ПСИХОЛОГИЯ

Шкалирование в психологии достоинства и недостатки

Вопрос 5 — Понятие шкалирования в психологии. Типы шкал. Примеры.

Измерения в психологии – процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов.

Шкала – множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы.

Шкалы могут быть метрические (установлены единицы измерения) и неметрические.

Шкалирование – процесс отображения по заданным правилам эмпирических множеств в формальные. Особенности шкалированя – совмещение процедур сбора данных и обработки.

Количественный аспект шкалирования – входят измерения и числовое представление данных.

Качественный аспект шкалирования – позволяет манипулировать данными, не имеющими единиц измерения.

Типы шкал:

1) номинативная (номинальная, шкала наименований);

2) порядковая (ординальная);

3) интервальная (шкала равных интервалов);

4) шкала равных отношений.

1. Номинативная шкала – это шкала, классифицирующая по названию. Название не измеряется количественно, а лишь позволяет отличить один объект от другого или один субъект от другого. Номинативная шкала – это способ классификации объектов или субъектов, распределения их по ячейкам классификации.

Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, состоящая из двух наименований. Признак, который измеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения (например, леворукий – праворукий). Более сложный вариант номинативной шкалы – классификация из трех и более наименований (например, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Распределив все объекты, реакции или всех испытуемых по классам, можно перейти от наименований к числам, подсчитав количество наблюдений в каждом классе.

Таким образом, номинативная шкала позволяет подсчитывать частоты встречаемости разных наименований или значений признака, а затем работать с этими частотами с помощью математических методов.

2. Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше». Если в шкале наименований безразлично, в каком порядке расположены классы, то в порядковой шкале они образуют последовательность от самого малого значения к самому большому (или наоборот).

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов (например, положительный ответ – нейтральный ответ – отрицательный ответ). В порядковой шкале неизвестно истинное расстояние между классами, но известно, что они образуют последовательность.

От классов легко перейти к числам, если считать, что низший класс получает ранг 1, средний класс – ранг 2, а высший класс – ранг 3, или наоборот. Чем больше классов в шкале, тем больше возможностей для математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

Все психологические методы, использующие ранжирование, построены на применении порядковой шкалы. Если испытуемому предлагается, например, упорядочить 15 потребностей по степени их значимости или проранжировать список личностных качеств учителя, то во всех этих случаях он совершает так называемое принудительное ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (потребностей, качеств и т. п.).

Независимо от того, приписывается ли каждому качеству или испытуемому один из трех-четырех рангов или же совершается процедура принудительного ранжирования, в результате получаются ряды значений, измеренные по порядковой шкале. Однако данные, полученные в разных группах, могут оказаться несопоставимыми, так как группы могут изначально различаться по уровню развития исследуемого качества и испытуемый, получивший в одной группе высший ранг, в другой получил бы лишь средний, и т. п.

Единица измерения в шкале порядка – расстояние в 1 ранг, при этом расстояние между классами и рангами может быть разным.

3. Шкала интервалов предполагает установление отношений равенства, порядка, а также установление равенства интервалов или разностей. Эта шкала дает количественное выражение измеряемых величин. Здесь применимы почти все обычные статистические методы, за исключением тех их видов, которые предполагают знание об «истинно» нулевой точке. Нулевая точка на шкале интервалов вводится условно или из соображений удобства, о чем свидетельствует инвариантность формы шкалы при прибавлении постоянной величины, например, при переходе от температурной шкалы Кельвина к температурной шкале Цельсия. Шкала интервалов применяется при измерениях температуры, энергии. Фактически эта шкала используется в хронологии (календарные даты), психологии, педагогике («нормальные отметки» в тестах на «достижение») и в других случаях.

4. Шкалы отношений применяют в тех случаях, когда выполняются операции, позволяющие определить следующие соотношения: равенство, ранговый порядок, равенство интервалов, равенство отношений. На практике определение последнего (равенства отношений) может принять форму установления последовательно равных интервалов, начиная с нулевого значения на шкале. Это является одним из приемов, с помощью которого можно приписать числовые формы объектам так, что равные отношения между ними будут соответствовать равным отношениям тех или иных свойств объектов.

Создав шкалу отношений, мы получаем возможность преобразовывать ее числовые значения (например, переводить сантиметры в метры) просто путем умножения каждого из них на некоторую постоянную. При этом всегда предполагается существование «абсолютного» нуля, хотя для некоторых шкал нулевое значение никогда не может быть получено, например, абсолютный нуль температуры. К шкалам отношений применимы все виды статистических методов.

Важнейшей из шкал отношений является собственно числовая шкала – шкала чисел в эмпирическом, практическом смысле этого слова. Этой шкалой мы пользуемся, когда, например, считаем предметы. Эта шкала численности совокупностей имеет настолько важное значение и стала столь общепринятой, что при рассмотрении проблем измерения о ней часто не упоминают.

При выборе типа шкалы следует установить, каким способом мы можем преобразовывать числовые значения на шкале, оставляя неизменными ее функции, то есть здесь идет речь о правильном выборе шкалы измерения. Мы знаем, что если численные значения на всех шкалах умножить на постоянную величину, то изменится только величина единицы шкалы (если постоянный множитель не единица). Если, кроме того, к этой постоянной величине может быть, без изменения функций шкалы, прибавлено некоторое число или может быть выбрана новая нулевая точка, то здесь мы имеем дело не со шкалой отношений. Если же шкала может продолжать служить по своему назначению и при возведении ее численных значений в квадрат или куб, то это и не шкала интервалов. Если, наконец, любые два численных значения на шкале могут быть произвольно поставлены одно вместо другого, то исключается и шкала порядка, и единственно возможной остается шкала наименований.

По мощности(по возрастанию):номинативная, порядковая,интервальная,интервальная.

Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 952 ;

Источник

Сравнительная методика шкалирования. Преимущества и недостатки

При сравнительном шкалировании респонденты сравнивают между собой предложенные им объекты.

К сравнительным методам относят:

метод попарных сравнений (респонденту предъявляют два объекта и просят выбрать наиболее из них предпочтительный согласно его собственным критериям) Метод попарных сравнений имеет три серьезных недостатка.

1) метод работает «чисто» только при условии транзитивности мнений каждого респондента

2) сама по себе ситуация попарного сравнения достаточно далека от жизни. 3)в распространенных на практике случаях, когда метод попарных сравнений применяют в форме «слепых тестов», он еще более отдаляется от жизни.

—упорядочение (Респондентам предлагают упорядочить не пару, а сразу много объектов: самому предпочтительному объекту приписать значение 1, следующему — 2 и т.д.) Ранжирование имеет преимущества перед попарным сравнением. 1) процесс упорядочения набора брендов больше похож на реальный многовариантный выбор. 2) при упорядочении отсутствует опасность появления нетранзитивных ответов, и, следовательно, всегда можно получить полностью упорядоченную шкалу оценок.

— распределение постоянной суммы (Респондентов просят проставить каждому из содержащихся в списке объектов балльные оценки таким образом, чтобы их сумма равнялась определенному числу, например, 100 баллам.) Достоинства: 1)эти данные ближе к интервальной шкале: тут респонденты сами дают информацию о величине ощущаемых ими различий между оцениваемыми объектами. 2) респонденту проще распределить 100 единиц, чем упорядочить объекты. Недостатки: 1) полученные оценки включенных в исследование объектов сразу устаревают, как только на рынке появляется еще какой-нибудь существенный объект. 2) для респондентов исследование этим методом все же представляет собой тяжелую и утомительную работу. 3) респонденты часто ошибаются, получая суммы, скажем, 108 или 94 единицы.

— Q-сортировка (Респонденту дают карточки с высказываниями о чем-либо и просят разложить их на стопки. Стопки обычно называются так: «согласен в наибольшей степени», «тоже в высокой степени согласен» и так далее. Приблизительное число карточек в каждой стопке заранее оговаривается, ориентируясь на форму нормального распределения).

Преимущества сравнительного метода.

1) позволяют обнаружить даже небольшие различия в предпочтениях.

2) респондент производит сравнение, исходя из известных только ему критериев (правила сравнительного шкалирования легко объяснить респонденту).

3) снижается возможность навязывания респонденту оценок.

1) дают возможность работать только с порядковой шкалой.

2) позволяют получать оценки только тех объектов, которые были включены в список при исследовании (при появлении новго объекта нужно заново проводить все исследование).

3) тот факт, что респондент предпочитает бренд А бренду В, не означает, что он хорошо относится к бренду А.

Источник

Шкалирование в психологии

Резюме: можно констатировать закономерный переход от идиографического подхода в рассмотрении психологических феноменов к номотетическому.

Как уже было сказано, естественнонаучная методологическая установка в психологии проявляется, прежде всего, в двух ориентирах. Во-первых, — в надежном выявлении тех или иных психологических феноменов, т.е. когда сама процедура подобного выявления пренебрежимо мало (насколько это вообще возможно) влияет на исследуемые феномены. Во-вторых, — в выявлении тех или иных связей психологических феноменов друг с другом или с событиями объективном мире, что необходимо для того, чтобы научное психологическое знание могло служить более или менее надежным основанием прогноза на будущее, а также для «преобразования действительности».

Шкалы в психологии.Первый из этих ориентиров ставит перед нами вопрос об использовании метрических шкал в психологии. Шкалы в психологии – это некоторое множество символов, прежде всего математических, которые ставятся в определенное соответствие с психологическими элементами. Соответственно, суть процедуры использования метрических шкал – описание с помощью математических символов количественной выраженности тех или иных психологических феноменов. (Например, это может быть отношение индивида к определенным физическим или социальным объектам.)

В 1946 г. американским психологом и психофизиком С. Стивенсом [Stevens S.S. (Ed.) Handbook of Experimental Psychology. N.Y.: Wiley, 1951; в рус. пер. Экспериментальная психология. В 2-х т. Т. 1. М., 1960; Т 2. М., 1963] была предложена классификация шкал, в которой были выделены следующие их типы:

1. Номинальная шкала (nominalis — именной), или шкала наименований: элементы группируются в отдельные классы, которые получают номера или названия, не имеющие количественного выражения (например, номера автомашин или пол испытуемого). Данная шкала допускает лишь операцию установления равенства – неравенства. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: числа случаев, моды, корреляции с использованием коэффициента φ (фи) и критерия c 2 .

2. Порядковая, или ординальная (ordinarius — обычный), шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, но при этом не используется единица измерения (например, призовые места на спортивном соревновании или ранжирование по росту и весу). Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства и больше – меньше, т.е. позволяет ранжировать элементы. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: медианы, коэффициент ранговой корреляции.

3. Интервальная шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия). Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства, больше – меньше и равенства – неравенства интервалов. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможно вычисление: среднего арифметического, линейной корреляции и t- и F-критериев.

4. Шкала отношений, или пропорциональная шкала: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, в качестве точки отсчета рассматривается 0 (например, измерение расстояний в километрах). Этот вид шкал мало используется в психологической диагностике, т.к. наличие нулевой точки, когда то или иное свойство полностью отсутствует, проблематично для большинства психологических конструктов. Данная шкала допускает операции: установления равенства – неравенства, больше – меньше, равенства – неравенства интервалов и равенства – неравенства отношений. При обработке данных, полученных с помощью данной шкалы, возможны все операции математической статистики.

Тип шкал:отношениястатистикапример (физика)пример (психология)
номинальная шкалаоперация установления равенства–неравенствачисло случаев, мода, корреляция с использованием коэффициента φ (фи) и критерия c 2пол№ регистрации в турнире шахматистов
порядковая шкалаоперации установления равенства–неравенства и больше–меньше (последнее позволяет ранжировать элементы)медиана, ранговая корреляциятаблица твердости минераловтаблица «кто кого победил в турнире шахматистов»
интервальная шкалаоперации установления равенства–неравенства, больше–меньше и равенства–неравенства интерваловсреднее арифметическое, линейная корреляция с использованием t- и F-критериевшкала ЦельсияIQ
шкала отношенийоперации установления равенства–неравенства, больше–меньше, равенства–неравенства интервалов и равенства–неравенства отношенийвсе операции математической статистикирасстояние в километрахОсновной психофизический закон
Тип шкал:классы«больше-меньше»«больше-меньше на столько-то»«больше-меньше в столько-то раз»
номинальная шкаладанетнетнет
порядковая шкалададанетнет
интервальная шкаладададанет
шкала отношенийдададада

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1761 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Adblock
detector