборот).

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов (например, положительный ответ – нейтральный ответ – отрицательный ответ). В порядковой шкале неизвестно истинное расстояние между классами, но известно, что они образуют последовательность.

От классов легко перейти к числам, если считать, что низший класс получает ранг 1, средний класс – ранг 2, а высший класс – ранг 3, или наоборот. Чем больше классов в шкале, тем больше возможностей для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

Все психологические методы, использующие ранжирование, построены на применении порядковой шкалы. Если испытуемому предлагается, например, упорядочить 15 потребностей по степени их значимости или проранжировать список личностных качеств учителя, то во всех этих случаях он совершает так называемое принудительное ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (потребностей, качеств и т. п.).

Независимо от того, приписывается ли каждому качеству или испытуемому один из трех-четырех рангов или же совершается процедура принудительного ранжирования, в результате получаются ряды значений, измеренные по порядковой шкале. Однако данные, полученные в разных группах, могут оказаться несопоставимыми, так как группы могут изначально различаться по уровню развития исследуемого качества и испытуемый, получивший в одной группе высший ранг, в другой получил бы лишь средний, и т. п.

Единица измерения в шкале порядка – расстояние в 1 ранг, при этом расстояние между классами и рангами может быть разным.

Интервальная шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.

Построение интервальной шкалы для измерения психических явлений – дело очень сложное. Даже при получении данных в физических единицах (секундах, сантиметрах и т. п.) результаты психологического измерения не являются измеренными по интервальной шкале. Аналогично значения, полученные испытуемыми в баллах по любой нестандартизованной методике, оказываются измеренными лишь по шкале порядка. На самом деле равноинтервальными можно считать только шкалы в единицах стандартного отклонения и процентильные шкалы – и то лишь при условии, что распределение значений в стандартизующей выборке было нормальным.[72]

Принцип построения большинства интервальных шкал основан на правиле «трех сигм»: примерно 97,7—97,8 % всех значений признака при нормальном его распределении укладываются в диапазон М ± 36. Можно построить шкалу в единицах долей стандартного отклонения, которая будет охватывать весь возможный диапазон изменений признака, если крайний слева и крайний справа интервалы оставить открытыми.

Американский психолог Р. Кеттелл предложил шкалу стенов – «стандартных десяток». Построение такой шкалы начинается с определения среднего арифметического значения в «сырых» баллах, которое принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные 1/2 стандартного отклонения. Справа от среднего значения будут располагаться интервалы, равные 6, 7, 8, 9 и 10 стенам, слева – интервалы, равные 5, 4, 3, 2 и 1 стенам. На оси «сырых» баллов размечаются границы интервалов в единицах «сырых» баллов. Иногда в шкале стенов за разное количество «сырых» баллов будет начисляться одинаковое количество стенов. Шкалу стенов можно построить по любым данным, измеренным по крайней мере в порядковой шкале, при объеме выборки n > 200 и нормальном распределении признака.

Другой способ построения равноинтервальной шкалы – группировка интервалов по принципу равенства накопленных частот (процентильная шкала). При нормальном распределении признака в окрестности среднего значения группируется большая часть всех наблюдений, поэтому в этой области среднего значения интервалы оказываются меньше, уже, а по мере удаления от центра распределения они увеличиваются. Следовательно, такая процентильная шкала является равноинтервальной только относительно накопленной частоты.[73]

Многие исследователи не проверяют степень совпадения полученного ими эмпирического распределения с нормальным распределением и тем более не переводят получаемые значения в единицы долей стандартного отклонения, или процентили, предпочитая пользоваться «сырыми» данными. «Сырые» же данные часто дают скошенное, срезанное по краям или двухвершинное распределение. С такими распределениями приходится встречаться очень часто, и дело здесь не в какой-то ошибке, а в специфике психологических признаков.

Шкала равных отношений – это шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. Это предполагает наличие абсолютной нулевой точки отсчета. Однако возможности человеческой психики столь велики, что трудно представить себе абсолютный нуль в какой-либо измеряемой психологической переменной.

Абсолютный нуль может иметь место при подсчете количества объектов или субъектов. По отношению к показателям частот возможно применять все арифметические операции: сложение, вычитание, деление и умножение. Единица измерения в этой шкале отношений – одно наблюдение, один выбор, одна реакция и т. п.

Таким образом, универсальной шкалой измерения в частотах встречаемости того или иного значения признака и единицей измерения, которая представляет собой одно наблюдение, является номинативная шкала. Расклассифицировав испытуемых по признакам номинативной шкалы, можно применить потом высшую шкалу измерения – шкалу отношений между частотами.

5.3. Тестирование и теория измерений

Разновидностью процедуры измерения свойств объекта является психологическое тестирование (подробно о нем см. тему 6).

С теоретической точки зрения тестирование состоит из двух основных компонентов: собственно тестирования – взаимодействия испытуемого с тестом и интерпретации – взаимодействия данных (индикаторов) испытуемого с совокупностью данных.

В зависимости от того, с какими свойствами и индикаторами имеет дело исследователь на множестве испытуемых (определяется природой свойства) или индикаторов (определяется описанием поведения и заданий), получаются разные модели теста. Если свойство не определено, то рассматривается отношение различия на множестве людей. Это отношение порождает новый класс объектов. Такой тест выявляет меру сходства каждого человека с «человеком-эталоном».

Если свойство определено качественно, то оно рассматривается как точечное, что позволяет ограничить класс объектов – выделить людей, обладающих этим свойством, и людей, не обладающих им. В этом случае тест позволяет произвести дихотомическую классификацию.

Если свойство линейное или многомерное, то можно выявить величину свойства, характеризующую каждого человека. Тест позволяет измерить свойство количественно.

Кумулятивно-аддитивная модель теста предложена немецким психологом К. Левиным, который понимал поведение как функцию личности и ситуации. В тесте решается задача восстановить свойство личности по поведению в ситуации. Ситуацией является пункт теста, а поведением – ответ испытуемого. Таким образом, каждый индикатор свойства есть соединение поведения и ситуации. Тем самым личность является производным от совокупности индикаторов. Процедура обнаружения свойств, к которой сводится тестовое измерение, завершается выводом суммарного балла. «Сырой» балл считается оценкой, характеризующей испытуемого.

Кумулятивную гипотезу проверяют путем корреляции результатов применения различных методик. При наличии высокого положительного коэффициента линейной корреляции результатов кумулятивно-аддитивная модель принимается для обработки данных личного опросника.

Вероятностная модель теста. Критическую оценку применения кумулятивно-аддитивной модели дал швейцарский психолог Р. Мейли. Он полагал, что тесты измеряют только вероятность наличия у испытуемого того или иного психологического свойства, а не его интенсивность.[74] По мнению В.Н. Дружинина, критика, с которой выступает Р. Мейли, носит только качественный характер и не имеет математического или эмпирического обоснования.[75] С позиции обобщенной модели основное требование к тесту заключается в том, чтобы процедуры измерения и интерпретации были тождественны.

Источник

Тема 1.3. Приемы измерений в психологическом исследовании. Типы измерительных шкал

Пока феномены какой-нибудь отрасли знания

не будут подчинены измерению и числу, они

не могут приобрести статус и достоинство науки.

Всё множество различных измерительных процедур, которые применяются в психологии, сводится к процедурам психологического шкалирования.

Шкалирование – совокупность экспериментальных и математических приемов для измерения особенностей психических процессов и состояний.

Сущность шкалирования состоит в переводе исходных эмпирических данных в шкальные.

Измерительная шкала (лат. scala – лестница) – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочи­ванием их в определенную числовую систему.

В психологии измерительные шкалы представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значе­ниями и отображением пропорций континуального (непрерывного) состава элементов объекта в соответствующих числах. Каждому элементу из совокупности проявлений (свойств) изучаемого объекта соответствует определенный балл (шкальный индекс).Балл количест­венно устанавливает положение наблюдаемой единицы на шкале.

Вот пример перевода субъективного ощущения головной боли на язык цифр, которым пользуются в клинике академика А. Вейна:

Шкала, предъявляемая пациенту
Обратная сторона линейки
нет болинеясное ощущение болиоч.слаб. больслабая больниже средн.средняя больвыше средн.сильная больоч.сильн. больнестерпим. боль

Измерительные шкалы являются главным средством сбора и анализа статистического материала, как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Они (шкалы) различаются в зависимости от характера функции, лежащей в основе их построения. В качестве такой функции могут выступать:

­ сравнение по признаку убывания или возрастания;

­ оценка интенсивности признака;

­ оценка пропорциональных отношений между признаками.

Общая классификация шкал(по С. Стивенсу).

В основу этой классификации положен признак метрической детерминированности, по которому все шкалы делятся на два типа:

1. неметрические (номинативные и шкалы порядка);

2. метрические (интервальные и шкалы отношений);

Номинативные шкалы(шкалы наименований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объекты объединяются в классы или по общему свойству (классы эквивалентности), или символу (обозначению). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя связь, значение имеют только названия классов.

Примером номинативной шкалы является оценивание ответа испытуемого на пункт опросника в виде утверждения или отрицания (по принципу А/ не А), соответствия полученного вида ответа «ключу» измеряемого свойства.

Другой пример – классификация решения в тестовой задаче или пункт опросника с задачей закрытого типа:

­ из названных городов севернее расположен город

­ противоположностью значения «великодушный» является

Другой разновидностью номинативной шкалы является перечень (набор) признаков, группируемых при сборе информации или её обработке:

­ вы предпочитаете проводить досуг

в) занимаясь спортом;

В строгом смысле номинативная шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенства – неравенства и более или менее дифференцированную классификацию признаков. Количественные различия здесь не принимаются во внимание, поэтому операции арифметического характера не допускаются. В качестве меры центральной тенденции можно использовать только моду.

Порядковые шкалы(ординальные) предназначены для расчле­нения совокупности признаков на элементы, связанные отношением «больше – меньше», и допускают отнесение переменных к группам, ранжированным друг относительно друга и представляющим опре­деленное системное единство. Порядковые шкалы дают возможность оценить степень выраженности признака. Они содержат не менее трех классов с установленной последовательностью, не допускающей перес­тановку. Упорядочивание признаков в ординальной шкале может быть:

а) униполярным (в основе лежит степень выраженности измеряемого свойства). Например, шкала оценивания качеств внимания (весьма устойчивое/устойчивое/лабильное/рассеянное), ли уже извест­ная шкала оценивания интенсивности боли;

б) биполярным (в основе лежит ранг степени приближения к одному из противоположных полюсов свойства). Например, шкала оценивания выраженности свойств между полярными характерис­тиками свойств личностных проявлений (семантический дифференциал по Ч. Осгуду):

Безобразный–3 –2 –1 0 1 2 3Красивый
Противный–3 –2 –1 0 1 2 3Приятный
Плохой–3 –2 –1 0 1 2 3Хороший

Порядковые шкалы распространены в психологической диагностике, например, закрытый дифференцированный ответ на пункт опросника:

­ бывает, что я никак не могу принять окончательное решение и упускаю возможность сделать что-то своевременно…

а) полностью согласен;

б) пожалуй, могу согласиться;

г) скорее не согласен;

д) совершенно не согласен.

Порядковая шкала допускает операции равенства – неравенства и сравнения по интенсивности. По сравнению со шкалой наименований здесь возможны определение медианы распределения, использование коэффициентов ранговой корреляции и сопряженности.

Шкала интерваловотносится к метрическим шкалам, в которых элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого принципа, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписывае­мыми степени выраженности измеряемого признака.

В шкале интервалов нулевая точка отсчета может устанав­ливаться произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам.

При конструировании шкалы интервалов используют три операции:

1. устанавливают величину единиц измерения;

2. определяют нулевую точку;

3. определяют направление отсчета по отношению к нулевой точке.

Шкалирование в интервальной шкале составляет основу психометрических измерений.

Примерами интервальных шкал являются психодиагностические тестовые шкалыВекслера (тесты интеллекта),Тёрстена, Гилфорда.

Шкала отношений (пропорциональная) предполагает наличие постоянной, естественной нулевой точки отсчета, в которой измеря­мый признак полностью отсутствует. Числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Шкала предусматривает операции равенства – неравенства, больше – меньше, равенства интервалов и равенства отношений. Подобные шкалы применимы в психофизике, которые утвердил еще С. Стивенс, разработавший ряд измерительных процедур, предусматривающих прямое шкалирование.

Контрольные вопросы

1. Что такое шкалирование? Дайте определение. В чем сущность шкалирования?

2. Что такое измерительная шкала?

3. Что представляют собой измерительные шкалы в психологии?

4. Какие функции определяют различия измерительных шкал?

5. Изобразите в виде граф логической системы общую классификацию шкал по С. Стивенсу.

6. Номинативные шкалы, их основные признаки. Примеры номина­тивных шкал.

7. Порядковые шкалы, их основные характеристики. Какова разница между униполярными и биполярными шкалами. Примеры порядко­вых шкал.

8. Шкала интервалов. Какие операции выполняют при конструиро­вании шкалы интервалов?

9. Краткие данные об особенностях шкалы отношений.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector