ОТНОШЕНИЯ

Школа человеческих отношений гуго мюнстерберг

Школа человеческих отношений и ее развитие

Описание подходов, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления. Общая характеристика школы неоклассицизма. Деятельность Мюнстерберга, Мэйо, Макгрегора и других ученых. Характеристика человеческого фактора в развитии менеджмента.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.06.2010
Размер файла109,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание


1. Возникновение “неоклассической” школы: Гуго Мюнстерберг, Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо.


2. “Человеческий фактор” в развитии менеджмента


3. Школа поведенческих наук: Дуглас Макгрегор, Абрахам Маслоу


Заключение


Список литературы


Приложение


Введение


Появление и оформление управления как области научных исследований, частично было ответом на потребности большого бизнеса, а частично — попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, и достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.


К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:


Таблица 1. — Развитие теории и практики управления

Школа классического научного управления.

Школа неоклассицизма и человеческих отношений.

Школа количественного и системного подходов..

Школа системного и инновационного подходов.

Тейлоризм — научное управление предприятием с применением инженерных наук в управлении

Фойлеризм — принципы управления, ориентированные на построение организационных структур.

Неоклассицизм — теория организации как социальная система, как наука управления с учётом психологических аспектов человека (человеческое поведение).

Привлечения систематизирующих и инженерных принципов — разработка и применение теории систем ЭВМ и компьютеризации.

Ситуационный подход во взаимосвязях внутренней и внешней сред организации.

Культура управления — метод воздействия на людей как мощный инструмент (организационная стр-ра).

Инновац. и междунар.

процессы: синтез деятельности людей и высоких технологий; демократизация управления, участие работающих в прибылях.

В данной работе мы дадим общую характеристику школе неоклассицизма и человеческих отношений, а также остановимся на некоторых ее представителях и их работах.


1. Возникновение “неоклассической” школы: Гуго Мюнстерберг, Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо

В 30-50 годы ХХ века на Западе получила распространение “неоклассическая” школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, которая подвергла критике концепцию “экономического человека”, считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинула требование “человек — главный объект внимания”. Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологи — наук о человеке — в управлении.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1916гг.), переехавшего в 1892 году в США и преподававшего в Гарвардском университете. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов. В своей работе “Психология и промышленная эффективность”, получившую широкую известность в мире, он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.

Мюнстерберг был одним из основателей психотехники (отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и т.п.). Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами. Заслуга Мюнстерберга состоит также в том, что его школа подготовила первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

Повышенный интерес к исследованиям психологических аспектов менеджмента отмечается в работах американки Мэри Паркер Фоллетт (1868 — 1933гг.), которая изучила социально-психологические отношения в небольших группах. В ее книге “Новое государство”, опубликованной в 1920г. и принесшей ей широкую известность в мире бизнеса и государственного управления, она всячески подчеркивала важность изучения сферы человеческих отношений. Фоллетт выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Такая идея была новой для своего времени. Советы Фоллетт широко использовали в своей работе бизнесмены. Заслугой Фоллетт является также то, что она пыталась совместить в единое целое три школы в менеджменте: научного управления, административную и человеческих отношений. Именно Фоллетт дала определение менеджменту как обеспечение выполнения работ с помощью других лиц. Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формального взаимодействия с работниками и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящим руководством.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880-1949гг.), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название “Хоторнские эксперименты”. Опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) не предприятиях фирмы “Вестерн электрик” продолжались с 1927 по 1939 годы и не имели аналогов.

Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора.

К началу опыта на заводе “Вестерн электрик” положение было напряженным, наблюдалась большая текучесть квалифицированных кадров. Специалисты фирмы , среди которых не было ни одного социолога, искали способы повышения производительности труда. Мэйо, к которому специалисты обратились за помощью, сделал следующее.

Группе работниц, состоящей из 6 сборщиц реле, была выделена отдельная комната, оснащенная приборами для измерения производительности, температуры, влажности и т.п., для выяснения (как им объяснили) влияния на производительность труда таких факторов как перерыв на работе, прием пищи до обеда, сокращение рабочего времени. Их просили работать в умеренном темпе, не стараясь обогнать друг друга.

После 2,5 лет, в течение которых длился этот эксперимент, производительность труда каждой работницы возросла в среднем на 40% по сравнению с исходным уровнем. Решающим значением, по мнению Мэйо, имел тот факт, что в этой группе возникли особые отношения между людьми. Работницы невольно образовали сплоченный коллектив, так называемую неформальную группу, для которой были характерны взаимопомощь т поддержка.

Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы.

“Хоторнские эксперименты” положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях, подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.

2. “Человеческий фактор” в развитии менеджмента

Обращение к человеческому фактору — это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Под человеческим фактором понимают личность, группу , коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.

Именно человеческий фактор ныне определяет конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера вместо традиционных административных преобладают социально-экономические и психологические методы управления. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы. Вот высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: “Качество дают не станки, а люди”.

Пожалуй, самое наглядное представление о роли и значении человеческих отношений в решении разнообразных практических задач дает известная книга Дейла Карнеги “Как обрести друзей и оказывать влияние на людей”. Он формулирует основные методы обращения с людьми: как понравиться человеку, как склонить человека к вашей точке зрения, как воздействовать на людей не огорчая их и не вызывая у них чувства обиды и др. По моему мнению, данная книга должна быть настольной книгой менеджера.

Суть системы человеческих отношений характеризуют так называемые менеджерские заповеди — правила и предписания, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности. Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди. Например, вот список заповедей для менеджеров из компании “Дженерал Моторс”:

— будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они не касаются непосредственно тебя;

— будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно;

— имей бесконечное терпение;

— будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;

— будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражение;

— всегда благодари подчиненного за хорошую работу;

— не делай замечаний подчиненному в присутствии третьего лица;

— не делай сам ту работу, которую могут сделать твои подчиненные;

Менеджмент — психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нежно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д.

3. Школа поведенческих наук: Дуглас Макгрегор, Абрахам Маслоу


В самых общих чертах главной целью “поведенческой” школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.


Видным представителем этой школы является Дуглас Макгрегор (1906 — 1964гг.), разработавший теорию “Х” и “Y”. В соответствии с этой теорией существует 2 типа управления, отражающих 2 типа отношения к работникам.


Для организации типа “Х” характерны следующие предпосылки:


1. Человек имеет неприязнь к работе и старается ее избежать;


2. По причине нежелания работать большинство людей могут выполнять действия, необходимые для достижения организацией своих целей, только с помощью приказов, контроля и угроз.


3. Человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.


Организация типа “Y” имеет следующие предпосылки:


1. Выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание (в зависимости от условий труда); внешний контроль и угроза не являются единственным средством побуждения человека к деятельности. Люди могут осуществлять самоконтроль и деятельность в интересах организации, если им присуще чувство ответственности.


2. Ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда.


3. Человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать ответственность на себя, но и стремится к этому.


Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа “Y” гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.


Большой вклад в развитие школы поведенческих наук внес Абрахам Маслоу (1908 — 1970гг), разработавший теорию потребностей, известную как “пирамида потребностей”. В соответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации.


Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.


Теория потребностей Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда.


Заключение

В начале 90-х годов в развитии менеджмента просматриваются три наиболее интересные тенденции:

1. Некоторый возврат к прошлому — осознание значений материальной, технической базы современного производства и услуг. Это вызвано усилием влияние технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.

2. Усиление внимания к организационной культуре, а также различным формам демократизации , участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, участие в управление — это реальность, то есть, по мнению большинства специалистов, демократическим формам управления принадлежит будущее.

3. Усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшие из которых — общие признаки и различия в местном и международном управлении, закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и действуют в условиях разных стран и др.

Таким образом, в последнее десятилетие в теории и практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и внедрить в российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной экономики.

1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1992год, стр. 35-39.

2. Карнеги Д. Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей. М., 1975 год, стр. 56.

3. Учебное пособие История менеджмента. М., 1996 год, стр.188-198.

4. Учебное пособие Основы экономических знаний. Яр., 1998 год, стр. 8-9.

Схема 1. — “Пирамида потребностей ” Маслоу

Подобные документы

Вклад Элтона Мэйо в развитие теории человеческих отношений. Задачи, этапы и результаты Хоторнского эксперимента, его влияние на теорию управления в менеджменте. Роль производственных руководителей, по мнению Мэйо, в обеспечении социального равновесия.

доклад [29,1 K], добавлен 03.09.2012

Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналогий, тейлоризм, административно-функциональная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук.

курсовая работа [51,7 K], добавлен 15.06.2010

Вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии эксперимента американского психолога и социолога Элтона Мейо на Хоторнском заводе в пригороде Чикаго. Создание Э. Мейо социальной философии менеджмента как результат исследований.

презентация [1,1 M], добавлен 24.02.2014

Предпосылки возникновения научных теорий в управлении. Представление о различных школах менеджмента. Характеристика процессного, системного и ситуационного подходов к управлению, их отличительные особенности. Развитие теории, практики управления в России.

презентация [218,6 K], добавлен 10.11.2014

Классическая школа и вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время. Общие направления совершенствования муниципального управления. Анализ признаков классической школы в управлении.

курсовая работа [69,9 K], добавлен 10.09.2008

Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента их особенности. Развитие управления в России с давних времен. Этапы и школы в истории менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент и ее описание. Школа «человеческих отношений».

реферат [22,2 K], добавлен 14.01.2009

Теоретические аспекты школы человеческих отношений и поведенческих наук и их отражение в реальной практике управления персоналом на примере ООО «1С-Форус». Теории и концепции «человеческого» менеджмента и мотивации. Бихевиористский научный подход.

контрольная работа [72,9 K], добавлен 18.06.2010

Описание состояния управленческой науки до появления школы человеческих отношений. Исследование человека как основного фактора производства. Классификация его потребностей. Биографии и основные взгляды наиболее известных представителей данной школы.

курсовая работа [47,0 K], добавлен 23.12.2009

Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

курсовая работа [49,6 K], добавлен 17.05.2015

Эволюция управленческой мысли. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента: классическая, психологии и человеческих отношений, науки управления. Разнообразие моделей менеджмента. Развитие менеджмента в России.

курсовая работа [35,2 K], добавлен 13.12.2003

Источник

[njwa_button id="1161"]
Показать больше

Похожие статьи

>
Закрыть
Adblock
detector